Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР
учебно-методический материал

Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Григорьева Ксения Юрьевна Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР Санкт-Петербург 2019

Слайд 2

Предметная деятельность детей раннего возраста с ЗПМР имеет ряд особенностей: ребёнок не проявляет интереса к предметам; отсутствие целенаправленной деятельности и неудержимого стремления познать окружающий мир; вербальное обозначение цели при отсутствии её достижения; равнодушие к результату своего труда; неадекватные действия; общая патологическая инертность; нарушение эмоционального контакта со взрослым.

Слайд 3

С учетом перечисленных выше особенностей определяются следующие программные задачи: Совершенствование двигательных функций, что предполагает необходимость развития общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков. В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 до 3 лет). Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления. Развитие ребенка раннего возраста происходит в активном взаимодействии со взрослым, поэтому очень важно формировать у детей навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками. Основными средствами коммуникации являются речевые средства, важнейшим аспектом работы с маленькими детьми является целенаправленное развитие речи, ее функций.

Слайд 4

Рассмотрим более подробно содержание коррекционной работы и ее основные этапы, условно обозначив их как «Ступеньки развития», которые можно соотнести с периодами обучения. 1 ступенька (октябрь, ноябрь); 2 ступенька (декабрь, январь); 3 ступенька (февраль, март); 4 ступенька (апрель, май).

Слайд 5

1 ступенька Пропедевтический период предполагает решение следующих задач: развивать сомато-сенсорный гнозис в играх на локализацию прикосновения. Например, ребенку предлагают: «Поймай киску». Ребенок закрывает глаза, а взрослый касается игрушкой ножки, коленки, головки ребенка. Ребенок должен поймать киску; развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно); более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой.

Слайд 6

2 ступенька Совершенствовать хватание щепотью, указательным и большим пальцем в играх на сортировку, переноску; учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине; учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена , матрицы); упражнять в захватывании и переноске предметов, разных по величине и форме («Собери мячики», «Собери кубики, колечки, палочки»); учить орудийным действиям с использованием вспомогательных средств или орудий в проблемных ситуациях: «Достань конфету», «Достань игрушки из банки» и т. п.

Слайд 7

3 ступенька Развивать тактильный гнозис , учить ощупывать предмет, обводить пальцем его контур; развивать стереогноз , упражнять в узнавании предметов на ощупь, разных по величине и форме (мяч, киска, палочка). Можно предлагать игры с «чудесным мешочком»: «Найди свою игрушку», «Чей платочек?»; игры с «почтовым ящиком» на ощупь; учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета; совершенствовать соотносящие действия в играх с пирамидкой, матрешкой. Учить собирать пирамидку из 3 колец с учетом величины, разбирать и складывать 2-составную матрешку; учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель;

Слайд 8

3 ступенька совершенствовать орудийные действия в проблемных ситуациях: «Протолкни шарик», «Почини машину»; обучать изготовлению простейшего орудия или вспомогательного средства: вместо совка использовать дощечку, вместо стула — куб, с помощью педагога связать две веревочки, чтобы развесить кукольное белье и т.д.; совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем. Взрослый комментирует и обобщает действия ребенка, называя крупные и мелкие детали предмета, их величину и форму; учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их; учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата; развивать конструктивный праксис : воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу.

Слайд 9

4 ступенька Совершенствовать тактильный гнозис : учить различать температурные свойства (холодный, горячий, теплый); учить практическому различению на ощупь особенностей фактуры (гладкий, твердый, пушистый, мягкий), находить в «чудесном мешочке» парные предметы по фактуре, по величине; закреплять навыки конструирования по подражанию и по образцу; совершенствовать соотносящие и орудийные действия в играх с предметами; обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.

Слайд 10

Список использованной литературы Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие предметной деятельности детей раннего возраста"

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста...

развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Развитие предметной деятельности детей раннего возрастаВ раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладе...

Предметная деятельность детей раннего возраста с ЗПМР

Специфика предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития (ЗПМР)...

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию предметной деятельности детей раннего возраста....

«Этапы развития предметной деятельности детей раннего возраста».

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие нагля...