Инновационный проект "Развитие логического мышления дошкольников с тяжелым нарушением речи с помощью блоков Дьенеша и кругов Эйлера"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Развитие логического мышления у старших дошкольников формируется на основе образного мышления и является высшей стадией его развития. Процесс этот длительный и сложный, так как развитие логического мышления требует повышенной активности работы обеих полушарий головного мозга, опираясь на умения обобщения, сравнения, классификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-krugi_eylera-bloki_denesha.docx | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников с тяжелым нарушением речи»
Актуальность проекта.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
На каждом возрастном этапе создается определенный уровень, на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, являются фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Для развития логического мышления необходимо предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на проблеме, на поставленной задаче. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его умственных, интеллектуальных способностей, формирование мыслительных умений, которые позволят легко понять и освоить новые знания. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Развитие логического мышления выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
В основе проекта по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста – использование во всех трех блоках педагогического процесса, и особенно в блоке совместной деятельности, игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша с целью повышения уровня у детей мыслительных операций, умения рассуждать и развития интеллектуальных возможностей детей.
Цель проекта.
Повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать, анализировать, формирование предпосылок учебной деятельности, развитие интеллектуальных возможностей детей, используя блоки Дьенеша и круги Эйлера.
Объектом исследования является мышление старших дошкольников,
предметом – процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико – математических игр с блоками Дьенеша и кругов Эйлера.
Задачи проекта.
1. Формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни, активизация внутренних ресурсов.
2. Создание необходимых условий для развития навыков игровой деятельности, самостоятельности.
3. Систематизация знаний и представлений детей принципа классификации, обобщения, сравнения.
4. Создание единого образовательного пространства по формированию компетенции педагогов и родителей о развитии логического мышления, активизации мотивации к учебной деятельности.
Участники проекта.
1. Воспитанники логопедических групп.
2. Педагог-психолог
3. Педагоги
4. Родители воспитанников.
Ожидаемые результаты.
1. Повышение уровня сформированности мыслительных процессов и активизация способностей, которые позволяют легче усваивать новые знания (умение анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать – декодировать);
2. Развитие речевых навыков (умения рассуждать, доказывать);
3. Формирование предпосылок учебной деятельности;
4. Развитие интеллектуальных возможностей детей.
5. Пополнение предметно – развивающей среды группы развивающими играми.
6. Расширение наглядно – дидактического материала (изготовление новых схем и карточек с заданиями).
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (октябрь)
2 этап – деятельный (ноябрь – апрель.)
3 этап – оценочный (май)
Литература
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - М.: ТЦ "Учитель", 2007.
2. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3.Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/ Под ред. А. А. Столяра. - М.:Просвещение,1991. -80 с.
4. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет. – М.: Новая школа,1996. – 288с.
5. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.
6. Звонкин А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
7. Кузнецова В. Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - Оникс-СПб, 2006.
8. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.
9.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. -244 с.
10.Математика от трех до семи: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 176 с.
11.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Детство-Пресс, 2010. – 191 с.
12. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. - М.: АСТ, Слово, 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Игра «Разложи, не спеши»
Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»
Ход игры: Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круг
2. Игра «Подумай и разложи»
Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.
3. Игра «Разложи по цвету»
Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.
Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий – все фигуры синего цвета.
4.Игра«Маленький большой»
Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.
5. Игра «Толстый - тонкий»
Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.
Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в жёлтый – все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие красные фигуры.
6. Игра «Не большой, не маленький; не круглый не квадратный… »
Цель: формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета. Детям даётся задание поместить в синий круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг - все жёлтые фигуры, но не треугольники.
7. Игра «Что внутри?»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.
8. Игра «Повтори!»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)
9. Игра «Два круга»
Цель: формирование умений разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».
Ход игры:
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести).
Расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих кругов; внутри синего, но вне красного круга. Игру с двумя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
10. Игра «Три круга»
Цель: формирование умений разделяет фигуры на три группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».
Ход игры:
Раскладывается три круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все маленькие фигуры, внутри красного – все толстые, а внутри желтого – все круглые. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры принадлежат всем трём кругам; и синему и жёлтому; находятся вне желтого и красного кругов. Игру с тремя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...
Мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи"
Материал содержит цели, задачи, этапы работы....
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавливать причинно &ndash...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавлив...
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень...
Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на проблеме, на поставленной задаче....
Презентация инновационных техник в коррекционной работе учителя-логопеда по развитию связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Использование логопедических технологии в коррекции речевых дефектов...