Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ (когнитивные нарушения, задержка психического развития), старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
статья по коррекционной педагогике по теме
Выступление на Городской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; опыт, возможности, перспективы" в рамках Форума "От возможностей к перспективам:образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях", 1-9 декабря 2015 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ovz_dedovakernosenko_-_kopiya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дедова С. М.,
Керносенко Е. А.,
ГБУ ГППЦ ДОгМ
ТО «Переделкино»
педагоги – психологи
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ (КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ) СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Кроме того, существует большая прослойка детей, которые посещают массовые общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, но под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий и, прежде всего, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников. К этой категории относятся дети с ограниченными возможностями здоровья. Эта группа детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями:
• слуха;
• зрения;
• речи;
• опорно-двигательного аппарата;
• задержкой психического развития;
• интеллекта;
• расстройствами аутистического спектра;
• множественными нарушениями развития.
Т.В. Егорова дает обобщенную классификацию. В основе её классификации лежит группировка категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
· телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
· сенсорные нарушения (слух, зрение);
· нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Существуют другие классификации разных авторов, анализируя которые, можно сделать вывод, что диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные трудности, до детей с необратимыми тяжелыми поражением нервной системы.
Отклонения в развитии приводит к нарушению связи ребёнка с социумом. Особенности поведения этих детей препятствует спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Возникает необходимость развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.
Затруднено социальное развитие ребенка, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, с большими трудностями овладевают средствами речевого общения. Усвоенные ими речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Контакты носят поверхностный характер, а у многих общение со сверстниками эпизодическое. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. Когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
Таким образом, у одних не сформированы правила коммуникации, другие не умеют их использовать в актуальных жизненных ситуациях. Часто отсутствует пролонгированный эффект полученных навыков. А взрослый, носитель культуры, не может или не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.
В связи с инклюзией в образовании дети с ОВЗ обучаются и воспитываются вне изолированных коррекционных учреждений и остро нуждаются в практическом освоении социальных ритуалов и форм социального взаимодействия.
Необходимо целенаправленно формировать у них коммуникативные навыки: умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях.
В ходе коррекционно-развивающей работы необходимо решать следующие задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
- развитие у детей коммуникативных навыков, навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими; умения сопереживать;
- формирование у детей навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами и т.д.);
- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- обучение детей речевым средствам общения.
Коррекционно-развивающая работа – это обязательная, систематическая, специальная психолого-педагогическая помощь, в процессе которой дети учатся работать в группе, учитывать желания и настроение окружающих, у детей развиваются коммуникативные навыки и возникает чувства принадлежности к группе.
И при составлении коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ необходимо учитывать ряд принципов.
Организация учебного процесса должна учитывать психофизиологические особенности ребёнка (опираться и интенсивно использовать те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего развития (восстанавливать и развивать те, которые отсутствуют).
Не каждому ребёнку требуется проходить всю коррекционную программу – возможно исключение некоторых типов заданий или даже разделов и блоков, если те навыки и действия, которые с их помощью усваиваются, в достаточной степени сформированы у данного конкретного ребёнка. Однако оставшиеся задания должны предъявляться постепенно, по мере их усложнения.
Работа в парах или группах, которая создаёт естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социально взаимодействия.
Эффективность коррекционной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья зависит от согласованных действий различных специалистов (педагога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медицинского работника) по принятию оптимальных решений для развития личности особого ребёнка и успешного его обучения в ситуациях дошкольного и школьного взаимодействия с обычными детьми, а так же от грамотно подобранных форм, методов и приёмов.
В нашем отделении работа педагогов-психологов с детьми представлена различными формами: это и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, и групповые. Не смотря на то, что детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо расширять зону общения, не все могут заниматься в группе по медицинским показаниям. Таким детям предлагается индивидуальное сопровождение. В нашем отделении практикуется и такой маршрут психологического сопровождения: сначала для ребёнка предлагаются индивидуальные занятия, которые являются подготовкой для перехода ребёнка к групповым занятиям. Часто такой путь проходят дети с чертами аутичного поведения, психопатоподобным синдромом, с очень высокой тревожностью или агрессивностью и другими нарушениями.
При подборе формы занятий в любом случае проводится комплексная диагностика ребёнка, учитываются все его особенности физического и психологического развития.
