Адаптированные программы
рабочая программа по коррекционной педагогике

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АП для РАС279.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида№ 15 «Нэбзый»

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

МБДОУ № 15 «НЭБЗЫЙ»

Протокол № 1

от «26»августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий

МБДОУ  № 15   «Нэбзый»

_____________ Р.Р. Курганова

Адаптированная программа

для развития детей  

с ограниченными возможностями здоровья

с  расстройством аутистического спектра  (РАС).

пгт. Яблоновский

Содержание

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка                                                                              3    

  2. Актуальность программы                                                                          4

  3. Этапы работы по реализации программы                                                5

  4. Планируемый результат освоения программы                                        5

  1. Содержательный раздел

  1. Особенности развития детей с РАС                                                          6

  2. Психолого-педагогическое обследование детей с РАС                          7

  3. Основные этапы психологической коррекции                                        10                                      

  4. Структура коррекционно-развивающих занятий                                    10

2.5   Календарно- тематическое планирование                                                11

2.6   Взаимодействия со специалистами ДОУ, работающими с воспитанниками с РАС                                                                                        15

2.7   Взаимодействие с семьями воспитанников с РАС                                 16

2.8   Просвещение и профилактика                                                                   17

  1. Организационный раздел  

3.1.   Организация развивающей предметно-пространственной среды         18

3.2.   Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания для реализации программы                                                            19

4   Список литературы                                                                                         20

5   Приложение                                                                                                21

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        В данной адаптированной программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства коррекционной работы с ребенком дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

        Адаптированная программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ № 15 «Нэбзый» на основе:

  • Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;
  • Федерального закона от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2012 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобр-науки России от17.10.2013г. № 1155;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ;
  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для воспитанников с РАС;
  • Устава МБДОУ № 15 «Нэбзый»

        Программа составляется на основе диагностических данных и рекомендаций специалистов центральной психолого-медико-педагогической комиссии; она строится с опорой на понимание причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития, сильные стороны ребенка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.

        Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.  Она предназначена для обучения и воспитания ребенка старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС).

        Основной базой рабочей программы является:

  • Программа Екжанова Е. А., Стребелева Е. А.  «Коррекционно –развивающее обучение и воспитание».
  • Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.

        Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с РАС приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Срок реализации программы 1 год.

        

        1.2. Актуальность программы

        Для детей, имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирующие коррекционные воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.

        Цель программы:

        Формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, формирование произвольной регуляции поведения.

        Задачи программы:

  • Формирование эмоционального контакта в процессе эмоциональных игр, создание эмоционально положительного настроя;
  • Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
  • Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
  • Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности;
  • Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий педагогом;
  • Развитие целенаправленных предметно-практических действий с предметами в процессе игры;
  • Развитие социально-адаптивных функций, коммуникативных навыков (учить ребенка приветствовать других людей, прощаться, соблюдать правила поведения, выполнять требования взрослых, способствовать обучению различным формам взаимодействия)

        Принципы построения программы.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей

ребенка.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учет объема и степени разнообразия материала.

 

  1. Этапы работы по реализации Программы
  1. Организационно-методический этап
  • Включает определение индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения по рекомендации комиссии центральной психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Диагностический этап

  • Проведение входной (в начале года) индивидуальной диагностики, сбор анамнестических данных.

3. Коррекционно–развивающий этап.

  • Индивидуальные занятия.

4.Диагностический этап (промежуточный в декабре согласно ИОМ).

  • Индивидуальная диагностика формирования компетенций.

5.Организационно-методический этап (корректировочный)

  • Внесение изменений в вариативную часть программы.

6. Коррекционно–развивающий этап.

  • Индивидуальные занятия.

7. Заключительный этап.

  • Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов. Диагностическое обследование ребенка.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

Ожидаемыми результатами реализации программы являются следующие

особенности поведения:

  • поведение, не приносящее вред самому себе;
  • отсутствие проявлений агрессии;
  • любой вид деятельности целенаправлен и выполняется до полного

завершения;

  • ребенок адекватно переносит зрительный и тактильный контакт.

В рамках выполнения задачи по коррекции эмоциональной сферы:

  • Ребенок в эмоциональном плане становится более спокойным.
  • Ребенок готов к коммуникативному взаимодействию с педагогом.

