ПРОЕКТ психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ общеразвивающей направленности
презентация по коррекционной педагогике

Рогова Татьяна Петровна

Данный ПРОЕКТ - это итоговая работа по программе повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации», которая разработана совместно с другими специалистами ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ общеразвивающей направленности г. Рубцовск , 2020г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Гнездышко», Город Рубцовск, Алтайский край

Слайд 2

Разработчики проекта: Баранова Ольга Александровна, заведующий Голенкова Вероника Андреевна, педагог-психолог Калашникова Ольга Сергеевна, воспитатель Кузнецова Наталья Владимировна, инструктор по физ.культуре Кулигина Любовь Николаевна, воспитатель Никулина Инна Вячеславовна, воспитатель Починкина Юлия Николаевна, воспитатель Рогова Татьяна Петровна, воспитатель Скирдова Екатерина Олеговна, учитель-логопед Целовальникова Наталья Сергеевна , воспитатель

Слайд 3

Теоретически каждый ребенок в нашей стране имеет право на дошкольное образование. Значит современный детский сад должен быть «детским садом для всех»…

Слайд 4

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относится к категории детей с ОВЗ, в т.ч. и дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР). Дети с отклонением в речевом развитии составляют самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста. Они нуждаются не только в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям, но и в обязательном психолого-педагогическом сопровождении. Актуальность:

Слайд 5

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Слайд 6

Содержание проектной работы с детьми ТНР в нашем дошкольном учреждении выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и ООП «МБДОУ № 10 «Гнездышко» и направлено на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ, их социальную адаптацию. Таким образом, проект предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Слайд 7

Нормативно-правовая база проекта: Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка. Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г. ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм . 21.12.2004г). Семейный кодекс РФ, утвержденного в 1995г. (с изм . 28.12.2004г). СанПиН 2.4.1.3049-13.

Слайд 8

Цель проекта: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в целом.

Слайд 9

Задачи 3 1 2 выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ТНР с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ТНР Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении. оказание помощи и поддержки родителям (законным представителям), консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка 4

Слайд 10

Принципы и подходы

Слайд 11

Сроки реализации проекта: Создание системы комплексного сопровождения детей с ТНР в освоении основной образовательной программы МБДОУ и их социальной адаптации, специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, воспитание толерантного отношения участников проекта. Ожидаемый результат проекта: 2020 – 2021 г

Слайд 12

Для родителей (законных представителей) получение родителями (законными представителями) практических навыков в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; осознание важности участия родителей (законных представителей) в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; активное взаимодействие родителей (законных представителей) и сотрудников ДОУ и его влияние на положительные изменения в физическом и психическом здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья; разработка методических рекомендаций для родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Предполагаемые результаты:

Слайд 13

Для детей возможность освоения детьми с ТНР Общеобразовательной программы; улучшение психологического и соматического здоровья детей с ТНР (снижение уровня тревожности, агрессивности); улучшение коммуникативных способностей детей с ТНР. Предполагаемые результаты :

Слайд 14

Для педагогов Проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми, родителями (законными представителями) ; Обеспеченность общего увеличения психолого-педагогической, медико-социальной компетентности педагогов, сотрудников ДОУ; Предполагается, что участие в проекте будет способствовать более глубокому пониманию специалистами ДОУ и родителями (законными представителями) детей с со сложными нарушениями речи; Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждении. Предполагаемые результаты :

Слайд 15

Ресурсная карта (модель взаимодействия участников проекта) Педагог- психолог Администрация ДОУ Медицинский персонал Семья Инструктор по физ. культуре Учитель-логопед Музыкальный руководитель Воспитатель

Слайд 16

Деятельность специалистов психолого- педагогического сопровождения Педагог-психолог Учитель-логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Организует взаимодействие педагогов; Разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; Организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; Повышает уровень психологической компетентности педагогов ДОУ; Проводит консультативную работу с родителями (законными представителями) Диагностирует уровень импрессивной экспрессивной речи; Составляет индивидуальные планы развития проводит индивидуальные занятия; Консультирует педагогический работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно- развивающей работы. Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; Учитывает психологическое речевое, и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; Использует на занятия элементы музыкотерапии и др. Осуществляет укрепление здоровья детей; Совершенствует психомоторные способности дошкольников

