Роль интегрированных занятий в коррекции отклонений в развитии ребенка.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Статья об интеграции двигательной и речевой деятельности, в которой дана чёткая структура физкультурно-логопедических занятий, доказана целесообразность их проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о важности проведения интегрированных занятий | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль интегрированных занятий в коррекции отклонений в развитии ребенка.
В основе воспитания и обучения в коррекционной группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) лежит овладение речью, в которое входит не только её развитие, но и исправление имеющихся у ребёнка отклонений.
Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. Интегрированные занятия дают возможность решать задачи и по образованию и воспитанию детей, и по расширению их двигательной активности. Это творчество педагога, умение соединить знания из разных предметных областей в одно целое. Строятся такие занятия в форме игры – основного вида деятельности дошкольников. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера; специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребёнка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением; подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия.
При составлении занятия мы придерживаемся чёткой структурной последовательности отдельных его частей. Структура интегрированных занятий, представлена тремя частями:
1. Вводная часть предполагает организацию игровой мотивации и нацеливание детей на определённую тему. Двигательная деятельность детей (ходьба, бег, перестроения) подобраны согласно содержанию и сюжету занятия. Длительность вводной части занятия 3-5мин.
2. Основная часть решает задачи речевого и физического развития (формирование умений и навыков основных видов движения). Длительность основной части занятия 15-20мин.
3. Заключительная часть решает задачи приведения функциональной деятельности организма детей к норме и закрепления полученных знаний и умений с помощью релаксации, психоэтюда. Эта часть сопровождается рассказом педагога по данной теме занятия. Длительность заключительной части занятия 5-7 мин.
Интеграция разных видов деятельности и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. Интегрированный подход соответствует одному из требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким. Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию у них перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения внимания воспитанников на разнообразные виды детской деятельности.
К специальным упражнениям относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. У дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабым вдохом и выдохом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе.
В интегрированных занятиях должны рационально сочетаться статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей дошкольного возраста. И строятся они на основе пройденного материала, как итоговые.
Интегрированные занятия способствуют расширению объёма двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.
легко трансформироваться в тренажёры различного вида. Нестандартное оборудование часто используют для выработки чувства равновесия, формирования правильной осанки, профилактики развития плоскостопия. А самое главное, оно вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.
Для развития познавательной деятельности нами используются игровые, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки, сказки, беседы, чтение стихотворений или отрывков из художественной литературы, пословицы, поговорки, которые помогают осмысливать поставленные перед детьми задачи и сознательно выполнять двигательные упражнения, самостоятельно применять эти упражнения в различных ситуациях.
При проведении интегрированных занятий мы руководствуемся следующими правилами:
1. Самое главное условие эффективности этих занятий –заинтересованность детей, тогда и результат будет налицо.
2. Занятия не должны утомлять детей. Они заканчиваются чем-то приятным, весёлым, радостным, эмоциональным (пусть это будет игра, релаксация или просто сюрприз).
3. На занятиях царит дух соревнования, но на первом плане не критика, а стремление быть лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система педагогической работы с детьми младенческого возраста по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии.
Система педагогической работыс детьми младенческого возрастапо профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии. Опыт работы воспитателейЛевиной Н.В., Узериной О.И. ГКУ ...
Музыкотерапия в профилактике и коррекции отклонений в развитии
Музыкотерапию применяют при речевых нарушениях, отклонении в развитии, сенсорном дефиците...
Консультация "РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ"
Консультация...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С", развивать связную речь....
Консультация "Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников"
Системы работы с дошкольниками по использованию театрализованных игр и игровых упражнений, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических проц...
МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ
Ключевые слова: Ранее развитие,В статье представлен анализ методик раннего детского развитияКлючевые слова: раннее развитие, Доман, Шичида, Монтессори, Сеген, Кюизенер, Дьешен...
Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР
Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...