Использование методов логоритмики при коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Я занимаюсь с детьми старшего дошкольного возраста коррекцией звукопроизношения и дополнительно веду занятия логоритмикой с использованием нейроигр у детей средних групп. Подбирая ребят в подгруппы в зависимости от характера нарушений, я планировала включать определенные логоритмические приемы и заметила лучшую динамику коррекции у дизартриков, которые ранее показывали очень скромные успехи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов логоритмики и нейроигр при коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.

В современных условиях работа логопункта в дошкольном учреждении осложнена большим потоком детей с различными речевыми нарушениями. Если раньше преобладали ребята с дислалией, то сейчас большинство имеет более сложную структуру нарушений. Стертая форма дизартрии встречается едва ли не в половине случаев и требует специальных методов коррекции. Логопедический массаж в условиях логопункта при такой загруженности применять в полной мере весьма проблематично и потребность в поиске оптимальных методов коррекции сейчас стоит очень остро.

Я занимаюсь с детьми старшего дошкольного возраста коррекцией звукопроизношения и дополнительно веду занятия логоритмикой с использованием нейроигр у детей средних групп. Подбирая ребят в подгруппы в зависимости от характера нарушений, я планировала включать определенные логоритмические приемы и заметила лучшую динамику коррекции у дизартриков, которые ранее показывали очень скромные успехи.

В этой статье я поделюсь своими приемами, но хочу подчеркнуть, что очень важно правильно подобрать детей в подгруппы. Нельзя соединять спастичных, гипертонированых и паретичных ребят, у которых наоборот наблюдается вялость мышц речевого аппарата. Т.к. темп, громкость и энергетический накал выполняемых упражнений призван в первом случае расслабить, а во втором активизировать тонус артикуляционных мышц.

Итак, на каждом этапе занятия можно применять логоритмические упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Быстрый и достаточно резкий двойной вдох носом, для концентрации на правильности выполнения прикладываем ладонь, похлопываем два раза по носу и длинный выдох на мягкой подаче с длительным произнесением гласного (А, О, У, Ы, Э), для контроля длительности речевого выдоха, ребенок выдыхает на свою руку от кончиков пальцев до плеча, сначала на левую, потом на правую, каждый гласный два раза.

Пальчиковая гимнастика

Хорошо использовать Су-джок – колючий шарик с пружинкой-кольцом.

Шарик можно ритмично перекатывать, массируя ладони и пальцы, проговаривая речевой материал, например: «Вот идет колючий еж, он на елочку похож …».

Пружинное колечко, поочередно надевается и снимается ребенком прокатывающим движением на все пальцы по очереди и при этом можно проговаривать такие стишки: «Здравствуй Мишка Косолапый, здравствуй Серый Волк лохматый, здравствуй Рыжая Лиса, здравствуй Зайка и Коза. И т.д.».

Артикуляционная гимнастика.

Ребята с повышенным тонусом выполняют упражнения на мягкой подаче с придыханием, говорят тихо, медленно.

Гипотонус, наоборот, требует эмоциональной подачи, громко, четко: Тянись! Старайся!

Автоматизация звуков в слогах, словах.

Во время автоматизации хорошо совмещать упражнения с приемами мозжечковой стимуляции. Я использую доску Бильгоу и балансировочную подушку (диаметр 33 см). Повторяя речевой материал, дети удерживают баланс, что дополнительно помогает концентрации внимания у гиперактивных детей, т.к. их тело занято удержанием баланса и не отвлекает от основной задачи.

Также использую кинезиологические мешочки. Их нужно удерживать на голове без рук, одновременно шагая на месте и проговаривая речевой материал.

Работа над слоговой структурой.

На балансировочной подушке перевернутой сферой вниз. Ребенок покачиваясь повторяет простые рифмовки или ритмы.

Повторение ритма или ритмизированного речевого материала, сопровождается отбиванием кинезиологического мячика от пола.

Помогаем отбивать ритм клависами (толстые деревянные палочки).

Дифференциация.

На твердых звуках мяч отбиваем от пола, на мягких – подкидываем.

Клависами отбиваем звонкий звук ближе к краю, а глухой к основанию.

Перекидываем кинезиологические мешочки с руки на руку, произнося смешиваемые звуки, например, левая рука – С; правая – Ш. Са-Ша; Со-Шо; Су-Шу и т.д.

Используем «пальцеход», каждому цвету присваивается звук, ребенок «шагая» пальцами, в зависимости от цвета произносит смешиваемые звуки. Например красный – Р; синий – Л.

Как подтверждает практика, такой полисенсорный подход значительно повышает эффективность занятий, т.к. использование разных анализаторов помогает головному мозгу построить обходные пути при нарушенном фонематическом слухе, кинестетических ощущениях, произвольной регуляции. Кроме того, детям интересны действия с предметами, что является дополнительной мотивацией к занятиям в кабинете логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Коррекция общей моторики у детей со стертой формой дизартрии.

Предоставлена презентация по коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В презентации указаны цели коррекционной работы, виды и описание упражнений, которы...

«Проблемы профилактики и коррекции нарушений речи у детей со стертой формой дизартрии».

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некото...

Консультация "Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии"

Для своевременного и правильного проведения  коррекционной работы с детьми со стёртой формой дизартрии логопеду необходимо тщательно  продиагностировать произносительную сторону речи  д...

План работы по коррекции речи детей со стертой формой дизартрии

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.1-й этап — подготовительный.Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формиро...

Коррекция звукопроизношения у детей со стертой дизартрией

консультация для педагогов по коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией...