Современные подходы к физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В статье рассказывается об использовании физкультурно-оздоровительных технологиях, направленных на решение задач укрепления физического здоровья учащихся с ОВЗ, повышение потенциала (ресурсов) здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Боровкова Н.Р.
МОУ д/с № 362, Россия, г. Волгоград
Аннотация: В статье рассказывается об использовании физкультурно-оздоровительных технологиях, направленных на решение задач укрепления физического здоровья учащихся с ОВЗ, повышение потенциала (ресурсов) здоровья. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическое воспитание, физкультурно – оздоровительные технологии.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия [2].
Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей.
Дошкольный возраст – важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому в дошкольном учреждении, где любая деятельность детей (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни (в особенности у детей с ОВЗ), формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Успех и достижения в любой деятельности определяются физическим состоянием, уровнем работоспособности детского организма.
Для получения положительного результата в физическом воспитании детей с ОВЗ считаю необходимым создание следующих условий:
* психолого – педагогических условий (учет принципов личностно – ориентированной педагогики);
* организацию предметно – развивающей среды (наглядные пособия, детская литература, атрибуты для сюжетно – ролевых и подвижных игр);
*сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогический коллектив, родители и дети).
В процессе организации системы работы по приобщению детей с ОВЗ к здоровому образу жизни, использую разные формы: прогулки, досуги, развлечения, неделя здоровья, экскурсии. Среди методов, приемов выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки); игру (сюжетно – ролевые, дидактические игры). Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приемы, выбранные мною, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей с ОВЗ к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.
Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ:
- Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
- Учебно-воспитательный процесс: учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки, пальчиковая гимнастика).
- Физкультурные, музыкальные, логопедические занятия, рисование (направлены на повышение психоэмоциональной устойчивости). Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников.
Л. Н. Волошина выделяет классификацию здоровьесберегающих технологий:
1. Пассивные здоровъесберегающие технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка). Пассивные здоровьесберегающие технологии, в образовании, представляют собой распределение учебной нагрузки равносильно возможностям детей, организация комфортного пребывания детей в группе (ежедневная влажная уборка, частое проветривание, достаточное освещение).
2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся с ОВЗ, повышение потенциала (ресурсов) здоровья. К сожалению, в последние годы наблюдается ухудшение здоровья детей. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения).
Физкультурно-оздоровительными технологиями, направленные на формирование здорового образа жизни, являются:
- Утренняя гимнастика. Важнейшим критерием эффективности зарядки служит устойчивое чувство бодрости, свежести, хорошее настроение, желание работать. Упражнения зарядки должны в основном «проработать» основные наиболее крупные мышцы и мышечные группы. Это мышцы туловища, таза, рук, ног.
- Физкультминутки. Основное назначение физкультминуток проводимых во время занятия состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала, повысить работоспособность детей, дать отдых организму, в первую очередь нервной системе и работающим мышцам.
- Подвижные игры с детьми дошкольного возраста проводят ежедневно во время прогулок во второй половине дня, продолжительность подвижных игр зависит от возраста и физической подготовленности и составляет 8-15 минут. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
- Гимнастика для глаз. Целью зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения.
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, внимательность и способность сосредотачиваться. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком.
- Музыкально-подвижные игры. Музыкально-подвижные игры, как правило, включены в занятие для релаксации детей. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.
- Праздники и развлечения. Праздники способствуют всестороннему развитию детей. Праздники и развлечения играют важную роль для формирования ЗОЖ, так как дети получают огромное количество положительных эмоций, поднимают настроение и жизненный опыт. С методической точки зрения, праздники - это богатейший источник языкового материала, объединенного тематически и легко расширяемого за счет лексического и грамматического материала связанных с ними тем. Несет в себе, как элемент, использование народных игр, повышающие двигательную активность детей.
В нашем современном обществе с появлением различных компьютерных технологий взрослые и дети стали мало двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию. Именно поэтому, кроме традиционных (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физкультминутки), мною проводится и ряд дополнительных (лечебная физкультура, массаж, индивидуальная работа по коррекции нарушений осанки, комплекс упражнений по методике профессора Э. Джекобсона) видов работы по организации двигательной деятельности детей.
Методика профессора Э. Джекобсона (США) представляет собой: релаксационное растягивание, упражнения на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, мышечная релаксация по представлению, дыхательная гимнастика расслабления. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе. Они могут проводиться не только в специализированных, но и в обычных детских садах [1].
