Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушениями зрения
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_detey_5-6_let.docx | 58.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида
«Семицветик»
Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы
в старшей группе для детей с нарушениями зрения
«Ландыши» на 2018-2019 учебный год
(третий год обучения)
Составитель программы: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Бельш М.П. (первая квалификационная категория)
Принято
Протокол педагогического совета № 2
от 10.10.2018 года
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа……………………………………………………………… 4
Цели и задачи Программы…………………………………………………………………. 4
Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………. 4
Характеристика семей воспитанников…………………………………………………………. 5
Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения……………………. 5
Планируемые результаты освоения детьми Программы
Целевые ориентиры………………………………………………………………………… 6
Система оценки результатов освоения Программы……………………………………… 7
II. Содержательный раздел
Содержание коррекционной работы
Организация диагностического обследования…………………………………………… 7
Анализ результатов первичной диагностики развития зрительного восприятия детей … 8
Анализ результатов первичной диагностики интеллектуального развития детей………... 9
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы……………………………... 10
Развитие зрительного восприятия……………………………………………………... 10
Формирование навыков восприятия пространства и навыков ориентировки
в макро- и микро- пространстве……………………………………………………….. 12
Социально-бытовая ориентировка……………………………………………………. 13
Формы организации коррекционно-развивающей работы………………………………. 14
Методы и приемы реализации Программы……………………………………………….. 14
Взаимодействие специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционно- развивающих
и лечебно- восстановительных мероприятий…………………………………………………… 15
Консультативная и информационно-просветительская работа
Методическая работа с педагогами………………………………………………………… 16
Взаимодействие с родителями воспитанников……………………………………………. 18
III. Организационный раздел
Режим дня…………………………………………………………………………………………… 19
Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога (тифлопедагога)………………………. 20
График работы тифлопедагога……………………………………………………………………. 22
Проектирование коррекционно-развивающего процесса……………………………………….. 22
Условия реализации Программы
Особенности организации коррекционной предметно-пространственной среды………. 22
Кадровые условия реализации Программы………………………………………………... 22
Информационно-методическое обеспечение программы………………………………….. 23
Приложение
- Карта здоровья детей
- Схема обследования зрительного восприятия детей третьего года обучения
- Сводная таблица результатов обследования зрительного восприятия
- Диаграмма результатов обследования зрительного восприятия детей
- Схема обследования интеллектуального развития детей 5-6 лет
- Сводная таблица показателей уровня интеллектуального развития
- Диаграмма уровня интеллектуального развития
- Распределение детей на подгруппы
- Таблица-сопровождение для осуществления дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми
- График проведения индивидуальных занятий
- Список детей (адрес, И.О. родителей)
- Даты рождения детей в хронологическом порядке
- Примерное комплексно-тематическое планирование в старшей группе
- Недельный план занятий в старшей группе
- Расписание занятий
- Перспективное планирование коррекционно – развивающей деятельности
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г. №1155);
- письмом Минобрнауки РФ от 28.02.2014 года №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- письмом Минобрнауки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2001 года №03- 248;
- "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 года;
- Положением о порядке разработки, утверждения и реализации рабочих программ воспитателей, учителей-логопедов, тифлопедагогов, музыкальных руководителей МКДОУ «Детский сад № 447 комбинированного вида «Семицветик» (принято на педагогическом совете №1 от 28.08.2015).
Программа разработана на основании образовательной Программы дошкольного образования «Семицветик», а также Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И. Плаксиной (М., 2003 год, рекомендована Министерством образования РФ).
Программа учитывает специфические потребности детей с нарушениями зрения, обусловленные характером зрительной патологии, структурой и глубиной зрительного дефекта, наличием вторичных отклонений, личностными качествами детей, их мотивацией и прошлым опытом, социальными условиями, временем начала коррекционной помощи, а также отношением родителей к дефекту ребенка.
Программа обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности детей, преодоление вторичных отклонений и разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Настоящая Программа является документом, позволяющим организовать коррекционно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Цели Программы:
- Реализация общеобразовательных задач дошкольного образования через коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности и вторичных отклонений в развитии детей.
- Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения 5 – 6 лет.
Для достижения поставленных целей Программы определены следующие задачи:
- Создавать условия для успешной коррекции недостатков в психофизическом и социальном развитии детей.
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Развивать у детей сенсорные функции и перцептивные навыки.
- Развивать компенсаторные способы познания окружающего мира.
- Формировать восприятие пространства и навыки ориентировки в нем.
- Развивать общую и мелкую моторику, графомоторные навыки.
- Формировать обобщенные представления об окружающем предметном мире.
- Развивать мышление, все виды внимания и памяти.
- Развивать речевые и коммуникативные навыки детей.
- Укреплять и развивать эмоционально-волевую сферу детей.
- Развивать навыки социально адаптивного поведения.