        В рамках выполнения задачи по формированию игровых действий и умений:

  • Игра характеризуется наличием игровых действий, умений, сюжета.
  • Игрушки используются в соответствии с их функциональным назначением.
  • Ребенок умеет выполнять элементарную цепочку игровых действий.
  • Стереотипные действия уменьшаются в своем количестве.
  • Игра становится коммуникативной. Появляются элементы сюжетной игры.

В рамках выполнения задачи развитие коммуникативных навыков:

  • ребенок умеет приветствовать других людей, прощаться, говорить спасибо, соблюдать правила поведения, выполнять требования взрослых.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        2.1 Особенности развития детей с РАС

        Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого — искаженного — варианта нарушения психического развития.

  • При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом развитии — наоборот), а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи. По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются: нарушения в сфере социального взаимодействия; нарушения способности к общению; повторяющиеся и стереотипные модели поведения интересов и видов деятельности. В числе наиболее характерных проявлений РДА в раннем возрасте можно назвать следующие:
  • аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
  • близких людей аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет;
  • к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
  • отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания) двоякое: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним;
  • потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также противоречивы: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов;
  • в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.

        Для поведения аутичного ребенка весьма характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении. Феномен тождества также обнаруживает себя в разнообразных, отличающихся большой стойкостью стереотипиях: многократном повторении одних и тех же движений и действий — от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов; стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.); повторении одних и тех же звуков, слов; ритмичном постукивании по окружающим предметам (кубиком по столу и т.п.), обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов и т. п.

        Стереотипность проявляется и в игре: очень типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий (ребенок вертит бутылку из-под минеральной воды, перебирает между пальцами веревочку и т. п.). Игрушки если и используются, то не по назначению.

        Дети с аутизмом любят переливать воду, играть с сыпучими материалами, но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок. Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в особенностях моторики. Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.

        Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др. Страхи различны по своей природе. В одних случаях причина страха — повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. В других случаях объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким. И наконец, страх тоже может быть связан с реальным пугающим событием (например, в поликлинике сделали укол), но фиксируется только какой-то его элемент (белый цвет халата медсестры — «обидчицы»), который и становится предметом страха: ребенок боится всего белого. Общей особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения являются их сила, стойкость, трудная преодолимость.

        Еще одной особенностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии. Их основные черты — оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим. Эти отличающиеся стойкостью фантазии как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы, являются результатом осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, а иногда следствием нарушения сферы влечений и инстинктов.

        Особенности речевого развития аутичных детей многочисленны. К ним относятся: мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей; эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время; большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи; отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо); автономность речи; позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе — «он» или «ты», о других иногда «я»); нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное — до буквальности — сужение толкований значений слов), неологизмы; нарушения грамматического строя речи; нарушения звукопроизношения; нарушения просодических компонентов речи.

        Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при РДА большинство из них имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что накладывает весьма характерный отпечаток. Большой интерес представляет интеллектуальное развитие детей с аутизмом, главная особенность которого — неравномерность, парциальность развития.

        

        2.2 Психолого-педагогическое обследование детей с РАС

        Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы МБДОУ № 15 «Нэбзый» будет оцениваться с помощью психологической диагностики, которая включает в себя: обследование ребенка по методикам «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой.

        Исследование поведения основывается на наблюдении за действиями ребенка. Одними из признаков аутизма являются трудности в формировании

целенаправленного поведения. Поэтому при обследовании ребенка обращается внимание на возможные проявления негативизма, возбудимости,

расторможенности, отвлекаемости, несобранности, неадекватности, агрессивности.

        В результате обследования детей с РДА дополнительно могут быть выявлены следующие особенности поведения:

  • поведение, приносящее вред самому себе;
  • агрессивное поведение (нападение на других детей);
  • прекращение деятельности (бросание предметов, крик, уход);
  • взятие в рот несъедобных предметов, эхолалия;
  • дефицит поведения (нежелание физического контакта, неконтролируемое поведение).

        При диагностике эмоционального состояния ребенка с ранним детским аутизмом следует обращать внимание на то, как он воспринимает окружающую действительность и как относится к различным фактам жизни, какие чувства испытывает к происходящему. Определяются преобладающие в эмоциональной сфере аутичного ребенка формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроения, стрессы. При диагностировании опираются на девять основных эмоциональных состояний, имеющих положительный (интерес, радость), отрицательный (страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд) и нейтральный (удивление) характер.

