Мастер-класс для педагогов "Использование карточек PEGS в работе с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике

ПЕКС (PECS) – это система общения при помощи обмена карточек. Она была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению.

PECS – система альтернативной коммуникации, которая изначально была создана для детей с аутизмом. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых отмечаются трудности с речью и общением.

Основной целью применения в коррекционной деятельности данной системы является организация взаимодействия с детьми с ОВЗ (дети с умственной отсталостью, аутизмом, с. Дауна, тяжелыми нарушениями речи).

Основные задачи, которые ставятся при работе с карточками ПЕКС:

- формирование мотивации к общению;

- развитие коммуникативных навыков (навыка общения с собеседником);

- стимулирование речевой активности;

- совершенствование у детей возможности понимания речи.

Отличия PECS от визуального расписания

PECS это то же, что и визуальное расписание. PECS - это система коммуникации, в которой с собеседником вместо реплик обмениваются карточками. В визуальном расписании используются карточки, но с целью отображения последовательности событий. У визуального расписания совсем иная функция, отличная от PECS, и обучают им пользоваться тоже совсем по-другому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_pecs.docx259.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ».

Что такое ПЕКС (РЕСS)?

Слайд 2.

ПЕКС (PECS) – это система общения при помощи обмена карточек. Она была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению.

PECS – система альтернативной коммуникации, которая изначально была создана для детей с аутизмом. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых отмечаются трудности с речью и общением.

Основной целью применения в коррекционной деятельности данной системы является организация взаимодействия с детьми с ОВЗ (дети с умственной отсталостью, аутизмом, с. Дауна, тяжелыми нарушениями речи).

Основные задачи, которые ставятся при работе с карточками ПЕКС:

- формирование мотивации к общению;

- развитие коммуникативных навыков (навыка общения с собеседником);

- стимулирование речевой активности;

- совершенствование у детей возможности понимания речи.

Слайд 3.Отличия PECS от визуального расписания

PECS это то же, что и визуальное расписание. PECS - это система коммуникации, в которой с собеседником вместо реплик обмениваются карточками. В визуальном расписании используются карточки, но с целью отображения последовательности событий. У визуального расписания совсем иная функция, отличная от PECS, и обучают им пользоваться тоже совсем по-другому.Видео с Ильей

Слайд 4.Если использоватьPECSкак систему коммуникации, то надо пройти

Подготовительный этап

Слайд 5.Для начала обучения PECS необходимо следующее:

  • оценить навыки общения ребенка (контрольный список ВНО+ целесообразность применения РЕСS);

9 важнейших навыков общения

Продуктивныенавыки:                   Навыкивосприятия

1. Просьба о поощрении.

2. Просьба о помощи.

3. Просьба о перерыве.

4. Ответ «Нет» на вопрос «Ты хочешь?».

5. Ответ «Да» на вопрос «Ты хочешь?»

  • определить, какие предметы или действия являются наиболее привлекательными для ребенка, являются подкрепляющими стимулами (оценка, иерархия поощрений) - 3-5 мощных поощрений;

Слайд 6.Это можно сделать несколькими способами:

1. Наблюдение за ребенком и запись данных в таблицу. Можно пронаблюдать, чем любит заниматься ребенок в свободное время; что он любит есть - как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое; что любит пить, с кем любит проводить время; куда любит ходить, а также чего особенно не любит.

Эти данные можно записывать втакого рода таблицу: (см. в презентации)

2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые предметы ребенка вместе, и дать ему выбрать - либо из всего комплекта, либо - из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребенок выбирает чаще, какие - реже, с какими ему сложно расставаться, а какие - он отдает без сожаления. 

И на основе тестирования записать данные в таблицу:

Слайд 7.

  • после того, как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:

1. Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий. Желательно, не в полную величину, а размером 5Х5.

2. Липучки

3. Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут расположены в папке, как листы в книге.

4. Для будущего использования - картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определенном порядке - для построения предложений.

Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребенка и расширения словарного запаса, начального комплекта фотокарточек будет недоставать, и в процессе обучения нужно будет подготавливать дополнительные карточки.

Слайд 8.Этапы работы с карточками ПЕКС (PEKS).

Работа с карточками ПЕКС (PEKS) включает в себя 6 этапов. Каждый из этапов требует тщательной отработки полученных навыков. Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ученика и может занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий.

1 этап. «Как осуществлять общение». 

Слайд 9.Конечная цель:научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку, протягивает ее взрослому, и оставляет картинку в руке партнера.