Воспитатель должен знать, какие группы мышц работают при выполнении каждого упражнения, контролировать состояние детей во время и после занятия. О правильном использовании техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия эффективны только тогда, когда они приятны детям.
Ребенка следует научить различать не только крупные мышцы рук и ног, но и состояние расслабленности и напряжения определенных групп мышц при выполнении каждого упражнения.
Инструкции педагога должны быть четко сформулированы и образны. Это поможет привлечь и удержать интерес детей, добиться, чтобы при выполнении упражнений они автоматически включали в работу определенные группы мышц. Например: «Руки висят как тряпочки, руки вялые, тяжелые и т.п.».
Одной из важных задач, как дошкольных работников, так и родителей, является формирование правильной осанки у детей. Для детей с нарушением осанки я использую упражнения, тренирующие выносливость мышц. Для тренировки мышц брюшного пресса и грудной клетки полезны упражнения, создающие «мышечный корсет», а также упражнения для связочно-мышечного аппарата голени и стопы. В физические упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки, включаю ходьбу с высоко поднятыми руками; поочерёдное выбрасывание рук вперёд («Бокс»); наклоны корпуса вправо-влево; поочерёдное поднимание ног вверх, лёжа на спине (прямых и со сгибанием в тазобедренном суставе), - имитация езды на велосипеде, имитация ходьбы, одновременное сгибание правой руки в локтевом суставе и левой ноги в коленном и тазобедренном суставах), - затем наоборот. Хорошим упражнением для улучшения осанки является поза «кошка притаилась»- прогибание и выгибание корпуса осуществляется стоя на четвереньках. Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребёнку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» - это ошибка, нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребёнка показывать правильное положение. А лучше всего я рекомендую чаще играть в игры на развитие осанки: «Не расплескай воду», «Черепаха выглядывает из панциря и прячется обратно», «Аист стоит на одной ноге и чистит крылья», «Змея сбрасывает кожу», «Ёж сворачивается клубком»… В этих играх тренируется равновесие, укрепляется грудной отдел позвоночника, развивается его подвижность и гибкость. Как известно, легче предупредить болезнь, чем её лечить. Формирование правильной осанки у дошкольников – это многогранный и трудоёмкий процесс, участие в котором должны принимать и семья, и образовательное учреждение, и медицинский персонал. [4].
Самое простое и доступное, что педагог и родители могут использовать в организации двигательной деятельности детей, начиная с раннего возраста – это игры с мячом.
Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца [3]. Педагог в детском саду и родители дома совместно с ребенком могут поиграть в следующие игры: «Поиграем с солнышком», «Мяч в кругу», «Прокати и догони», «Сбей кегли», «Башенка», «Мяч с горки», «Мяч в туннель», «Снежинки» и др.
Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, которая позволяет отследить уровень сформированности представлений о здоровье, об элементах здорового образа жизни; определить уровень овладения детьми культурно – гигиеническими навыками; произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей.
Совместную работу с семьёй строю на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие.
Содержание работы с родителями включает в себя:
1. Изучение представлений родителей о ЗОЖ.
2. Консультации.
3. Творческие встречи.
4. Наглядную агитацию.
5. Участие в «Недели здоровья».
6. Вовлечение родителей в досуговые мероприятия «Моя семья».
7. Участие в спортивном празднике «Я и моя семья».
8. Выпуск газеты: «Азбука здоровья».
Проведение совместной работы с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребёнок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Благодаря этому создаётся благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника с ОВЗ, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения и навыки.
Литература:
Иванова Е. Релаксационная гимнастика. / Журнал «Ребенок в детском саду» № 1, 2005. – 96 с. С. 64.
Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986. – 176с. С. 4.
Макарова Т. Игры с мячом. / Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2007. – 128с. С. 107 -108.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...
Академия Здоровья «Современные педагогические технологии физического развития детей дошкольного возраста»
Основные формы работы по формированию здорового образа жизни с детьми младшего возраста...
«Современные технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Современные технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здоров...
«Современные подходы к музыкальному развитию детей дошкольного возраста».
Краткая аннотация: Автор предлагает педагогам подходить творчески к вокально-хоровой работе с дошкольниками и искать новые интересные подходы к данному виду деятельности. В статье представлены авторск...
Презентация к статье "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"
В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие, образовательные технологии. Авторы делятся мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами»...
Статья "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"
В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие, образовательные технологии. Авторы делятся мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами»...
Консультация для родителей. Современные подходы к музыкальному развитию детей дошкольного возраста».
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, ак...