        При обследовании игровой деятельности ребенка обращается внимание на уровень его взаимодействия во время игры с другими детьми (игра одиночная, рядом, с кратковременным либо долговременным взаимодействием). Выясняется наличие игровых действий, умений, сюжета. Обращается внимание на использование игрушки в соответствии с ее функциональным назначением, использование предметов-заместителей, умение выполнять цепочку игровых действий.

        2.3.Основные этапы психологической коррекции

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком.

Второй этап – усиление психологической активности детей.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка.

        2.4.Структура коррекционно-развивающих занятий

        Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент- настроить ребенка на совместную работу, установить контакт с ним.

Основные процедуры работы:

• Приветствие

 • Игры на развитие навыков общения.

2 часть. Основная.

        В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на формирование поведения, эмоциональному воспитанию, а также формирование игровой деятельности.

Основные процедуры:

  • Игры
  • Задания
  • Упражнения
  • Совместная деятельность. 

3 часть. Заключительная. Ритуал прощания.

        Основной целью этой части занятия является создание чувства сплоченности ребенка и взрослого, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

        На занятиях разные виды деятельности плавно сменяют друг друга. В процессе занятия каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в игровых ситуациях.

        Методические требования к занятиям:

  • любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;
  • объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, од ними и теми же выражениями;
  • речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;
  • не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
  • после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка требует обязательного поощрения.

        Основные методы и приемы:

  • Игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.
  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

        2.5.Календарно- тематическое планирование

  1. Создание эмоционально положительного настроя.
  2. Формирование эмоционального контакта.
  3. Формирование способности к подражанию.
  4. Развитие осознания себя, слухового внимания, формирование схемы тела.
  5. Учить устанавливать сходство предметов путем зрительного анализа.
  6. Развивать мелкую моторику.

1 неделя сентября

  • Приветствие «Солнышко».
  • «Ручки».
  • «Мой кубик, твой кубик».
  • Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).
  • Конструирование «Дьенеш».
  • Игра с пальчиками «Про кулачок с ладошкой».
  • Сенсорная игра - матрешка.
  • Вкладыши.
  • Игра на ксилофоне (по очереди с педагогом «Твоя очередь», игра по цвету полосок). Прощание.

2 неделя сентября

  • Приветствие «Солнышко».
  • Игра «Закружились, завертелись».
  • Игра «Кто спрятался?».
  • Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).
  • Игра «Ласковый ребенок».
  • Конструирование «Дорожка».
  • Игра с пальчиками «Куколка».
  • Соотнесение картинки и предмета, лото.
  • Конструирование Дьенеш.
  • Сортировка по цвету.
  • Сенсорная игра «Матрешка».
  • Игра с бубном (по очереди с педагогом «Твоя очередь»).
  • Прощание.

3-4 неделя сентября

  • Приветствие «Солнышко».
  • Игра «Прячем ручки» (фасоль).
  • Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).
  • Игра «Кто это?».
  • Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты».
  • Конструктор «Притворщик» (веселый, грустный).
  • Строим гараж из конструктора.
  • Сортировка по форме.
  • Конструирование «Дьенеш».
  • Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела.» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..).
  • Чудесный мешочек (найди такой же).
  • Игра с пальчиками «Ладошка».
  • Ритмическая музыка – танцы.
  • Прощание.

1- 4 неделя октября

  • Приветствие «Солнышко».
  • Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобрази живот).
  • Конструирование «Стол и стул для матрешки».
  • Ритмическая игра «Черепаха».
  • Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты».
  • Конструктор «Притворщик» (веселый, грустный, злой)
  • Соотнесение картинки и предмета, лото.
  • Стержни собери по цвету, форме.
  • Рече двигательная игра «Зайка серенький сидит» заяц рукавичка.
  • Световой стол – зайка.
  • Сортировка по теме...
  • Игра с пальчиками «Человечек».
  • Игра с маракасами (по очереди с педагогом «Твоя очередь»).
  • Прощание.

1-5 неделя ноября

  • Приветствие «Солнышко».
  • Ритмическая игра «Та-та-та два кота».
  • Мемо «Эмоции».
  • Конструирование «Гараж».
  • Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобр. жив).
  • Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела..» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..)
  • Игра «Кого не стало?»
  • Конструирование Детенышей.
  • Речедвигательная игра «Мишка косолапый по лесу идет» + мишка рукавичка.
  • Чудесный мешочек (найди шишку среди мячей).
  • Сортировка по теме...
  • Световой стол – мишка.
  • Песенка про зиму.
  • Прощание.

