Статьи об образовании. публикации на тему "Особенности индивидуального обучения".
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В каждом из нас есть то, чего нет в других.

Вы можете делать то, что не может другой.

 Ищите это в себе, находите, берегите и развивайте!

 Вы никогда не потерпите фиаско,

 занимаясь тем, к чему предназначены.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статьи об образовании, публикации на тему образование

Особенности индивидуального обучения.    

 

В каждом из нас есть то, чего нет в других.

Вы можете делать то, что не может другой.

 Ищите это в себе, находите, берегите и развивайте!

 Вы никогда не потерпите фиаско,

 занимаясь тем, к чему предназначены.


Дипак Чопра

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи педагога. (Э. Хаббард)

 Воспитанникам, чтобы преуспеть,

 надо догонять тех, кто впереди,

 и не ждать тех, кто позади.

 (Аристотель)

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности, в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся:                                       во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной методикой; во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно; в-третьих, гибкость моделирования учебного плана. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями.

Существует много положительных качеств у такой формы образования, главными из которых являются:

  • Адаптированная система обучения под индивидуальные особенности ребенка (время, темп, характер).
  • Возможность отслеживать продвижение в знаниях и вовремя корректировать неправильное восприятие информации.
  • Приспособление к постоянным изменениям в программе обучения.
  • Создается контакт между воспитателем и воспитанником на психологическом уровне.
  • Формирование адекватной самооценки у воспитанника.
  • Учитываются недостатки в воспитании родителями и преодолеваются комплексы, а также развивается сила воли.
  • Использование современных средств в образовании (компьютер).

Технология индивидуального обучения

Основывается на выработке качеств самостоятельности у ребенка. Технология индивидуализированного образования охватывает весь спектр учебного и воспитательного процессов. В него входят: методы, цели, содержание и средства.

Цели такого способа - получения знаний.

Программа индивидуального обучения составляется и изменяется от степени развития воспитанника. В результате этого для каждого ребенка самостоятельно конструируется образовательный процесс. Основные процедуры, которые выполняются при составлении индивидуальной системы обучения:

  • Выбор воспитанником из перечисленных воспитателем целей деятельности.
  • Планирование действий на каждое занятие.
  • Освоение способов получения знаний.

Каждая процедура состоит из отдельных элементов различной сложности. Это предусматривается для того, чтобы ребенок осваивал образовательные принципы и формировал в себе чувство самостоятельности.

Индивидуальное обучение с преподавателем является наиболее приемлемым и эффективным способом получения необходимых знаний. Оно позволяет максимально быстро овладеть той информацией, которая по каким-либо причинам была неизвестна ребенку.

Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны воспитанника. Все это позволяет ребенку работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обучения.

Индивидуальный подход – это:

  • принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой воспитатель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
  • ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

создание психолого-педагогических условий не только для развития всех воспитанников, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Основные цели индивидуализированного обучения:

• сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

• содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым воспитанником;

• формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

• улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

• формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на  занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные воспитанником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей воспитанников; что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

Проблема учёта индивидуальных особенностей детей относится к традиционным для психолого-педагогической науки. В практике процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый воспитанник  может реализовать свои потенциальные возможности.

Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. Учёт особенностей детей носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития. Готовя воспитанников к усвоению нового учебного материала, воспитатель определяет, какие знания, сведения из их личного опыта должны быть привлечены.

Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объёма. Целесообразно выделять основной (для всех воспитанников) и варьируемый (для работы с различными группами и отдельными воспитанниками) учебный материал. По мере продвижения ребенка на более высокие уровни учебной деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.

Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания. Каждое задание предполагает соответствующие способы действий, которые не всегда адекватны решаемой задаче. На этапе усвоения индивидуализация заключается в показе образца действия, развёрнутом пояснении, после чего воспитанник выполняет задания частично или полностью самостоятельно. Педагогу необходимо заранее предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у ребенка, и рекомендовать пути их преодоления; прочитать ранее изученный материал, обратиться к справочной или дополнительной литературе и т. д.

Часто воспитатель разделяет задание на отдельные небольшие задачи, этапы. При этом каждая последующая задача становится посильной для учащегося, если выполнена предыдущая. В тех случаях, когда реальные учебные возможности ученика выше объективных требований, учитель может повысить сложность индивидуального задания

Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных заданий, способы действий и пр., создаёт благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности.

Для организации индивидуальной работы учащихся применяются карточки-задания, тетради на печатной основе, которые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объём самостоятельной работы. Сочетание этих форм, взаимо-переходы из одной в другую способствуют продвижению ребенка на более высокие уровни учебной деятельности.

Подбор индивидуальных заданий сложен. Если слабому ребенку давать лишь облегчённые задания, то это усугубит недостатки в его развитии. Таких детей нужно сначала включить в посильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. При подборе заданий на применение и закрепление знаний необходимо учитывать имеющиеся у воспитанников пробелы и предлагать задания на ранее изученный материал.

При изложении нового учебного материала возможности индивидуального обучения на занятии ограничены. А при общении с одним ребенком воспитатель может чаще обращаться с вопросами к нему, просить его повторить правило, закон, теорему, привести пример. Для детей, у которых развита зрительная память, воспитатель готовит дополнительный наглядный материал, детей с развитой моторной памятью чаще просит нарисовать новые термины, предметы и т. д. Для успевающих необходимо организовать самостоятельную работу вместо подробного инструктажа (который проводится для отстающих).

Интересу к учению способствует самостоятельная поисковая, творческая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия. Целесообразно также опираться на сложившиеся у учащихся интересы к различным областям знания, технике, искусству и т. д.

В качестве компонентов индивидуализированного обучения на всех этапах учебной деятельности выступают контроль и самоконтроль. При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с которым он может сличить ход и результаты учебного труда. Воспитатель  комментирует образец действия, пробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании воспитанником своей работы.

                Обучению детей в дошкольном возрасте  принадлежит видное место в решении задач по формированию  мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки детей к жизни. Один из способов, призванных решению этих задач - это внедрение в практику активной самостоятельной работы воспитанников, так как она создаёт условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.

Однако определенный уровень подготовки у некоторых учеников лучше достигается во время индивидуальных занятий.

От правильной организации учебного процесса напрямую зависит подготовленность каждого ребенка к обучению в школе, а также от уровня его обучаемости. Воспитанники по- разному подготовлены к эффективному обучению, и к усвоению нового материала.

 Индивидуальные особенности подготовки можно чётко проследить по следующим показателям:

- учебным умениям,

- обучаемости - его умственным способностям (в том числе креативности),

- познавательным интересам,

- обученности - состоит из программных, а также внепрограммных умений и знаний.

Теория индивидуальной технологии обучения базируется на педагогической основе, согласно которой умственные особенности ребенка  по уровню обучаемости сводятся ко времени, которое необходимо ему для усвоения учебного материала определённого объёма. Если каждый ребенок будет иметь достаточное количество времени для эффективного овладения изучаемым материалом, который будет соответствовать его личным возможностям и способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базовых знаний школьной программы. Освоение школьной программы при индивидуальном обучении возможно на разных уровнях:

- первый уровень - минимальный, который соответствует минимуму содержания    образования,

- второй - базовый,

- третий - вариативный или творческий.

В процессе обучения уровень содержания может меняться. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы каждый воспитанник на каждом конкретном этапе мог максимально реализовать свои интеллектуальные способности и возможности. При этом педагог должен чётко сохранять принцип доступности. В качестве основных принципов данной педагогической технологии можно выделить следующие:

превосходство (например, если что-то получается хуже, значит, что-то получиться лучше, и это лучшее нужно найти в воспитанике);

талантливость (нет детей без талантов, а есть те, которые занимаются не своим делом);

неизбежность перемен (ни одно суждение о человеке нельзя считать окончательным).

