Картотека игр и упражнений для развития крупной и мелкой моторики.
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Картотека игр и упражнений для развития крупной и мелкой моторики.
Игры на развитие координации движений
Координация - буквально «упорядочение».
Координироваться - значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Мозг отдает «приказ», а тело, его руки, ноги, пальцы и т.д. подчиняются этому «приказу».
Всегда ли случается такое согласование?' Увы, не всегда и не у всех. Встречаются взрослые и дети, которые ведут себя неуклюже, некрасиво ходят, жестикулируют, у них все падает из рук, они и сами-то нетвердо стоят на земле. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен одновременно подчинить себе самого себя.
Ниже мы предлагаем игры и упражнения на проверку координации движений и ее развитие.
А ну, попробуй!
Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!
Вращай одновременно
Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.
Камешки
Это русская игра, очень популярная в свое время, сейчас незаслуженно забыта. Вместе с тем она очень увлекательна, полезна, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Покажите ее ребятам, и они потом сами с удовольствием будут заниматься ею.
Дети играют, сидя за столом или на полу, на земле (на гладко утоптанной площадке). У каждого должно быть по 5 камешков. Сначала определяют, ,кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит на тыльную сторожу руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый свое упражнение проделывает в порядке очереди (по кругу, справа налево).
Приводим несколько примерных упражнений.
Первое. Взять в руку пять камешков. Один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
Второе. Подбросить вверх тот же камешек вновь, поймать его, предварительно взяв СО стола два камешка.
Третье. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.
Четвертое. Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол:
Пятое. Подбросить вновь эти четыре к&мешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.
Таких упражнений существует много, разные варианты упражнений ребята могут придумать и сами.
Не урони мячик
Отпилите от бревна кругляшок толщиной 15-20 сантиметров и расколите его точно пополам. У вас получится пара ножных качалок. Надо сделать четыре пары таких качалок.
Состязания проводятся двое на двое. Партнеры становятся на качалках один против другого, на расстоянии трех шагов и по сигналу начинают перебрасывать друг другу мячик. Тому, кто роняет мяч на пол, засчитываются штрафные очки. У какой пары играющих будет меньше штрафных очков, та и выигрывает состязание.
Ложку на ножку
Табуретка переворачивается, спиной к каждой ее ножке становится игрок с завязанными глазами. В руках у участников по столовой ложке.
По сигналу ведущего они делают три шага вперед, поворачиваются кругом и стараются поскорее положить, пристроить ложку на свою ножку. Двое первых, кому это удается, побеждают.
На одной руке
Для каждого играющего (их не должно быть больше четырех) подбирается много мелких и несколько больших предметов, которые очень нелегко, но все-таки возможно удержать на одной руке.
Они лежат для каждого играющего отдельной кучкой. За один раз нужно перенести их все, не придерживая и не уронив, на расстояние 5-7 метров с завязанными глазами.
Нельзя торопить играющих. Все, кто выполнит это задание, считаются победителями.
Послушай, поверь и себя проверь
Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во! «, потом по команде поменять руки.
В эту забаву можно внести юморинки. Ведущий спрашивает у стоящей напротив шеренги ребят:
- Настроение каково?
Дети, вытянув правую руку и оттопырив большой палец, отвечают:
- Во!
Ведущий:
- Настроение как?
Дети, хлопнув в ладоши, вновь вытягивают вперед правую руку, сложив пальцы в фигу, отвечают: - Так! Этот диалог надо делать очень быстро.
Прыжок с поворотом
Очертите на земле круг. Станьте в центр круга, подпрыгните как можно выше, сделайте в воздухе полный поворот и точно опуститесь в центр круга. Вот такое простое задание дайте своим ребятам.
Делай одновременно
Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой - три.
Еще раз, но одновременно
Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе».
Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо.
Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.
Игры на мгновенную реакцию
Миллионные доли секунды и те сейчас на счету. А много ли значит для некоторых из нас даже не секунда, а день?
«В практике полетов на современном самолете - истребителе, - рассказывает космонавт Герман Титов, неизбежны острые ситуации, требующие мгновенного уяснения причин их появления и молниеносной реакции на них. У летчика-истребителя в ходе повседневных тренировок и полетов вырабатывается своеобразный автоматизм, в котором мышление сливается с действием, такой автоматизм, когда трудно установить, что происходит ранее - действие или интуиция.
Уметь быстро реагировать - значит быть способным принять мгновенное решение, отозваться на воспринимаемые впечатления, события, явления, то есть соединить «прямым проводом» сигнал и реакцию на него. У человека должна быть крепчайшая связь между зрительными, слуховыми и моторными центрами. Образцом могут служить спортсмены, например, спринтеры, которые улавливают команду судьи или выстрел стартового пистолета до доли секунды и, взрываясь, быстро бегут к цели.
Проведите с детьми несколько нижерасположенных игр на мгновенную реакцию.
Не подражай!
На стол кладутся пять одинаковых предметов. Вокруг стола располагаются играющие (не больше 7) и ведущий. У каждого игрока в правой руке не наточенный карандаш.
Ведущий называет один из предметов и быстро опускает возле него карандаш, одновременно с ним возле этого же предмета должны опустить свои карандаши все играющие.
Неожиданно ведущий называет один предмет, а карандаш опускает возле другого. Играющие не должны поддаваться внушению его жеста, а опустить карандаш возле предмета, который он назвал. Те, которые ошиблись, на три хода выбывают из игры.
Темп игры постепенно возрастает и, кроме того, на столе появляются все новые и новые предметы. Число их можно довести до 10-15 в зависимости от уровня реактивности участвующих в игре. Нужно ведь хорошо запомнить, где какой лежит предмет, чтобы опускать карандаш одновременно с ведущим.
С теми, кто часто поддается влиянию его жеста, следует поиграть отдельно, уменьшив на столе количество предметов.
Смени руки
Двое ребят садятся друг против друга и держат обе руки ладонями вверх.
Правой рукой нужно «осалить» левую руку «противникам а левую быстро убрать, когда она может быть осалена.
Ведущий часто дает команду: «Менять! « - это значит, что надо салить левой рукой, а правую убирать. При следующей его команде: «Менять! « - снова салят правой рукой — и так все время руки меняются.
Для того, чтобы усложнить игру, ведущий дает изредка команду: «Не менять!», и тогда дети продолжают салить той же рукой, что и прежде.
Каждый играющий в слух считает, сколько раз ему удалось осалить противника.
Ведущий прекращает игру одним хлопком, и, если после этого кто-либо не остановится, он теряет все свои очки (осалил - 1 очко).
Подсечка и надсечка
Играющие становятся в колонну по одному на расстоянии вытянутых рук.
Двое ребят берут за концы метровую палку и быстро идут с обеих сторон колонны лицом к играющим, «подсекая» ребят палкой на высоте 30 сантиметров от земли. Дети должны перепрыгивать через палку, при неудаче -выбывают из игры.
Одновременно из-за спин играющих движутся тоже по обе стороны колонны еще двое ребят, держащие за концы метровую ленту, опуская ее на 10 сантиметров ниже роста играющих. Стоящие в колонне должны пригибать головы, чтобы лента не задела их, иначе они тоже выбывают из игры.
Число участников редеет, и трое оставшихся в колонне последними награждаются 5 очками (призами).
Выбывающие становятся в новую колонну, и игра продолжается.
Ее можно усложнить, если перескакивающие через палку одновременно должны выкрикивать: «0п», а при опускании головы говорить: «Кланяюсь».
Подсекающих палкой и проносящих ленту при каждом повторении игры заменяют другими.
Разбудили - беги!
Из 10-12 играющих составлены две равные команды. В каждой ребята рассчитаны в порядке номеров.
Все дети лежат с закрытыми глазами, развалившись поудобнее на матах, ковриках или прямо на земле.
Ведущий негромко окликает: «Третьи!», и третьи из обеих команд моментально вскакивают, получают заранее подготовленные задания: выучить четверостишие незнакомого стихотворения или небольшой отрывок прозы, запомнить несколько иностранных слов или устно решить несложный арифметический пример.
Заучивать они должны, обегая пять раз круг длиной приблизительно 70-100 метров. (Заранее указано, по какому кругу бежать, кому по часовой стрелке, а кому в противоположном направлении).
Тот, кто прибежит первым, получает 5 очков, столько же получает и тот, кто выполнил задание.
Все остальные играющие должны не шевелясь и никуда не глядя, безмятежно лежать на земле. За каждое нарушение этого правила они штрафуются на 1 очко.
Игры, развивающие глазомер
М. Ломоносову принадлежит такая мысль: «Глаза человека - это точный измерительный прибор». Глазомер как измерительный прибор необходим людям всех профессий. Но особенно он нужен топографу, геологу, агроному, лесоводу, закройщику, чертежнику, токарю, ткачу, водителю, летчику, спортсмену, художнику, скульптору, архитектору и т. д. и т. п.
ЧТО ТАКОЕ ГЛАЗОМЕР?
Это способность определять размеры предметов и расстояний на глаз, без каких-либо измерительных приборов.
Некоторые могут спросить: для чего глазомер, например, токарю или ткачу? На этот вопрос легко ответить : первый определяет диаметр обтачиваемого изделия, когда станок находится еще в движении, и только затем проверяет свою прикидку точным измерительным инструментом. Второй следит за правильностью движения челнока на ткацком станке, когда станок работает и никакой «инструмент», кроме глаза, здесь нельзя использовать.
Точно так же и водитель беспрерывно на глаз определяет расстояние от своей машины до той, что находится перед ней.
В жизни мы все время пользуемся глазомером, тренируем его, часто даже не замечая этого. Например, когда мы прикидываем расстояние до-места, куда спешим, и даже тогда, когда тянемся за каким-либо предметом. Но для того, чтобы сделать глазомер достаточно точным и стать увереннее в его правильности, нужны специальные упражнения или игры-упражнения.
Организуя их, сосредоточьте внимание ребят на тех элементах игр, которые формируют это важное качество.
«Логово»
Это старинная сибирская игра. Играющие с помощью жеребьевки делятся на две партии. Одна - прячется, другая - ищет. Те, кто прячется, ищут себе такое «логово», в котором их не видно, но из которого они могут «вылететь пулей» и поймать кого-то из ищущих. Выигрывает группа, в которой осталось больше «не запятнанных» игроков. Найдя «логово», игроку необходимо тщательно замаскироваться. Эта игра помогала сибирским детям вырабатывать глазомер, умение прятаться, быстро бегать, выжидать в засаде и т. п.
Проверь, потом отмерь
Нарежьте газетный лист на полосы шириной 10-15 сантиметров и распределите их между играющими.
Пусть ребята посмотрят на какой-либо предмет, поставив его вертикально, горизонтально и в наклонном положении,- и оторвут газетную полосу, равную по величине длине этого предмета, затем приложат ее к нему, чтобы проверить свой глазомер. Побеждает тот, у кого самое точное совпадение.
Крышки на банки
Ребята садятся вокруг большого стола и рассчитываются в порядке номеров. Каждый запоминает свой номер.
На столе поставлены несколько банок и баночек различной величины и формы. Брать их в руки нельзя.
У каждого из участников игры кусок картона, на котором необходимо сначала нарисовать крышки, затем вырезать их так, чтобы они точно совпали с отверстиями банок. Банки можно выбирать любые, какие кто захочет.
Времени на выполнение задания дается минут десять.
Вырезав крышку, нужно поставить на ней свой порядковый номер, а затем уже закрыть банку; снимать крышку для переделки не разрешается. Побеждает тот, у кого крышки точно совпали с отверстиями банок.
Определи на глаз количество
Пусть ребята потренируются и посоревнуются в определении на глазок следующего:
- Сколько спичек укладывается в один ряд на дне
обычной спичечной коробки? Сколько спичек в целой
коробке?
- Вынуть из коробки с сахаром один кусочек и
определить, смотря на коробку, сколько кусочков укладывается на дне в один слой; сколько их в коробке?
Проверить.
- Сколько приблизительно яблок в корзинке, картошек в ведре?
- Сколько орехов в банке?
- Сколько поленьев в поленнице, книг на полке?
- Сколько букв в одном газетном листе «Комсомольской правды»?
- Пощупав лист, определить, сколько страниц в книге.
- В книгу вложены 3-4 закладки. Определить, на каких они страницах.
- Взяв одни и те же книги, открывать их на странице, названной ведущим.
Каков объем сосуда?
Какой только формы не бывают сосуды для жидкостей! Интригующе интересно проверить на глаз действительную вместимость некоторых из них. Это весьма полезно для различных жизненных ситуаций, например при покупке жидких и сыпучих продуктов в магазине, при подготовке к походам и поездкам и т. д. Предложите детям проверить свой глазомер, выполняя различные задания дома. Затем проведите между ними соревнование. Поставьте перед школьниками сосуды различной емкости: банки, флаконы, графины, бутылки и даже кастрюли. Пусть они на глазок определят их емкость. Затем с помощью литровой банки, мензурки, гравированного сосуда или того же стакана, который вмещает 200 мл воды, в присутствии ребят проверьте их данные. Награда победителям - стакан сока, молока или кефира.
Проехали километр?
Столбы вдоль шоссе и железной дороги, на которых обозначают километры, стоят всегда по одну сторону от полотна. Можно в дороге организовать соревнование на проверку глазомера.
Ведущий, увидев километровый столб, делает знак рукой, и все играющие, смотря в противоположное окно, рассчитывают по скорости движения, когда транспорт минует километр. Сделав расчет, участник поднимает руку, а ведущий определяет, кто не ошибся и был наиболее точен.
Потренировавшись в определении одного километра, можно перейти к соревнованию на определение расстояния 2-5 километров.
Сколько места занимает предмет?
Ведущий быстро показывает ребятам какой-либо предмет (блюдце, тетрадь, коробочку, безделушку).
Играющие, приготовив для себя четыре соломинки или тонкие хворостинки, узко нарезанные полоски картона или, наконец, четыре спички без головок, ограничивают на глаз с четырех сторон место, на котором должен поместиться предмет.
Ведущий быстро обходит всех играющих и проверяет точность их прикидки.
Игра повторяется несколько раз, причем предметы каждый раз меняются, их предлагают сами играющие.
Сантиметр всегда с собой
Предложите ребятам максимально раздвинуть большой и указательный пальцы и определить на глаз, сколько сантиметров между их концами. Пусть ребята сантиметром проверят свои замеры. Пусть также определят на глаз, проверят и запомнят, сколько сантиметров между их указательным и средним пальцами, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем, между большим и мизинцем. Сколько сантиметров от конца среднего пальца до локтя, от конца среднего пальца до плеча, между концами указательных пальцев, когда руки раздвинуты в стороны. Свой рост и шаг в сантиметрах. . . Много еще можно сделать измерений, но все это бесполезно, если не постараться все это надолго запомнить.
Организуйте групповые или индивидуальные соревнования школьников в точном определении размеров с помощью руки - это не только интересно,, но и глазомер в результате развивается быстрее. Руки человека - его собственный сантиметр.
Нарисуй, вырежи, проверь
Ребята разбиваются по двое. Друг для друга они рисуют на нелинованной бумаге- небольшой квадрат, треугольник, круг и фигуру с несложным, извилистым контуром.
Нарисовав эти фигуры, дети передают листки друг ДРУГУ- Брать их листы в руки не разрешается. Необходимо посмотреть на фигуры и запомнить их размеры. Затем на такой же нелинованной бумаге они рисуют фигуры по памяти, стараясь сохранить такие же размеры и повторяя неточности чертежей.
После этого вырезают фигуры по контуру, накладывают на те фигуры, которые были нарисованы вначале, и смотрят, у кого получилось точнее.
Ведущий, обойдя все пары, говорит, кто лучше использовал свой глазомер.
Игра может повториться, но рисовать теперь нужно фигуры с более сложными, контурами.
Взвесь на руке
На 8-10 предметов разной величины наклейте номера,, написанные на небольших бумажках, затем взвесьте их на весах и запишите результаты.
Несколько играющих один за другим прикидывают веса предметов на руках, затем расставляют их по весу от самого легкого' до самого тяжелого или наоборот. Можно записать вес и по номерам. Ведущий просматривает эти записки и определяет, кто сделал верные прикидки.
Игры на развитие внимания
Больше всего дети страдают от отсутствия или неразвитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте-предмете, событии, образе, слове. Внимание может быть сосредоточенным и рассредоточенным, произвольным и непроизвольным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным. Внимание ребенка зависит от «настройки» его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Внимание - усилие ума и всех его рецепторов: зрения, слуха, осязания, обоняния. Развивать и совершенствовать внимание детей столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. За вниманием следует запоминание, развитие памяти в целом. Среди иных средств, воспитывающих внимание, не последнее место занимают игры и игры-упражнения.
Сколько чего?
Ведущий просит ребят осмотреть комнату в квартире, классную комнату, площадку, на которой находятся дети, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву «К», или «Т», или «О, ч можно не только целые предметы, но и их детали. Ребята могут называть предметы по очереди. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее -деревянные, потом - металлические, затем - предмет^ из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т. п.
Учись читать газеты быстро
Упражнение рассчитано на развитие внимания и умения ориентироваться в газетной информации. Согласитесь, что и то и другое качества очень необходимы сейчас, когда так резко выросло число периодических изданий.
Для проведения игры необходимы 2-3 экземпляра одного номера какой-либо газеты (желательно довольно объемной). Газета раздается двум или трем командам ( в зависимости от количества играющих). Ведущий, прекрасно знающий содержание Номера, задает вопросы, ответы на которые ребята должны отыскать на газетных полосах. Например:
- В каких статьях поднимаются проблемы войны?
- В каких газетных материалах говорится об искусстве?
- В каких заметках слово «хлеб» упоминается не менее двух раз? И т.д.
Команда, быстрее других определившая материал, по которому задан вопрос, получает очко. Выигрывает, естественно, та, которая наберет больше очков.
Самый простой вариант игры - задавать вопросы, связанные с заголовками статей. Время на поиск ответа не должно превышать 15 секунд. Желательно задавать несколько вопросов на одну газетную страницу.
Можно усложнить игру, составляя вопросы по содержанию той или иной статьи, или, например, попросить отыскать слово, неоднократно встречающееся в заголовках корреспонденции.
Заодно можно попросить ребят пересказать кратко тот материал, который произвел на них сильное впечатление.
Сосчитаете ли?
Ведущий набирает такие предметы, которых всегда много под руками: карандаши, ручки, ластики, спички (без головок), столовые, чайные ложки, вилки, ножи и раскладывает их беспорядочно один за другим.
Пусть они легли так: карандаш, спичка, карандаш,
нож, карандаш, карандаш, спичка...
Нужно узнать, сколько всего ножей, спичек и т.д. , но считать можно только следующим образом: первый карандаш, первая спичка, второй карандаш, первый нож, третий карандаш, четвертый карандаш, вторая спичка.
Чтобы так считать, тоже необходимо внимание.
Выполни уговор строго
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда- он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда будет простирать к ним руки, они будут скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут.
Перед началом ведущий проводит с играющими трехминутную «репетицию». После этого тот, кто допустит ошибку, из игры выбывает.
Действуют трое
В комнате должна сохраняться полная тишина.
Трем игрокам завязывают глаза. Каждый должен поймать одного из партнеров, но от другого убежать. Участники игры прислушиваются к шагам, дыханию друг друга и, когда считают нужным, называют игрока по имени и спрашивают: «Где ты?» Игрок, которого спрашивают, должен тотчас же ответить: «Я здесь».
Первый, кому удалось поймать «противника:», становится победителем.
После этого к игре приступают трое других.
Различи в шуме
Каждый играющий ребенок получает от ведущего бумажку, на которой написано название какого-либо города. Одно и то же название получают 5,6,7,8 человек. Одни, например, Новосибирск, другие - Киев, третьи - Рига и т. п.
Никто заранее не говорит друг другу, что написано на его бумажке. По сигналу ведущего каждый должен начать негромко выкрикивать полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто выкрикивает тот же город, чтобы побыстрее соединиться с партнерами в одну группу.
Ведущий в начале игры объявляет, у скольких человек будет написано одно и то же название города. Когда вся группа соберется, ребята поднимают руки вверх.
Успевшие соединиться первыми считаются победителями.
Если дети захотят повторить игру, то получают у ведущего другие названия городов (цветов, деревьев, животных и т.д.), написанные на бумажках.
Обойди спиной
Поставьте на одной прямой три предмета. Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперед, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его гораздо скорее, а третий раз совсем быстро.
То же самое делают остальные ребята.
После этого на одной прямой линии ставятся пять предметов, которые ребята также обходят змейкой, спиной вперед и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линии можно увеличить.
За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку.
Для рекордсменов можно поставить предметы по линии большого круга, эллипса, квадрата, ромба и др.
Повтори быстро
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог - «перестрелка»:
- Ну, начали! Повторите - «стол».
Играющие говорят: «Стол».
- Повторите - «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите - «улица». Быстро - «кошка». Вслух - «дым» и т. д.
Тот, кто ошибся, выходит из игры.
Используй каждую секунду
Малоизвестную детям картинку прикрепите к куску картона. Ведущий вращает этот картон вокруг вертикальной оси так, чтобы картина была видна играющим каждый раз не больше трех-четырех секунд. Вращение постепенно ускоряется, но при этом не следует доводить его до того, чтобы картина мелькала перед глазами. Достаточно, чтобы ребята увидели ее 10-12 раз. После этого играющие должны постараться рассказать, детально раскрыть содержание картины.
Возможен такой вариант: к обеим сторонам картона прикреплены две картины. Картон вращается так же, как и в первом случае. При этом детям можно дать два различных задания:
рассказать содержание обеих картин;
передать содержание только одной из картин, стараясь совершенно не уделять внимания второй.
Можно также разделить ребят на две команды, каждой надо будет выбрать одну из картин и передать ее содержание.
Умей слушать и слышать многих
В этой игре-упражнении дети учатся слушать сразу нескольких говорящих.
Сначала двое игроков говорят одновременно два разных слова. Если водящий их различил, говорят трое. Затем четверо одновременно и довольно быстро говорят три-четыре разных слова.
В том случае, если водящий способен различить слова, пусть двое ребят, а затем трое скажут одновременно две-три разные короткие фразы.
Проделайте то же самое перед целой группой играющих и выявите тех, кто обладает такой способностью. Похвалите этих ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений для развития крупной и мелкой моторики.
Игры на развитие координации движений
Координация - буквально «упорядочение».
Координироваться - значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Мозг отдает «приказ», а тело, его руки, ноги, пальцы и т.д. подчиняются этому «приказу».
Всегда ли случается такое согласование?' Увы, не всегда и не у всех. Встречаются взрослые и дети, которые ведут себя неуклюже, некрасиво ходят, жестикулируют, у них все падает из рук, они и сами-то нетвердо стоят на земле. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен одновременно подчинить себе самого себя.
Ниже мы предлагаем игры и упражнения на проверку координации движений и ее развитие.
А ну, попробуй!
Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!
Вращай одновременно
Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.
Камешки
Это русская игра, очень популярная в свое время, сейчас незаслуженно забыта. Вместе с тем она очень увлекательна, полезна, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Покажите ее ребятам, и они потом сами с удовольствием будут заниматься ею.
Дети играют, сидя за столом или на полу, на земле (на гладко утоптанной площадке). У каждого должно быть по 5 камешков. Сначала определяют, ,кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит на тыльную сторожу руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый свое упражнение проделывает в порядке очереди (по кругу, справа налево).
Приводим несколько примерных упражнений.
Первое. Взять в руку пять камешков. Один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
Второе. Подбросить вверх тот же камешек вновь, поймать его, предварительно взяв СО стола два камешка.
Третье. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.
Четвертое. Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол:
Пятое. Подбросить вновь эти четыре к&мешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.
Таких упражнений существует много, разные варианты упражнений ребята могут придумать и сами.
Не урони мячик
Отпилите от бревна кругляшок толщиной 15-20 сантиметров и расколите его точно пополам. У вас получится пара ножных качалок. Надо сделать четыре пары таких качалок.
Состязания проводятся двое на двое. Партнеры становятся на качалках один против другого, на расстоянии трех шагов и по сигналу начинают перебрасывать друг другу мячик. Тому, кто роняет мяч на пол, засчитываются штрафные очки. У какой пары играющих будет меньше штрафных очков, та и выигрывает состязание.
Ложку на ножку
Табуретка переворачивается, спиной к каждой ее ножке становится игрок с завязанными глазами. В руках у участников по столовой ложке.
По сигналу ведущего они делают три шага вперед, поворачиваются кругом и стараются поскорее положить, пристроить ложку на свою ножку. Двое первых, кому это удается, побеждают.
На одной руке
Для каждого играющего (их не должно быть больше четырех) подбирается много мелких и несколько больших предметов, которые очень нелегко, но все-таки возможно удержать на одной руке.
Они лежат для каждого играющего отдельной кучкой. За один раз нужно перенести их все, не придерживая и не уронив, на расстояние 5-7 метров с завязанными глазами.
Нельзя торопить играющих. Все, кто выполнит это задание, считаются победителями.
Послушай, поверь и себя проверь
Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во! «, потом по команде поменять руки.
В эту забаву можно внести юморинки. Ведущий спрашивает у стоящей напротив шеренги ребят:
- Настроение каково?
Дети, вытянув правую руку и оттопырив большой палец, отвечают:
- Во!
Ведущий:
- Настроение как?
Дети, хлопнув в ладоши, вновь вытягивают вперед правую руку, сложив пальцы в фигу, отвечают: - Так! Этот диалог надо делать очень быстро.
Прыжок с поворотом
Очертите на земле круг. Станьте в центр круга, подпрыгните как можно выше, сделайте в воздухе полный поворот и точно опуститесь в центр круга. Вот такое простое задание дайте своим ребятам.
Делай одновременно
Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой - три.
Еще раз, но одновременно
Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе».
Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо.
Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.
Игры на мгновенную реакцию
Миллионные доли секунды и те сейчас на счету. А много ли значит для некоторых из нас даже не секунда, а день?
«В практике полетов на современном самолете - истребителе, - рассказывает космонавт Герман Титов, неизбежны острые ситуации, требующие мгновенного уяснения причин их появления и молниеносной реакции на них. У летчика-истребителя в ходе повседневных тренировок и полетов вырабатывается своеобразный автоматизм, в котором мышление сливается с действием, такой автоматизм, когда трудно установить, что происходит ранее - действие или интуиция.
Уметь быстро реагировать - значит быть способным принять мгновенное решение, отозваться на воспринимаемые впечатления, события, явления, то есть соединить «прямым проводом» сигнал и реакцию на него. У человека должна быть крепчайшая связь между зрительными, слуховыми и моторными центрами. Образцом могут служить спортсмены, например, спринтеры, которые улавливают команду судьи или выстрел стартового пистолета до доли секунды и, взрываясь, быстро бегут к цели.
Проведите с детьми несколько нижерасположенных игр на мгновенную реакцию.
Не подражай!
На стол кладутся пять одинаковых предметов. Вокруг стола располагаются играющие (не больше 7) и ведущий. У каждого игрока в правой руке не наточенный карандаш.
Ведущий называет один из предметов и быстро опускает возле него карандаш, одновременно с ним возле этого же предмета должны опустить свои карандаши все играющие.
Неожиданно ведущий называет один предмет, а карандаш опускает возле другого. Играющие не должны поддаваться внушению его жеста, а опустить карандаш возле предмета, который он назвал. Те, которые ошиблись, на три хода выбывают из игры.
Темп игры постепенно возрастает и, кроме того, на столе появляются все новые и новые предметы. Число их можно довести до 10-15 в зависимости от уровня реактивности участвующих в игре. Нужно ведь хорошо запомнить, где какой лежит предмет, чтобы опускать карандаш одновременно с ведущим.
С теми, кто часто поддается влиянию его жеста, следует поиграть отдельно, уменьшив на столе количество предметов.
Смени руки
Двое ребят садятся друг против друга и держат обе руки ладонями вверх.
Правой рукой нужно «осалить» левую руку «противникам а левую быстро убрать, когда она может быть осалена.
