ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья по коррекционной педагогике

Коротких Лариса Владимировна

Анкета-опросник для родителей «Выявление детей с подозрением на снижение слуха» Таварткиладзе, Шматко. Рекомендации для родителей ребенка с подозрением на нарушение слуха.Примерный алгоритм дальнейших действий для семьи ребенка с подозрением на нарушения слуха. Примерный алгоритм дальнейших действий для семьи ребенка с подозрением на нарушения слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon audiologiya.doc102.21 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Проведите работу с родителем ребёнка первого года жизни, опираясь на анкету-опросник (см. «Выявление детей с подозрением на снижение слуха» Таварткиладзе, Шматко).

Анкета-опросник для родителей

1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2—3 недели жизни?

2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2—3 недель?

3. Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?

4. Оживляется ли ребенок в возрасте 1—3 меся цев на голос матери?

5. Поворачивает   ли   ребенок   голову   в   возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?

6. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

7. Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2—4 ме сяцев?

8. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в воз расте 4—5 месяцев?

9. Замечаете ли вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление ро дителей?

10. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?

11. Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8—10 ме сяцев появление новых звуков, и каких?

Если на большинство вопросов вы ответили нет, то возможно у вашего ребенка есть нарушение слуха.

Рекомендации для родителей ребенка с подозрением на нарушение слуха.

Семья играет значительную роль в развитии детей с нарушением слуха. Родители –

это первые воспитатели и учителя, которым нужно знать и помнить, что ребенок с

нарушением слуха должен развиваться, так же, как и обычный ребенок, не надо чрезмерно его

опекать.

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением слуха:

1 Родители должны быть внимательными к ребенку, к его потребностям. Стараться

понимать, чего он хочет, а не отмахиваться от него.

2 Добиваться, чтобы ребенок понял, что от него хотят родители.

3 Ребенок с нарушенным слухом должен жить вместе со слышащими и иметь

равные отношения с ними, видеть, как общаются и взаимодействуют дети и

взрослые.

4 Воспитывать такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим

людям, внимательность к окружающим, умение наблюдать и подражать действиям взрослых и детей.

5 Необходимо приучать ребенка к режиму дня, его к организованности. Это

обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его

здоровье.

6 Планировать совместное время препровождения с детьми (экскурсии, походы,

домашние концерты). Во время совместно проведенного дня у ребенка возникает

потребность в речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву для этого.

7 Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является

протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно

иметь слуховые аппараты на оба уха. С ними ребенок будет познавать звуки

окружающего мира.

8 Чтобы научиться слышать и понимать речь, говорить, ребенок должен носить

слуховой аппарат каждый день и в течение всего дня.

9 Необходимо дать возможность ребёнку слушать разные неречевые и речевые

звуки, сравнивать их, запоминать, различать.

10 Привлекайте внимание ребёнка к разным окружающим звукам, проявляйте живой

интерес к ним, объясняйте, что звучало (звенело, гремело, стучало, шуршало и

т.д.), как звучало и как называется. Научите ребёнка искать звуки. Если есть

возможность, повторите этот звук, дайте ребёнку повторить, пусть ребёнок

назовет что это и как звучит. Пример: звонит телефон: «Слышишь? Слушай, что

это? Что звонит, знаешь? Телефон звонит, где телефон? Найди телефон. Как

звонит телефон? Телефон звонит громко/тихо».

11 Постоянно разговаривайте с ребёнком. Комментируйте свои и его действия,

интересуйтесь, что ребёнок делал в школе, что ел на обед, как прошел день, чего

нового он узнал сегодня.

12 Помогайте ребёнку составлять фразы, задавайте наводящие вопросы.

13 Создавайте ситуации, когда от ребёнка требуется что-то сказать, не поворачивайтесь, пока он Вас не позовет по имени, голосом. Не помогайте, пока он не попросит устно.

14 В процессе развития и воспитания необходимо, чтобы были привлечены все, кто

заботится о ребенке, — братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права,

постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство

уверенности, защищенности - развивается жизнерадостный, активный ребенок.

Примерный алгоритм дальнейших действий для семьи ребенка с подозрением на нарушения слуха.

Важно выявить даже небольшое снижение слуха, поскольку у маленьких детей оно приводит к задержке речевого развития. Уже при потерях слуха 1 степени (20-40 дБ), при которой взрослый человек может не испытывать проблем восприятия речи, ребенок не слышит в обычной речи наиболее тихие ее компоненты – глухие, шипящие, свистящие согласные, окончания слов, предлоги, приставки. Это затрудняет овладение ребенком речи, нарушает восприятие и понимание речи в шумных условиях, и, как следствие, приводит к задержке общего психического развития ребенка, поскольку речь – это не только средство общения, но и средство познания мира. Если малыш плохо слышит, то без своевременно оказанной помощи он будет плохо понимать речь или совсем не сможет ее понимать. Из-за этого ему будет трудно научиться говорить. Что такое «своевременно оказанная помощь»? Это понятие включает в себя целый комплекс различных мероприятий:

  • своевременное выявление нарушений слуха у ребенка;
  • проведение точной оценки слуховой функции;
  • включение семьи в программу помощи, с учетом ее возможностей и потребностей, типа и степени снижения слуха, сразу после обнаружения нарушения слуха;
  • адекватный подбор и настройка слуховых аппаратов;
  • регулярный контроль слуха и настройки слуховых аппаратов;
  • регулярная оценка развития малыша, оценка эффективности оказываемой программы помощи;
  • при отсутствии должного эффекта от слухопротезирования своевременное решение о необходимости проведения кохлеарной имплантации (в случае глубоких потерь слуха);
  • если ребенок с нарушенным слухом не носит слуховой аппарат, говорите с ним с близкого расстояния, при больших потерях – около ушной раковины. Общаясь со своим ребенком, выключите радио, телевизор – дети с нарушенным слухом плохо воспринимают речь в шумной обстановке. В период раннего детства, когда формируются центральные отделы слуховой системы, когда слуховая система подстраивается под звуки родного языка, очень важно довести звуковую информацию до “мозга”.

Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть нарушения слуха, то необходимо:

  1. Обратиться к ЛОР-врачу или пройти аудиологический скрининг новорожденных(аудиотест).
  2. Если аудиотест в родильном доме показал нормальный слух, однако у Вас есть сомнения, хорошо ли слышит Ваш малыш; Ваш ребенок плохо понимает речь или у Вашего ребенка есть задержка речевого развития, то обратитесь к специалистам и проверьте слух вашего ребенка.
  3. Диагностика нарушений слуха (определение типа нарушения слуха, уровня поражения слуховой системы и степени слуховых потерь) объективными и субъективными методами, с обязательным использованием регистрации ОАЭ и стационарных слуховых вызванных потенциалов.
  • Для крох до 1,5 лет применяют объективный метод диагностики – регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы (КСВП).
  • Еще один метод – автоматический слуховой вызванный потенциал (АСВП), не требующий высокой квалификации персонала, так как анализ данных идет по автоматическому алгоритму. Актуален у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте. Выполняется, если ребенок прошел регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ), но есть подозрения, что слуховая функция нарушена. Диагностика методами КСВП и АСВП у детей проходит во сне.
  • ASSR – регистрация слуховых вызванных потенциалов на постоянно модулированный тон. Часто путают с КСВП. ASSR не позволяет поставить диагноз слуховой нейропатии и не «конкурирует» с КСВП, но является ценным методом в ряду аудиологических тестов, так как использует более интенсивные стимулы.
  • Отоакустическая эмиссия ОАЭ – базовый метод проверки слуха новорожденных. Если ОАЭ регистрируется, то с вероятностью в 90 % никаких нарушений нет.
  • Для малышей от 1,5 до 3 лет используют условно-рефлекторный метод – у них вырабатывают двигательную реакцию на звук.
  • Для детей от 3 до 7 лет применяют игровую аудиометрию. Для этого дошкольников обучают выполнять определенное действие, если они слышат звук.
  • Методы диагностики детей до 1,5 лет применяют без осознанного участия пациентов, в состоянии естественного сна. Проведение диагностики детей старше 1,5 лет требует предварительной подготовки.
  1. Слухопротезирование при наличии порогов слуха в речевом диапазоне более 40 дБ в возрасте от 2-х месяцев. При сенсоневральной тугоухости (т.е. повреждении рецепторного отдела улитки) нет смысла бегать по врачам, чтобы излечить тугоухость – рецепторные клетки не восстанавливаются. Если слух Вашего малыша хуже 40 дБ (II степень и хуже), то начинайте слухопротезирование (т.е. подбор слуховых аппаратов). В настоящее время носить слуховые аппараты необходимо сразу после обнаружения проблем со слухом, с 2-3 месяцев.
  2. Проведение необходимых лечебных мероприятий. Если у Вашего ребенка обнаружена кондуктивная или смешанная тугоухость, то выясните у врача, с чем связано наличие кондуктивного (т.е. нарушения на уровне наружного/среднего уха) компонента тугоухости. Иногда при кондуктивной или смешанной тугоухости возможно сразу провести лечение и восстановить или улучшить слух у малыша. Но в ряде случаев это невозможно (например, при атрезии наружного слухового прохода, аномалиях строения среднего уха и т.п.) и, если снижение слуха превышает 40 дБ, то необходимо задуматься о подборе слуховых аппаратов.
  3. В случае слуховой нейропатии обязательно проведение поведенческой аудиометрии. Только по ее результатам можно решить, нуждается ли ребенок в слуховых аппаратах/кохлеарной имплантации или нет. В любом случае нужны регулярные занятия с сурдопедагогом.
  4. Ранняя абилитация – занятия ребенка и родителей с сурдопедагогом по развитию остаточного слуха, коммуникативных навыков, речи, психических функций, моторики – с момента выявления нарушений слухового восприятия.
  5. Кохлеарная имплантация – электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом (начиная с возраста 1 год). Результаты операции поразительные. Однако следует помнить, что результат зависит от того, в каком возрасте была проведена операция, пользовался ли ребенок до операции слуховые аппаратами, не было ли кроме нарушений периферического отдела слуховой системы также нарушений центральных отделов слуховой системы.
  6. Последнее время часто встречаются случаи, когда у ребенка звукопроведение и звуковосприятие сохранны, но страдает обработка слуховых стимулов. Такие дети в тяжелых случаях не локализуют звук в пространстве, не прислушиваются к звукам, не различают звуки бытовые, звуки животных и птиц, тяжело нарушен фонематический слух и понимание обращенной речи. Поэтому важна диагностика слуха для дифференциации сенсорной алалии от слуховой нейропатии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные занятия - важное средство развития слуха и голоса у детей с нарушением слуха

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность.     Коррекция нарушений осущест...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха

Материал предназначен для педагогов, работающих  с детьми с нарушением слуха...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)...

Методические рекомендации по раннему выявлению детей с нарушениями развития

laquo;Раннее детство – особый и самый важный период в развития детей» Самый благоприятный и поддающийся педагогическим     воздействиям возраст. Одним из сам...

Организация работы ППк по раннему выявлению детей с нарушениями развития

В презентации представлен опыт работы образовательного учреждения по работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста....