Использование приёмов нейростимуляции в логопедической работе у детей дошкольного возраста с дизартрией
статья по коррекционной педагогике

Голуб Наталья Леонидовна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Голуб Н.Л.

Учитель-логопед

МАДОУ «Буревестниковский детский сад»

Россия, Нижегородская область, Богородский р-н, пос. Буревестник

E-mail: oka140@bk.ru

 Аннотация. В статье рассматриваются методы коррекционной работы для детей дошкольного возраста с дизартрией. Раскрываются основные направления и способы логопедического воздействия. Описано влияние использования приемов нейростимуляции на развитие моторного праксиса и речи в целом.

Abstract. In article consider methods of correctional work with preschool children they having dysarthria. This topic reveals the main derections and methotds of speech therapy influency. The influence of the use of neurostimulation techniques on the development of motor praxis and speech in general is described.

Ключевые слова:  дизартрия; дети дошкольного возраста;  праксис; логопедическая работа Keywords: dysarthria; pre-school children; praxis; speech therapy

 

С каждым годом количество детей с нарушениями речи увеличивается. Ведущим дефектом выступает не только звукопроизносительная и просодическая стороны речи, но и разной степени выраженности двигательные нарушения общей и мелкой моторики. Бехтерев В.М., Кольцова М.М. Фомина Л.В., указывали на связь мелкой моторики с развитием областей головного мозга, которые отвечают за формирование сложнейших высших психических функций. Доказано, что движение пальцев рук стимулируют развитие ЦНС, что ведет к развитию речи. 

Приходько О.Г. в своих трудах писала «что сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы» [8]. В связи с этим у детей  с дизартрией не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется и произносительная сторона речи. Бехтерев В.М., Кольцова М.М. Фомина Л.В., указывали на связь мелкой моторики с развитием областей головного мозга, которые отвечают за формирование сложнейших высших психических функций. Доказано, что движение пальцев рук стимулируют развитие ЦНС, что ведет к развитию речи.

Речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга. Особое значение в организации речевого процесса имеет тактильно-кинестетический и двигательный анализатор. Значение манипулятивной деятельности для стимуляции речевого развития обуславливают необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей кистей рук. [9].

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: зрительный, слуховой, речедвигательный анализаторы, а также тактильно-кинестетический, или подругому его называют кожно-двигательным.

Каждый анализатор состоит из трёх отделов: 

  1. Периферический отдел  – чувствительные нервные окончания (рецепторы). Обеспечивает восприятие определенных раздражений (температурные, вкусовые, световые, звуковые и т.д.) и преобразует их в нервный импульс.
  2. Проводящий отдел – состоит из восходящих и нисходящих путей и

промежуточных (переключательных) ядер.

  1. Центральный отдел (корковый). На этом уровне происходит анализ и синтез

поступающей информации.

Первым компонентом речевой функциональной системы являются рецепторы органов чувств, а также кинестетические ощущения, которые сигнализируют о положении всего тела и артикуляционных органов в пространстве. Павлов И.П. называл кинестезию «базальным компонентом речи». Вторым компонентом являются сложные корковые отделы анализаторов, которые осуществляют приём, хранение и переработку полученной информации, процесс трансформации мысли в схему развернутого высказывания речи. Третий сенсомоторный компонент речевой функциональной системы осуществляет передачу речевых сообщений, при его поражении нарушается двигательный механизм речи [5].

Иннервация корковых зон речевого аппарата анатомически близка с иннервацией мышц рук, особенно кисти и большого пальца. При дизартрии одновременно нарушаются и артикуляционная моторика и моторные функции рук. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Уровень развития моторных навыков один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка [6]. Вследствие этого необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений моторных функций артикуляционного аппарата и кистей и пальцев рук. Важна стимуляция кожно-двигательного анализатора, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развивать навыки самоконтроля. При этом необходима опора на зрительный и слуховой анализаторы.

К методам логопедического воздействия в системе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией:

  • Дифференцированный логопедический массаж.
  • Различные виды массажа (зондовый, мануальный, щеточный, точечный массаж)
  • Статическая и динамическая артикуляционная гимнастика.
  • Дыхательные и голосовые упражнения.
  • Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики 
  • Развитие общих моторных навыков

Вопросами коррекции дизартрии занимались такие специалисты как: О.В. Правдина, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Архипова. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

К приемам нейростимуляции можно отнести:

  • пальцевые движения на иппликаторе, имеющем игольчатую поверхность,
  • массажный тренажёр, 
  • резиновые или пластмассовые шарики с игольчатой поверхностью,
  • прищепки,
  • су-джок шарик,
  • песочная игротерапия,
  • игры с бусами, имеющими неровную поверхность
  • игры с различными крупами и др.

