Использование в логопедической работе приёмов нейростимуляции
консультация по коррекционной педагогике
Методика Архиповой Е.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_v_logopedicheskoy_rabote_priyomov_neyrostimulyatsii.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование в логопедической работе приёмов нейростимуляции»
Стертая форма дизартрии – распространенная речевая патология среди дошкольников. При обследовании детей, посещающих группы компенсирующей направленности ДОУ, дизартрический компонент выявляется у 50% детей с ОНР и 35% с ФФН. Около 10% случаев сложной дислалии при более детальном изучении переквалифицируются в легкую степень дизартрии. Термин «стертая дизартрия» предложен в 1969 г. логопедом и исследователем О.А Токаревой – этим понятием она обозначила неярко выраженные признаки псевдобульбарной дизартрии, отличающиеся особыми сложностями преодоления. В последующие годы вопросы терминологии неоднократно дискутировались и уточнялись специалистами-дефектологами. На сегодняшний день в отечественной логопедии принято название речевой патологии «минимальные дизартрические расстройства» (МДР).
Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь. Дизартрические нарушения диагностируются в процессе уточнения логопедического и неврологического статуса. Коррекция осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков и нормализация просодики. Параллельно проводится лечение у невролога.
При автоматизации звуков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами необходимо учитывать недостаточность иннервации и подбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения.
Я в своей работе в этом учебном году начала использовать инновационный приём автоматизации звуков Архиповой Е.Ф., Южаниной И.В. - тактильно-кинестетическую нейростимуляцию. Авторами раскрыта теоретическая и практическая суть приёмов нейростимуляции. Предложен лексический, игровой материал, иллюстрирующий все этапы автоматизации звуков (11 модулей).
Для тактильно-кинестетической стимуляции применяются колючие коврики- тренажеры. Одним из приоритетных принципов, положенных в основу предлагаемой системы автоматизации звуков при стертой дизартрии, является принцип усиления артикуляционных кинестезии и проприоцептивных ощущений в органах речи.
Известно, что речевой процесс осуществляется через собственно речевой аппарат, к которому относятся органы артикуляции, дыхательный, голосовой аппарат и регулирующие эти органы пути и центры нервной системы. Все движения губ, языка тесно связаны с деятельностью двигательного анализатора, его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражителей, идущих в кору головного мозга от органов речи.
С целью усиления кинестезии используются оптимизирующие логопедическую работу приемы, включающие пальцевые движения на тренажере – колючем коврике.
Для усиления афферентации начинать автоматизацию нужно с уточнения произнесения гласных. При этом добиваться утрированной артикуляции гласных звуков с максимальным включением круговой мышцы рта. Учим детей длительно, утрированно произносить гласные звуки с четкой, утрированной артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел двигательного анализатора.
Вводим зрительные опоры – символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.
После усвоения четкой артикуляции гласных можно подключить и пальцевые упражнения на тренажере – колючем коврике.
Тренажер представляет собой небольшие коврики с игольчатой поверхностью, располагающиеся на рабочем столе ребенка. Упражнения выполняются в следующей последовательности
В двигательной и чувствительной проекциях корковых отделов головного мозга зоны пальцев рук и зоны артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом.
Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких афферентных импульсов (кинестезий) в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии – воспроизведению.
В связи с этим развитие статико-динамических ощущений четких артикуляционных ощущений (кинестезий) и тактильно-проприоцептивной стимуляции наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, колючих ковриков или подобных игольчатых поверхностей (массажных рукавичек).
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередными прижимами каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера с колючей поверхностью можно переходить к упражнениям с биоэнергопластикой.
Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, проводимые в утрированном и умеренном темпах, создают прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения. Формируется стереотип новых четких артикулем. Забегая вперед, можно сказать, что такого плана тренинг способствует предупреждению дисграфических ошибок на письме у детей со стертой дизартрией. Это касается моторной (артикуляторно-акустической) дисграфии, в основе которой лежит несформированность кинестетических образов звуков. При письме, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию. У детей со стертой дизартрией редуцированное (нечеткое, краткое, смазанное) произнесение гласных звуков отражается на письме в виде пропусков, замен гласных звуков. Это один из специфических видов дисграфических ошибок у детей со стертой дизартрией. Предлагаемая система упражнений, предусматривающая утрированную артикуляцию гласных и согласных звуков, способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев обеих рук по иппликатору подкрепляют моторные образы звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование мнемотехникив логопедической работе
использование мнемотехникив логопедической работе...
«Виды вестибулярных пластинок и возможность их использования в логопедической работе»
quot;Виды вестибулярных пластинок и возможность их использования в логопедической работе»Создатель вестибулярных пластинок – немецкий врач ортодонт Доктор Хинц. Он придумал множество мето...
Лепбук. Использование в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Лепбук позволяет учителю-логопеду собрать материал по изучаемой теме, организовать индивидуальную и самостоятельную работу с детьми, подать материал в компактной форме....
Использование в логопедической работе игровых технологий для развития речи детей дошкольного возраста
Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста...
Использование приёмов нейростимуляции в логопедической работе у детей дошкольного возраста с дизартрией
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙГолуб Н.Л. Учитель-логопед МАДОУ «Буревестниковский детский сад» Россия, Нижегородская...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....
- Мне нравится (2)
Комментарии
Полезная информация! Спасибо!
Полезная информация! Спасибо!