Принципы и подходы к формированию Программы:
В процессе решения задач руководствуемся следующими принципами:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применяемости;
- полноты, необходимости и достаточности;
- системности;
- единства диагностики и коррекции;
- наглядности;
- комплексности;
- индивидуализации темпов и методов обучения;
- учета зон актуального и ближайшего развития;
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Следование данным принципам диктует необходимость учета в коррекционно-развивающей работе не только характера зрительной патологии детей, но и степени ее выраженности.
Срок реализации Программы – 1 год (2018 - 2019 учебный год).
Характеристика семей воспитанников группы
Национальный контингент воспитанников группы однородный. Родной язык всех воспитанников-русский, двуязычных детей нет. Исходя из этого, вся деятельность в группе осуществляется на русском языке.
Критерии | Количество |
Состав семьи: | |
Полная семья | 22 |
Неполная семья | 3 |
Многодетная семья | 2 |
В семье воспитывается 1 ребенок | 11 |
В семье воспитывается 2 ребенка | 12 |
В семье воспитывается 3 ребенка | 2 |
Жилищные условия семьи: | |
Комната | 1 |
Однокомнатная квартира | 5 |
Двухкомнатная квартира | 6 |
Трехкомнатная квартира | 6 |
Частный дом | 5 |
Съемное жилье | 2 |
Образование родителей: | |
Высшее | 16 |
Среднее специальное (техническое) | 22 |
Среднее общее | 6 |
Средний возраст родителей: | |
Мамы | 31 год |
Папы | 36 лет |
Особенности психофизического развития воспитанников группы
Группу посещают дети с амблиопией, косоглазием и другими глазными патологиями. У детей с нарушением функционирования зрительной системы происходят изменения в процессе приема и переработки информации на корковом уровне. Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, снижение его коммуникабельности, ограничивает его ориентировку. У детей нарушены глазодвигательные функции, фиксация их взора неустойчивая. Затруднено восприятие размера предмета, его протяженности, пропорций, расстояний, страдает соотнесение цветных изображений с предметами и явлениями окружающей действительности. Дети испытывают затруднения в восприятии движения. Формирование правильных представлений и понятий замедленно из-за бедности чувственного опыта детей. У детей с амблиопией и косоглазием отмечается снижение остроты зрения. Причем на одном глазу, как правило, оно более выражено. Это ведет к нарушению бинокулярного зрения, что осложняет формирование зрительного восприятия. Дети затрудняются в установлении пространственных связей и отношений между предметами, не улавливают смыслоразличительных, цветовых и других признаков предметов. Для детей характерно быстрое утомление зрительного анализатора, низкая работоспособность, бедность представлений об окружающем мире, сниженный уровень мыслительных процессов, низкий уровень развития зрительно-моторной координации и двигательной активности, трудности ориентировки в микро-и макропространстве, нарушение в эмоционально-волевой сфере, специфические особенности деятельности, общения, социальной коммуникации.
В коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать не только характер зрительной патологии детей, но и степень ее выраженности. При этом используется классификация нарушений зрения М.И. Земцовой (Приложение).
Воспитанники группы имеют различные нарушения зрительных функций:
- амблиопия – у 7 детей;
- сходящееся косоглазие – у 6 детей;
- расходящееся косоглазие – у 4 детей;
- гиперметропия – у 4 детей;
- миопия – у 5 детей;
- астигматизм – у 10 детей;
- артифакия – у 1 ребенка;
- нистагмоидно- альбинотический синдром – у 1 ребенка.
Наряду с первичным дефектом у большинства детей группы имеются вторичные отклонения в психофизическом развитии и сопутствующие заболевания:
- синдром эмоциональной неустойчивости – у 1 ребенка;
- синдром гиперактивности с дефицитом внимания – у 1 ребенка;
- астено-невротический синдром – у 1 ребенка;
- аденоиды I- II степени – у 4 детей;
- дизартрия- у 8 детей;
- задержка речевого развития – у 2 детей;
- задержка психоречевого развития – у 2 детей;
- моторная алалия – у 1 ребенка;
Планируемые результаты освоения детьми Программы
Целевые ориентиры третьего года обучения (5 – 6 лет)
Развитие зрительного восприятия:
- Ребенок отличает основные оттенки цвета, насыщенность. Умеет узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире. Умеет создавать картины по образцу, словесному описанию с использованием фланелеграфа и цветных и одноцветных изображений.
- Умеет отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, ромб, трапеция, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, конус, куб, цилиндр).
- Умеет локализовать заданную форму: «Найди все треугольники».
- Умеет дифференцировать сходные формы: «Раздели фигуры на две группы (круги и овалы)».
- Умеет анализировать сложную форму предметов (их изображений) с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, квадрат и т.п.): «У зайца туловище похоже на овал, голова круглая, лапы и уши – узкие овалы».
- Умеет использовать трафареты для изображения и дорисовывания предметов.
- Умеет располагать предметы (их изображения) в возрастающем и убывающем порядке величины.
- Умеет словесно обозначать величину предметов: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий.
