Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха
консультация на тему

Ершова Ольга Борисовна

Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха во время образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема консультации: «Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха»

В образовательной организации кроме общих требований к организации рабочего места детей, должны быть отдельные условия для проведения занятий, отвечающие задачам программы коррекционной работы глухому ребенку. Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий для слухозрительного и слухового восприятия устной речи глухим ребенком. Среди них: расположение обучающегося в помещении, продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран).  Стол ребенка с нарушением слуха должна занимать  такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо взрослого и большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено.

При наличии у глухого ребенка других индивидуальных особенностей здоровья рабочее место дополнительное комплектуется в соответствии с ними. Наш Алеша нуждается в специальном кресле, поддерживающем корпус ребенка.

Обязательным условием является обеспечение глухого ребенка современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой. Бинауральное (двустороннее) слухопротезирование современными цифровыми слуховыми аппаратами, и/или двусторонняя имплантация позволяют повысить эффективность восприятия звучащей речи и неречевых звучаний, а также локализовать звук в пространстве, в том числе быстро находить говорящего. При этом ребенок должен носить слуховые аппараты постоянно, чтобы иметь возможность все время слышать звуки и речь. Это обязательное условие для  успешного его обучения и полноценного общения.     Если аппараты подобраны и настроены правильно, то  их постоянное использование не вызывает  у ребенка дискомфорта  и ухудшения слуха.

Неслышащие/плохослышащие  дети не всегда понимают  собеседника по ряду причин. Особенности  анатомического строения органов артикуляции говорящего (узкие губы, особенности прикуса и др.), маскировка губ (усы, борода, яркая помада и др.) и специфика продуцирования речи (нечеткая, быстрая речь и др.) значительно затрудняют понимание ее ребенком с нарушенным слухом.

Значение имеет место расположения говорящего по отношению к неслышащему/плохослышащему ребенку и количество включенных в беседу людей. Например, восприятие речи собеседника, располагающегося  спиной к источнику света, спиной или боком к ребенку, участие в разговоре двух  или более собеседников - негативно скажется на понимании речи.

В работе с глухими/слабослышащими детьми наглядные методы являются наиболее востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.

Дети с нарушенным слухом, благодаря компенсаторному свойству организма, опираются на слухо-зрительное восприятие, где зрению отводится значимая роль в получении информации. Поэтому взрослый должен обращать внимание на визуальную составляющую занятий. Длительные  устные объяснения требуют от глухого/слабослышащего ребенка максимальной концентрации внимания, что приводит к быстрой утомляемости, сужению объема принятой информации и  вызывает практическое выключение этих детей из образовательного  процесса. Информацию надо преподносить кратко, повторять основные тезисы неоднократно, разрешать детям поворачиваться к говорящему и ориентироваться при выполнении заданий на других детей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рабочего места ребёнка дома

Консультация для родителей, в которой рекомендуется правильная организация рабочего места ребёнка. А именно, размеры мебели, правильное положение тела и.т.д....

Консультация для педагогов: "Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха"

Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха....

Организация рабочего места для занятии лепкой в ДОУ.

Важным фактором, влияющим на характер реакций организма ребенка, являются условия, в которых проходят занятия (НОД) продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование)....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В пособии даны типы, классификация и причины нарушения слуха. Описаны объективные и субъективные методы исследования слуха у детей раннего возраста, а также современные подходы к обучению детей с нару...

Особенности построения ИОМ ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности разработки ИОМ (индивидуалього образовательного маршрута) ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....