«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
учебно-методический материал по математике
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_denesha.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.
Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавливать причинно – следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит развитие логического математического мышления – залог будущей успешности наших детей. Эта технология способствует развитию интеллекта, мыслительных операций, ведь подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, который дает педагог, родитель, но и умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, которая связана с развитием мыслительных процессов детей — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, решение которой сможет обеспечить готовность ребенка к школе.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.
Выбранная мной тема является актуальной, так как, создавая оптимальные условия для развития логического мышления у детей посредством использования блоков Дьенеша, происходит формирование аналитических способностей, комбинаторики. Формируются навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам.
Кроме того, блоки Дьенеша дают первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
Благодаря логическим играм, я целенаправленно развиваю речь: ребёнок вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. А овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
- умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
- умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;
- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;
- умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
Новизна опыта заключается в использовании блоков Дьенеша как в НОД, так и в свободной игровой деятельности. А также – в модификации, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, как составляющей логического мышления.
В связи с этим была определена цель моей работы: формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша.
Перед собой ставила следующие задачи:
Образовательные:
учить сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);
способствовать формированию у детей умение делать собственное умозаключение и доказывать решение данной задачи.
Развивающие:
развивать представление о множестве, операции над множествами;
развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте);
развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;
развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
развитие мелкой моторики рук;
развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать интерес к логическим блокам Дьенеша;
воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Работу по развитию логического мышления дошкольников я разделила на три этапа.
Первый этап - начальный
Изучение начального уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Для чего необходимо изучить научно-методическую литературу, отобрать диагностические методики, приобрести игровые пособия, подготовить игровой и демонстрационный материал, разработать конспекты занятий.
Второй тап - основной
Организация занятий, игр, игровых комплексов с использованием блоков Дьенеша.
Третий этап - заключительный
Проведение диагностики и подведение итогов реализации опыта.
Опыт работы строила на следующих принципах:
Принцип систематичности и последовательности изучения и закрепления материала, когда новые знания у детей опираются на ранее полученные.
Принцип наглядности. Это создание предметно- развивающей среды и центров «Математики»в группах, оснащенных логическими блоками, схемами, чертежами, знаками –символами, атрибутами для игр.
Принцип индивидуального подхода учитывает в практике работы с детьми следующие факторы: высокую эмоциональную возбудимость детей, их быструю утомляемость и характер, особенности мышления и зону ближайшего развития обучения.
В своей работе применяла следующие методы и приёмы:
Игровой приём.
Демонстрация блоков, карточек - символов свойств.
Показ с проговариванием действий.
Устная инструкция.
На первом этапе работы более глубоко изучила методическую литературу по данному вопросу, современный передовой опыт по проблеме логического развития: подготовила тесты и анкеты для родителей, разработала перспективный план работы, изготовила игры по тематическим блокам.
Создала предметно-развивающую среду, которая включила в себя дидактические игры и пособия, наглядный материал (книги, компьютер) блоки Дьенеша, схемы.
Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали уровню сложности заданий в конкретной возрастной группе.
Все игры составляла на основе комплекта геометрических фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
С целью определения начального уровня логического мышления у воспитанников мною была проведена диагностика.
В ней участвовали дети первой логопедической группы в количестве 14 человек.
По результатам динамики логического мышления у детей были получены следующие показатели:
средний уровень - у 6 детей группы (25%)
низкий уровень - у 8 обучающихся(75%).
Проанализировав полученные результаты, мною были сделаны следующие выводы:
- дети недостаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине, по форме, по количеству, слабо могут применить знания и умения в решении проблемно - игровых и практических задач;
- у них снижены представления о математических свойствах и закономерностях.
- у детей мало опыта в умении классифицировать предметы по их свойствам;
- в установлении логических связей и закономерностей наблюдались ошибочные суждения;
- дети данной группы слабо владеют количественными операциями; не умеют делать выводы.
На втором этапе использовала основные формы организации работы с блоками Дьенеша:
-занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности;
-совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры), а также вне занятий - вела наблюдения и беседы с детьми, давала тестовые задания, создавала проблемные ситуации, использовала сказки, задачи – шутки, загадки, считалки, головоломки, сценарии проведения математических досугов..
-использовала логические блоки в игровой деятельности детей.
Исходя из принципа «от простого к сложному», начинала с простейших игр: «Сделай узор», «Воздушные шары», «Запомни узор», «Найди свой домик», «Пригласительный билет». Затем уже продолжала знакомить с играми, где учила дошкольников читать кодовое обозначение логических блоков: «Разноцветные шары», «Волшебный ключик», «Поле чудес», «Подари кукле бусы», «Цыпленок», «Рыбка», «Найди и разложи по форме», и т.д.
Выступала по данной теме на родительских собраниях, педагогических советах.
Чтобы детям было легче классифицировать фигуры, я изготовила карточки для настольно – печатных игр. Все эти игры можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания). Когда я увидела, что дети немного научились выполнять задания, познакомились с кодовыми обозначениями, начинала использовать логические блоки на заданиях по математическому развитию. Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям к обучению, использовала разноцветные игровые задачи.
Детей привлекают занятия, где есть сюжет, много интересных сказочных персонажей. Занятия, где я использовала логические блоки, помогали мне при изучении нового материала, а также для его закрепления. При знакомстве с геометрическими фигурами предлагала такие занятия: «Круг», «Треугольник», «Незнайка и его друзья», «Квадрат».
Для закрепления цифр – занятия: «На полянке»; для закрепления представления об образовании чисел «4» – «5»: «Пять волшебных сундучков»; для закрепления знаний детьми количественного и порядкового счета – занятие «Поможем Мальвине». Во всех этих конспектах использовала блоки Дьенеша.
Использование мной логических блоков в рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, делает их интересными, помогает детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.
Все занятия по развитию логического мышления я внесла в тематический план работы по развитию элементарных математических представлений на учебный год.
Развитие логического мышления у детей – процесс длительный и весьма трудоемкий. Прежде всего, для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Воспитанники группы были распределены на три подгруппы. Такое разделение помогло мне ориентироваться в подборе игрового занимательного материала и задач, дало возможность предупредить перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Детям, которые справлялись с логическими заданиями на среднем уровне, я предлагала варианты подобных задач, а так же подключала их к играм соревновательного характера.
В работе со слабыми детьми необходим особый подход. Учитывая их психические и физические особенности, я старалась внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется.
Дифференцированная форма работы с дошкольниками очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах и знаниях более слабым.
Во время работы заметила, что с помощью блоков Дьенеша дети быстрее освоили основные свойства геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношением, включать подмножества в состав множества.
Так как на момент проведения опыта ребята уже владели знаниями о свойствах геометрических фигур, стала вводить специальные коды, графически изображающие данные свойства, что позволило развивать способность у детей к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать.
Также, мной использовались словесные игры: загадки, игры на развитие воображения; пальчиковые игры, активизирующие деятельность мозга, развивающие мышление, мелкую моторику рук, требующие участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д.
Для более успешного обучения по блокам Дьенеша, привлекала родителей, использовала разнообразные формы работы с ними:
- консультации о подборе игр по формированию логического мышления;
- индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
- собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);
- совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
- состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал, логические блоки Дьенеша);
- совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр;
- подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
- презентация достижений детей по данной теме.
На третьем этапе были проведены: контрольно-учётные занятия, где были обобщены результаты опытной деятельности.
В результате проведенной работы по использованию блоков Дьенеша наблюдалась положительная динамика в развитии психических процессов у детей (логическое мышление, память, воображение, внимание):
- дети хорошо усвоили геометрические фигуры, научились применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач;
-научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине;
- у детей появилась способность к моделированию и замещению свойств, к умению кодировать и декодировать информацию;
- все дети умеют сравнивать предметы по пространственным признакам, хорошо владеют количественными операциями, выделяют свойства объекта, группу объектов по определенному признаку
- обучающиеся старшего дошкольного возраста научились пользоваться приемами сравнения, анализа, синтеза, классификации;
- дети овладели умениями выражать свое мнение, не стесняясь.
Сравнительный анализ результатов до и после обучающих воздействий, посредством организации комплекса игр, наглядно свидетельствуют об эффективности проведенной работы, в результате которой у детей первой логопедической группы произошли значительные изменения.
Высокий уровень развития логического мышления наблюдается у 6 детей (27%), средний уровень у 7 обучающихся (59%), низкий уровень у 1ребёнка (5%). Все это послужит успешной подготовке их к школе.
Проанализировав полученные результаты, я пришла к следующим выводам:
1. Занятия с использованием логических блоков Дьенеша эффективно развивают познавательные процессы: внимание, восприятие, память, воображение; логическое, схематическое мышление и мыслительные процессы.
2. У детей старшего дошкольного возраста в полной мере сформированы представления о математических свойствах и закономерностях.
3. Значительно увеличилась скорость мышления, что говорит о благоприятном прогнозе обучаемости в школе.
4. Положительная динамика в развитии речи также свидетельствует об успешности при обучении в школе. Дети строят грамматически правильные сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, обогатился словарный запас.
5. Уровень мелкой моторики пальцев рук значительно повысился.
6. Изменился социальный статус «непопулярных» детей: у них появился партнер по игре.
В заключение хочется сказать, что данную систему работы: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша», возможно применять не только на занятиях по математическому развитию. Игры и игровые приёмы служат для развития интеллектуальных способностей, что даёт нам педагогам большие возможности в успешном достижении образовательных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".
Краткое описание работы:· Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавливать причинно &ndash...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавлив...
Система по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и ИКТ игр.
Задачи: - продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия,- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтез...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
Дошкольное детство - обладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период; это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действи...