Ребенок с нарушением слуха в общеобразовательной школе
статья по коррекционной педагогике
В данной статье отражены положительные и отрецательные моменты обучения ребенка с нарушением слуха в общнобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_s_narusheniem_sluha_v_obshcheobrazovatelnoy_shkole.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
М.Ю. Родионова
учитель – дефектолог, сурдопедагог
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 компенсирующего вида
Московского района Санкт - Петербурга «Надежда»
Дети с нарушением слуха – это дети, которые входят в категорию лиц с ОВЗ, имеющие дефекты развития слухо – речевой зоны, не позволяющие им овладеть речью как средством общения и познания окружающего мира в полной объеме без специальной коррекционной помощи [2].
Классификация нарушений слуха основана на разных критериях повреждения механизма преобразования звуковых сигналов в слуховой системе. В ней выделяют: кондуктивную тугоухость – нарушение механизма звукопроведения; сенсоневральную тугоухость – нарушение механизма звуковосприятия и слуховую нейропатию – резкое нарушение восприятия (разборчивости) речи, особенно в шумных условиях[2]. Для определения степени потери слуха проводят специальное аудиологическое обследование. По данной таблице, можно определить степень нарушения слуха [7]:
Степень потери слуха | Средние пороги слуха в дБ | Восприятие разговорной речи |
Тугоухость 1 степени | 20-40 | 6 - 7м |
Тугоухость 2 степени | 41-55 | 3м - у уха |
Тугоухость 3 степени | 56-70 | Громкая речь у уха |
Тугоухость 4 степени | 71-90 | Крик у уха |
Глухота | свыше 91 | 0 |
Детям с 4 степенью сенсоневральной тугоухости специалисты предлагают операцию по вживлению кохлеарного импланта (КИ).
В структуре дефекта нарушения слуха определяют первичные и вторичные нарушения. Первичным нарушением слуха можно считать тугоухость или глухоту, а последующие (вторичные нарушения) – это отсутствие речи или ее глубокое недоразвитие, что приводит к нарушению всех психических процессов: внимания, памяти, мышления и других компонентов личностного развития.
Происходит это за счет того, что несвоевременное и неполное формирование речи, отсутствие общения в достаточном объеме и естественной речевой форме тормозит овладение свойственными возрасту видами практической деятельности. В структуре речевой деятельности и приобретаемой языковой системы длительное время сохраняются специфические отклонения: фонетические дефекты, обедненный словарный запас, аграмматизмы, низкий уровень языковых обобщений и др.
После завершения обучения ребенка в дошкольном учреждении перед родителями воспитанников остро встает вопрос выбора дальнейшего пути. Все чаще, этот выбор падает на общеобразовательные школы.
Бесспорно, что ребенок с нормой развития и ребенок с ОВЗ развиваются по единым законам. Однако педагогам, которые обучают детей в общеобразовательных школах, следует помнить, что у детей с потерей слуха школьного и дошкольного возраста:
- мышление длительное время продолжает оставаться на ступени наглядно – действенного, а затем наглядно – образного, когда дети мыслят не словами, а образами, картинками. В формировании словесно – логического мышления они отстают от слышащих сверстников, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Только к 10 – 11 годам уровень наглядного мышления приближается к уровню слышащих детей;
- память отличается кратковременностью и имеет свои особенности. Прежде всего, дети с нарушением слуха усваивают существительные, имеющие прямую предметную отнесенность. Сложнее запоминаются глаголы и прилагательные. Плохо слышащие школьники затрудняются в передаче содержания текста своими словами, стремятся к дословному воспроизведению. Это можно еще отнести на счет неразвитого воображения;
- внимание характеризуется медленной переключаемостью. Продуктивность внимания детей с нарушением слуха остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками [6].
При обучении слабослышащего ребенка в общеобразовательной школе необходимо учитывать желание самого ребенка учиться и наличие у него определенных умений и навыков, которые включают в себя личностную, интеллектуальную, мотивационную, эмоционально – волевую и коммуникативную готовность. Необходимым условием эффективного обучения ребенка является возможность организации специальной коррекционной помощи в условиях общеобразовательного учреждения:
- согласованная система работы педагогического персонала, включающего работу группы сопровождения (учителя – дефектолога, сурдопедагога, логопеда, врача, психолога и пр.);
- согласие образовательного учреждения принять на обучение ребенка с нарушенным слухом;
- материально – техническое оснащение школы;
- обеспечение комфортного пребывания ребенка с нарушением слуха, воспитание толерантного отношения к нему со стороны окружающих;
- взаимосвязь педагога и родителей ребенка с ОВЗ, реальные возможности семьи оказывать ребенку постоянную необходимую помощь.