Ведущий часто дает команду: «Менять! « - это значит, что надо салить левой рукой, а правую убирать. При следующей его команде: «Менять! « - снова салят правой рукой — и так все время руки меняются.
Для того, чтобы усложнить игру, ведущий дает изредка команду: «Не менять!», и тогда дети продолжают салить той же рукой, что и прежде.
Каждый играющий в слух считает, сколько раз ему удалось осалить противника.
Ведущий прекращает игру одним хлопком, и, если после этого кто-либо не остановится, он теряет все свои очки (осалил - 1 очко).
Подсечка и надсечка
Играющие становятся в колонну по одному на расстоянии вытянутых рук.
Двое ребят берут за концы метровую палку и быстро идут с обеих сторон колонны лицом к играющим, «подсекая» ребят палкой на высоте 30 сантиметров от земли. Дети должны перепрыгивать через палку, при неудаче -выбывают из игры.
Одновременно из-за спин играющих движутся тоже по обе стороны колонны еще двое ребят, держащие за концы метровую ленту, опуская ее на 10 сантиметров ниже роста играющих. Стоящие в колонне должны пригибать головы, чтобы лента не задела их, иначе они тоже выбывают из игры.
Число участников редеет, и трое оставшихся в колонне последними награждаются 5 очками (призами).
Выбывающие становятся в новую колонну, и игра продолжается.
Ее можно усложнить, если перескакивающие через палку одновременно должны выкрикивать: «0п», а при опускании головы говорить: «Кланяюсь».
Подсекающих палкой и проносящих ленту при каждом повторении игры заменяют другими.
Разбудили - беги!
Из 10-12 играющих составлены две равные команды. В каждой ребята рассчитаны в порядке номеров.
Все дети лежат с закрытыми глазами, развалившись поудобнее на матах, ковриках или прямо на земле.
Ведущий негромко окликает: «Третьи!», и третьи из обеих команд моментально вскакивают, получают заранее подготовленные задания: выучить четверостишие незнакомого стихотворения или небольшой отрывок прозы, запомнить несколько иностранных слов или устно решить несложный арифметический пример.
Заучивать они должны, обегая пять раз круг длиной приблизительно 70-100 метров. (Заранее указано, по какому кругу бежать, кому по часовой стрелке, а кому в противоположном направлении).
Тот, кто прибежит первым, получает 5 очков, столько же получает и тот, кто выполнил задание.
Все остальные играющие должны не шевелясь и никуда не глядя, безмятежно лежать на земле. За каждое нарушение этого правила они штрафуются на 1 очко.
Игры, развивающие глазомер
М. Ломоносову принадлежит такая мысль: «Глаза человека - это точный измерительный прибор». Глазомер как измерительный прибор необходим людям всех профессий. Но особенно он нужен топографу, геологу, агроному, лесоводу, закройщику, чертежнику, токарю, ткачу, водителю, летчику, спортсмену, художнику, скульптору, архитектору и т. д. и т. п.
ЧТО ТАКОЕ ГЛАЗОМЕР?
Это способность определять размеры предметов и расстояний на глаз, без каких-либо измерительных приборов.
Некоторые могут спросить: для чего глазомер, например, токарю или ткачу? На этот вопрос легко ответить : первый определяет диаметр обтачиваемого изделия, когда станок находится еще в движении, и только затем проверяет свою прикидку точным измерительным инструментом. Второй следит за правильностью движения челнока на ткацком станке, когда станок работает и никакой «инструмент», кроме глаза, здесь нельзя использовать.
Точно так же и водитель беспрерывно на глаз определяет расстояние от своей машины до той, что находится перед ней.
В жизни мы все время пользуемся глазомером, тренируем его, часто даже не замечая этого. Например, когда мы прикидываем расстояние до-места, куда спешим, и даже тогда, когда тянемся за каким-либо предметом. Но для того, чтобы сделать глазомер достаточно точным и стать увереннее в его правильности, нужны специальные упражнения или игры-упражнения.
Организуя их, сосредоточьте внимание ребят на тех элементах игр, которые формируют это важное качество.
«Логово»
Это старинная сибирская игра. Играющие с помощью жеребьевки делятся на две партии. Одна - прячется, другая - ищет. Те, кто прячется, ищут себе такое «логово», в котором их не видно, но из которого они могут «вылететь пулей» и поймать кого-то из ищущих. Выигрывает группа, в которой осталось больше «не запятнанных» игроков. Найдя «логово», игроку необходимо тщательно замаскироваться. Эта игра помогала сибирским детям вырабатывать глазомер, умение прятаться, быстро бегать, выжидать в засаде и т. п.
Проверь, потом отмерь
Нарежьте газетный лист на полосы шириной 10-15 сантиметров и распределите их между играющими.
Пусть ребята посмотрят на какой-либо предмет, поставив его вертикально, горизонтально и в наклонном положении,- и оторвут газетную полосу, равную по величине длине этого предмета, затем приложат ее к нему, чтобы проверить свой глазомер. Побеждает тот, у кого самое точное совпадение.
Крышки на банки
Ребята садятся вокруг большого стола и рассчитываются в порядке номеров. Каждый запоминает свой номер.
На столе поставлены несколько банок и баночек различной величины и формы. Брать их в руки нельзя.
У каждого из участников игры кусок картона, на котором необходимо сначала нарисовать крышки, затем вырезать их так, чтобы они точно совпали с отверстиями банок. Банки можно выбирать любые, какие кто захочет.
Времени на выполнение задания дается минут десять.
Вырезав крышку, нужно поставить на ней свой порядковый номер, а затем уже закрыть банку; снимать крышку для переделки не разрешается. Побеждает тот, у кого крышки точно совпали с отверстиями банок.
Определи на глаз количество
Пусть ребята потренируются и посоревнуются в определении на глазок следующего:
- Сколько спичек укладывается в один ряд на дне
обычной спичечной коробки? Сколько спичек в целой
коробке?
