Нейропсихологический подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В этой статье отражён современный подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Приведен практический материал работы, разделённый на этапы для планомерного использования на коррекционных занятиях. Материал будет интересен практикующим логопедам, воспитателям групп для детей с нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskiy_podhod_k_korektsii_ritmo-slogovoy_struktury_rechi._statyadocx.docx | 941.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологический подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи
Большинство авторов (Гриншпун Б.М, Шаховская С.Н., Волкова Г.А., Визель Т.Г. и др.) обращают внимание на тот факт, что у детей с ОНР (алалией), наблюдается нарушение ритмической организации слова. Т.Г. Визель «Важно выяснить, сформировано ли у ребёнка чувство ритма. Если он не способен улавливать сильные доли в простых ритмических фигурах (топать и хлопать в такт простой плясовой и маршевой музыки), то воспроизвести слоговую структуру слова, даже приблизительно, ему будет трудно. Необходима специальная работа по оживлению чувства ритма, то есть занятия ритмикой и логопедической ритмикой… Изложенные выше методы работы рассчитаны на активизацию связей между височным (слуховым) и премоторным (речедвигательным) отделами»
Одним из вариантов работы над ритмом является подключение компенсаторных графических и схематических опор для вынесения на внешний план длины и слоговой структуры слов.
Эту работу можно разделить на несколько этапов.
1 этап отхлопывание ритмов с опорой на схемы
Отхлопывание ритмов (от простых к более сложным вариантам) с опорой на схемы
На этом же этапе проводятся игры на переключение от одного движения к другому с опорой на схему. Для визуализации схемы ритма можно использовать самые простые подручные средства, например, карандаши, счётные палочки, конструктор. Используя такой приём в работе, педагог добивается включения в работу по восприятию ритма сразу нескольких сенсорных систем ребёнка: соматосенсорной, зрительной, слуховой.
На этом же этапе проводятся игры на переключение от одного движения к другому с опорой на схему. Работа строится следующим образом: ребёнок продолжает ряд фигур, начатых педагогом. Затем, каждом элементу ряда присваивается движение. Например, широкая полоса – ладонь, стеклянный камушек – кулак. Далее, ребёнок, ориентируясь на ряд фигур, выложенных в определенной последовательности, производит соответствующие движения. По мере освоения действия, можно, во первых, постепенно отказываться от опоры на схему, а во вторых, усложнять ряд.
2 этап: отхлопывание ритмов с произнесением слогов
Отхлопывание ритмов с произнесением слогов (можно усложнять в двух направлениях: усложняем ритмы, усложняем произносимые слоги). Например, можно проводить дифференциацию звуков. Для этого, предлагаем ребёнку обозначить звук А многоугольником, У -квадрат. Произносить соответственно последовательности в ряду фигур.
3 этап: подбор слов к ритмам
Подбор слов к ритмам осуществляется в двух разных вариантах. Варианты: а)опора на схему ритма; б) опора на произнесённые педагогом гласные в определённом ритмическом рисунке.
Рассмотрим вариант с опорой на схему ритма. Учитель -логопед предлагает ребёнку подобрать картинку, слово на которой подходит к схеме. На начальных этапах работы педагог сам озвучивает схему. Далее, по мере освоения материала, это осуществляет сам ребёнок.
При работе со вторым вариантом задания, логопед называет гласные одного из слов, представленных на картинках, с учётом ритмической организации этого слова. Ребёнок отгадывает. На последующих этапах, можно поменяться ролями: слово загадывает ребёнок.
Очень важным является следующий момент: в названии картинок не должно быть гласных звуков, изменяющих своё звучание в связи с редукцией в сильной степени.
Здесь представлена игра «Соло на ладошках», автор Мазина В.Д.
Кроме того, Т.Г. Визель, Волкова Г.А. и другие авторы предлагают стимулировать ритмическое чувство в целом. Подходят движения под ритмическую музыку (маршевую, плясовую).
Варианты работы:
- Движения в ритм мелодии с визуальным подкреплением в виде схематических опор (есть игры у Мазиной В.Д.)
Одним из вариантов этой работы в условиях логопедического кабинета может быть отхлопывание ритма, чередование движений с опорой на схемы (смотри 2 этап работы) в такт мелодии.
- Движения с предметами в ритм стихам, мелодии (например, Бабушкина Рената Леонидовна, Кислякова Оксана Маратовна, Волкова Г.А., Лопухина И.)
Очень удобен этот вариант на этапе автоматизации звуков, когда в ритм стихотворению можно передавать друг другу предметы.
- Упражнения с группой детей, направленные на переключение с одного движения на другое (например «Хлоп, топ, прыг»)
Суть задания состоит в следующем: педагог начинает игру, совершая первое действие(хлопок), далее следующий ребенок, стоящий по кругу по часовой стрелке, делает следующее движение (топает), следующий ребёнок прыгает, далее - опять хлопок и так до тех пор, пока все дети, стоящие в кругу, не выполнят движение из серии. Это упражнение стимулирует внимание детей, ритмическое чувство, способствует развитию саморегуляции.
Когда использовать?
- Организационный момент на занятии
- Индивидуальная работа
- Физминутка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Применение игровой технологии сюжетно – ролевой игры в коррекции познавательной сферы и речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Использование сюжетно – ролевых игр в коррекции речи и познавательного развития...
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С", развивать связную речь....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Звук Л в словах, предложениях, чистоговорках. «Животные»Цель: Автоматизировать звук Л в словах, предложениях, чистоговорках, развивать связную речь....
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним и...
План профессионального роста «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
План профессионального роста...