ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЗДОРОВЫХ СВЕРТНИКОВ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике

Тимошина Оксана Юрьевна

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Термин «толерантность» в последние годы прочно вошел в нашу жизнь. Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике[1].
Формирование основ толерантной культуры через развитие экологических представлений у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_margarity_ivanovny.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЗДОРОВЫХ СВЕРТНИКОВ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Тимошина О.Ю.,

педагог-психолог МБДОУ ЦРР – детский сад №179 «Алиса»

Преобразования, происходящие не только в педагогической науке, но и педагогической практике, обусловлены стремлением к изучению новых возможностей дошкольного детства, к поиску инновационных форм, методов организации и управления дошкольным образованием.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Термин «толерантность» в последние годы прочно вошел в нашу жизнь. Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике[1].
Формирование основ толерантной культуры через развитие экологических представлений у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.

Понятие толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом». Таким образом, толерантность имеет социально активную окраску и рассматривается как условие успешной социализации.

Формирование толерантного взаимодействия у детей начинается в совместной деятельности с взрослым, в том числе и в стенах дошкольного образовательной организации.

Педагоги дошкольной образовательной организации вводят ребёнка в социальную систему взаимоотношений. От взрослого зависит характер взаимоотношений между детьми в коллективе. Чем более неоднородным становится общество, тем труднее становится поддерживать мир и спокойствие в нём. Педагог-психолог, воспитатели как субъекты образовательного пространства, создают условия, обеспечивающие эффективность формирования толерантности дошкольников:

  • систематические комплексные НОД, с учётом специфики использования различных методов и средств развития у детей экологических представлений о толерантном поведении;
  • осуществление дифференцированного личностно-ориентированного подхода к дошкольникам и вовлечение их в разнообразную практическую деятельность.

Учитывая актуальность обозначенной проблемы, возникла необходимость создания динамической системы взаимодействия детского сада и семьи, направленной на формирование основ толерантной культуры через развитие экологических представлений у старших дошкольников, способствующей развитию гармоничной личности [3].

Новизна заключается в формировании толерантности как условия развития экологических  представлений у детей дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в группе; организации специально разработанного цикла познавательных НОД, бесед, чтения произведений художественной литературы и сказок по теме.

Объект: воспитательный и образовательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для формирования толерантностикак условия развития экологических представлений у старших дошкольников.

Предмет: формирование толерантности как условия развития экологических представлений у старших дошкольников.

Цель проекта: разработка системы формирования толерантности как условия развития экологических представлений  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Создать условия для формирования толерантности старших дошкольников, через развитие экологических представлений.

2.Систематизировать работу по развитию позитивного отношения к окружающему миру.

3.Разработать проект по формированию толерантности как условию для развития экологических представлений.

4. Разработать рекомендации по формированию толерантности как условию для развития экологических представлений для родителей и педагогов ДОО.

5.Учить детей занимать различные позиции во взаимодействии,  научить их как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.

6.Учить ребенка саморегуляции, выдержке и терпению.

7.Развивать у дошкольников эмпатию (сопереживания, сочувствия, содействия).

Предполагаемый результат: создание условий для приобретения детьми старшего дошкольного возраста экологических представлений через формирование толерантности.

Одной из главных задач на современном этапе развития образования является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что обычно в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность».

Согласно декларации ЮНЕСКО 1994г «… рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса. Толерантность нужно ввести во все межличностные отношения в процессе обучения и воспитания»[5]. ФГОС ДО  предполагает решение задач «…обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)»[2].

К великому сожалению, наряду с проблемой терпимого отношения к окружающим, существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому формирование у старших дошкольников толерантного и терпимого отношения к таким детям является одной из главных задач воспитания на современном этапе, ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Таким образом, формирование терпимого отношения у старших дошкольников к детям с ОВЗ затруднено в силу возрастных особенностей и ограничено опытом детей.

Для проведения мониторинга используется авторская методика А.С.Сиротюк «Диагностика толерантности детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья». Контроль проводится два раза в год. Для оценки результативности применяется входной и итоговый контроль. В методику включены беседы и ситуации для обсуждения. При работе с методикой используются рисунки с изображением детей с ОВЗ в двух вариантах (для мальчиков и для девочек): «Ребенок в очках», «Ребенок со слуховым аппаратом», «Ребенок на костылях», «Ребенок в инвалидной коляске»; рисунки для распознавания эмоций: «Дети в инвалидных колясках (грустный и веселый)», «Дети с подарками в руках, выражающие негативные эмоции (злость и обида)» [4].