- Вынуть из коробки с сахаром один кусочек и
определить, смотря на коробку, сколько кусочков укладывается на дне в один слой; сколько их в коробке?
Проверить.
- Сколько приблизительно яблок в корзинке, картошек в ведре?
- Сколько орехов в банке?
- Сколько поленьев в поленнице, книг на полке?
- Сколько букв в одном газетном листе «Комсомольской правды»?
- Пощупав лист, определить, сколько страниц в книге.
- В книгу вложены 3-4 закладки. Определить, на каких они страницах.
- Взяв одни и те же книги, открывать их на странице, названной ведущим.
Каков объем сосуда?
Какой только формы не бывают сосуды для жидкостей! Интригующе интересно проверить на глаз действительную вместимость некоторых из них. Это весьма полезно для различных жизненных ситуаций, например при покупке жидких и сыпучих продуктов в магазине, при подготовке к походам и поездкам и т. д. Предложите детям проверить свой глазомер, выполняя различные задания дома. Затем проведите между ними соревнование. Поставьте перед школьниками сосуды различной емкости: банки, флаконы, графины, бутылки и даже кастрюли. Пусть они на глазок определят их емкость. Затем с помощью литровой банки, мензурки, гравированного сосуда или того же стакана, который вмещает 200 мл воды, в присутствии ребят проверьте их данные. Награда победителям - стакан сока, молока или кефира.
Проехали километр?
Столбы вдоль шоссе и железной дороги, на которых обозначают километры, стоят всегда по одну сторону от полотна. Можно в дороге организовать соревнование на проверку глазомера.
Ведущий, увидев километровый столб, делает знак рукой, и все играющие, смотря в противоположное окно, рассчитывают по скорости движения, когда транспорт минует километр. Сделав расчет, участник поднимает руку, а ведущий определяет, кто не ошибся и был наиболее точен.
Потренировавшись в определении одного километра, можно перейти к соревнованию на определение расстояния 2-5 километров.
Сколько места занимает предмет?
Ведущий быстро показывает ребятам какой-либо предмет (блюдце, тетрадь, коробочку, безделушку).
Играющие, приготовив для себя четыре соломинки или тонкие хворостинки, узко нарезанные полоски картона или, наконец, четыре спички без головок, ограничивают на глаз с четырех сторон место, на котором должен поместиться предмет.
Ведущий быстро обходит всех играющих и проверяет точность их прикидки.
Игра повторяется несколько раз, причем предметы каждый раз меняются, их предлагают сами играющие.
Сантиметр всегда с собой
Предложите ребятам максимально раздвинуть большой и указательный пальцы и определить на глаз, сколько сантиметров между их концами. Пусть ребята сантиметром проверят свои замеры. Пусть также определят на глаз, проверят и запомнят, сколько сантиметров между их указательным и средним пальцами, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем, между большим и мизинцем. Сколько сантиметров от конца среднего пальца до локтя, от конца среднего пальца до плеча, между концами указательных пальцев, когда руки раздвинуты в стороны. Свой рост и шаг в сантиметрах. . . Много еще можно сделать измерений, но все это бесполезно, если не постараться все это надолго запомнить.
Организуйте групповые или индивидуальные соревнования школьников в точном определении размеров с помощью руки - это не только интересно,, но и глазомер в результате развивается быстрее. Руки человека - его собственный сантиметр.
Нарисуй, вырежи, проверь
Ребята разбиваются по двое. Друг для друга они рисуют на нелинованной бумаге- небольшой квадрат, треугольник, круг и фигуру с несложным, извилистым контуром.
Нарисовав эти фигуры, дети передают листки друг ДРУГУ- Брать их листы в руки не разрешается. Необходимо посмотреть на фигуры и запомнить их размеры. Затем на такой же нелинованной бумаге они рисуют фигуры по памяти, стараясь сохранить такие же размеры и повторяя неточности чертежей.
После этого вырезают фигуры по контуру, накладывают на те фигуры, которые были нарисованы вначале, и смотрят, у кого получилось точнее.
Ведущий, обойдя все пары, говорит, кто лучше использовал свой глазомер.
Игра может повториться, но рисовать теперь нужно фигуры с более сложными, контурами.
Взвесь на руке
На 8-10 предметов разной величины наклейте номера,, написанные на небольших бумажках, затем взвесьте их на весах и запишите результаты.
Несколько играющих один за другим прикидывают веса предметов на руках, затем расставляют их по весу от самого легкого' до самого тяжелого или наоборот. Можно записать вес и по номерам. Ведущий просматривает эти записки и определяет, кто сделал верные прикидки.
Игры на развитие внимания
Больше всего дети страдают от отсутствия или неразвитости своего внимания. Что такое внимание? Это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте-предмете, событии, образе, слове. Внимание может быть сосредоточенным и рассредоточенным, произвольным и непроизвольным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным. Внимание ребенка зависит от «настройки» его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Внимание - усилие ума и всех его рецепторов: зрения, слуха, осязания, обоняния. Развивать и совершенствовать внимание детей столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. За вниманием следует запоминание, развитие памяти в целом. Среди иных средств, воспитывающих внимание, не последнее место занимают игры и игры-упражнения.
Сколько чего?
Ведущий просит ребят осмотреть комнату в квартире, классную комнату, площадку, на которой находятся дети, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву «К», или «Т», или «О, ч можно не только целые предметы, но и их детали. Ребята могут называть предметы по очереди. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее -деревянные, потом - металлические, затем - предмет^ из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т. п.
Учись читать газеты быстро
Упражнение рассчитано на развитие внимания и умения ориентироваться в газетной информации. Согласитесь, что и то и другое качества очень необходимы сейчас, когда так резко выросло число периодических изданий.