- Умеет устанавливать взаимосвязь между предметами по величине: «Шкаф выше стола», «Стас выше Ники, но ниже Коли».
- Умеет классифицировать предметы по их основным признакам.
- Умеет находить по части предмета целый, составлять из частей целое.
Ориентировка в пространстве:
- Умеет обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.
- Определяет пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа – слева, вверху – внизу, впереди – сзади).
- Умеет передвигаться в заданном направлении. Обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад).
- Умеет ориентироваться в помещениях группы, детского сада и на участке.
- Владеет навыками микроориентировки: на листе бумаги, на поверхности стола.
- Умеет соотносить реальные предметы с их условными изображениями. Понимает простейшую схемой пространства (кукольная комната).
- Видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные ближе, дальше. Понимает заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.
Социально – бытовая ориентировка:
- Умеет называть окружающие предметы и материалы, их качества (форма, цвет, вкус, запах).
- Умеет делать обобщения (одежда, обувь, мебель и т.д.), дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная).
- Умеет правильно называть некоторые профессии, вычленять отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах, результат труда.
- Знает название своего города, домашний адрес.
- Умеет различать проезжую часть дороги и тротуар, понимает значение красного, желтого и зеленого сигналов светофора.
- Различает эмоциональное состояние человека (радость, страх, стыд, злость и т.д.).
Система оценки результатов освоения Программы
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая позволяет проследить динамику овладения детьми различными видами деятельности в процессе коррекционного обучения. Вместе с тем, мониторинговая деятельность тифлопедагога дает информацию об эффективности коррекционно-развивающей программы и продуктивности перспективного планирования коррекционно-развивающей работы.
II. Содержательный раздел
Содержанием коррекционно-развивающей работы является фактический материал, без усвоения которого дети не смогут адекватно взаимодействовать с окружающей действительностью и успешно входить в общеобразовательный процесс.
Организация диагностического обследования
Всей коррекционно-развивающей работе с детьми предшествует комплексное психолого-медико-педагогическое обследование. Обследование проводится тифлопедагогом.
Диагностика проводится по «Схемам тифлопедагогического обследования дошкольника с нарушениями зрения» (методика Л.В. Морозовой, М.М. Безруких, Л.И. Плаксиной, Н.В. Заикиной) в начале (сентябрь) и конце учебного года (май).
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. Результаты диагностики доводятся до сведения родителей в ходе индивидуального собеседования с целью формирования у них адекватного отношения к дефекту зрения своих детей и информационной готовности к участию в коррекционно-развивающем и образовательно-воспитательном процессах.
На основании полученных результатов тифлопедагогом в дневниках индивидуального развития детей вычерчивается диаграмма развития зрительного восприятия, проводится ее анализ и составляется программа индивидуального развития каждого ребенка. А на основании общего анализа полученных результатов тифлопедагогом определяются основные направления коррекционно-развивающей деятельности.
Анализ результатов первичной диагностики развития зрительного восприятия
В диагностике участвовало 19 детей. На начало учебного года средний показатель развития зрительного восприятия по группе – 2,2 балла.
Узнают и называют 12 цветов 14 детей (73%). Все дети (100%) соотносят предметы по цвету. Безошибочно разложить 7 оттенков в убывании насыщенности цвета смогли 3 ребенка (15%). Хорошо выделяют цвет в окружающей среде 7 детей (36%).
Уверенно называют все геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус) только 2 ребенка (10%). Многие дети заменяют название шара на «круг» или «мячик», а название куба на «квадрат». Могут соотносить плоскостные и геометрические формы 5 детей (26%). Хорошо локализуют заданную форму 5 детей (26%). Дифференцируют сходные формы 14 детей (73%).
Безошибочно соотносят 5 предметов по величине 17 человек (89%). Самостоятельно разложить 5 предметов в возрастающем и убывающем порядке величины могут 8 детей (42%). Большинство детей испытывают затруднения при словесном обозначении величины. Называют словом понятия «длинный - короткий» - 13 детей (68%), «широкий – узкий» - 3 человека (15%), «высокий – низкий» - 1 ребенок (5%).
Оценить взаиморасположение предметов в пространстве могут 10 детей (52%). Понимают значение пространственных предлогов (на, перед, за, в) 8 детей (42%). Большинство детей испытывают затруднения при словесном обозначении предлогов «перед», «за». Уверенно ориентируется в направлениях «слева - справа» только 10 детей (52%), в направлениях «впереди - сзади» - 12 детей (63%).
С анализом образца и конструированием из 6 геометрических фигур («Собака») самостоятельно справляются 7 детей (36%), с помощью – 10 (52%), не справляются – 2 ребенка (10%). Плоскостные картинки из двух частей собирают все дети (100%), из четырех частей – 17 детей (89%), из пяти и шести частей – 16 (84%). Кубики из 4-х частей собирают 15 детей (78%), из 6 частей – 13 детей (68%), из 9 частей – 9 детей (47%).
Низкий уровень зрительного внимания отмечается у 2 детей (10%), средний уровень – у 7 (36%), высокий уровень – у 11 детей (57%).
Восприятие сюжетной картины у большинства детей на низком уровне. Дети перечисляют объекты на картине, но не понимают и плохо оречевляют сюжет.
Предметные представления требуют уточнения и расширения. Следует обратить особое внимание на темы «профессии», «бытовая техника», «обувь» и ознакомление детей с назначением предметов окружающего мира.
Уровень развития зрительного восприятия
Разделы | Высокий [2,5 - 3,0] | Средний [2,0 – 2,4] | Низкий (меньше 2,0) |
|
|
|
Анализ результатов первичной диагностики интеллектуального развития детей
Диагностика проводилась по методике Барташниковой И.А. (Барташникова И.А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. Харьков, 1997).
В диагностике участвовали 18 детей. У одного ребенка объективно выявить уровень интеллектуального развития не удалось, так он не понимает инструкцию педагога и не справляется с заданиями. Средний показатель уровня интеллектуального развития детей в группе – 47%.
Зрительная память у детей развита лучше слуховой (47% против 31%). Устойчивость внимания на высоком уровне только у 3 детей (16%), на среднем – у 9 (50%), на низком – у 4(22%).
Произвольность внимания на высоком уровне у 3 детей (16%), на среднем – у 3(16%), у остальных (66%) – на низком. Большинство детей не справились с заданием «графический диктант». Зрительно-двигательная координация на среднем уровне – 49%.
Владеют операцией сравнения на высоком уровне 3 ребенка (16%), на среднем уровне – 6 детей (33%), на низком – 9 детей (50%).
Высокий показатель уровня комбинаторного мышления только у 2 детей (11%), средний – у 7 (38%), низкий – у 8 (44%). Одна девочка (Влада) смысл задания не поняла.
Математические представления сформированы на высоком уровне у 4 детей (22%), на среднем – у 6 детей (33%), на низком – у 8 детей. Все дети, кроме Влады считают до 10. Безошибочно называют цифры 6,7,8,9,10 только 4 ребенка. Выкладывают цифровой ряд до десяти – 8 детей. Обратным счётом от 5 до 1 владеют четыре ребенка. Уверенно ориентируются во временах года 10 детей, в частях суток – 9.
Уровень развития интеллектуального развития
Высокий (70 – 100%) | Средний (50 – 69%) | Низкий (0 – 49%) |
|
|
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы
Выявленный уровень развития детей определяет основные направления коррекционно-развивающей работы:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие осязательного восприятия, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
- формирование восприятия пространства и навыков ориентировки в микро- и макро- пространстве;
- социально-бытовая ориентировка.
Выделение названных видов специальных коррекционных занятий с тифлопедагогом обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего мира.
Содержание коррекционной деятельности по всем направлениям определяется Программой ДОУ с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. При этом деятельность специалистов и воспитателей группы осуществляется интегрировано.
Для детей с ОВЗ создаются условия для удовлетворения их особых образовательных потребностей через разработку и реализацию индивидуальных адаптированных программ.
Развитие зрительного восприятия
Задачи развития зрительного восприятия направлены на максимальное включение высших психических функций в сенсорно-перцептивные процессы, что предусматривает коррекцию, компенсацию и развитие в единой системе функциональной стороны восприятия (сенсорные процессы), его операционной (когнитивные операции, необходимые для познания объектов и ситуаций в условиях нарушенного сенсорного отражения) и мотивационной (установки и мотивы, определяющие потребность видеть) сторон (по Л.П. Григорьевой).
Основные задачи:
- стимулировать, упражнять и активизировать зрительные функции в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы;
- развивать скорость и полноту зрительного обследования предметов и явлений окружающей действительности;
- формировать представления о свойствах, качествах и назначении предметов окружающего мира;
- развивать сенсорные операции как части обследовательских перцептивных действий;
- расширять и закреплять знания о системе сенсорных эталонов;
- развивать предметную деятельность.
Программные задачи на третий год обучения:
Цвет Плаксина Л.И. |
|
Форма |
|
Величина |
|
|
Формирование навыков восприятия пространства
и навыков ориентировки в макро- и микро- пространстве
Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. При этом большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным восприятием.
Основные задачи:
- формировать представления о своем теле и его симметричности;
- формировать представления о пространственном расположении частей тела;
- учить ориентироваться «на себе»;
- формировать представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве;
- формировать потребность в самостоятельной ориентировке;
- учить преодолевать страх пространства и неуверенности в своих силах;
- обучать способам и приемам ориентировки в макро и микро-пространстве;
- учить ориентироваться по световым и звуковым сигналам;
- формировать умения словесного пояснения, описания пространственных положений предметов и объектов в окружающей обстановке и в микро-пространстве.
Программные задачи на третий год обучения:
- Учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использовать в речи пространственные термины.
- Определять пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа – слева, вверху – внизу, впереди – сзади).
- Учить пользоваться точкой отсчета: третий от меня и второй от моего соседа. Начинать отсчет с любого места и соответственно обозначать местоположение.
- Находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.
- Закреплять умение показывать рукой, флажком и т.д. направления пространства с точкой отсчета от себя: направо – налево, вверх – вниз, вперед – назад.
- Продолжать учить передвигаться в заданном направлении. Обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад).
- Продолжать учить ориентироваться в помещениях группы и детского сада. Запоминать и рассказывать как пройти в то или иное помещение детского сада (к другим группам, кабинету врача, к музыкальному залу и т.д.).
- Закрепить и уточнить знание детьми значения слов «далеко», «близко», «дальше», «близко».
- Учить ориентироваться на участке: определять и словесно обозначать пространственное расположение оборудования (веранда справа от меня, качели впереди, песочница слева).
- Учить ориентироваться с помощью слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительности:
- различать шум листвы, дождя, ветра, проезжающих машин, крики птиц;
- узнавать на ощупь игрушки, окружающие предметы;
- узнавать предметы по характерным запахам.
- Развивать навыки микроориентировки: на листе бумаги, на поверхности стола.
- Учить моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.
- Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условными изображениями. Познакомить с простейшей схемой пространства (кукольная комната).
- Учить изображать простейшие пути следования на рисунке и словесно. Делать простейшие схемы пространства: размещение игрушек на столе и срисовывание этого расположения. Упражнять в чтении простых схем пространства в играх: «Найди по схеме», «Где спрятан предмет?», «Расскажи, что где находится».
- Учить видеть расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные ближе, дальше. Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.
Социально-бытовая ориентировка
Данное направление коррекционно-развивающей работы представлено следующими блоками: «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдение и поведение на улице», «Ребенку о нем самом, окружающих людях».
Основные задачи:
- формировать представления о предметах ближайшего окружения, обучать действиям с ними в соответствии с их назначением;
- формировать представления об облике человека: мимике, жестах, осанке, походке, голосе, речи, проявлении эмоций;
- обучать формам общения вербального и невербального характера;
- формировать представления о содержании труда, названиях профессий, целей работы, материалах, результатах труда и его значении;
- приобщать детей к посильной помощи взрослым дома и в детском саду;
- формировать представления об учреждениях социума (библиотека, магазин, больница, школа, аптека);
- формировать навыки культурного поведения в общественных местах;
- расширить представления об явлениях общественной жизни, о стране, городе;
- формировать навыки культурного общения с детьми и взрослыми;
- формировать навыки предметно-практической деятельности;
- вовлекать детей в сюжетно-ролевые игры.
Программные задачи на третий год обучения:
- Учить называть окружающие предметы и материалы, их качества (форма, цвет, вкус, запах).
- Учить делать обобщения (одежда, обувь, мебель и т.д.), дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная).
- Знакомить с инструментами, необходимыми для работы взрослых.
- Знакомить с электроприборами, которые облегчают труд человека, ускоряют трудовой процесс и получение результата. Дать понятие об осторожном, безопасном использовании бытовых приборов.
- Учить уходу за предметами, игрушками, пособиями, хранению и использованию их по назначению.
- Дать детям знания о том, что взрослые трудятся, создают необходимые вещи, предметы. Наблюдать труд повара, прачки, продавца (учить правильно называть эти профессии), их основные трудовые обязанности. Учить вычленять отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах, результат труда и его значимость.
- Формировать представление о некоторых общественных учреждениях (детский сад, кинотеатр, почта, магазин, школа). Называть и понимать их назначение. Учить детей соответствующему поведению в общественных местах, быть культурными.
- Формировать представление о том, что наша страна очень большая. Самый большой и главный город – Москва.
- Учить правильно вести себя на улице. Наблюдать поведение взрослых и детей на улице, упражнять детей в переходе через улицу в положенных местах, учить правилам безопасного движения. Использовать для этого игровые ситуации на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги и тротуар, понимать значение красного, желтого и зеленого сигналов светофора, их значение.
- Уточнить знания детей о назначении транспорта (передвижение людей и грузов). Научить называть разные виды транспорта, группировать их по назначению. Обогатить представления о строении грузовой машины (двигатель, кабина для водителя, кузов, колеса).
- Помочь детям запомнить свои ФИО. Учить составлять свой словесный портрет: лицо, волосы, глаза, рост.
- Учить понимать мимику, жесты, оценивать эмоциональное состояние человека (радость, страх, стыд, злость и т.д.).
- Учить правилам ухода за телом, развивать интерес к здоровому образу жизни. Приучать следить за чистотой тела, одежды и обуви, аккуратностью прически.
- Формировать навыки культурного общения с детьми и взрослыми. Учить быть заботливыми, внимательными, благодарными.
- Дать детям представление о возможностях их зрения, о возможности замены зрительной информации слуховой при ориентировке в большом пространстве, когда дети не могут увидеть движущиеся объекты, но могут услышать, как они двигаются.