Таким образом, воспитатель выявляет умение ребенка различать и запоминать содержание учебного материала и умение воспроизвести его в объёме стандартных требований к его усвоению, владение начальными (простейшими) навыками анализа, может ли строить схему рассуждений. Поставленная задача должна быть доступна. Доступность рассматривается педагогом как один из основополагающих принципов, но она должна опираться на максимально высокий уровень, который заставляет включать в поиск решения поставленной познавательной задачи весь запас знаний, все интеллектуальные возможности и способности.

 Второй уровень -  ученик с репродуктивным характером мышления и действий при решении той или иной задачи. Он должен запоминать учебный материал, понимать его и уметь использовать в знакомой учебной ситуации. Главный метод его работы - опора на прошлый опыт, где ясно просматривается желание перенести этот опыт в качестве шаблона на новую ситуацию. На этом уровне ученика отличают целенаправленность и организованность интеллектуальной деятельности, более развитые умения проводить синтез и анализ.

В третий уровень - ребенок, подходит к решению данной поставленной задачи творчески. Он должен понимать учебный материал, уметь его воспроизводить, использовать в изменённой и знакомой учебной ситуации и выполнять самостоятельные работы творческого характера. На этом уровне воспитанник обладает высокой степенью активности и многогранностью вариантов воспроизведения и усвоения, поиском наиболее рациональных приёмов решения для задачи различного типа. Важное место занимает углубленный анализ содержания задачи, а также её внутренней логики.

Ребенок способен воспринимать материал глубже и шире по сравнению с первым и вторым уровнем.

Если ребенок во время самостоятельной работы испытывает затруднения, то со стороны воспитателя правомерно применение наводящих вопросов, ответы на которые толкнут воспитанника на выбор верного способа решения. Наводящие вопросы воспитатель соответствующим образом учитывает при оценке работы ребенка. Воспитанник постепенно приобретает умение логически мыслить, сравнить, находить взаимосвязи между фактами и явлениями, обобщать, исследовать и т.п.

Анализируя образовательные, воспитательные аспекты учебной деятельности, можно определить следующие цели индивидуального обучения у дошкольников:

- дать понятие различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей,

- способствовать нравственному воспитанию ребенка, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;

- помочь удовлетворить интересы и потребности развивающейся   личности: любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь.

В зависимости от характера познавательной деятельности ребенку

предлагают задания разного уровня сложности:

1) выделить главные мысли изученного;

2) дать характеристику явлением, процессам.

Ученик имеет возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться.

 

В заключение сформулируем основные условия эффективного осуществления индивидуального обучения.

1. Требования к воспитаннику  не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих детей они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных детей углубляли бы программные знания.

2. Обязательное условие организации индивидуального обучения - знание воспитателем уровня обученности и развития познавательных умений воспитанников, их индивидуальных особенностей.

3. Условия реализации индивидуального обучения:

достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п.);

систематический контроль воспитателя и оценка им учебного труда воспитанника;

Каждый ребенок - это личность. А мы должны помочь раскрыться этой личности, поверить в себя и добиться больших успехов.

Литература:

2. Е. А. Юнина "Педагогическая психология: социально-личностное образование". Пермь: ПРИПИТ, 2004. - 92 с.

3. И.М. Осмоловская. Каждый ребенок талантлив по-своему. 2000 - № 2 с.67 - 72.

4. Крылова Н. А., Александрова Е. Как обеспечить индивидуальное образование? Народное образование. 2002. № 9. с.23-28.

7. Л.И. Новикова. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы по теме "Особенности коррекционно-реабилитационной помощи детям-инвалидам по зрению в условиях ДОУ компенсирующего вида"

Статья из опыта работы воспитателя по ФИЗО по  использованию игровых технологий здоровьесберегающей направленности в процессе физкультурных занятий со слепым ребенком-дошкольником...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Публикация на тему: << Групповые технологии обучения>>

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее ус...

ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: Особенности развития словообразовательных умений у детей дошкольного возраста в норме

ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: Особенности развития словообразовательных умений у детей дошкольного возраста в норме...

Публикация на тему: "Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"

Межличностные взаимоотношения представляют собой практически любые виды отношений с окружающими людьми. Зачастую, они передают эмоции, настроение и мироощущение человека. Межличностные отношения ничто...