Дидактические игры с детьми с ОВЗ для родителей
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Кузнецова Елена Яковлевна

Данные  дидактические  игры можо использовать в семье , гда растет ребенок с ОВЗ. Эти игры предназначены для детей с нарушением слуха и детей с нарушением интелектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_didakticheskie_igry_s_detmi_s_ovz.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с  детьми с ОВЗ (слабовидящие дети).

Дидактическая игра на развитие осязания и мелкой моторики (тактильно-двигательного восприятия)  

Возраст детей

5-6 лет

Категория ребенка

ОВЗ с нарушением зрения (амблиопия)

Название игры

«Проказы злой мачехи»

Цель игры

Помочь Золушке разложить содержимое песочницы по емкостям, определив и назвав купы, кофейные зерна и …

Описание хода (правил) игры

Взрослый сообщает трем играющим, что Золушка собралась на бал, но  злая мачеха дала ей задание разобрать содержимое «песочницы» по емкостям. Фея-крёстная Золушки заболела и теперь надежда только на играющих. Предлагает играющим помочь Золушке. Для этого необходимо соблюдать ряд условий (правил):

1.снять обувь и зайти босиком в бассейн;

2.походить на содержимому, потрогать его руками, определить, чем бассейн наполнен;

3. договориться между собой, кто какую крупу, бобы или зерна кофе собирает;

4. результаты договоренностей озвучить друг другу и взрослому;

5. собирать и сортировать содержимое в емкости для сыпучих материалов с крупной маркировкой на боку(изображение круп, бобов и зерен);

 6. в рот, нос, уши ничего не засовывать.

Необходимое оборудование

сухой бассейн (песочница), наполненный крупой риса, гречки, кофейными зернами, бобами, горохом, нутом, косточками от абрикос, емкости для сыпучих материалов с крупной маркировкой на боку(изображение круп, бобов и зерен)

Планируемый результат

развитие тактильно-двигательного восприятия посредствам  чувствительности ног и рук, профилактика пальцевого агнозиса, создание особого положительного эмоционального настроя

Дидактическая игра развитие навыков ориентировки по цветовому признаку и зрительно-моторной координации

 

Возраст детей

5-6 лет

Категория ребенка

ОВЗ с нарушением зрения (астигматизм)

Название игры

«Прятки»

Цель игры

Помочь бабочкам спрятаться от воробья на цветах, цветных насекомых разместить на цветах аналогичного цвета

Описание хода (правил) игры

Взрослый, вкладывая в руку резиновую игрушку-воробья, сообщает ребенку, что бабочки, указывая на коробку, хотят поиграть в прятки. Предлагает ребенку присоединиться к этой игре. Чтобы игра получилась необходимо соблюдать следующие правила:

1Коробка стоит справа от ребенка. Необходимо брать из коробки по одной  бабочки;

2 перемещать бабочку справа на лево на игровое поле-лужок.

3 усаживать бабочку на цветок аналогичного цвета.

Необходимое оборудование

зеленое панно из фланели или ковролина, крупные плоские цветы с контурной окраской  красного, желтого, синего, белого  цвета и бабочки объемные аналогичных цветов в коробочке, резиновая игрушка-воробей.

Планируемый результат

совершенствование  идентификации предметов по признаку цвета посредствам соотнесения плоского контурного изображения цветка   определенного  цвета с объемной бабочкой того же цвета; формирование пространственного ориентирования (развитие прослеживающего движения глазного яблока, фиксация взгляда на неподвижном предмете, перенесение предмета из коробки на луг к определенному цветку), более точное и дифференцированное  отражение окружающего мира

Дидактическая игра развитие  зрительного восприятия «Свет»

Возраст детей

5-6 лет

Категория ребенка

ОВЗ с нарушением зрения

дальнозоркость (гиперметропия)

Название игры

«Танец теней»

Цель игры

Узнать чья тень танцует, назвать человека по имени. обосновать свой выбор

Описание хода (правил) игры

 Обратить внимание ребенка на то, что тела играющих отбрасывают тени на земле. Предложите играющим подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения. Предлагает узнать чьи тени. Для этого необходимо выполнить ряд правил:

  1. выбрать водящего  и трех танцоров.
  2. Водящий должен внимательно рассмотреть трех играющих, тени которых будут танцевать.
  3. Танцующие перемешиваются и начинают танцевать.
  4. Взрослый закрывает своей фигурой танцоров.
  5. Водящий смотрит сбоку на танцующие тени и называет их по имени.

Можно обратить внимание играющих на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

Необходимое оборудование

Игра проводится на прогулке в солнечную погоду.

Планируемый результат

развивать зрительное ощущение посредствам  соотнесения формы тени с реальной фигурой  другого ребенка, называет его имя, обосновывая свою догадку по характерным особенностям одежды (бумбон на шапке) формируется представление о свете и темноте

 Психокоррекционные игры для дошкольников с нарушениями интеллектуального развития

«Мне в тебе нравится...» для ребенка с ОВЗ с ЗПР  6-7лет.

Цель: формирование здоровой самооценки

Упражнение выполняется в небольшой группе (3-4человека).

Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или небольшая мягкая игрушка.

                                                            Ход

Играющие вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий просит передать клубок соседу,  сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится...». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно отметить можно цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т.п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание играющих на то, что ниточка их всех объединила. Через несколько секунд (8—10 сек.) ведущий возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится...»,заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему; не выходя из круга, следует обсудить с участниками игры, что они чувствовали.

 «Муравьи» для ребенка с ОВЗ с ЗПР 5-7лет

Цель:  расслабление и напряжение мышц ног

                                         Ход

Педагог сообщает, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Необходимо  с силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах. Сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз-в сторону,ноги расслабляются, отдыхают. Игра повторяется 2-3 раза.

«Муха» для учащихся с ОВЗ с ЗПР 5-7лет.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

                                         Ход

     Взрослый предлагает ребенку сесть удобно, руки свободно положить на колени, плечи и голову опустить, глаза закрыть. Мысленно представить, что на лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на лоб, то на щеки. Необходимо согнать муху руками, не открывая глаз.

«Лимон» для ребенка с ОВЗ с ЗПР, с  не осложненной формой УО 5-7лет

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления

                                        Ход

     Взрослый предлагает ребенку сесть удобно, руки свободно положить на колени, плечи и голову опустить, глаза закрыть. Мысленно представить, что в правой руке лежит лимон. Начинаем медленно сжимать лимон до тех пор, пока не почувствовал, что «выжал» весь сок. Расслабляемся, запоминаем свои ощущения, повторяем упражнение с левой рукой, затем с двумя руками.

«Воробьиные драки» для ребенка с ОВЗ с ЗПР 5-7лет, с  не осложненной формой УО.

Цель: коррекция демонстративного и протестного поведения, снятие физической агрессии, овладение навыками саморегуляции.

                                                        Ход.

Играющие выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из играющих упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Упрямый капризный ребенок» для ребенка с ОВЗ с ЗПР  5-7лет, 

Цель: преодоление упрямства и негативизма.

                                               Ход

Играющие, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее ...». Затем играющие разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

«Танец гнева» для ребенка с ОВЗ с ЗПР, с  не осложненной формой УО  5-7лет

Цель: выплеск негативной энергии в движение.

Предложить играющим встать в произвольную позу. Подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева. сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные. Совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства

«Фейерверк» для ребенка с ОВЗ с ЗПР, с не осложненной формой УО 5-7лет

Цель: снятие гнева

                                                           Ход

Заготавливается пачка цветной бумаги, которую отдают на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что он сначала рвет литы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает вверх обрывки. Самое главное-подготовить побольше бумаги. Чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес к ней, потом необходимо вместе ликвидировать последствия с пола.

«Клоуны ругаются» для ребенка с ОВЗ с ЗПР, с  не осложненной формой УО  5-7лет

Цель: снятие вербальной агрессии.

                                                                   Ход.

Играющие превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Играющие могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех играющих.

Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра с детьми 2 младшей группы

1. Закрепить знание детей о свойствах песка: песок – сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды.2. Устанавливать простые логические связи: мокрый – лепится…3. Воспитывать...

Дидактические игры с детьми раннего возраста при восприятии цвета

В течении года мы с детишками изучаем цветовую палитру, и что бы им это было интересно, я использую в работе различные игры. Детишки в возрасте 2-3 лет....

Конспект НОД по методике Музыкально – ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ С детьми средней группы

1.Название              Музыка для кукол 2.Програмное содержание Образовательные задачи  -формировать представление...

Консультация для родителей "Дидактические игры с детьми в подготовительной группе"

Консультация для родителей "Дидактические игры с детьми в подготовительной группе"...

играем в дидактические игры с детьми дома и по дороге в детский сад

памятка длля родителей "играем в дидактические игры с детьми дома и по дороге в детский сад"...

Статья для родителей: "Дидактические игры с детьми раннего возраста 1,5 - 2 года"

Дидактические игры проводятся с малышами детского сада с раннего возраста. Существует большое количество увлекательных игр, с помощью которых учителя знакомят маленьких учеников с объектами природы и ...

Консультация для родителей средней группы «Дидактические игры с детьми дома для сенсорного развития»

Консультация будет полезна родителям и воспитателям средних групп...