В апреле 2017 года была проведена итоговая диагностика по методике А.С.Сиротюк «Диагностика толерантности детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья». Было обследовано 80 детей (53 ребенка - воспитанники МБДОУ ЦРР№179 и 27 воспитанников МБДОУ№233). Подведение результатов итогового мониторинга завершено в апреле 2017 года.

По полученным результатам, средние показатели по уровням сформированности компонентов толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ изменились. Так, воспитанников с условно «низким» уровнем сформированности компонентов, стало 6% (на начало года было 67%). С условно «средним уровнем» по результатам итоговой диагностики стало 57%,на начало года было 27%. С условно «высоким уровнем»  -37% при итоговой диагностике, на начало года было 6%. Очевидно, что задачи проекта решены в полном объеме и дают возможность судить об эффективности проекта.

С целью повышения заинтересованности всех членов педагогического процессапланируется  работа, включающая в себя различные формы и методы по раскрытию значимости данной проблемы для каждого участника.

Были использованы следующие формы работы педагога-психолога с участниками психолого-педагогического проекта:

1. Работа с воспитанниками ДОО:

Важным условием для успешности реализации проекта  является исходные функции показателей толерантного развития у детей. В связи этим при формировании навыков успешного социализации целесообразно использовать следующие  виды  деятельности ребенка:

Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения  через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры,основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Чтение художественной литературы по теме проекта.

Психогимнастика включает в себя  игры на снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Использование наглядных пособий –  сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков.  

В качестве основных методов и приемов работы использовались:

  • Беседа на моральные темы;
  • Чтение и последующий анализ художественных произведений;
  • Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения;
  • Прослушивание и обсуждение фрагментов знакомых произведений;
  • Рисование на заданную тему нетрадиционными техниками;
  • Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера;

2.Формы работы с родителями воспитанников ДОО:

Сотрудничество ДОО с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой задачи.

1. Проведение родительского собрания с участием детей « Толерантность-путь к миру».

2. Круглый стол для родителей «Формирование толерантного отношения здоровых сверстников к детям с ОВЗ».

3. Разработка тематических  памяток-рекомендаций, буклетов по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

4. Организация совместной деятельности.

3.Формы работы с педагогами:

1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы).

2.Проведение семинара-тренинга с воспитателями «Формирование толерантного отношения  педагогов к детям с ОВЗ».

3.Проведение методических мероприятий по данной проблеме.

4.Консультирование педагогов по проблеме формирования толерантности.

После реализации психолого-педагогического проекта «Экологизация человеческих отношений посредством формирования толерантного отношения здоровых сверстников к детям с ОВЗ» в образовательных организациях были получены следующие результаты:

  • У детей старшего дошкольного возраста были сформированы такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность, а также были сформированы волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
  • Усилилась взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.
  • Изменилась пассивная позиция на активную у родителей старших дошкольников. Они приобрели знания в области формирования толерантных отношений к детям с ОВЗ, и что важнее всего, притворяют их в жизнь.

Данный опыт работы может быть интересен педагогам, педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций и родителям, заинтересованным в формировании толерантности   детей к детям с ОВЗ.

Литература

1.Бардиер, Г.JI. Социальная психология толерантности [Текст] / Г.Л. Бардиер.- СПб.: СПбГУ, 2005. - 120с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российский Федерации от 17.10.2013 №1155

3. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-126с.

4. Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде : методика, диагностика  [Текст] / А. С. Сиротюк. - Москва : Сфера, 2014.

5.Шабалина, А. А. Формирование у старших дошкольников терпимого отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А.А. Шабалина – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/17/formirovanie-u-starshikh-doshkolnikov-terpimogo-otnosheniya-k


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний - восприятия. Формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развит...

«Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья как средство дальнейшей социализации»

Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Основополагающим в процессе социализации ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием)...

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через сотрудничество с родителями" (из опыта работы).

Адаптация в группе ребёнка с ОВЗ, начиная со второй младшей группы.  Выпуск в общеобразовательную школу ребёнка с ОВЗ в тесном контакте с родителями и всеми специалистами ДОУ....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...