- Развивать полисенсорные способности детей в упражнениях типа: «Пощупай, понюхай и отгадай предмет», «Узнай по голосу, кто зовет», «Угадай друга на ощупь», «Чем пахнет на кухне, в медицинском кабинете?».
Формы организации коррекционно-развивающей работы
Основные формы организации коррекционной работы с детьми – подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность.
Подгруппы для коррекционных занятий формируются тифлопедагогом на основании результатов первичной диагностики, с учетом уровня развития зрительного восприятия, наличия детей с различной степенью выраженности той или иной зрительной патологии. Состав подгрупп достаточно подвижен и зависит от успешности детей в процессе лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей деятельности.
Индивидуальные занятия, в зависимости от цели, можно разделить на два вида:
- занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, лечению на офтальмологических аппаратах;
- занятия по коррекции вторичных отклонений в развитии ребенка
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по разработанной тифлопедагогом индивидуальной программе 1-2 раза в неделю с каждым ребенком. Количество индивидуальных занятий зависит от выраженности первичного дефекта зрения ребенка и вторичных отклонений в его развитии.
Методы и приемы реализации Программы
Выбор методов коррекционной работы определяется характером и структурой зрительных нарушений воспитанников, возрастом, в котором у них возникли эти нарушения, общим уровнем развития и потенциальными возможностями развития детей группы. В коррекционной работе используются как общедидактические методы и приемы, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей.
Приемы словесного метода:
- беседа, способствующая повышения познавательной активности;
- чтение стихов, потешек, загадок по ходу выполнения коррекционного задания;
- словесный образец описания обследуемого предмета, его свойств и качеств;
- пояснение, инструкция;
- указания
Приемы наглядного метода:
- демонстрация объекта;
- последовательное обведение контура объекта с целью тренировки целостного восприятия объекта и выделения его характерных частей;
- выделение объекта из множества при помощи указки, графических средств;
- наблюдение и рассматривание иллюстраций
Приемы практического метода:
- продуктивная деятельность (конструирование, изобразительная деятельность);
- сюжетно-ролевая игра;
- дидактические игры;
- экспериментирование
Специфика использования общедидактических методов состоит в том, что обязательным компонентом каждого дидактического метода является тот или иной прием практического метода.
Взаимодействие специалистов ДОУ в разработке и реализации коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий
Реализуя принцип комплексности, педагоги и медицинские службы ДОУ осуществляют взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы в различных формах:
1. Тетрадь взаимосвязи сестры-ортоптистки и учителя-дефектолога (тифлопедагога) содержит следующие разделы:
- возрастные нормы остроты зрения;
- блок лечебно-восстановительной работы (цикл окклюзий, аппаратное лечение, назначения врача для тифлопедагога и воспитателей, этапы лечения).
2. Тетрадь взаимосвязи тифлопедагога и воспитателей группы содержит следующие разделы:
- информация о медико-педагогическом составе специалистов, работающих с детьми группы;
- медико-педагогические рекомендации воспитателям по организации лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы;
- условные обозначения аппаратов;
- информация о состоянии зрения детей (офтальмологический диагноз, характер зрения, коррекция зрения);
- таблицы динамики остроты зрения в течение учебного года;
- рекомендации по учету зрительных нарушений у детей в индивидуальной работе и на групповых занятиях (таблица-сопровождение);
- блок коррекционно-развивающей работы с детьми по каждой лексической теме, рекомендации для воспитателей по индивидуальной работе с детьми.
3. Методическое объединение учителей-дефектологов (тифлопедагогов) и воспитателей групп для детей с нарушениями зрения является средством координации методической работы педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения. Заседания МО проводятся 4-5 раз в учебном году.
План работы методического объединения на 2018-2019 учебный год
Цель деятельности МО: повышение профессионального мастерства учителей-дефектологов и воспитателей коррекционных групп с целью обеспечения качественного учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.
Задачи:
- развивать активность, аналитические способности, критическую оценку к своей деятельности и творческий потенциал педагогов ДОУ;
- повышать уровень теоретической и практической подготовки педагогов в вопросах тифлопедагогики;
- совершенствовать программно-методические и нормативные условия организации коррекционно-развивающего процесса ДОУ;
- расширять знания педагогов об особенностях организации предметно-пространственной среды в ДОУ, обеспечивающей развитие детей
№ | Период | Обсуждаемые вопросы | Ответственные |
1 | Октябрь |
| Руководитель МО М.П. Бельш Воспитатель О.В. Конькова Тифлопедагог Е.А. Фёдорова Руководитель МО М.П. Бельш |
2 | Декабрь |
| Воспитатель И.А. Турбина Воспитатель Л.О. Разгоняева Воспитатель Л.Н. Забавчук Тифлопедагоги и воспитатели |
3 | Февраль |
| Воспитатель Г.Н. Мусихина Воспитатель А.К. Опрышко Воспитатель О.Л. Хлебникова Руководитель МО М.П. Бельш |
4 | Апрель |
| Тифлопедагог Л.А. Ивина Воспитатель О.В. Конькова Руководитель МО М.П. Бельш Руководитель МО М.П. Бельш |
Консультативная и информационно-просветительская работа
Консультативная и информационно-просветительская работа специалистами проводится с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.
