ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья по коррекционной педагогике
Анкета-опросник для родителей «Выявление детей с подозрением на снижение слуха» Таварткиладзе, Шматко. Рекомендации для родителей ребенка с подозрением на нарушение слуха.Примерный алгоритм дальнейших действий для семьи ребенка с подозрением на нарушения слуха. Примерный алгоритм дальнейших действий для семьи ребенка с подозрением на нарушения слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
audiologiya.doc | 102.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Проведите работу с родителем ребёнка первого года жизни, опираясь на анкету-опросник (см. «Выявление детей с подозрением на снижение слуха» Таварткиладзе, Шматко).
Анкета-опросник для родителей
1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2—3 недели жизни?
2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2—3 недель?
3. Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?
4. Оживляется ли ребенок в возрасте 1—3 меся цев на голос матери?
5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?
6. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
7. Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2—4 ме сяцев?
8. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в воз расте 4—5 месяцев?
9. Замечаете ли вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление ро дителей?
10. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
11. Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8—10 ме сяцев появление новых звуков, и каких?
Если на большинство вопросов вы ответили нет, то возможно у вашего ребенка есть нарушение слуха.
Рекомендации для родителей ребенка с подозрением на нарушение слуха.
Семья играет значительную роль в развитии детей с нарушением слуха. Родители –
это первые воспитатели и учителя, которым нужно знать и помнить, что ребенок с
нарушением слуха должен развиваться, так же, как и обычный ребенок, не надо чрезмерно его
опекать.
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением слуха:
1 Родители должны быть внимательными к ребенку, к его потребностям. Стараться
понимать, чего он хочет, а не отмахиваться от него.
2 Добиваться, чтобы ребенок понял, что от него хотят родители.
3 Ребенок с нарушенным слухом должен жить вместе со слышащими и иметь
равные отношения с ними, видеть, как общаются и взаимодействуют дети и
взрослые.
4 Воспитывать такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим
людям, внимательность к окружающим, умение наблюдать и подражать действиям взрослых и детей.
5 Необходимо приучать ребенка к режиму дня, его к организованности. Это
обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его
здоровье.
6 Планировать совместное время препровождения с детьми (экскурсии, походы,
домашние концерты). Во время совместно проведенного дня у ребенка возникает
потребность в речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву для этого.
7 Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является
протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно
иметь слуховые аппараты на оба уха. С ними ребенок будет познавать звуки
окружающего мира.
8 Чтобы научиться слышать и понимать речь, говорить, ребенок должен носить
слуховой аппарат каждый день и в течение всего дня.
9 Необходимо дать возможность ребёнку слушать разные неречевые и речевые
звуки, сравнивать их, запоминать, различать.
10 Привлекайте внимание ребёнка к разным окружающим звукам, проявляйте живой
интерес к ним, объясняйте, что звучало (звенело, гремело, стучало, шуршало и
т.д.), как звучало и как называется. Научите ребёнка искать звуки. Если есть
возможность, повторите этот звук, дайте ребёнку повторить, пусть ребёнок
назовет что это и как звучит. Пример: звонит телефон: «Слышишь? Слушай, что
это? Что звонит, знаешь? Телефон звонит, где телефон? Найди телефон. Как
звонит телефон? Телефон звонит громко/тихо».
11 Постоянно разговаривайте с ребёнком. Комментируйте свои и его действия,
интересуйтесь, что ребёнок делал в школе, что ел на обед, как прошел день, чего
нового он узнал сегодня.
12 Помогайте ребёнку составлять фразы, задавайте наводящие вопросы.
13 Создавайте ситуации, когда от ребёнка требуется что-то сказать, не поворачивайтесь, пока он Вас не позовет по имени, голосом. Не помогайте, пока он не попросит устно.
14 В процессе развития и воспитания необходимо, чтобы были привлечены все, кто
заботится о ребенке, — братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права,
постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство
уверенности, защищенности - развивается жизнерадостный, активный ребенок.
Примерный алгоритм дальнейших действий для семьи ребенка с подозрением на нарушения слуха.
Важно выявить даже небольшое снижение слуха, поскольку у маленьких детей оно приводит к задержке речевого развития. Уже при потерях слуха 1 степени (20-40 дБ), при которой взрослый человек может не испытывать проблем восприятия речи, ребенок не слышит в обычной речи наиболее тихие ее компоненты – глухие, шипящие, свистящие согласные, окончания слов, предлоги, приставки. Это затрудняет овладение ребенком речи, нарушает восприятие и понимание речи в шумных условиях, и, как следствие, приводит к задержке общего психического развития ребенка, поскольку речь – это не только средство общения, но и средство познания мира. Если малыш плохо слышит, то без своевременно оказанной помощи он будет плохо понимать речь или совсем не сможет ее понимать. Из-за этого ему будет трудно научиться говорить. Что такое «своевременно оказанная помощь»? Это понятие включает в себя целый комплекс различных мероприятий:
- своевременное выявление нарушений слуха у ребенка;
- проведение точной оценки слуховой функции;
- включение семьи в программу помощи, с учетом ее возможностей и потребностей, типа и степени снижения слуха, сразу после обнаружения нарушения слуха;
- адекватный подбор и настройка слуховых аппаратов;
- регулярный контроль слуха и настройки слуховых аппаратов;
- регулярная оценка развития малыша, оценка эффективности оказываемой программы помощи;
- при отсутствии должного эффекта от слухопротезирования своевременное решение о необходимости проведения кохлеарной имплантации (в случае глубоких потерь слуха);
- если ребенок с нарушенным слухом не носит слуховой аппарат, говорите с ним с близкого расстояния, при больших потерях – около ушной раковины. Общаясь со своим ребенком, выключите радио, телевизор – дети с нарушенным слухом плохо воспринимают речь в шумной обстановке. В период раннего детства, когда формируются центральные отделы слуховой системы, когда слуховая система подстраивается под звуки родного языка, очень важно довести звуковую информацию до “мозга”.
Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть нарушения слуха, то необходимо:
- Обратиться к ЛОР-врачу или пройти аудиологический скрининг новорожденных(аудиотест).
- Если аудиотест в родильном доме показал нормальный слух, однако у Вас есть сомнения, хорошо ли слышит Ваш малыш; Ваш ребенок плохо понимает речь или у Вашего ребенка есть задержка речевого развития, то обратитесь к специалистам и проверьте слух вашего ребенка.
- Диагностика нарушений слуха (определение типа нарушения слуха, уровня поражения слуховой системы и степени слуховых потерь) объективными и субъективными методами, с обязательным использованием регистрации ОАЭ и стационарных слуховых вызванных потенциалов.
- Для крох до 1,5 лет применяют объективный метод диагностики – регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы (КСВП).
- Еще один метод – автоматический слуховой вызванный потенциал (АСВП), не требующий высокой квалификации персонала, так как анализ данных идет по автоматическому алгоритму. Актуален у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте. Выполняется, если ребенок прошел регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ), но есть подозрения, что слуховая функция нарушена. Диагностика методами КСВП и АСВП у детей проходит во сне.
- ASSR – регистрация слуховых вызванных потенциалов на постоянно модулированный тон. Часто путают с КСВП. ASSR не позволяет поставить диагноз слуховой нейропатии и не «конкурирует» с КСВП, но является ценным методом в ряду аудиологических тестов, так как использует более интенсивные стимулы.
- Отоакустическая эмиссия ОАЭ – базовый метод проверки слуха новорожденных. Если ОАЭ регистрируется, то с вероятностью в 90 % никаких нарушений нет.
- Для малышей от 1,5 до 3 лет используют условно-рефлекторный метод – у них вырабатывают двигательную реакцию на звук.
- Для детей от 3 до 7 лет применяют игровую аудиометрию. Для этого дошкольников обучают выполнять определенное действие, если они слышат звук.
- Методы диагностики детей до 1,5 лет применяют без осознанного участия пациентов, в состоянии естественного сна. Проведение диагностики детей старше 1,5 лет требует предварительной подготовки.
- Слухопротезирование при наличии порогов слуха в речевом диапазоне более 40 дБ в возрасте от 2-х месяцев. При сенсоневральной тугоухости (т.е. повреждении рецепторного отдела улитки) нет смысла бегать по врачам, чтобы излечить тугоухость – рецепторные клетки не восстанавливаются. Если слух Вашего малыша хуже 40 дБ (II степень и хуже), то начинайте слухопротезирование (т.е. подбор слуховых аппаратов). В настоящее время носить слуховые аппараты необходимо сразу после обнаружения проблем со слухом, с 2-3 месяцев.
- Проведение необходимых лечебных мероприятий. Если у Вашего ребенка обнаружена кондуктивная или смешанная тугоухость, то выясните у врача, с чем связано наличие кондуктивного (т.е. нарушения на уровне наружного/среднего уха) компонента тугоухости. Иногда при кондуктивной или смешанной тугоухости возможно сразу провести лечение и восстановить или улучшить слух у малыша. Но в ряде случаев это невозможно (например, при атрезии наружного слухового прохода, аномалиях строения среднего уха и т.п.) и, если снижение слуха превышает 40 дБ, то необходимо задуматься о подборе слуховых аппаратов.
- В случае слуховой нейропатии обязательно проведение поведенческой аудиометрии. Только по ее результатам можно решить, нуждается ли ребенок в слуховых аппаратах/кохлеарной имплантации или нет. В любом случае нужны регулярные занятия с сурдопедагогом.
- Ранняя абилитация – занятия ребенка и родителей с сурдопедагогом по развитию остаточного слуха, коммуникативных навыков, речи, психических функций, моторики – с момента выявления нарушений слухового восприятия.
- Кохлеарная имплантация – электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом (начиная с возраста 1 год). Результаты операции поразительные. Однако следует помнить, что результат зависит от того, в каком возрасте была проведена операция, пользовался ли ребенок до операции слуховые аппаратами, не было ли кроме нарушений периферического отдела слуховой системы также нарушений центральных отделов слуховой системы.
- Последнее время часто встречаются случаи, когда у ребенка звукопроведение и звуковосприятие сохранны, но страдает обработка слуховых стимулов. Такие дети в тяжелых случаях не локализуют звук в пространстве, не прислушиваются к звукам, не различают звуки бытовые, звуки животных и птиц, тяжело нарушен фонематический слух и понимание обращенной речи. Поэтому важна диагностика слуха для дифференциации сенсорной алалии от слуховой нейропатии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные занятия - важное средство развития слуха и голоса у детей с нарушением слуха
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушений осущест...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха...
Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...
Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)
Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)...
Методические рекомендации по раннему выявлению детей с нарушениями развития
laquo;Раннее детство – особый и самый важный период в развития детей» Самый благоприятный и поддающийся педагогическим воздействиям возраст. Одним из сам...
Организация работы ППк по раннему выявлению детей с нарушениями развития
В презентации представлен опыт работы образовательного учреждения по работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста....