«Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития»
презентация по коррекционной педагогике
«Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorika.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме, положении в пространстве, запахе , вкусе и т.п. Значение сенсорного воспитания является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность, внимание,; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Особенностями сенсорных способностей детей дошкольного возраста является формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития (ЗПР). У детей затруднен процесс восприятия: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно двигательного). Дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. (Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. ) C ходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).
Отклонения в развитии сенсорных способностей связаны, как правило, с тем, что у детей с ЗПР не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которая в норме появляется в 3-4 года. Дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как моделирование может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно практических задач (доска Сегена , коробка форм и т. п.), дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величина. Сенсорное развитие не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных, светлых оттенков, пользуется недифференцированным обозначением параметров величины «большой – маленький», а не называет признаки длины, ширины, высоты, толщины.
Цель: Создать условия для развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: учить детей распознавать и правильно называть основные и промежуточные цвета и их оттенки; знакомить с различными видами геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг) и тел(куб, шар, цилиндр); учить сравнивать форму реальных предметов с геометрическими фигурами; уточнять представление о величине: учить определять и характеризовать размер предмета; формировать пространственные представления.
Особенности восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) отличается крайне ограниченным объемом: они выделяют в объекте наименьшее количество признаков, с трудом выделяют объект из фона; у старших дошкольников с задержкой психического развития нарушены такие функции сенсорной сферы и восприятия, как предметность и структурность. Проявляется в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе; наблюдаются недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Реализация сенсорного воспитания в образовательном процессе изобразительная деятельность; конструктивная деятельность; трудовая деятельность; музыкальная деятельность; развитие элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим миром; подготовка к обучению грамоте. Виды занятий по сенсорному воспитанию: развитие зрительного восприятия; развитие тактильно-двигательного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие вкусового восприятия.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы «Найти предмет указанной формы» Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит картинка?» Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины «Сравни предметы по высоте» Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Самая длинная, самая короткая» Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.( могут быть цветные карандаши, палочки..) «Пирамидки» Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе. «Матрешки» Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе. «Разноцветные кружки» Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: — собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине «Разложи по размеру» Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета «Какого цвета не стало?» Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало. «Какого цвета предмет?» Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. «Сложи радугу» Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов
Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов
Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов
Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов
Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов
Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов
Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов
Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов
Коррекционная работа по сенсорному развитию детей с ЗПР наиболее эффективна может быть осуществлена средствами дидактических игр и упражнений : устанавливается связь между воспитанием сенсорной культуры и развитием речи детей. пополнени и и активизации словаря детей существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями при формировании представлений о цвете, форме, величине предметов, а также за счет образования производных слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития
В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....
Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.
Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития
Сенсорное развитие – развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Например, об их величине, о цвете, форме, положении в пространстве, их запахе...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Организация работы в дошкольном образовательном учреждение по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития
Сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности. Как правило, первичных нарушений на уровне органов чувств у таких детей не обнаруживается. Процесс восприятия у н...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития»
Как известно, успешность умственного и физического воспитания во многом зависит от сенсорного опыта детей, то есть от того, как ребенок полноценно воспринимает окружающий мир. А у детей с...