Слайд 17

Воспитатель Медицинский персонал Семья Администрация ДОУ Проводит занятия по продуктивным видам деятельности(рисование, лепка,конструирование),(фронтально и индивидуально); Организует совместную и самостоятельную деятельность детей; Воспитывает культурно гигиенический навыки развивает тонкую и общую моторику; Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендации специалистов; Применяет здоровьесберегающие технологии создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей ( законных представителей) о формировании культурно гигиенически навыках, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; Осуществляет контроль за состояниям здоровья детей посредствам регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно эпидемиологических норм. Выполнение рекомендаций специалистов ДОУ Реализация программы развития ДОУ; Разработка и реализация АООП, АОП; Составление локальных актов Консультирование участников воспитательно-образовательного процесса; Заключение договоров на обучение АООП, АОП; Контроль за реализацией АООП, АОП педагогами

Слайд 18

Основные риски проекта и пути их минимизации Предполагаемый риск Мероприятия по минимизации Недостаточная компетентность педагогических работников МБДОУ в работе с детьми с ТНР Курсовая подготовка, консультации специалистов, самообразование Включение в годовой план нового раздела Внесение изменений в локальные акты учреждения Возникновение внутренних и внешних конфликтов между коллективом родителей (законных представителей) обычных детей и родителем (законным представителем) ребенка с ТНР По согласованию с представителями Совета ДОУ проведение цикла просветительских мероприятий для воспитанников и общественности по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ Несоответствие материально-технической базы учреждения Приобретения игрового и специального оборудования для работы с детьми ТНР Отсутствие специализированных программ Создание авторских методических разработок

Слайд 19

Методы и формы работы: Индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка; образовательные семинары; психологические тренинги; тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье; участие в экспертизе динамики развития ребенка; совместные праздники, мероприятия; индивидуальные и групповые игровые сеансы; Здоровьесберегающие технологии Арт-терапия: музыкотерапия, цветотерапия, лепка, нетрадиционное рисование, сказкотерапия, песочная терапия; психогимнастика; релаксация; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; гимнастика дыхательная; гимнастика корригирующая; гимнастика ортопедическая;

Слайд 20

Краткое описание проекта 1 этап - организационный: диагностика; организация сетевого взаимодействия с социумом; определение участников инновационной деятельности; создание нормативно-правовой базы ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании; повышение квалификации педагогических и руководящих работников.

Слайд 21

Краткое описание проекта 2 этап - проектный: Согласование направлений, методов и приемов коррекционно-развивающего сопровождения. Организация деятельности. Составление индивидуальных программ сопровождения (ИПС) дошкольников, ознакомление с ними родителей (законных представителей) , получение их согласия, привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству (обязательна консультативно-практическая помощь родителям (законным представителям) в доступной форме).

Слайд 22

Краткое описание проекта 3 этап – основной (деятельностный): Реализация индивидуальных образовательных программ. оказание необходимой помощи родителям (законным представителям) ребенка с ТНР (консультирование, беседы, обсуждения); просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; проведение совместных мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми; разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.

Слайд 23

Краткое описание проекта этап - контрольный: Оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам. Методы оценки процесса и результата: Комплексная диагностика; педагогическое наблюдение; анкетирование родителей (законных представителей) . 4

Слайд 24

6 4 1 2 3 5 Литература: Алехина С.В., Алексеева М.А. , Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. // Психологическая наука и образование. 2011. №1. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб. : Питер, 2001. С. 9–14. Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. - № 1(7). – С. 62-67. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина и др. ; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2003. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю. Ф.Гаркуши. - М., 2002. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности

Задачи психолого-педагогического сопровождения:—  выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;— осуществлени...

Консультация для педагогов на тему: Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности.

Цель: Познакомить педагогов с организацией психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ. Раскрыть задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения, алгоритм действий, дать поня...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Консультация на тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности.

Консультация познакомит педагогов с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ....