Организация жизни и воспитания заикающихся детей
консультация по коррекционной педагогике
В группы заикающихся принимаются дети от 2 до 7 лет. Группы комплектуются в соответствии с возрастной категорией дошкольников. Количество детей в группе — 12.
Совместная реализация коррекционных и общеобразовательных задач как на занятиях, так и вне занятий может привести к дополнительной нагрузке на детей. Чтобы избежать этого, необходимо четко соблюдать распорядок дня: правильное чередование игр, занятий, отдыха.
Режимные моменты должны проводиться так, чтобы оказывать прямое или косвенное воздействие на укрепление физического и психического состояния здоровья заикающихся дошкольников и устранение дефекта. С этой целью в режиме дня предусмотрены прогулки утром и вечером. Они способствуют укреплению физического состояния детей, обеспечивают отдых на свежем воздухе и более полноценный ночной сон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация жизни и воспитания заикающихся детей
В группы заикающихся принимаются дети от 2 до 7 лет. Группы комплектуются в соответствии с возрастной категорией дошкольников. Количество детей в группе — 12.
Совместная реализация коррекционных и общеобразовательных задач как на занятиях, так и вне занятий может привести к дополнительной нагрузке на детей. Чтобы избежать этого, необходимо четко соблюдать распорядок дня: правильное чередование игр, занятий, отдыха.
Режимные моменты должны проводиться так, чтобы оказывать прямое или косвенное воздействие на укрепление физического и психического состояния здоровья заикающихся дошкольников и устранение дефекта. С этой целью в режиме дня предусмотрены прогулки утром и вечером. Они способствуют укреплению физического состояния детей, обеспечивают отдых на свежем воздухе и более полноценный ночной сон.
Большое значение в группах заикающихся придается ограничению речи детей. Для этого используются индивидуальные спокойные игры в первой и второй половине дня. Ограничение речи детей («режим молчания») поддерживается на протяжении всего первого периода и обязательно для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям, имеющим тяжелую степень заикания. Для ограничения речи детей большое значение имеет правильная организация индивидуальных игр: рассредоточение заикающихся по всей групповой комнате, обеспечение достаточным количеством настольных игр и игрушек, выработка у детей умения играть по одному, молча; в начале обучения детям не рекомендуется задавать вопросы ни воспитателю, ни другим взрослым. Кроме индивидуальных игр, можно проводить хороводные игры с пением. С целью предупреждения рецидивов заикания в феврале — марте вводится режим ограничения речи на 2—3 недели. В этот период по мере необходимости невропатолог назначает лечебные мероприятия. В связи с тем что режим ограничения речи иногда сопровождается некоторым снижением двигательной активности, необходимо компенсировать естественную потребность детей в движении за счет подвижных игр, организуемых на прогулке. Чтобы успокоить детей, воспитатель должен переключить их на более спокойную игровую деятельность. Так, например, если в игре дети много бегали, воспитатель по сигналу бубна предлагает детям перейти на быстрый шаг, постепенно замедляя темп. Можно предложить детям поднять руки, глубоко вздохнуть, — опустить их — выдохнуть. Все инструкции дает воспитатель, дети проделывают упражнения в полном молчании. Подвижные игры целесообразнее проводить в начале прогулки или после логопедических занятий, чтобы они не мешали нормальной работе детей на занятиях.
Занятия по устранению заикания логопед проводит ежедневно в утренние часы. Воспитатель занятия проводит вечером. С заикающимися детьми проводятся следующие виды занятий:
• фронтальные — проводит воспитатель; • подгрупповые — проводит логопед (группа из 12 человек делится для занятий на две подгруппы по 6 человек, занятия проводятся с каждой подгруппой ежедневно) • индивидуальные — проводит логопед и воспитатель (по коррекции звукопроизношения и по устранению заикания).Длительность логопедического занятия с каждой подгруппой один час в старших группах и 35 минут — в средней группе. Для обеспечения речевой практики в средней группе предусмотрен организованный разговор логопеда с одной подгруппой ежедневно с 12 часов до 12 часов 15 минут. Подгруппы чередуются через день. Логопедическое занятие делится на две части с 7—10-минутным перерывом. Структура каждого занятия включает время на подготовку (спокойная удобная посадка детей, раздача материала, сопровождаемая речевыми упражнениями), деятельность детей, окончание работы, итог занятия. Логопед подготавливает детей первой подгруппы к прогулке после занятия и помогает им одеться, а также встречает детей второй подгруппы перед занятием и помогает им раздеться, используя процессы одевания и раздевания для речевых упражнений.
Во время перерыва дети должны успеть отдохнуть. Логопед организует своеобразную разминку, не требующую большого сосредоточения внимания. Организуя перерыв, логопед должен правильно определить его по времени. Время может колебаться в зависимости от вида деятельности, периода обучения и состояния работоспособности детей. Перерыв целесообразно делать после логически законченной части занятия. В течение каждой части занятия (после 15—18 минут от начала занятия) рекомендуется проведение «физкультминутки» (1—2 минуты).