Итогом групповых занятий обычно является повышение самооценки, обогащение эмоциональной и личностной сферы. Участники любой
психологической группы отличаются друг от друга полом, темпераментом, интеллектом, степенью общительности и т.д. Они имеют разные интересы и жизненный опыт, естественно принося всё это с собой. Поэтому группа становится прообразом настоящего большого мира и даёт каждому ребёнку возможность найти своё место в нём. В группе ребёнок знакомится с разнообразными вариантами эмоциональных и поведенческих проявлений, может примерить их к себе. Также он ощущает реакцию других людей на собственные слова и действия и может понять причины такой реакции (ведь всё происходящее обсуждается). Это даёт ему возможность выбрать и оставить себе подходящие способы выражения чувств и поведения, отказаться от нежелательных, а какие-то просто немного подкорректировать. В итоге он начинает лучше адаптироваться в социальном мире и находит в нём достойное место для себя.
Ещё важнее то, что в безопасной атмосфере группы ребёнок погружается в свой внутренний мир и приобщается к внутреннему миру других людей. Благодаря этому он начинает чувствовать общность с другими, одновременно учась принимать и уважать различия.
В настоящее время вниманию педагога-психолога представлено большое количество методов работы с детьми с ОВЗ. Психологи нашего отделения «Переделкино» в своей работе используют методы:
- сказкотерапии;
- игротерапии;
- песочной терапии;
- телесно-ориентированной терапии;
- психодрамы;
- изотерапии;
- психогимнастики.
Но чем же всё-таки отличаются занятия в группе детей с ОВЗ от групповых занятий детей, не имеющих таких нарушений развития? Проанализировав структуру занятий и программ в целом, мы пришли к выводу, что отличия всё же есть. Придать дополнительную уверенность, снизить тревожность при ожидании чего-то неизвестного, создать атмосферу принятия и безопасности во время занятий – это одни из главных задач, которые должны быть выполнены. Поэтому:
- Для детей с ОВЗ больше, чем для других детей важно присутствие ритуальности в занятиях (приветствие, прощание, музыкальное сопровождение, присутствие на занятиях постоянных героев, например, в виде мягких игрушек).
- Необходимо обязательное постоянное соблюдение правил поведения в группе.
- Надо поддерживать ощущение успеха в различной деятельности, применяя разные виды поощрений (медали, грамоты, наклейки и т.п.)
- Чаще нужно акцентировать внимание на актуальных на данный момент эмоциях.
- Занятия наполняются большим количеством игр и упражнений, направленных на совместную деятельность, сотрудничество. Используются игры со всей группой, в парах, с эмоциями, тактильные, этюды.
- В каждое занятие включаются упражнения и игры на принятие ребенка с ОВЗ остальными детьми в группе.
- Очень важно следить, чтобы в процессе деятельности на занятии каждый ребенок смог использовать свой потенциал, компенсируя тем самым невозможность сделать что-то другое.
Еще одной особенностью групп общения для детей с ОВЗ является то, что к блоку программы «Знакомство» приходится обращаться не один раз в течение курса занятий. Это связано с тем, что дети с ОВЗ могут отсутствовать некоторое время по болезни или по причине прохождения реабилитационных, лечебных курсов или процедур в других учреждениях (медицинских).
Необходимо также заметить, что общение детей с ОВЗ не ограничивается только общением со своими сверстниками в группе. Немаловажную роль в развитии коммуникативных навыков также играют все окружающие и сопровождающие его взрослые и сверстники в том образовательном учреждении, в котором ребёнок обучается. Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. И Россия не стала в этом смысле исключением. В последние годы в образовательных учреждениях всё больше обучается детей с ограниченными возможностями здоровья, что предъявляет новые и более высокие требования ко всем педагогам, воспитателям, а также к другим детям, посещающих образовательное учреждение.
Поэтому взаимодействие психолога с детьми с ОВЗ рассматривается как комплексная психологическая поддержка и помощь ребёнку, родителям, педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
В заключение нашего выступления предлагаем вашему вниманию одну притчу:
«Eхал один молодой человек на новом сверкающем "Ягуаре" в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень.
Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
- Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
- Простите меня, мистер, - ответил мальчик. - У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат - инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать
слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил "нет" механикам, которые предлагали отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень».
Список литературы:
1. Акатов Л.И., Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Владос, 2003.
2. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
3. Ковалёв Е., Староверова М. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – Владос, 2011.
4. Никольская О.С., Малофеев Н.С., Кукушкина О.И. Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. – Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Методическая разработка педагога-психолога...
«Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет)».
Показатели психофизического развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста...
Использование инновационных технологий в работе по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития старшего дошкольного возраста.
В статье раскрываются особенности использования инновационных технологий при формировании представлений о времени у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. К таким методикам относятся мнемотехника,...
Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»
В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специа...
Картотека игр по формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка представляет собой картотеку игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР. Каждая карточка содержит подробное описание игры, в котор...
Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития
В статье представлены рассуждения по теме коммуникативного развития, его методов и общение дошкольников 5-7 лет, имеющих задержку психического развития, с помощью игровой деятельности, как основного у...