Несмотря на созданные благоприятные условия для обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательной школе у него может возникать ряд личностных трудностей, о которых необходимо знать педагогам. Это может быть утрата лидерства, боязнь насмешек со стороны слышащих сверстников, неумение работать в большом коллективе, недостаток речевой практики, задержка физического развития. К особенностям физического развития можно отнести двигательную расторможенность, чрезмерную возбудимость или, наоборот, малоподвижность, заторможенность.
Для преодоления трудностей и обеспечения максимально эффективного обучения детей со слуховой депривацией, педагогам можно предложить ряд советов и рекомендаций.
Важно правильно определить место ребенка в классе – за первой или второй партой. Он должен хорошо слышать и видеть все, что происходит в помещении. Если ребенок протезирован на одно ухо или носит КИ, необходимо посадить его так, чтобы ученик протезированным, или просто лучше слышащим, ухом находился ближе к учителю.
Учитель должен пользоваться голосом разговорной громкости, говорить естественно, в спокойном темпе, четко артикулируя произносимый речевой материал. Это крайне важно, поскольку речь педагога является образцом для подражания. Кроме того, учитель должен уделять внимание коррекции грамматического строя речи ребенка с нарушенным слухом, исправлять его аграмматизмы.
Обязательным условием эффективности работы является тесная взаимосвязь педагога и врачей общеобразовательного учреждения, которые должны следить за изменениями в состоянии слуха ребенка, направлять его на систематическую аудиологическую проверку.
Перед началом занятий педагогу необходимо поговорить с ребенком и убедиться, что тот его слышит. Если ребенок не слышит обращенную речь – заменить батарейку в индивидуальном слуховом аппарате или КИ. Детям с КИ, на второе ухо необходимо носить слуховой аппарат, чтобы он воспринимал речь бинаурально, т.е. как ребенок с нормой слуха.
Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. Если ребенок затрудняется в ответе, следует дать ему время подумать, продолжая опрос детей, но затем вернуться к работе с учеником. Учитель должен контролировать работу такого ученика, выяснять, правильно ли он понял объяснения. Оставленный без внимания даже небольшой пробел в знаниях приведет к непониманию последующих разделов учебного предмета. Поэтому школьников со сниженным слухом необходимо контролировать на каждом занятии в разных формах, например: «Повтори, что я сейчас сказала», «Что сказал Саша?», «Продолжи, пожалуйста», и т.п.
Не рекомендуется предлагать слабослышащему ученику выполнять письменную самостоятельную работу в то время, когда класс работает устно. Поскольку в этом случае ребенок «выпадает» из определенного вида работы и может даже не знать, чем занимались в это время одноклассники. Кроме того, ребенок не совершенствует своих умений и навыков в устной фронтальной работе, не закрепляет умения участвовать в диспутах и спорах. Но это очень индивидуально. Если учитель заметил, что ребенок стесняется, что он замкнулся, лучше дать ему письменную работу, но обязательно затем спросить устно.
Кроме того, учитель должен работать в тесном контакте с родителями, проводя опережающую подготовку (предварительную разъяснительную работу) перед уроками чтения или математики (например, при решении задачи), т.к. ребенку сложно сразу включиться в работу. У него могут возникнуть языковые проблемы (непонятные слова или грамматические конструкции), проблемы в понимании смысла отдельных частей текста, диалогов, описания. Непонятные слова и выражения можно разобрать дома или перед началом урока.
Необходимо отметить, что зная особенности детей с нарушением слуха и методику работы с ними, а так же, работая в тесном контакте с родителями и специалистами, можно инклюзивно обучать ребенка с ОВЗ в любом образовательном учреждении.
Литература
- Готовность слабослышащего ребенка к обучению в школе, М. Владос, 2000
- Л.А. Головчиц. Дошкольная сурдопедагогика, М. Владос, 2001
- И.В. Королева. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых, СПб, 2000,
- Л.П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха, М. Владос, 2001
- М.И. Никитина, Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева. Воспитание младших школьников с нарушениями слуха, СПб сб. РГПУ им А.И. Герцена, 1996
- Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. Учителю о детях с нарушениями слуха, М. Просвещение, 1975
- Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом, М. Владос, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка с нарушениями слуха в семье. Речевые игры.
Представлены рекомендации и речевые игры по развитию речи ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье....
Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха.
В консультации отмечается важность взаимодействия семьи и ДОУ, преемственность коррекционно-развивающего взаимодействия в семейном общении. Педагоги предлагают практические рекомендации и советы по ус...
Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха
Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха во время образовательной деятельности....
Консультация для педагогов: "Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха"
Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха....
Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у ребенка с нарушенным слухом. Как работать с ребенком с кохлеарным имплантом (КИ).
Развитие слухового восприятия у ребенка с КИ. Использование кохлеарного импланта....
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим для детей с нарушениями слуха подготовительной к школе группы. «Профессия - спортсмен».
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим для детей с нарушениями слуха подготовительной к школе группы.«Профессия - спортсмен»....
Особенности построения ИОМ ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности разработки ИОМ (индивидуалього образовательного маршрута) ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....