Добавляем речевое артикуляционную гимнастику и/или кинезиологические упр. И посредствам данных приемов идет развитие мозговых структур с помощью усиления афферентных ощущений тактильно-кинестетических связей. Стимулируя таким образом кисти и пальцы рук активизируются зоны мозга, отвечающие за развитие речи.

В основе коррекционно-развивающей работы лежит методика Е.Ф. Архиповой «Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции» [1].  На основе этой методики был разработан дидактический материал. С целью усиления кинестезий и тактильной чувствительности на логопедических занятиях применялись методы и приемы, разработанные Т.В. Сорочинской [10]. Была модифицирована игра О. Е. Громовой «Логопедическое лото» с помощью иппликатора Кузнецова (рис.1). Также на занятиях применялись массажные коврики и мячики с игольчатой поверхностью, а также кинезиологические упражнения -это комплекс движений, в которые включены:

  • упражнения для выроботки речевого дыхания
  • глазодвигательные упражнения
  • упражнения на развитие общих моторных навыков
  • упражнения для развития мелкой моторики
  • массаж и самомассаж

image

Рис.1 модифицированая игра О. Е. Громовой «Логопедическое лото» с помощью иппликатора Кузнецова

Содержание  коррекционно-педагогических занятий включали формирование и развитие:

  • Речевого дыхания
  • Общей, мелкой и артикуляционной моторики  Голоса и интонации

При автоматизации звуков, детям для помощи предлагались зрительные опоры – символы             гласных          звуков.           Подключались          упражнения   на        иппликаторе Кузнецова, одновременно с произнесением гласных важно поочередно прижимать  пальцы обеих рук к поверхности игольчатого тренажера (табл.1). В основе данной  работы применялась именно такая техника работы с иппликатором.

Таблица 1 Последовательность упражнения с использованием иппликатора Кузнецова.

Символы гласных

           image

         image

       image

image

        image

image

Гласные

А

О

У

И

Ы

Э

Положение органов арт икуляции

Рот широко открыт

Губы вытянуты хоботком

Губы собраны в трубочку

Губы растянуты

Нижняя губа напряжена и обнажает нижние зубы

Губы прижимаю

тся       к верхним и нижним зубам с напряжени ем

Участие пальцев

1-й палец

2-й палец

3-й палец

4-й палец

5-й палец

Все пальцы

Название пальцев

Большой палец

Указательн ый палец

Средний палец

Безымянн ый палец

Мизинец

Ладонь

 

Следует учить детей сначала длительно, утрированно произносить (пропевать) гласные звуки с четкой артикуляцией. Таким образом стимулируя периферический отдел анализатора, вместе с этим вводятся зрительные опоры – символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

В зависимости от поставленных целей, с помощью элементов методики тактильнокинестетической стимуляции на занятиях можно реализовать следующие задачи: Математика

  • Закреплять представление детей о числах
  • Закреплять понятие о порядковом счете
  • Повторять геометрические фигуры (рис.3)
  • Воспитывать интерес к математике
  • Развивать внимание, наблюдательность

Окружающий мир

  • Развитие интереса к миру природы
  • Уточнение знаний по временам года (рис.2)
  • Ознакомление с предметами быта

Применение данной методики ограничивается только фантазией.

image

Рис. 2

image

Рис.3

Включение в логопедическую работу приемов нейростимуляции положительно влияют на развитие:

  • артикуляционной моторики, 
  • фонематического восприятия, 
  • речевого дыхания, 
  • правильного звукопроизношения; 
  • развитию общей и мелкой моторики: 
  • координации движений, 
  • мелкой моторики руки, 
  • снятие мышечного напряжения, 
  • эмоционального восприятия, 
  • игровых навыков и творческой самостоятельности.

 

Список использованных источников

  1. Архипова Е.Ф., Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей, М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254
  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  3. Гарева Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.).  —

Пермь: Меркурий, 2013. — С. 95-97

  1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов –

М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.

  1. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. 3-е изд. - М.: Академический проект, 2000. - 512 с.
  2. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2012. - № 3. С. 28-35
  3. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Специальное образование, №2. – 2010
  4. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста . -- СПб.: КАРО, 2013. – 160 с.
  5. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии . -- Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.
  6. Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей с поражениями центральной нервной системы: методические рекомендации /ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013. – 40 с.; 21. – (В помощь реабилитологу).

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376.37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Голуб Н.Л.