Методическая работа с педагогами
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения, и обеспечение результативности коррекционно – развивающего процесса.
Форма работы | Содержание | Сроки |
Рекомендации |
| Октябрь Ноябрь Декабрь Еженедельно |
Консультации |
| Сентябрь Октябрь Декабрь Февраль Ноябрь По мере необходимости |
Работа в творческой группе по приоритетному направлению деятельности ДОУ |
| В течение учебного года |
Сборники, картотеки для осуществления взаимосвязи в работе с воспитателями |
| Еженедельное пополнение |
Взаимодействие с родителями воспитанников
Цель: переориентирование родителей с потребительской пассивной позиции на активное взаимодействие со специалистами, установление доверительных отношений родителей с педагогами, родителей различных семей между собой.
Форма работы | Содержание | Сроки |
Анкетирование | «Какие мы родители?» | Ноябрь |
Индивидуальные консультации | Итоги первичной диагностики уровня развития зрительного восприятия и интеллектуального развития детей, индивидуальная коррекционно – развивающая программа на третий год обучения | Сентябрь |
Результаты итоговой диагностики уровня развития зрительного восприятия и интеллектуального развития детей в конце учебного года | Май | |
Письменные консультации |
| В течение года |
Групповая консультация | «С чего начинать обучение грамоте?» | Ноябрь |
Родительские собрания | «Вот и стали мы на год взрослей»
| Октябрь |
«Развитие любознательности, познавательной активности ребёнка в семье и организация безопасного пространства дома» | Февраль | |
«Дети наши повзрослели: подросли и поумнели»
| Май | |
Выставки | «Осенний калейдоскоп» - выставка семейных творческих работ | Сентябрь |
«Причуды природы» - выставка поделок из природного материала | Сентябрь | |
«Зимняя сказка» - выставка детских творческих работ | Ноябрь | |
«Рождественский венок» - выставка семейных творческих работ | Декабрь | |
«Мир прекрасного» - конкурс-выставка детского творчества | Февраль | |
«Весенняя капель» - выставка детских творческих работ | Март | |
Детские работы, выполненные на коррекционных занятиях тифлопедагога | Ежедневно | |
Рекомендации | Советы по закреплению и совершенствованию навыков, сформированных на занятиях | Еженедельно в соответствии с лексической темой |
Родительские мастерские (индивидуально) |
| Сентябрь Октябрь |
Памятки |
| Октябрь Декабрь Январь Февраль |
Проект | «Радуга эмоций» | Март – Апрель |
III. Организационный раздел
Режим дня
Время Вид деятельности | |
7.00-8.10 | Прием и осмотр детей, дежурство, игры, выполнение назначений врача- офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога |
8.10-8.17 | Утренняя гимнастика |
8.17-8.25 | Подготовка к завтраку |
8.25-8.40 | Завтрак |
8.40-8.50 | Подготовка к образовательной деятельности |
8.50-9.15 | Образовательная деятельность (I подгруппа) |
915-9.30 | Второй завтрак, игры |
9.30-9.55 | Образовательная деятельность (II подгруппа) |
9.55-10.05 | Подготовка к образовательной деятельности |
10.05-10.30 | Образовательная деятельность |
10.30-10.40 | Подготовка к прогулке |
10.40-12.20 | Прогулка |
12.20-12.30 | Возвращение с прогулки |
12.30-12.45 | Подготовка к обеду. Зрительная и артикуляционная гимнастики |
12.45-13.00 | Обед |
13.00-13.10 | Подготовка ко сну |
13.10-15.00 | Сон |
15.00-15.15 | Подъем, закаливание, зрительная гимнастика |
15.15-15.20 | Подготовка к полднику |
15.20-15.30 | Полдник |
15.30-15.35 | Подготовка к образовательной деятельности |
15.35-16.00 | Образовательная деятельность/ совместная деятельность/выполнение назначений врача-офтальмолога, рекомендаций тифлопедагога |
16.00-16.10 | Подготовка к прогулке |
16.10-18.10 | Прогулка |
18.10-18.15 | Возвращение с прогулки |
18.15-18.20 | Подготовка к ужину |
18.20-18.35 | Ужин |
18.35-19.00 | Прогулка, индивидуальные беседы с родителями, уход домой |
Циклограмма рабочего времени тифлопедагога
Дни недели | Время | Формы работы | Общее время |
Понедельник | 8.00 – 8.55 | Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности. | 55 минут |
8.55 – 9.20 | Проверка индивидуальных домашних заданий | 25 минут | |
9.20 – 10.30 | Подгрупповая деятельность по развитию зрительного восприятия | 70 минут | |
10.30 – 11.05 | Участие в режимных моментах. Музыкальное развитие. | 35 минут | |
11.05 – 12.00 | Индивидуальная работа | 55 мин | |
Вторник | 8.00 – 9.00 | Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности. | 60 минут |
9.00 – 10.00 | Подгрупповая деятельность по развитию зрительного восприятия | 60 минут | |
10.00 – 11.00 | Индивидуальная работа | 60 минут | |
13.00 – 14.00 | Организационно – методическая деятельность: консультирование педагогов | 60 минут | |
Среда | 8.00 – 9.00 | Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности. | 60 минут |
9.00 – 9.25 | Участие в режимных моментах. Физическое развитие. | 25 минут | |
9.25 – 10.45 | Подгрупповая деятельность по развитию ориентировки в пространстве. | 80 минут | |
10.45 – 12.00 | Подготовка индивидуальных домашних заданий | 75 минут | |
Четверг | 8.00 – 9.00 | Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности. | 60 минут |
