Консультация для воспитателей "Развитие крупной и мелкой моторики рук"
консультация на тему
Как часто мы слышим и читаем, что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики. Или пытаемся развить ребенка интеллектуально и меньше времени проводим в активных играх, что очень важно для растущего организма. Вот наши главные заблуждения. Крупная моторика, ведь именно она является базовой основой всех наших полноценных движений, а затем уже мы можем точнее их координировать путем развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_krupnaya_i_melkaya_motrika.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие крупной и мелкой моторики детей.
Физиологи понимают под словом «Моторика» двигательную активность организма или отдельных органов, последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения определенной задачи. Дети развиваются в двух основных сферах – это крупная и мелкая моторика. Каждую зону необходимо учитывать при оценке того, как ребенок развивается.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики.
Человек – универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности – движущая рука человека (Э.В. Ильенков). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Навыки мелкой моторики требуют большей точности и координации. Каждый раз, когда ребенок берет в руки карандаш, играет с мелкими игрушками, трогает свой нос или ест, он это делает при помощи мелких моторных навыков. Эти навыки кажутся простыми для взрослых, но требуют концентрации от детей.
КАК РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и
разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также
предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками): упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны); специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
4. Теневой, пальчиковый театр.
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8. Выкладывание фигур из счетных палочек.
9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и
др.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие
принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов.
Мелкую моторику развивает все, что мы делаем руками.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Опознание предмета на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
2. Лепка из пластилина различных фигур (предметы, геометрические фигуры). Затем опознавание слепленных фигур закрытыми глазами.
3. Перекатывание карандаша между пальцами (от большого к мизинцу и обратно, поочередно каждой рукой).
4. Игра "Повтори движение". Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
5. Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Ребёнку предлагается обводить наперегонки квадратики или кружочки, продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
6. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять!
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики.
Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики. Крупная моторика отвечает за движение и включает действия, связанные с движением крупных частей тела. Бег, прыжки, лазание, метание, умение стоять, сидеть – это примеры крупных моторных навыков. Дети используют большие группы мышц и перемещают большую часть или полностью тело, когда используют свои двигательные навыки.
Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.
Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным.
В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.
Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.
Подвижные игры, направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.
Существует несколько различных факторов, которые влияют на развитие моторики: рост ребенка, окружающая среда, генетика, мышечный тонус. Рассмотрим каждый их этих факторов.
Рост ребенка. Как дети растут и учатся, так и их способности выполнять несколько действий со своим телом и понимать действия улучшаются. Это может зависеть от возраста и роста.
Среда. Окружение ребенка имеет большое влияние на развитие его двигательного навыка. Например, если с ребенком часто играть на улице, в парке или других местах, где он может лазать, бегать и играть, его крупная моторика будет развиваться быстро. Кроме того, мелкая моторика улучшится, если ребенок будет держать и трогать мелкие предметы, сам кушать, а также рисовать.
Генетика. На ребенка влияет как генетика родителей, так и собственная генетика. Если есть генетические недостатки, ребенок может иметь более низкие темпы развития моторных навыков. Например, если у ребенка слабый мышечный тонус или проблемы со здоровьем, он вероятно, будет развиваться медленнее, чем здоровые дети его возраста.
Мышечный тонус. Как уже упоминалось, тонус мышц может влиять на моторику. Чем сильнее ребенок, тем у него больше способностей для движения и контроля своего тела. Если развитие мышц слабое, развитие моторных навыков будет происходить медленнее.
С каждым новым этапом тело ребенка достигает физической способности выполнять определенные задачи. Помощь в развитии моторики даст дошкольнику навык двигательной активности – он станет лучше выполнять физические задачи, которые соответствуют возрасту.
Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.
Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.
Игра «Зазеркалье»
Возраст детей: от 3 лет.
Можно проводить и в группе и на улице.
Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.
Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.
Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.
Игра «Мишка»
Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.
Возраст детей: от 3 лет.
Мишка косолапый по лесу идёт, (идем как мишки)
Шишки собирает, (наклоны вперед)
Песенки поёт. (поем ля-ля-ля)
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб. (ударяем себя по лбу)
Оступился Мишка и об землю – топ (топаем ногой)
Засвистел на ветке пересмешник дрозд:(ищем на верху взглядом)
- Мишка косолапый наступил на хвост! (топаем ногой)
А за ним вдогонку пятеро зайчат: (прыгаем как зайчата)
- Мишка косолапый! – Из кустов кричат. (кричим, руки ко рту –«Мишка»)
Подхватил дразнилку весь лесной народ.
- Мишка косолапый по лесу идет. (кричим, руки ко рту –«Мишка косолапый»)
Бросился к берлоге маленький медведь: (бежим по кругу)
- Чем такие ноги – Лучше умереть!
Спрятался за шкафом (приседаем на корточки)
И ревёт ревмя:
- Мишкой косолапым дразнят все меня! (качаемся сидя)
Мама удивилась: (гладят друг друга по плечу)
- Глупенький сынок, я всегда гордилась
Формой твоих ног.
Я ведь косолапа, (идут по кругу, косолапя)
И папа косолап, косолапил славно
И дедушка Потап!
Мишка косолапый (идет по кругу расправив плечи и подняв голову)
Стал ужасно горд. Вымыл с мылом лапы, (потирают руки)
Съел медовый торт. Вышел из берлоги
И как заорёт: (руки вверх, подпрыгивают и кричат: «Мишка косолапый по лесу идёт).
- Мишка косолапый По лесу идёт!
Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.
Здоровье детей и их будущие достижения в ваших руках, уважаемые педагоги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"...
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики".
Две значимых моторики.Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – д...
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
Мелкая моторика...
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики".
Консультация для родителей"Крупная польза мелкой моторики"....
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
Все ли родители догадываются, что многие способности ребенка скрыты в пальчиках его рук? Своевременное развитие мелкой моторики пальцев рук - это начало успешного полноценного развития малыша и станов...
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
В консультации даны рекомендации родителям , как развивать мелкую мотрику детей.Даны несколько упражнений ,развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук....
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...