1-4 неделя декабря

  • Приветствие «Солнышко».
  • Ритмическая игра «Та-та-та два кота».
  • Магнитная рыбалка «Эмоции».
  • Конструктор «Притворщик» (веселый грустный, злой).
  • Конструирование «На улице дома» (водим машину).
  • Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).
  • Конструирование Дьенеш.
  • Соотнесение картинки и предмета, лото
  • Сенсорные игры.
  • Геометрический паровозик.
  • Игра с пальчиками «Рыбки».
  • Песенка про зиму.

2-3 неделя января

  • Приветствие «Солнышко».
  • Ритмическая игра «Покажи нос».
  • Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).
  • Пантомима (покажи, как плачешь, как злишься, смеешься).
  • Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам).
  • Конструирование «Ворота».
  • Соотнесение картинки и предмета, лото.
  • Рисование и стирание пальчиком на доске.
  • Игра с прищепками.
  • Чудесный мешочек «Найди такой же».
  • Игра с пальчиками «Коза».
  • Игра «Принеси такую же».
  • Ритмическая музыка.

1-4 неделя февраля

  • Приветствие «Солнышко».
  • Ритмическая игра «Покажи нос».
  • Игра «Кто спрятался?»
  • Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).
  • Конструирование «Мебель».
  • Рисование и стирание пальчиком на доске.
  • Пантомима (покажи, как плачешь, как злишься, смеешься).
  • Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам).
  • Игра с крупой «Найди игрушку».
  • Речедвигательная игра «Ручки в стороны в кулачок».
  • Сортировка овощей.
  • Игра на ксилофоне (по очереди с педагогом «Твоя очередь», игра по цвет полосочкам).
  • Прощание.

1-4 неделя марта

  • Приветствие «Солнышко».
  • Ритмическая игра «Покажи нос».
  • Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).
  • «Притворщик» (веселый, грустный, злой) Нарисуй лицо.
  • Соотнесение картинки и предмета, лото.
  • Игра с прищепками.
  • Сортировка овощей.
  • Речедвигательная игра «Мальчики и девочки» (102 И)
  • Прощание.

1- 4 неделя апреля

  • Приветствие «Солнышко».
  • Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобр живот).
  • Конструирование «Улица».
  • Ритмическая игра «Черепаха».
  • Пантомима (покажи, как плачешь, как злишься, смеешься).
  • Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам).
  • Игра «Принеси такую же».
  • Игра «Кто спрятался?»
  • Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела..» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..).
  • Игра «Кого не стало?»
  • Игра «Деревянные ключики».
  • Речедвигательная игра «Ванька-встанька».
  • Тактильный мешочек.
  • Ритмическая музыка.
  • Прощание.

1-4 неделя мая

  • Игры с песком и водой.

        2.6. Взаимодействия со специалистами ДОУ, работающими с воспитанниками с РАС

        Содержание деятельности педагога-психолога по вопросам взаимодействия со специалистами ДОУ направлено на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС):

Основные направления коррекционной работы специалистами ДОО

Направления ПМП сопровождения

Содержание

Психологическое

Индивидуальные занятия, направленные на «выстраивание» алгоритма простого взаимодействия, формирование стереотипных простейших игровых навыков, их осмысление, растормаживание речи. Консультирование родителей и педагогов по вопросам организации взаимодействия с ребенком.

Логопедическое

Занятия с учителем-логопедом по коррекции специфического недоразвития речи ребенка с РАС. Формирование навыков простой коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания. Развитие иных компонентов речи.

Дефектологическое

Занятия по формированию алгоритмов и навыков продуктивного взаимодействия. Развитие сенсорных интеграций.

Педагогическое

Образовательная деятельность по 5-ти образовательным областям, а также социальная адаптация и овладение бытовыми навыками. Фронтальная и индивидуальная форма сопровождения. Групповая форма работы нацелена на формирование навыков социального взаимодействия, обучающегося с ОВЗ в среде сверстников.

        

        2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников с РАС

        Важным условием расширения спектра возможных отношений с миром, другими людьми и самим собой ребенка с РАС является взаимодействие педагога-психолога с семьями детей с расстройствами аутистического спектра. При планировании работы по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей необходимо учитывать установки родителей на понимание особенностей ребенка и подходы к его воспитанию. Для таких семей характерны: тяжелые переживания, стрессы, депрессия, ощущение потери смысла жизни и т.д.; дисгармоничные отношения: жесткие ролевые позиции, 25 выраженная избыточная опека; разногласия членов семьи по вопросам воспитания; социальная самоизоляция семьи; информационная депривация родителей; потребность родителей в кратковременной «передышке». Родители могут: не до конца осознавать состояние ребенка; отказываются верить в заключения специалистов; испытывать стресс, связанный с проблемами поведения ребенка; постоянно ставить перед ребенком невыполнимые задачи; обвинять окружающих в некомпетентности; поддерживать лишь ограниченные формы взаимодействия с ребенком; переживать собственную беспомощность и т.д. Лишь небольшое количество родителей детей с РАС раннего и дошкольного возраста используют естественный и гибкий подход в воспитании ребенка. Поэтому педагогам необходимо соблюдать определенные условия для выстраивания партнерских отношений с родителями: Проявлять уважение к родителям. Уважение выражается в профессиональной позиции педагога, признающего достоинства личности, ценности и значимости родителей. Проявлять эмпатию, понимание к проблемам семьи ребенка с РАС. Наличие общей цели, которое позволяет выработать единую линию поведения с ребенком и придерживаться ее и дома и в детском саду. Контакт и диалог с родителями дают возможность общаться и прояснять позиции друг друга. Понимания и соблюдение собственных прав и прав родителей. Не первое место при взаимодействии педагогов с родителями выходят такие права как: право на собственное мнение и собственный выбор, право на информацию, право на уважение, право просить о помощи, право получать признание и т.д. Обновленное дошкольное образование должно способствовать формированию активной позиции родителя, как основного заказчика и потребителя государственной услуги качественного дошкольного образования. Главные задачи взаимодействия с семьей на современном этапе, на которые направлена Программа, это систематическое формирование осознанного родительства, родительской компетентности, максимальное вовлечение родителей в жизнь детского сада, содействие совместной деятельности родителей и детей.

        2.8 Просвещение и профилактика

        Психологическое просвещение направлено на создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей, а именно:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;
  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

        Психологическое просвещение в условиях дошкольной образовательной организации носит профилактический и образовательный характер.         Психологическая профилактика направлена на создание эмоционально положительного климата в группе и детском саду, обеспечение чувства комфорта и защищенности с целью безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ; создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); выработку единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

        Программа рассчитана на один учебный год: период с сентября по май и включает индивидуальные (комплексные) занятия с ребёнком. Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью не более 20 мин.

        

        3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

        Организация развивающей предметно пространственной среды в кабинете педагога-психолога с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

        Вид работ, функциональное использование

        Рабочая зона кабинета педагога-психолога:

- Индивидуальное консультирование родителей и педагогов

- Библиотека специальной литературы и практических пособий

- Материалы консультаций, семинаров, школы педагогического мастерства

- Информационный уголок для родителей

- Зона взаимодействия с родителями и педагогами

- Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекционно-развивающая работа)

- Зона взаимодействия с детьми

- Зона наглядного, демонстрационного и дидактического материала для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми (игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы, конструкторы различных видов, головоломки, мозаики, развивающие настольно-печатные игры, раздаточные и демонстративные материалы)

- Реализация организационно-планирующей функции

- Зона организационно-методической деятельности (рабочее место педагога-психолога МБДОУ № 15 «Нэбзый»)

        3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания для реализации Программы

        Для успешной деятельности педагога-психолога в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство.

        Материально-техническое оснащение кабинета

        С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

        Зона взаимодействия с родителями и педагогами: кресла, журнальный стол, уголок для родителей.

        Зона организационно-методической деятельности: письменный стол, компьютерный стол, стул, компьютер, документация.

        Зона взаимодействия с детьми: детский стол, стульчики, магнитная доска, шкаф для хранения методических материалов, дидактических игр и пособий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
  2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
  4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
  6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004
    5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
  7. Лютова Е.К Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа  с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.
  8. Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
  9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

ПРИЛОЖЕНИЕ

        ИГРА «РУЧКИ»

        Ход игры. Ребенок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

        ИГРА «КТО СПРЯТАЛСЯ?»

        Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

        Оборудование: яркий платок.

        Ход игры:

        Педагог сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Педагог накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем педагог снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

        Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом педагог находится рядом или за спиной у ребенка. Игру можно повторить несколько раз.

        ИГРА «ЛАСКОВЫЙ РЕБЕНОК»

Цель: учить ребенка подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с взрослым.