9.00 – 10.00 | Подгрупповая деятельность по развитию социально – бытовой ориентировки | 60 минут | |
10.00 – 11.00 | Индивидуальная работа | 60 минут | |
17.00 – 18.00 | Организационно – методическая деятельность: консультирование родителей. | 60 минут | |
Пятница | 8.00 – 9.00 | Плеоптика. Подготовка к аппаратному лечению. Подготовка к подгрупповой деятельности. | 60 минут |
9.00 – 10.00 | Подгрупповая деятельность по развитию социально – бытовой ориентировки | 60 минут | |
10.00 – 10.40 | Индивидуальная работа | 40 минут | |
10.40 – 11.05 | Участие в режимных моментах. Музыкальное развитие. | 25 минут | |
11.05 – 12.00 | Организационно – методическая деятельность: заполнение документации по взаимодействию с воспитателями | 55 минут |
График работы тифлопедагога
Понедельник | 8.00-12.00 | |
Вторник | 8.00-11.00 | |
13.00-14.00 | Консультации для педагогов | |
Среда | 8.00-12.00 | |
Четверг | 8.00 – 11.00 | |
17.00-18.00 | Консультации для родителей | |
Пятница | 8.00-12.00 |
Проектирование коррекционно-развивающего процесса
Коррекционно-развивающий процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации коррекционно-развивающего процесса обеспечивается единство обучающих, развивающих, коррекционных и воспитательных целей и задач.
Планирование коррекционно-развивающего процесса строится на основе комплексно-тематического принципа с учетом целевых ориентиров по всем направлениям работы (Приложение «Перспективное планирование коррекционно – развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и социально – бытовой ориентировке детей старшей группы»
Условия реализации Программы
Особенности организации коррекционной предметно-пространственной среды
Для реализации главной цели коррекционно – педагогической работы в группе созданы специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики. Особое место отводится оборудованию и оснащению. Предметно-развивающая среда соответствует коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия, активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов. Пространственная организация среды предусматривает широкие возможности разнообразной двигательной деятельности детей, она комфортна и безопасна.
В кабинете тифлопедагога и помещениях группы размещены зрительные тренажеры и ориентиры для снятия аккомодационного напряжения и развития прослеживающей функции глаз.
В кабинете учителя дефектолога имеются пособия и игры по всем разделам программы.
Перечень пособий:
- Фланелеграфы для фронтальной и индивидуальной работы.
- Подставки, указки, фоны.
- Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные) (муляжи, игрушки, трафареты, иллюстративный материал, настольные дидактические игры и т.д.).
- Пособия по ориентировке в большом и малом пространствах (планы помещений, ориентиры, вспомогательные средства, и т.д.).
- Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, танграмы, разрезные картинки, настольные дидактические игры и т.д.).
- Пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки, игры и т.д.).
- Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных).
- Пособия для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.
- Специальные пособия на развитие зрительных функций.
- Пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего мира (набор звуковых игрушек, разные поверхности, бытовые запахи и т.д.).
Информационно – методическое обеспечение Программы
Коррекционно–развивающая работа организуется в соответствии с разделом образовательной Программы дошкольного образования «Семицветик», разработанным на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной.
Методическая литература по разделу «Развитие зрительного восприятия» |
|
Методическая литература по разделу «Ориентировка в пространстве» |
|
Методическая литература по разделу «Социально – бытовая ориентировка» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Программа для старшей и подготовительной группы детей дошкольного возраста....
Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи
Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольног...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!». ...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (средний дошкольный возраст). Тема: «Осень»
На занятии закрепляется объём знаний об осени в игровой форме, решаются коррекционные цели:Обобщать знания детей об осени.Учить проводить длинные вертикальные лин...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с нарушениями зрения
Рабочая программакоррекционно-развивающей работыв средней группе для детей с нарушениями зрения...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с нарушениями зрения
Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всесторон...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – дефектолога Титовой Надежды Станиславовны группы для детей с нарушением зрения «Солнышко» (6-7лет) на 2022-2023 учебный год
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обязательная часть Программы разработана на основе коррекционной программы «Программы специальн...