Учитель-логопед

МАДОУ «Буревестниковский детский сад»

Россия, Нижегородская область, Богородский р-н, пос. Буревестник

E-mail: oka140@bk.ru

 Аннотация. В статье рассматриваются методы коррекционной работы для детей дошкольного возраста с дизартрией. Раскрываются основные направления и способы логопедического воздействия. Описано влияние использования приемов нейростимуляции на развитие моторного праксиса и речи в целом.

Abstract. In article consider methods of correctional work with preschool children they having dysarthria. This topic reveals the main derections and methotds of speech therapy influency. The influence of the use of neurostimulation techniques on the development of motor praxis and speech in general is described.

Ключевые слова:  дизартрия; дети дошкольного возраста;  праксис; логопедическая работа Keywords: dysarthria; pre-school children; praxis; speech therapy

 

С каждым годом количество детей с нарушениями речи увеличивается. Ведущим дефектом выступает не только звукопроизносительная и просодическая стороны речи, но и разной степени выраженности двигательные нарушения общей и мелкой моторики. Бехтерев В.М., Кольцова М.М. Фомина Л.В., указывали на связь мелкой моторики с развитием областей головного мозга, которые отвечают за формирование сложнейших высших психических функций. Доказано, что движение пальцев рук стимулируют развитие ЦНС, что ведет к развитию речи.  

Приходько О.Г. в своих трудах писала «что сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы» [8]. В связи с этим у детей  с дизартрией не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется и произносительная сторона речи. Бехтерев В.М., Кольцова М.М. Фомина Л.В., указывали на связь мелкой моторики с развитием областей головного мозга, которые отвечают за формирование сложнейших высших психических функций. Доказано, что движение пальцев рук стимулируют развитие ЦНС, что ведет к развитию речи.

Речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга. Особое значение в организации речевого процесса имеет тактильно-кинестетический и двигательный анализатор. Значение манипулятивной деятельности для стимуляции речевого развития обуславливают необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей кистей рук. [9].

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: зрительный, слуховой, речедвигательный анализаторы, а также тактильно-кинестетический, или подругому его называют кожно-двигательным.

Каждый анализатор состоит из трёх отделов:  

  1. Периферический отдел  – чувствительные нервные окончания (рецепторы). Обеспечивает восприятие определенных раздражений (температурные, вкусовые, световые, звуковые и т.д.) и преобразует их в нервный импульс.
  2. Проводящий отдел – состоит из восходящих и нисходящих путей и

промежуточных (переключательных) ядер.

  1. Центральный отдел (корковый). На этом уровне происходит анализ и синтез

поступающей информации.

Первым компонентом речевой функциональной системы являются рецепторы органов чувств, а также кинестетические ощущения, которые сигнализируют о положении всего тела и артикуляционных органов в пространстве. Павлов И.П. называл кинестезию «базальным компонентом речи». Вторым компонентом являются сложные корковые отделы анализаторов, которые осуществляют приём, хранение и переработку полученной информации, процесс трансформации мысли в схему развернутого высказывания речи. Третий сенсомоторный компонент речевой функциональной системы осуществляет передачу речевых сообщений, при его поражении нарушается двигательный механизм речи [5].

Иннервация корковых зон речевого аппарата анатомически близка с иннервацией мышц рук, особенно кисти и большого пальца. При дизартрии одновременно нарушаются и артикуляционная моторика и моторные функции рук. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Уровень развития моторных навыков один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка [6]. Вследствие этого необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений моторных функций артикуляционного аппарата и кистей и пальцев рук. Важна стимуляция кожно-двигательного анализатора, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развивать навыки самоконтроля. При этом необходима опора на зрительный и слуховой анализаторы.

К методам логопедического воздействия в системе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией:

  • Дифференцированный логопедический массаж.
  • Различные виды массажа (зондовый, мануальный, щеточный, точечный массаж)
  • Статическая и динамическая артикуляционная гимнастика.
  • Дыхательные и голосовые упражнения.
  • Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики  
  • Развитие общих моторных навыков

Вопросами коррекции дизартрии занимались такие специалисты как: О.В. Правдина, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Архипова. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

К приемам нейростимуляции можно отнести:

  • пальцевые движения на иппликаторе, имеющем игольчатую поверхность,
  • массажный тренажёр,  
  • резиновые или пластмассовые шарики с игольчатой поверхностью,
  • прищепки,
  • су-джок шарик,
  • песочная игротерапия,
  • игры с бусами, имеющими неровную поверхность
  • игры с различными крупами и др.