Оставшееся после занятий время используется логопедом для индивидуальных занятий с детьми по коррекции звукопроизношения. Индивидуальная работа проводится ежедневно со всеми детьми, у которых нарушено произношение звуков. Работа по исправлению нарушений звукопроизношения заканчивается в январе — феврале. С января индивидуальные занятия направлены на устранение заикания у детей с наиболее тяжелой степенью как дополнительная работа по увеличению речевой практики. Индивидуальное занятие с одним ребенком или занятие с подгруппой из 2—3 детей длится 10—15 минут. В особых случаях (это бывает крайне редко), если усиливается заикание, целесообразно проводить эту работу позже, в феврале.
В первой половине дня логопед проводит занятия с одной подгруппой, воспитатель в это время находится с другой подгруппой на прогулке. Для того чтобы речевая нагрузка и прогулки были равнозначными для обеих групп, занятия чередуются. Один день первой занимается одна подгруппа, на следующий день — другая.
Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальные занятия с детьми по закреплению правильного произношения звуков и навыков пользования самостоятельной речью без заикания и фронтальное занятие (по «Формированию элементарных математических представлений», «Развитию речи», «Ознакомлению с окружающим миром», «Рисованию», «Лепке», «Аппликации», «Конструированию», «Физкультуре»). Успешное преодоление заикания возможно лишь при условии тесной связи и преемственности в работе всего педагогического коллектива детского сада и единства требований, предъявляемых детям. Такая взаимосвязь в работе возможна благодаря правильному пониманию и распределению задач при прохождении намеченной темы, совместному планированию работы логопеда, воспитателей и музыкального руководителя, своевременному отбору тематики, определению порядка чередования занятий и предварительному составлению календарных планов как коллективных (фронтальных, подгрупповых), так и индивидуальных занятий, взаимопосещению занятий с последующим их анализом. Совместная работа логопеда, воспитателей и музыкального руководителя имеет некоторые специфические особенности. Главная из них — правильное распределение задач при прохождении намеченной темы на занятиях у воспитателя и логопеда.
Занятия воспитателя (5 занятий в неделю) строятся с учетом очередной, намеченной к прохождению темы. Как и в массовом детском саду, главным для воспитателя является осуществление задач типовой программы: он сообщает необходимый, доступный пониманию детей объем знаний по той или иной теме (предмету) на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, проводит работу по обогащению и активизации словаря, уточнению и развитию математических представлений, а также обучает заикающихся различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Воспитатель проводит свои занятия либо перед занятиями логопеда (в первом и втором периодах), либо после них (в третьем и четвертом) Наряду с общеобразовательными задачами воспитатель в своей работе осуществляет задачи коррекционной направленности.Основные коррекционно-развивающие задачи — формирование навыков общего и речевого поведения и закрепление навыков пользования самостоятельной речью без заикания — воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их). Воспитатель принимает также активное участие в подготовке детей к предстоящему логопедическому занятию. Подготовка детей к логопедическому занятию состоит в том, что на всех занятиях и вне их воспитатель отводит много времени словарной работе, так как эта работа является одновременно основой для речевых упражнений на занятиях с логопедом и помогает закрепить усвоенные речевые навыки.
Беседа с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом навыков, приобретенных на соответствующих этапах обучения, и индивидуальных особенностей детей в пользовании доступной самостоятельной речью. Музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю) не только воспитывают движения под музыку, развивают музыкальный слух и певческие навыки, но и корригируют внимание детей, совершенствуют реакции на различные музыкальные сигналы, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность самостоятельно переключаться с одного движения на другое и т. д. Длительность музыкально-ритмических занятий в средней группе — 15 минут, старшей — 20 минут, подготовительной — 25—30 минут. Музыкально-ритмические занятия проводятся утром как перед логопедическим занятием, так и после него. На основе предварительной подготовки, проведенной воспитателями, логопед на своих занятиях (шесть занятий в неделю с каждой подгруппой) формирует общее и речевое поведение детей и умение пользоваться речью без заикания, т. е. осуществляет коррекционные задачи, а также закрепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Организация жизни и воспитания детей
Старшая группа.Программа воспитания и обучения в детском саду"От рождения до школы"...
конспект родительского собрания "Организация жизни и воспитания дете в условиях ДОУ"
родительское собрание...
презентация на родительскте собрание по теме: "Организация жизни и воспитания детей в условиях ДОУ"
родительскте собрание...
циклограмма организации жизни и воспитания детей в 1 младшей группе
Циклограмма организации жизни и воспитания детей в 1 младшей группе...
Доклад на тему: «Организация режима дня для заикающихся детей»»
Доклад на тему: «Организация режима дня для заикающихся детей»»...
Ряд практических советов для родителей по речевому воспитанию заикающихся детей.
Актуальность разработки обусловлена тем, что она выступает в качестве краткого пособия для родителей, имеющих детей с речевой патологией. В методической разработке раскрываются вопросы орг...