Логопедические игры на формирование грамматического строя речи для детей с ОНР III и IV уровня с нарушениями зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В статье представлены игры на развитие грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III и IV уровень речевого развития старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедические игры на формирование грамматического строя речи для детей с ОНР III и IV уровня с нарушениями зрения
- Один-много
Цель: образование существительных (трудные формы) множественного числа в именительном падеже.
Показывай и называй
Это ухо А это…(уши)
Это лев А это …(львы)
Это пальто А это…(пальто)
- Чего не стало ?
Цель: трудные случаи употребления существительных в родительном
падеже множественного числа.
Это вишни. Нет вишен.
Это окна. Нет окон.
Это карандаши. Нет карандашей.
- Почитаем вместе
Цель: употребление существительных множественного числа в родительном падеже
И.П.ед.ч | И.п.множ.ч. | Р.п. множ ч. |
Кто? Что? | Кто?Что? | Кого? Чего? |
Заяц,полотенце | Зайцы.полотенца | Зайцев,полотенец |
Образец:
Я сейчас буду читать, что здесь написано, а ты мне помоги пожалуйста. Когда я покажу тебе картинку - назови,то, что ты на ней увидишь.
На птичьем дворе много (уток), (гусей) и (кур).
На столе много (чашек) и (блюдец).
Мы почистили много (сапог) и (ботинок).
- У кого-кто.
Цель: употребление существительных - названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.
Методические указания: игра проводится в два этапа. На первом этапе ребёнок знакомится с животными, у которых названия детёнышей не вызывают затруднения. На втором этапе задача усложняется – «родители» и «дети» называются по-разному.
Задание можно выполнить дважды. Первый раз ребёнок называет детёнышей только в единственном числе (первый столбик), второй в единственном и множественном числе.
Посмотри на картинки и скажи.
У гуся – гусёнок. А это – гусята.
У козы – козлёнок. А это – козлята.
У вороны – воронёнок. А это – воронята.
А теперь задание посложнее. Вспомни как зовут детёнышей этих животных.
У собаки - ….(щенок). А это - …(щенята)?
У коровы - …(телёнок). А это – …(телята)?
- Какой? Какая? Какое?
Цель: образование качественных прилагательных.
Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придётся придумать новое слово.
На улице мороз.
Значит день какой? (Морозный)
- Из чего сделано?
Цель: образование относительных прилагательных.
Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придётся самому придумать новое слово
Три поросёнка - Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф построили себе домики
Посуду тоже делают из разных материалов.
- Вкусная игра
Цель: образование относительных прилагательных.
На столе угощенье: пирожки, конфеты варенье
Мы пригласили гостей. Гости сели за стол. Расскажи гостям с чем пироги, из чего варенье и какие конфеты лежат в вазочке. Пусть гости сами выберут, что им больше нравится.
Из малины:
(малиновая конфета)
(малиновое варенье)
( малиновый пирог)
Из клубники:
(клубничная конфета)
(клубничное варенье)
( клубничный пирог)
- Странный зверь.
Цель: образование притяжательных прилагательных на -ий, -ья, ье.
Однажды утро все лесные звери проснулись и увидели, что у них всё перепутано: и головы, и хвосты и уши. Расстроились звери. Разве подходит зайцу волчий хвост, а лисе – заячья голова. Помоги зверям найти их хвосты головы и уши.
Чья это голова?
(заячья) (лисья) ( волчья ) ( медвежья )
Чей это хвост?
(заячий) (лисий) ( волчий) ( медвежий)
Чьи это уши?
(заячьи) (лисьи) ( волчьи) ( медвежьи)
Что за странное животное нарисовал художник?
Чья у него голова? (львиная)
Чьё туловище? (петушиное)
Чей хвост? (коровье)
- Что не так?
Наш художник опять всё перепутал. Посмотри и скажи, что на этих картинках не так.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Игра на не склоняемые имена существительные . "Ателье" Цель: обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи.Оборудование: КУКЛА ИХ КАРТОНА, ЛИСТ КАРТОНА С ВЫРЕЗАННЫМ СИЛУ...
Опыт работы учителя-логопеда, на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредствам кинетического песка."
Опыт педагогической работы учителя-логопеда, который может быть использован коллегами....
Игры на формирование грамматического строя речи у детей страшего дошкольного возраста
Игры, которые способствуют активизации детей во время занятий , а значит создают у детей интерес и успешность на занятии....
Игры на формирование грамматического строя речи у детей 5-6 лет
Игры на формирование грамматического строя речи у детей 5-6 лет...
Игра по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Цель: Развития навыка согласования прилагательного и существительного в роде, числе и падеже....
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.
Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы «Зимующие птицы»
Цель: обобщение и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».Задачи:Коррекционно-образовательные: расширение и активизация словаря детей по теме «Зимующие птицы», совершенство...