Добавляем речевое артикуляционную гимнастику и/или кинезиологические упр. И посредствам данных приемов идет развитие мозговых структур с помощью усиления афферентных ощущений тактильно-кинестетических связей. Стимулируя таким образом кисти и пальцы рук активизируются зоны мозга, отвечающие за развитие речи.

В основе коррекционно-развивающей работы лежит методика Е.Ф. Архиповой «Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции» [1].  На основе этой методики был разработан дидактический материал. С целью усиления кинестезий и тактильной чувствительности на логопедических занятиях применялись методы и приемы, разработанные Т.В. Сорочинской [10]. Была модифицирована игра О. Е. Громовой «Логопедическое лото» с помощью иппликатора Кузнецова (рис.1). Также на занятиях применялись массажные коврики и мячики с игольчатой поверхностью, а также кинезиологические упражнения -это комплекс движений, в которые включены:

  • упражнения для выроботки речевого дыхания
  • глазодвигательные упражнения
  • упражнения на развитие общих моторных навыков
  • упражнения для развития мелкой моторики
  • массаж и самомассаж

 

Рис.1 модифицированая игра О. Е. Громовой «Логопедическое лото» с помощью иппликатора Кузнецова

Содержание  коррекционно-педагогических занятий включали формирование и развитие:

  • Речевого дыхания
  • Общей, мелкой и артикуляционной моторики  Голоса и интонации

При автоматизации звуков, детям для помощи предлагались зрительные опоры – символы         гласных         звуков.         Подключались         упражнения         на         иппликаторе         Кузнецова, одновременно с произнесением гласных важно поочередно прижимать  пальцы обеих рук к поверхности игольчатого тренажера (табл.1). В основе данной  работы применялась именно такая техника работы с иппликатором.

Таблица 1 Последовательность упражнения с использованием иппликатора Кузнецова.

Символы гласных

         

         

         

         

Гласные

А

О

У

И

Ы

Э

Положение органов арт икуляции

Рот широко открыт

Губы вытянуты хоботком

Губы собраны в трубочку

Губы растянуты

Нижняя губа напряжена и обнажает нижние зубы

Губы прижимаю

тся         к верхним и нижним зубам с напряжени ем

Участие пальцев

1-й палец

2-й палец

3-й палец

4-й палец

5-й палец

Все пальцы

Название пальцев

Большой палец

Указательн ый палец

Средний палец

Безымянн ый палец

Мизинец

Ладонь

 

Следует учить детей сначала длительно, утрированно произносить (пропевать) гласные звуки с четкой артикуляцией. Таким образом стимулируя периферический отдел анализатора, вместе с этим вводятся зрительные опоры – символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

В зависимости от поставленных целей, с помощью элементов методики тактильнокинестетической стимуляции на занятиях можно реализовать следующие задачи: Математика

  • Закреплять представление детей о числах
  • Закреплять понятие о порядковом счете
  • Повторять геометрические фигуры (рис.3)
  • Воспитывать интерес к математике
  • Развивать внимание, наблюдательность

Окружающий мир

  • Развитие интереса к миру природы
  • Уточнение знаний по временам года (рис.2)
  • Ознакомление с предметами быта

Применение данной методики ограничивается только фантазией.

 

Рис. 2

 

Рис.3

Включение в логопедическую работу приемов нейростимуляции положительно влияют на развитие: 

  • артикуляционной моторики,  
  • фонематического восприятия,  
  • речевого дыхания,  
  • правильного звукопроизношения;  
  • развитию общей и мелкой моторики:  
  • координации движений,  
  • мелкой моторики руки,  
  • снятие мышечного напряжения,  
  • эмоционального восприятия,  
  • игровых навыков и творческой самостоятельности.

 

Список использованных источников

  1. Архипова Е.Ф., Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей, М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254
  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  3. Гарева Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.).  —

Пермь: Меркурий, 2013. — С. 95-97

  1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов –

М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.

  1. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. 3-е изд. - М.: Академический проект, 2000. - 512 с.
  2. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2012. - № 3. С. 28-35
  3. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Специальное образование, №2. – 2010
  4. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста . -- СПб.: КАРО, 2013. – 160 с.
  5. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии . -- Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.
  6. Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей с поражениями центральной нервной системы: методические рекомендации /ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013. – 40 с.; 21. – (В помощь реабилитологу).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование приёмов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Опыт работы педагогов коррекционной группы по использованию приёмов наглядного моделирования.                ...

"Использование приёмов миофункциональной коррекции в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР"

В логопедической практике все чаще встречаются дети со стойкими нарушениями звукопроизношения, связанными с дефектами в строении периферических органов речи. Различные виды сигматизмов (призубный, бок...