Оборудование: Кукла

Ход игры:

     Ребенок сидит на стуле перед педагогом. Педагог берет в руки куклу и показывает, как можно ее обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какая хорошая куколка. Я ее обниму, вот так. Посмотрю ей в глазки, улыбнусь вот так. Посмотри Анечка, как я ее обнимаю, вот так. Я смотрю ей в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Далее педагог вызывает к себе ребенка. «Ах, какая хорошая Анечка, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Взрослый предлагает ребенку повторить все свои действия только с куклой, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания педагог подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Анечка обняла куклу, посмотрела ей в глазки, улыбнулась. Вот какая Анечка ласковая девочка!».  

         «ПОКАЖИ НОС»

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.  Можно проводить как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.


        Содержание: 
Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
        Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

        ИГРА «КТО ЭТО?»

        Цель: формирование умения узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

        Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

        Ход игры: 

        Ребенок стоит перед зеркалом. Педагог указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (педагог с помощью жеста показывает на себя). Затем просит ребенка показать жестом на себя (и на педагога). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то педагог берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

        Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем педагог побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить: «Я».

Раз-два-три, посмотри

Раз-два-три, посмотри,

Это – я, это – ты.

        Участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая на себя и других.

Рыбка плавала в пруду

Ритмическая игра.

Рыбка плавала в пруду.

Папа выловил одну.

Мама жарила полдня.

Ну а съел, конечно, я!

        Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова соответствующими жестами.

        ИГРЫ С КРУПАМИ

Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.

        ПРЯЧЕМ РУЧКИ

        Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребенку присоединиться: “Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга, немножко колется, да?”

Прячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищем.

        ИГРА «ПОКОРМИМ ПТИЧЕК»

        Цель: развитие активности

        Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

        «РИСОВАНИЕ: ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ»

        Цель: улучшать контроль рук и развивать навык рисования. Задача: нарисовать три горизонтальные линии, соединяющие набор точек. Материал: бумага, цветной карандаш, маркер.

        Процедура: используя маркер, подготовьте несколько рабочих листов, нарисовав 5—6 точек.

        Возьмите руку ребенка и дайте ему цветной карандаш. Помогите поставить карандаш на точку слева и проведите его рукой линию до правой точки. Повторите это много раз.

        Уменьшайте ваш контроль, когда вы почувствуете, что ребенок двигает карандашом сам. Награждайте ребенка после каждого законченного листа.

Когда ребенок научится рисовать достаточно прямую линию между двумя точками, постепенно увеличивайте расстояние между точками и делайте их более светлыми

        ИГРЫ С ПЕСКОМ

        Развивающие игры с песком: 8 направлений:

        1. Развитие мелкой моторики Песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, трамбовать. Можно тыкать пальцами, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.

        2. Сенсорное восприятие. Песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Дети любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться.

        3. Рисование и подготовка руки к письму. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, неподточенным карандашом). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей.

        4. Развитие творческого мышления. Песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата. Песок полезен для занятий с детьми-аутистами. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив: «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс.

        5. Ролевые игры Примерка определенной роли, воспроизведение характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Например, посуда для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Ролевые игры с песком Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог.

        6. Развитие речи Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению» (да-да!). Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под ребенка, найдите зрительный контакт.

        7. Тренировка внимания Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе!

        8. Спокойствие и расслабление
        ИГРЫ С РИТМАМИ

        Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

        В играх с ритмами используйте следующие приемы:

– хлопки в ладоши;

– топанье ножками;

– прыжки в определенном ритме;

– танцы;

– проговаривание текстов стихотворений;

– пение детских песенок.

        ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

        Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.

Тук-тук- стучим кулачками

Да-да- бьём в ладоши

Можно к вам- кулачки

Рад всегда- ладоши

        ИГРА «ПОГЛАДЬ ЗАЙКУ».

        Психолог вместе с ребенком подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Зайки», при этом ребенок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа дошкольного образования по реализации основной образовательной программы ДОУ в средней "А" группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 у.г.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в средней группе....

Адаптированная программа по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС на 2015-2016 учебный год

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияна 2015-2016 учебный год в группах компенсирующей направленности детей от 3 до 7 л...

адаптированная программа обучения по программе "Радуга" для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата средняя группа

адаптированная программа обучения по программе "Радуга" для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методологической основой адаптированной программы (далее по тексту – Программа) является развернутое комплексно – тематическое планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной прог...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...

Рабочая программа по реализации адаптированной программы дошкольного образования (задержка психического развития) группы комбинированной направленности для детей от 4 до 5 лет.

laquo;Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности для детей с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных воз...