Слайд 10.Требования к этапу и Стратегия обучения:

1. Участие двух педагогов: Коммуникативный партнер и Помощник.

На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых (на занятии эту роль выполняют педагоги, а дома при отработке навыка участвуют родители ребенка). Один из взрослых –«коммуникативный партнёр» - сидит напротив ребёнка и держит в руках предмет, который ребёнок хочет получить. Второй взрослый - помощник - сидит позади ребёнка и физически (своей рукой) направляет руку ребёнка к картинке, помогает ему взять её и протянуть коммуникативному партнёру.

2. Вербальные подсказки не использовать.

Для того чтобы не подавить инициативу ребенка, ни один из взрослых не обращается к ребенку с вопросами: "Что ты хочешь?" или с инструкциями; "Если хочешь конфетку, то дай картинку!". Важно что бы оба взрослых молчали. "Коммуникативный партнер" может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый ("фея") должен внимательно следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету - направить его руку к карточке, и помочь ему взять карточку, и протянуть - и все это тоже молча.

Когда ребенок кладет карточку в руку "коммуникативного партнера" - только тогда "коммуникативный партнер" произносит наименование данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием "коммуникативный партнер" озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова - он сможет сопровождать просьбу словами.

3. Использование одной карточки.

На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов, и не разнообразие просьб. Поэтому, используется только один предмет, и только одна карточка.

Что бы удостовериться, что у ребенка есть мотивация для получения данного предмета, изначально ребенок получает его без того, что бы протянуть карточку. Например, ребенок получает маленькую конфетку. Следующую конфетку "коммуникативный партнер" держит перед ним и не дает. Если ребенок протягивает руку, значит, он хочет еще, и тут вступает в действие "фея" - направляет руку ребенка к карточке, и помогает ему взять и протянуть карточку. Или, если это не предмет, а действие - например, качание на качелях. Сначала ребенка несколько секунд качают на качелях и останавливают качели. Если ребенок делает движения телом, чтобы продолжить качаться - "фея" направляет руку ребенка к карточке  с изображением качели, помогает ему взять эту карточку, и протянуть "коммуникативному партнеру". Он скажет "Качели!" и покачает ребенка еще несколько секунд.

Что делать, если ребенок не проявляет инициативу? Просто перейти к следующему предмету по списку. Например, ребенок больше не хочет конфету, можно начать работать над складыванием паззла (если изначально это действие является мотивационным для ребенка!). То есть, на первом этапе желательно "отработать" весь репертуар интересов ребенка. НО! Каждый раз только по одному предмету и только с одной соответствующей карточкой!

4. Следует стараться создавать 30-40 ситуаций в течение дня, в которых у ребенка возникает необходимость что-то попросить.

Очень важно проводить обучение интенсивно, и тренировать до тех пор, пока ребенок не сделает это действие (подаст карточку) - 30-40 раз в день.

В процессе обучения необходимо, что бы "коммуникативный партнер" и "фея" менялись местами и ролями, для того, что бы научить ребенка обращаться с просьбами к разным людям.

5. Используйте различные типы подкрепляющих стимулов: пища, игрушки и др.

6. Карточка должна соответствовать моторным навыкам ребенка (размер, толщина текстура, яркость рисунка и др.) и не имеет значение изображение на карточке (карточка может быть пустой).

Слайд 11.2 этап«Расстояние и настойчивость». 

Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника.Формируем навык «путешествовать» на всё большие расстояния от собеседника до альбома, суть заключается в том, чтобы изменения каждый раз были достаточно заметны для педагога и незначительными для ребёнка.

Слайд 12.Конечная цель: закрепить и обобщить навык, обученный на первом этапе - ребенок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него  карточку, подходит к взрослому, привлекает его внимание, и кладет ему в руку карточку.

Слайд 13.Требования к этапу и Стратегия обучения:

1. Два педагога (побуждение к действию дается вторым педагогом).

2. Не использовать вербальные подсказки.

3. Используется одна карточка.

На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребенком всего одна карточка, и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки.

4. Регулярно и часто проводить оценку подкрепляющих стимулов по причине изменения предпочтений у ребенка и изменения в учебной среде.

5. Навык передвижения за педагогом и к альбому тренируем после работы за столом.

Если на первом этапе  от ребенка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором этапе от ребенка требуется более сложная реакция. Например, взять карточку, встать из-за стола, и подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или, ребенок находится в пространстве, а не за столом. Он увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет - ребенок идет к столу, берет карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Или, еще вариант - ребенок подходит к доске, на которой на липучке висит карточка, снимает карточку, и подходит с ней к коммуникативному партнеру. Задачи "феи" здесь - физически направлять ребенка к карточке, или партнеру, если ребенок теряет сосредоточенность, и не может сделать это самостоятельно.

Итак, работу на втором этапе можно разбить на следующие шаги:

Шаг 1. Снять картинку с доски. Вместо того, что бы продолжать класть картинку на стол, на картинку прикрепляется липучка, и картинка на липучке вешается на доску, которая расположена на стене, рядом с местом, где сидит ребенок. Ребенок учится снимать картинку с доски, вместо того, что бы брать со стола. Этот шаг можно отработать за столом. То есть, "коммуникативный партнер" сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить.  "Фея" - сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, которая висит на доске, помогает ему взять картинку и протянуть ее "коммуникативному партнеру".

Шаг 2. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и учителем. Когда ребенок снимает картинку с доски, и протягивает "коммуникативному партнеру" для того, чтобы получить желаемый предмет, взрослый немного отодвигается назад. И тогда, для того, что бы вложить картинку в руку взрослого, ребенок должен встать со стула и приблизиться к нему.

Шаг 3. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и доской. Ребенка усаживают на стул немного дальше от доски, на которой висит картинка. И потом процедура повторяется. Для того, что бы получить желаемый предмет, ребенок должен встать со стула, подойти к доске, снять картинку, подойти к "партнеру", протянуть ему картинку - и только после этого получить желаемый предмет.

Шаг 4. Постепенное прекращение использования подсказок. Очень важно, как и при обучении любого другого навыка, прекращать использование подсказок (физического направления) как можно быстрее. Кроме этого, и "коммуникативный партнер" должен прекратить протягивать руку, для того что бы напомнить ребенку, что он должен положить в руку карточку. Таким образом, закрепляется желаемая реакция - ребенок из любого угла комнаты может подойти к доске, и взять карточку, и подойти к "партнеру", привлечь его внимание (например, дотронуться до него), и когда партнер обратит на него внимание - протянуть ему карточку, и получить желаемый предмет.

6. Создавайте большое количество возможностей для спонтанных просьб в ходе занятий.

Второй этап обучения РЕСS не прекращается никогда. То есть, для любой нововведенной карточки нужно отработать все варианты, и удостоверится в том, что ребенок может принести эту карточку в любой ситуации. На данном этапе следует постоянно работать над усложнением реакции, и научить ребенка переходить из комнаты в комнату, для того, что бы найти "партнера" или карточку, обращаться с просьбой к различным партнерам, включая сверстников, и сопровождать просьбу взглядом.

Иногда, вместо доски, используется папка для карточек. В данную папку можно прикрепить все картинки, которые использует ребенок, в течение работы на первом и втором этапе доставать из папки нужную карточку, и прикреплять на обложку папки.

Слайд 14.3 этап. «Различение карточек». 

После того, как ребенок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих, и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет - пришло время научить ребенка различать те символы, которые он использует для коммуникации.

Слайд 15.Конечная цель: данного этапа является умение ребенка попросить желаемый предмет. Ребёнок подходит к альбому PECS, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к педагогу и даёт ему карточку, либо закрепляет ее на специализированный планшет.

Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге, ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске.

Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек - карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить. Если ребенок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если он выбирает вторую карточку, то он получает предмет, который не хочет получать.

Слайд 16.Требования к этапу и Стратегия обучения:

1. Отсутствие вербальных подсказок.

Как и при обучении на предыдущих этапах, важно не использовать словесных подсказок, и не подсказывать ребенку, какую карточку он должен выбрать - "Нет, это неправильно, дай конфету!". На данном этапе обучение происходит с помощью натуральных последствий - выбрал правильно - получил то, что хотел. Выбрал неправильно - получит то, чего не хотел.

2. Частая оценка подкрепляющих стимулов.

Во время обучения, важно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребенок был более внимательным, и не привык подавать только левую или только правую карточку.Если ребенок ошибается, и подает ненужную ему карточку 2 раза подряд, следует использовать процедуру коррекции ошибки:

Шаг

Учитель

Ребенок

2 карточки перед ребенком

Подает неправильную карточку

Подает ненужный предмет

Отвергает и выражает недовольство

Моделирование и подсказка

Указывает пальцем на нужную карточку или придвигает открытую ладонь ближе к нужной карточке

Подает правильную карточку

Поощряет словесно, но желаемый предмет не дает

Переключение

Переключает на другое короткое задание, например имитацию движения, или выполнение инструкции.

