Консультация "Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему
Системы работы с дошкольниками по использованию театрализованных игр и игровых упражнений, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад № 61 «Соловушка»
Консультация для воспитателей
«Театрализованные игры как технология коррекции отклонений
в развитии дошкольников»
Составила:
Воспитатель С.К. Макарова
г. Нижневартовск
Игра является основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Для детей с особенностями развития игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И, как показывают наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.
В процессе игровой и художественно – творческой деятельности у детей наблюдается лучшая усвояемость программного материала. Я долго размышляла и искала пути наиболее оптимальных форм и методов работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и развития, и хочу отметить, что наиболее успешно усваивается изучаемый материал в процессе игры и различного рода творческой деятельности. На одной из технологий работы я и хотела остановиться.
Прежде всего это организация творческого пространства. В созданном в нашей группе центре театрализованной деятельности есть всё необходимое для побуждения детей к самостоятельному художественному творчеству. Исходя из особенностей психического и речевого развития детей, все театрализованные строились на материале сказок, стихов, потешек. На первом этапе с детьми разыгрывали более простые стихи. Например: «Кисонька – Мурысонька», разыгрывание шутки «Зайчик – зайчик, где ты был», «Перчатки» С. Маршака, русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» и другие.
Практический материал для театрализованных игр распределял так, что каждая тема пронизывала все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр, что является своеобразным прологом у будущим театрализованным играм. Например, после разучивания текста начинаю работу с детьми над движениями, учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глаза всем заглядывает, вертит головой в разные стороны). Предлагаю всем детям попробовать себя в определённой роли, затем выбрать лучших исполнителей.
В театрализованных играх есть сюжетный замысел и «ролевые действия». Приобщение детей к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Вначале дошкольники чаще являлись зрителями. Они не могли сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх, поэтому наша речь служила образцом для подражания. Дети наблюдали, как мы, воспитатели, имитировали ролевые движения. Например, после прочтения сказки уделяла внимание на анализ сюжета игры, разбор действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительных характеристиках героев.
В своей работе использовала игровые упражнения по развитию мимики. Например, следующие упражнения:
- «съели кислый лимон» (дети морщатся);
- «рассердились на драчуна» (сдвигают брови);
- «встретили знакомую девочку» улыбаются;
- «удивились» (приподнять брови, широко открыв глаза, рот приоткрыть);
- «обиделись» (опускают уголки губ).
Игровые упражнения по обучению жестом:
- покажи высокого мальчика, низкого;
- комарика, медведя;
- очень горячо, мне больно и т.д..
Игровые упражнения по обучению пантомимике:
- «расцвели как цветы»;
- «идёт медведь по лесу;
- «идут пингвины»;
- «скачут лошадки».
Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как сказочные герои. Они пытались имитировать ролевые движения, наблюдали друг за другом.
Проводя игровые упражнения, я заметила, что мимика у детей становилась подвижней и выразительней, движения приобретали уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.
Работая с детьми, использовала любые моменты в жизни группы для упражнений в различении интонации слов. Детям предлагалось произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией. Например, произнесите:
- «радостно- грустно: сегодня идёт дождя!»;
- «тихо- громко: я сегодня иду в кино.»;
- «быстро – медленно: скороговорку, стихотворение»;
- «удивлённо: вот это да».
Таким образом у детей развиваются мелодико – интонационная выразительность, плавность речи. Старалась подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты подбирались таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь. Например, текст для зайца из пальчикового театра:
Зайчик скачет, скок – скок -скок,
На зеленый на лужок,
Щиплет травку, кушает
Осторожно слушает,
Не идет ли волк.
После игры целесообразно задать детям вопросы:
- Как выглядит зайчик? (маленький, пушистый);
- Что он умеет делать? (прыгать, скакать, щипать травку);
- Кого он боится? (волка).
Так дети постепенно овладевали умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие. Этому способствует настольная игра «Петушок и кот».
Встретил петушок кота
И спросил его тогда
Почему ты черный кот? (лазал ночью в дымоход)
Почему сейчас ты бел? (из горшка сметану ел)
Почему ты серым стал? (меня пёс в пыли валял)
Так какого же ты цвета? (я и сам не знаю это).
Вопросы формируются таким образом, чтобы отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления:
- почему котёнок вылез из дымохода чёрным? (испачкался в саже, труба от дыма черная);
- почему он белым стал? (сметана белая, прилипла к шубке);
- что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котёнка? (его надо помыть).
Данный текст можно связать с такой задачей , как составить ряды слов, аналогичных следующим: котёнок – кот – котище.
Результаты использования игр будут ещё выше, если на занятиях по конструированию дети самостоятельно сделают персонажей к разным сказкам. В театрализованных играх также решаются различные речевые игры. Например, для театра на фланелеграфе можно использовать следующий текст:
Ответь мне, цветок, ты кто – он или она?
А я брат – шмель, и сам не пойму.
Как это не знаешь?
Вот, например, ромашка – она.
Так это ромашка. А ты кто такой?
Я – то, да я, шмель, Иван – да -Марья.
После этого задать вопрос (кто же этот цветок – он или она?). По аналогии дети определяют род имён существительных, обозначающих названия цветов: подснежник, ромашка, одуванчик, роза. На следующем этапе, когда закрепляются навыки связной речи , детям предлагались разыгрывания театрализованных игр по знакомым им произведениям.
К концу года дети с уверенностью выступают перед зрителями , т.к. они приобрели двигательный и речевой опыт. С успехом показали спектакль «Журавль и цапля». Представления проходили как в группе, так и в музыкальном зале для других дошкольников и родителей.
В подготовке к спектаклям принимали участие и родители, которые закрепляли текст в домашних условиях, оказывали помощь в изготовлении атрибутики. Музыкальный руководитель подбирала музыку, т.к. она подчеркивает характер героев, помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма, а движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, балансируют процессы возбуждения и торможения. Движения сопровождаются стихами, пением.
В заключении хочется подчеркнуть целесообразность использования технологии работы с театрализованными играми и дать рекомендации по их использованию:
- театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента;
- проводить такие игры необходимо систематически;
- выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей;
- в театрализованных играх следует использовать речевые ситуации, способствующих развитию речи в процессе общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-78594-1351156554.jpg)
Система педагогической работы с детьми младенческого возраста по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии.
Система педагогической работыс детьми младенческого возрастапо профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии. Опыт работы воспитателейЛевиной Н.В., Узериной О.И. ГКУ ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-164722-1603001778.jpg)
Музыкотерапия в профилактике и коррекции отклонений в развитии
Музыкотерапию применяют при речевых нарушениях, отклонении в развитии, сенсорном дефиците...
Консультация "РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ"
Консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-70404-1387389861.jpg)
Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»
Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1182364-1572802078.jpg)
МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ
Ключевые слова: Ранее развитие,В статье представлен анализ методик раннего детского развитияКлючевые слова: раннее развитие, Доман, Шичида, Монтессори, Сеген, Кюизенер, Дьешен...
Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР
Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/18/picture-110412.gif)
Роль интегрированных занятий в коррекции отклонений в развитии ребенка.
Статья об интеграции двигательной и речевой деятельности, в которой дана чёткая структура физкультурно-логопедических занятий, доказана целесообразность их проведения....
- Мне нравится (1)