Консультация на тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности.
консультация по коррекционной педагогике
Консультация познакомит педагогов с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_rebenka_s_ovz.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ
общеразвивающей направленности.
Цель: Познакомить педагогов с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ. Раскрыть задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения, алгоритм действий, дать понятие ИОМ.
Ход консультации: Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.
Идея сопровождения объединяет работу всех специалистов к решению проблем ребенка, таких как:
Педагог-психолог: проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
Учитель-логопед: проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной терапии.
Инструктор по физической культуре: разработка и реализация программ по физическому развитию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога.
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
К задачам психолого-педагогического сопровождения можно отнести следующие:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Можно выделить следующие принципы психолого- педагогического сопровождения в образовательном учреждении:
1) непрерывность; 2) системность; 3) индивидуальный подход; 4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса.
Следует напомнить, что к числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:
- замедленным и ограниченным восприятием;
- недостатком развития моторики;
- недостатками речевого, сенсорного развития;
- недостатком развития мыслительной деятельности;
- недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательной активностью;
- пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
- недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Существует и определённый алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дошкольное образовательное учреждение:
- Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
- Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК, консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ;
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ;
- Реализация индивидуальной программы или маршрута;
- Проведение промежуточной диагностики и анализ коррекционной работы;
- Консультирование родителей.
На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются стратегии сопровождения, конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Происходит организация целостного сопровождения, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех педагогов и специалистов.
Что же такое ИОМ? Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Основные задачи маршрута сопровождения:
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
- осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;
- подготовка к школьному обучению;
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ может проходить через консультирование, организацию Школ для родителей, Семейных клубов и др. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.
Вся работа с родителями, воспитывающими детей с особыми нуждами, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы.
Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в условиях ДОУ даёт возможность оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, своевременно на ранних этапах развития и комплексно оказывать помощь ребёнку с ОВЗ и его семье. Добиваться максимальной динамики развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей, создать оптимальные условия для социализации ребёнка в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности
Задачи психолого-педагогического сопровождения: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществлени...
Консультация для педагогов на тему: Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности.
Цель: Познакомить педагогов с организацией психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ. Раскрыть задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения, алгоритм действий, дать поня...
ПРОЕКТ психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ общеразвивающей направленности
Данный ПРОЕКТ - это итоговая работа по программе повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольной образо...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...