Выполняет отвлекающее действие

Повторение

2 карточки перед ребенком

Подает правильную карточку

Получает предмет и словесное поощрение.

После того, как ребенок научился различать карточку желаемого предмета, от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап - выбор между двумя желаемыми предметами.
В данной процедуре применяется пошаговой обучение:

1. Перед ребенком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация. И рядом с ребенком расположена коммуникационная книга, на которой две соответствующие карточки.

2. Когда ребенок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет.

3. Новая реакция, обучаемая на этом этапе - это выбор предмета соответствующего картинке. Как только ребенок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребенок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребенок использует карточку правильно.

4. Если ребенок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию, и применить процедуру коррекции ошибки (описанную на предыдущем этапе).

3. Большое количество ситуаций для спонтанных просьб в течение дня.

Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее.
4. Изменение расстановки карточек на альбоме

Окончательным этапом в обучении различия карточек является обучение ребенка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Для этого следует снять все карточки с обложки книги, и поместить одну или две карточки высоко-мотивационных стимулов на первую страницу. И потом книгу прикрыть. После этого следует показать ребенку один из предметов. Ребенок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает - можно помочь ему с помощью физического направления, и постепенно убрать физическую подсказку.
Если карточки, которые использует ребенок, не помещаются на одной странице, следует добавить еще страницы. Если ребенок затрудняется перелистывать страницы, чтобы найти нужную карточку, можно снова применить физическую подсказку, и постепенно ее убрать.

Слайд 17.4 этап. Структура предложения.

Слайд 18.Конечная цель:ребенок просит предметы, которые находятся либо не находятся в поле зрения,  с помощью фразы, состоящей из нескольких слов. Он открывает книгу, находит символ "Я хочу", наклеивает его на полоску, находит изображение предмета, наклеивает на полоску, отрывает полоску от книги, подходит к коммуникативному партнеру, и подает эту полоску.

К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.

 

Слайд 19.Обучение на данном этапе происходит с помощью метода обучения цепочки поведения "От конца к началу". Вся цепочка поведения разбивается на реакции:

1. Подойти к книге / доске

2. Выбрать символ "Я хочу"

3. Прикрепить символ "Я хочу" на полоску.

4. Выбрать карточку желаемого предмета.

5. Прикрепить карточку желаемого предмета на полоску.

6. Взять полоску.

7. Дать полоску коммуникативному партнеру.

После этого обучение начинается с последней реакции - ребенку помогают выполнить реакции 1-6 (без слов!!! с помощью физического направления), и на седьмой реакции начинается процесс уменьшения подсказки. После того, как ребенок научился самостоятельно выполнять последнюю реакцию, процесс уменьшения подсказки переходит на шестую реакцию. То есть, реакции 1-5 выполняются с подсказкой, на шестой реакции - уменьшается подсказка, и седьмую ребенок выполняет самостоятельно. И так далее - постепенно уменьшается подсказка для 5-той реакции, 6 и 7 – самостоятельно; постепенно уменьшается подсказка для 4-той реакции, 5, 6 и 7 – самостоятельно; постепенно уменьшается подсказка для 3-ей реакции, 4, 5, 6 и 7 - самостоятельно - пока ребенок не научится выполнять самостоятельно всю цепочку поведения.

Иногда, для того чтобы облегчить процесс обучения, символ "Я хочу" заранее прикрепляется на полоску, и ребенок учится только выбирать карточку желаемого предмета, и подавать полоску. А после того, как ребенок научился это делать - символ "Я хочу" убирается с полоски, и вкладывается в книгу. И уже тогда ребенок учится находить символ, наклеивать на полоску, находить  карточку предмета - наклеивать на полоску и подавать полоску коммуникативному партнеру.

Слайд 20.Дополнительные навыки.

В процессе обучения на четвертом этапе - то есть, в процессе обучения составления двух карточек и подачи полоски, а не единичной картинки, ребенок должен обучиться дополнительным жизненно-важным коммуникативным навыкам.
Слайд 21.1. Просить помощь. Многие дети, которые научились просить отдельные предметы или действия, затрудняются попросить о помощи взрослого в сложной для них ситуации, и используют привычные поведения для этой цели - плач, истерики, разбрасывание предметов, и так далее.

Для того, что бы обучить ребенка просить помощь с помощью карточки, необходимо заранее продумать ситуации, в которых ребенок столкнется со сложностями. Например, ребенок, хочет открыть пакет чипсов, но не может этого сделать. Или ребенок не может завязать шнурки перед выходом на улицу. После этого необходимо подготовить подходящий символ, с помощью которого ребенок будет просить о помощи. Можно взять простую карточку одного цвета, и написать на ней "Мне нужна помощь" или "Помоги мне", или использовать нарисованный символ.

Следует создать трудную ситуацию, и в тот момент, когда ребенок не справляется и начинает нервничать, следует направить его руку к карточке, и помочь ему протянуть карточку. После того, как он это сделал, сказать: "Тебе нужна помощь!" и помочь ему.Данный навык нужно отрабатывать в разнообразных ситуациях, для того, что бы ребенок научился просить помощь не только когда ему нужно открыть пачку чипсов или завязать ботинки.

2. Отвечать на вопросы "Да" и "Нет".

На первоначальном этапе ребенок должен научиться отвечать "Да" или "Нет" о предметах или действиях, которые он хочет получить. Например: "Ты хочешь яблоко?". Если ребенок протягивает карточку "Да", то получает яблоко. Если протягивает карточку "Нет", то яблоко не получает. Также и о предметах, которые он не любит. "Ты хочешь лук?". Если ребенок протягивает карточку "Да", то получает лук. Если протягивает карточку "Нет", то лука не получает.

На втором этапе ребенок отвечает "Да" или "Нет", как подтверждение, или отрицание. Например, ребенку показывают яблоко, и спрашивают: "Это яблоко?". Если ребенок протягивает карточку "Да", то получит словесное поощрение "Молодец, правильно!". Если протягивает карточку "Нет", то словесного поощрения не получает.

3. Просить перемену. Ребенок должен научиться просить встать из-за стола, когда ему сложно продолжать занятие. Для этого нужно подготовить отдельный символ, обозначающий это понятие - например, фотокарточку самого ребенка, встающего из-за стола, или карточку с надписью "Перемена".

Тренировать подачу этой карточки можно во время занятий. Можно дать ребенку задание, и когда он его выполнит, похвалить, но не давать дальнейших указаний. Через несколько секунд ребенок начнет делать попытки встать из-за стола, и тогда следует помочь ему протянуть карточку "Перемена" и отпустить на перемену.

4. Реагировать на инструкцию "Подожди". Здесь тоже необходимо подготовить отдельный символ - карточку с надписью "Подожди" или изображение спокойно сидящего ребенка.

Тренировать можно следующим образом - показать ребенку любимый предмет, и дать ему в руки карточку "Подожди". Потом положить предмет перед ребенком, но блокировать реакцию ребенка, когда он пытается взять предмет. Подождать несколько секунд, потом попросить у него обратно карточку "Подожди", и только после этого позволить ему взять предмет. Постепенно нужно расширять промежуток времени, пока ребенок ждет получения предмета.

Кроме этих дополнительных навыков, следует работать над пониманием инструкций в обиходе, переходами от одного вида занятий к другому, и для некоторых детей - над выполнением последовательности действий с помощью визуального расписания.

Слайд 22-23.5. Свойствапредметов и расширениесловаря (форма, цвет, размер)

На данном этапе ребенок учится использовать дополнительные слова (в основном прилагательные) и строить фразы, состоящие из 3-4 символов (слов).

Реакция ребенка должна состоять в следующем:

1. Ребенок открывает коммуникативную книгу.

2. Выбирает символ "Я хочу" + символ прилагательного "красный" + изображение предмета "мяч" и выкладывает эти символы в правильной последовательности на полоске.

3. Берет полоску и подает ее коммуникативному партнеру.

Таким образом, ребенок должен научиться просить предметы и действия, которые находятся в поле его зрения, а также отсутствующие предметы.

Для того, что бы обучить данный навык, необходимо проверить, какие именно характеристики любимых предметов выделяются для ребенка. Если ребенок предпочитает только красные конфеты, а синие и зеленые его не интересуют, значит можно начать работать над прилагательным "красный".

Слайд 24.Если ребенка не интересуют цвета, то можно поискать другие характеристики - размеры, формы, предлоги или части тела.

Цвет

Конфеты М&М

Мармеладки

Фломастеры

Краски

Пластилин

Сок

Пирожные

Размер

Большой/маленький

Длинный/короткий

Еда

Миниатюрные фигурки

Пастила, жевательная резинка

Карандаши

Форма

Печенья

Крекеры

Формы для печений

Кубики

Части тела

Игра "Картофельная голова"

Место, где наклеить пластырь

Место, где сделать массаж

Место, где наклеить наклейку

Место, где поставить печать

Обучается данный навык тоже с помощью метода "От конца к началу" – BackwardChaining . Сначала ребенок учится присоединять самостоятельно последнюю карточку, потом предпоследнюю, а потом - делать самостоятельно всю цепочку поведения.

Для того, чтобы удостоверится, что ребенок действительно различает специфические характеристики предмета, можно дать ребенку самому взять тот предмет, о котором он уже попросил, также, как это было на третьем этапе (см. "Шаг второй").

Слайд 25.5 этап. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?».

Слайд 26.Конечная цель:обучить ребенка реагировать на вопрос "Что ты хочешь?"

То есть, только на пятом этапе, после того, как инициатива ребенка закрепилась, можно обучить ребенка реагировать на вопрос.

Почему только сейчас? Для того, чтобы научить ребенка прислушиваться к собственным желаниям, а не только реагировать и быть ведомым окружающими. Многие дети с аутизмом затрудняются именно в проявлении инициативы и обращении к окружающим, и если изначально приучить ребенка только реагировать на вопрос "Что ты хочешь?" - это может существенно подавить инициативу, а следовательно, и дальнейшее развитие социальных навыков и общения.

Обучение на пятом этапе происходит следующим образом:
1. Учитель, держа в руках предмет, который ребенок хочет получить, обращается к ребенку с вопросом и одновременно указывает пальцем на карточку в коммуникативной книге ребенка - на символ "Я хочу". Ребенок с легкостью берет этот символ и прикрепляет его на полоску, потом добавляет карточку желаемого предмета, и протянув полоску учителю, таким образом просит предмет.
2. После того, как ребенок научился это делать без подсказки, учитель переходит на следующий этап - задает вопрос "Что ты хочешь?" и только через 1-2 секунды указывает на карточку. Ребенок берет этот символ и прикрепляет его на полоску, потом добавляет карточку желаемого предмета, и протянув полоску учителю, таким образом просит предмет. В процессе обучения, учитель постоянно расширяет промежуток времени между вопросом и указательным жестом на карточку. Таким образом, ребенок учится реагировать именно на словесный стимул, а не на визуальный.
3. В процессе обучения очень важно поддерживать спонтанные реакции ребенка, и постоянно создавать ситуации, в которых ребенок проявляет инициативу и просит предметы или действия без того, чтобы его об этом спросили.

Слайд 27.6 этап. Комментирование. 

Слайд 28.Конечная цель:обучить ребенка комментировать происходящие в его окружающей среде события, отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что это?», «Что ты слышишь?»и таким образом привлекать внимание окружающих.

Функция этого поведения - это не получить самолет в свои руки, а привлечь внимание мамы. То есть данное поведение усиливается социальным поощрением (реакцией мамы "Ух ты!"), а не доступом к желаемому предмету или действию.

Но данный момент и является затруднением у детей с аутизмом - социальные поощрения их обычно интересуют гораздо меньше, чем мотивационные предметы. Поэтому, обучение комментированию начинается с обучения реакции на вопрос "Что ты видишь?", и после того, как ребенок научится различать "Что ты видишь?" от "Что ты хочешь?", можно будет использовать различные стратегии, чтобы научить его комментировать спонтанно, без того, что ему постоянно должны задавать вопросы.

При обучении следует помнить, что комментирование отличается от просьб следующим:

1. Комментирование возникает, когда в окружающей среде происходит какое-то интересное событие, а просьба - когда у ребенка есть желание или необходимость в получении доступа к предмету или действию. То есть изначально, эти реакции вызываются разными предшествующими факторами.

2. Комментирование приводит к получению социального поощрения (внимания) а просьба - к получению доступа к желаемому предмету или действию. То есть, у данных реакций абсолютно разная функция.

Следовательно, во время обучения следует:

1. Поощрять каждый коммуникативный акт соответственно - просьбу - предоставлением предметов или действий и похвалой, комментарий - только социальным поощрением! (похвала, улыбка, выражение лица, и т.п.)

2. Тренировать комментирование как минимум 30 раз в день в различных функциональных ситуациях.

Первый этап в обучении комментирования - это выбор соответствующих ситуаций и подготовка коммуникативной книги. В книге следует оставить на поверхности только карточку: "Я вижу..." и подготовить те карточки, которые будут соответствовать предметам, которые видит ребенок. Обучение можно начать, предварительно подготовив либо новые игрушки, либо создав какие-то необычные ситуации (например, мама вместо своих туфель, наденет папины), либо какие-нибудь сюрпризы. Выпрыгивающие игрушки, например, могут отлично подойти для этой цели.

Следует показать этот новый предмет ребенку (например, нажать на кнопку и выпрыгнет зайчик) и спросить "Что ты видишь?". Ребенок должен взять карточку "Я вижу..." и карточку с изображением зайчика, приклеить их в правильном порядке на полоску и протянуть полоску. Если необходимо, следует использовать подсказки, чтобы помочь ребенку выбрать правильные карточки. И после того, как ребенок протянул полоску нужно словесно похвалить ребенка, и не использовать никаких дополнительных поощрений.

На втором этапе нужно обучить ребенка различать карточки "Я хочу…" и "Я вижу…". Следует на поверхность книги выложить эти две карточки, а также дополнительные карточки мотивационных предметов. Теперь ребенок должен научиться правильно составлять предложение и правильно реагировать на вопросы "Что ты хочешь?" и "Что ты видишь?"

На следующем этапе нужно обучить ребенка комментировать спонтанно, а не реагировать на вопрос, а также постоянно поддерживать спонтанные просьбы предметов или действий.

Слайд 29-30.Трудности, с которыми можно столкнуться при обучении с помощью карточек ПЕКС(PEKS).

Причиной трудностей  приусвоения навыка альтернативной коммуникации  у детей могут служить ошибки взрослых. Ошибки бывают следующие:

Ошибка 1. Страх.

При малейшей неуспешности в приобретении навыка обмена карточками родители отказываются от данной системы и возвращаются к занятиям по имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий. Опасения возникают на основе уверенности в том, что само по себе развитие навыка звукопроизношения приведет к общению.

Ошибка 2. Закрепление «не коммуникативных» действий.

На практике встречаются помощники, которые не дожидаются инициативы ребенка, а тянутся вместе с его рукой к карточке (без его внутренней мотивации). Отсюда, ребенок не будет ими пользоваться, когда он хочет что-нибудь получить, и будет зависеть от подсказки взрослых.

Ошибка 3. Слишком быстрый переход к этапу различения карточек.

Пренебрежение вторым этапом обучения, и слишком быстрый переход на последующие этапы часто затрудняет обобщение данного навыка, и приводит к ограниченному использованию карточек.

Ошибка 4. Ограниченная среда обучения (лишь занятиями, либо квартирой).

Важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка везде, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент.

Ошибка 5. Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях.

Ограниченный набор карточек для просьб мотивационных стимулов часто не позволяет навыкам коммуникации последовательно развиваться. В данном случае общение становится принужденным и бессмысленным.

Слайд 31.Ошибка 6. Закрепление неправильной цепочки поведения.

Ребенок должен привыкнуть сам приносить карточки для желаемого предмета, а не направлять руку взрослого для удовлетворения желания.

Ошибка 7. Зависимость от подсказок.

Инициатива ребенка не должна гаситься словесными инструкциями и подсказками взрослого.

Ошибка 8. Требование речевых реакций в процессе использования карточек. 

Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Но не нужно сразу ожидать от него таких результатов.

Ошибка 9. Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек.

Чтобы ограничить использование предмета, нельзя убирать карточку – просто нужно научиться говорить ребенку «Нет» на его назойливые просьбы.

Ошибка 10. Не по этапное обучение.

Последовательное обучение  позволит избежать вышеперечисленных ошибок и поспособствует более быстрому и качественному обучению столь необходимым для вашего ребенка коммуникативным навыкам.

Основные преимущества использования карточек ПЕКС (РЕСS):

1. ПЕКС (РЕСS) – это способ коммуникации, который позволяет безречевым детям быстро приобрести навык общения с другими людьми.

2. С помощью ПЕКС (РЕСS)  можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3. С помощью ПЕКС (РЕСS) общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Мифы и заблуждения о ПЕКС (PEKS).

Миф 1. Мы используем картинки, значит, мы используем ПЕКС (PECS).

PECS — это не название каких-то определенных картинок и не синоним использования изображений. Это конкретный способ обучения человека  коммуникации с помощью изображений. В рамках этого способа ребенка или взрослого последовательно учат выражать свои желания и потребности, а также комментировать происходящее в окружающем мире. Обучение включает 6 отдельных этапов, а также стратегии для обучения тому, как включать качества предметов (например, цвет и размер) в свой язык.

Миф 2. ПЕКС (PECS) только для тех, кто совсем не говорит.

PECS может предоставить систему эффективной функциональной коммуникации людям без какой-либо устной речи, но ее также можно использовать для обучения отдельным важным навыкам тех, кто может говорить.

  • Основной акцент в обучении ПЕКС (PECS) делается на том, чтобы научить человека инициировать коммуникацию с другим человеком самостоятельно. Некоторые люди могут говорить, но им сложно понять необходимость социального взаимодействия. Например, они могут говорить в пустой комнате или обращаться к холодильнику. С помощью ПЕКС (PECS) их можно научить социальному подходу.
  • Другие люди могут говорить, но только в том случае, если им задают вопрос или подсказывают, что сейчас нужно что-то сказать. ПЕКС (PECS) может научить таких людей спонтанно инициировать коммуникацию.
  • ПЕКС (PECS) может быть системой альтернативной коммуникации для тех, кто не говорит, либо системой вспомогательной коммуникации для тех, кто может говорить.

Миф 3. PECS только для маленьких детей.

PECS использовалась в разных странах мира для людей в возрасте от 14 месяцев до 85 лет. Хотя процесс обучения может отличаться для людей разного возраста и с разными типами коммуникативных нарушений, PECS может быть эффективной системой функциональной коммуникации для разных возрастных групп.

Миф 4. PECS обучает только просьбам.

Просьбы — это первый навык, которому обучают в рамках PECS, но последний этап протокола обучает комментированию (например, «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…»). PECS не сводится только к удовлетворению потребностей и желаний, она также предусматривает обсуждение окружающего мира с другими людьми.

Миф 5. Если ребенок что-то попросил с помощью PECS, то нужно выполнить эту просьбу, и в результате ребенок станет «избалованным».

В протоколе PECS важно выполнять каждую просьбу только во время первого и второго этапа обучения. Это то время, когда ученик должен начать доверять новой системе коммуникации и своим коммуникативным партнерам. Если мы начнем говорить «нет» слишком рано, то ученик может отказаться от попыток коммуникации, потому что согласно его опыту, это не всегда работает.

Однако после того, как ученик достиг мастерства на второй стадии PECS, мы уже уверены, что он будет настойчив в своей коммуникации. После этого уместно научить человека тому, что он всегда может попросить то, что хочет, но иногда ответ на просьбу будет «нет».

МИФ 6. Если мы используем PECS, то эта система помешает человеку начать говорить.

Как и в случае с любой другой системой альтернативной коммуникации, применение PECS повышает вероятность, что человек начнет использовать устную речь.

Было проведено много исследований, посвященных появлению устной речи у пользователей PECS, и результаты указывают на то, что речь может быть прямым результатом применения PECS.

Мы также знаем, что даже если человек не начнет говорить благодаря PECS, то у него будет эффективная система коммуникации с разными людьми из своего окружения.

Миф 7. PECS только для людей с аутизмом.

Изначально PECS была разработана в США в рамках Программы по аутизму Делавера, так что она происходит из области аутизма. Однако с тех пор прошло более 30 лет, и различные исследования показали, что эта система подходит для людей с разными коммуникативными нарушениями. PECS применяется при аутизме, синдроме Дауна, синдроме кошачьего крика, синдроме Ангельмана, задержке психического развития, задержке речевого развития, речевой диспраксии, травмах головного мозга и так далее.

Список использованной литературы:

1. Лори  Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).

2. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

3. Кириллова, Е.В., Мамаева, А.В. Формирование основ коммуникации у безречевых детей 7—9 лет со сложной структурой дефекта // Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 2.

Дети с тяжёлыми нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой активности в частности и коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрослым, такой человек может стать агрессивным оттого, что он лишён права выбора, что его не понимают, или послушным, не верящим в себя, в свои силы. Чтобы уменьшить нежелательные для общества проявления, коррекционные педагоги совместно с родителями должны найти возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогав "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми"

12 ноября 2013 г. в рамках ММО на баде МБДОУ №13 "Улыбка" в г. Балашиха, был проведен мастер - класс для педагогов города на тему «Рисуем без кисточки» (знакомство с нетрадиционными формами рисования ...

Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в педагогической работе с детьми"

Данный материал дает педегогам обоснавание,для чего необходимо использовать мнемотаблицы в работе с детьми.Можно использовать и как консультацию для родителей.Педагоги могут подчерпнуть информацию о т...

мастер-класс для педагогов "Использование приемов кинезиологии в работе с детьми"

содержится информация о теории Лурии о трех функциональных блоках головного мозга, о межполушарном взаимодействии, привожятся примеры игр и упражнений, направленных на тренировку каждого их трех блоко...

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Мастер-класс «Педагогическая технология использования фитбол-гимнастики при работе с детьми ОНР»

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и п...

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...