Для проведения игры необходимы 2-3 экземпляра одного номера какой-либо газеты (желательно довольно объемной). Газета раздается двум или трем командам ( в зависимости от количества играющих). Ведущий, прекрасно знающий содержание Номера, задает вопросы, ответы на которые ребята должны отыскать на газетных полосах. Например:
- В каких статьях поднимаются проблемы войны?
- В каких газетных материалах говорится об искусстве?
- В каких заметках слово «хлеб» упоминается не менее двух раз? И т.д.
Команда, быстрее других определившая материал, по которому задан вопрос, получает очко. Выигрывает, естественно, та, которая наберет больше очков.
Самый простой вариант игры - задавать вопросы, связанные с заголовками статей. Время на поиск ответа не должно превышать 15 секунд. Желательно задавать несколько вопросов на одну газетную страницу.
Можно усложнить игру, составляя вопросы по содержанию той или иной статьи, или, например, попросить отыскать слово, неоднократно встречающееся в заголовках корреспонденции.
Заодно можно попросить ребят пересказать кратко тот материал, который произвел на них сильное впечатление.
Сосчитаете ли?
Ведущий набирает такие предметы, которых всегда много под руками: карандаши, ручки, ластики, спички (без головок), столовые, чайные ложки, вилки, ножи и раскладывает их беспорядочно один за другим.
Пусть они легли так: карандаш, спичка, карандаш,
нож, карандаш, карандаш, спичка...
Нужно узнать, сколько всего ножей, спичек и т.д. , но считать можно только следующим образом: первый карандаш, первая спичка, второй карандаш, первый нож, третий карандаш, четвертый карандаш, вторая спичка.
Чтобы так считать, тоже необходимо внимание.
Выполни уговор строго
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда- он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда будет простирать к ним руки, они будут скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут.
Перед началом ведущий проводит с играющими трехминутную «репетицию». После этого тот, кто допустит ошибку, из игры выбывает.
Действуют трое
В комнате должна сохраняться полная тишина.
Трем игрокам завязывают глаза. Каждый должен поймать одного из партнеров, но от другого убежать. Участники игры прислушиваются к шагам, дыханию друг друга и, когда считают нужным, называют игрока по имени и спрашивают: «Где ты?» Игрок, которого спрашивают, должен тотчас же ответить: «Я здесь».
Первый, кому удалось поймать «противника:», становится победителем.
После этого к игре приступают трое других.
Различи в шуме
Каждый играющий ребенок получает от ведущего бумажку, на которой написано название какого-либо города. Одно и то же название получают 5,6,7,8 человек. Одни, например, Новосибирск, другие - Киев, третьи - Рига и т. п.
Никто заранее не говорит друг другу, что написано на его бумажке. По сигналу ведущего каждый должен начать негромко выкрикивать полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто выкрикивает тот же город, чтобы побыстрее соединиться с партнерами в одну группу.
Ведущий в начале игры объявляет, у скольких человек будет написано одно и то же название города. Когда вся группа соберется, ребята поднимают руки вверх.
Успевшие соединиться первыми считаются победителями.
Если дети захотят повторить игру, то получают у ведущего другие названия городов (цветов, деревьев, животных и т.д.), написанные на бумажках.
Обойди спиной
Поставьте на одной прямой три предмета. Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперед, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его гораздо скорее, а третий раз совсем быстро.
То же самое делают остальные ребята.
После этого на одной прямой линии ставятся пять предметов, которые ребята также обходят змейкой, спиной вперед и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линии можно увеличить.
За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку.
Для рекордсменов можно поставить предметы по линии большого круга, эллипса, квадрата, ромба и др.
Повтори быстро
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог - «перестрелка»:
- Ну, начали! Повторите - «стол».
Играющие говорят: «Стол».
- Повторите - «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите - «улица». Быстро - «кошка». Вслух - «дым» и т. д.
Тот, кто ошибся, выходит из игры.
Используй каждую секунду
Малоизвестную детям картинку прикрепите к куску картона. Ведущий вращает этот картон вокруг вертикальной оси так, чтобы картина была видна играющим каждый раз не больше трех-четырех секунд. Вращение постепенно ускоряется, но при этом не следует доводить его до того, чтобы картина мелькала перед глазами. Достаточно, чтобы ребята увидели ее 10-12 раз. После этого играющие должны постараться рассказать, детально раскрыть содержание картины.
Возможен такой вариант: к обеим сторонам картона прикреплены две картины. Картон вращается так же, как и в первом случае. При этом детям можно дать два различных задания:
рассказать содержание обеих картин;
передать содержание только одной из картин, стараясь совершенно не уделять внимания второй.
Можно также разделить ребят на две команды, каждой надо будет выбрать одну из картин и передать ее содержание.
Умей слушать и слышать многих
В этой игре-упражнении дети учатся слушать сразу нескольких говорящих.
Сначала двое игроков говорят одновременно два разных слова. Если водящий их различил, говорят трое. Затем четверо одновременно и довольно быстро говорят три-четыре разных слова.
В том случае, если водящий способен различить слова, пусть двое ребят, а затем трое скажут одновременно две-три разные короткие фразы.
Проделайте то же самое перед целой группой играющих и выявите тех, кто обладает такой способностью. Похвалите этих ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрения.
Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеи...
Статья по теме: Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с каждым годом у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии ...
Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...
Педагогический проект на тему: «Взаимодействие с родителями по реализации целевого ориентира «у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими»».
для работы воспитателя младшей группы...
Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Полезные рекомендации для родителей детей от 1 до 7 лет по развитию общей и мелкой моторики....
Консультация для воспитателей "Развитие крупной и мелкой моторики рук"
Как часто мы слышим и читаем, что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики. Или пытаемся ра...
Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи
Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи...