Программа педагога-психолога для детей 5-6 лет "Познаю себя"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Многие годы дошкольное воспитание было ориентировано в основном на обеспечение познавательного развития детей. А ведь дошкольный возраст предполагает еще и становление базовых свойств личности: самооценки и образа “Я”, эмоционально-личностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в отношениях с другими людьми. Ни для кого не секрет, что “лучший друг” современного ребенка – это телевизор и компьютер, телефон, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь именно живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagoga-psihologa_dlya_detey_5-6_let.docx | 206.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 234 «Кроха» комбинированного вида» | |
ПРИНЯТО: На заседании педагогического совета МКДОУ №234 «Кроха» Протокол № ____ от «___» _____________20___г | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МКДОУ ДС № 234 «Кроха» __________________И.А. Цепелева приказ №____от _____________20__г |
Программа
«Познаю себя»
по социально-коммуникативному и эмоционально-личностному развитию
для детей 5-6 лет
Составитель:
педагог-психолог МКДОУ д/с №234
Позднякова Светлана Николаевна
г. Новосибирск
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………….......…….… 3
Цель и задачи программы …………..…………………………………………. 5
Принципы и методы реализации программы ….……………………………….6
Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет ……………. .6
Организация программы ………………………………………………………. 7
Ожидаемые результаты реализации программы……………………………… 9
Содержание программы……………………………………………………….. 9
Список литературы ……………………………………………………………...12
Приложения ………………………………………………………………….…..14
1.Пояснительная записка
Многие годы дошкольное воспитание было ориентировано в основном на обеспечение познавательного развития детей. А ведь дошкольный возраст предполагает еще и становление базовых свойств личности: самооценки и образа “Я”, эмоционально-личностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в отношениях с другими людьми.
Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребёнок стал счастливым, удачливым, умным, добрым… Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение.
Маленькие дети часто находятся “в плену эмоций”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Общеизвестно, что дети эгоцентричны, потому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка “взгляду со стороны”, мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Ни для кого не секрет, что “лучший друг” современного ребенка – это телевизор и компьютер, телефон, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь именно живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Важна эта работа и для взрослых, родителей и педагогов. Как помочь человечку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологической защиты? Ребенок беспомощен перед жизненными трудностями, но мудрость взрослых дает ему защиту. Именно взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка, сохранения его психологического здоровья, пробуждения скрытых резервов, духовного роста, успешной самоактуализации.
Отличительной особенностью, новизной программы является то, что занятия строятся в доступной и интересной для детей тренинговой форме с использованием техники интегрированной песочной терапии. В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, позволяет ему проявлять творческую активность, снижает психофизическое напряжение, актуализирует эмоции, стимулирует развитие сенсорно-перцептивной сферы. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Данная программа рассчитана как на работу с детьми, находящимися в пределах возрастной нормы, так и детьми, имеющими статус ОВЗ. Занятия с детьми с ОВЗ ведутся в отдельной подгруппе. Такие дети требуют повышенного к себе внимания. Основной метод в работе с такими детьми – индивидуальный подход во всех аспектах деятельности. Задания подбираются в соответствии с возможностями детей; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; при необходимости инструкция повторяется многократно; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход. Это позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
При разработке развивающей программы дополнительного образования детей «Познаю себя» использованы следующие нормативно-правовые документы в области образования РФ:
- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (29.12.12)
- ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный стандарт) дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).
- Концепция развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года
Также при написании программы были тщательно изучены авторские программы:
- Куражева Н.Ю. Цветик семицветик. Программа психологических занятий для дошкольников 5-6 лет. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2011.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Программа занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Генезис, 2009.
2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения.
Задачи программы:
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- развивать у ребенка навыки социального поведения и общения с другими людьми, чувство принадлежности к группе;
- учить ребенка выражать свою любовь к близким людям;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
3. Принципы и методы реализации программы
Принципы работы с детьми:
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип воспитывающего обучения;
- Принцип наглядности;
- Принцип доступности;
- Принцип результативности.
Методы реализации программы:
- сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические игры;
- беседа;
- элементы сказкотерапии;
- психологические этюды;
- релаксационные упражнения;
- психогимнастика;
- проблемные ситуации.
4. Возрастные особенности психического развития детей 5-6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
5. Организация программы
Тип программы: развивающий.
Направление программы: социально-коммуникативное
Диапазон программы: дети 5-6 лет.
Уровень программы – программа дошкольного образования.
Срок реализации программы – 1 учебный год
Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.
Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 20 минут.
Общее количество часов реализации программы – 36 часов.
Рекомендуемое количество детей в группе – 10-12 человек.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
2. Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (песочная терапия с элементами сказкотерапии, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности. Смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному упражнению.
3.Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, (психогимнастика, музыкотерапия, физкультминутки, телесная терапия, пальчиковые игры). Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, снять эмоциональное возбуждение.
4.Рефлексия занятия — оценка занятия (беседа).
Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)
5.Ритуал прощания (По аналогии с ритуалом приветствия)
Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Круг – это и воспитание воли: дослушать до конца своего товарища представляет значительную сложность для детей. Круг имеет не только обучающие (дидактические) цели, но и эмоционально-психологические: почувствовать плечо друг друга, ощутить общность, увидеть добрый взгляд, улыбку, убедиться в справедливости, научиться сдержанности.
Материалы, используемые на занятиях:
Карточки с заданиями, предметные картинки, мяч, технические средства обучения (мультимедиа). Песочный планшет, «коллекция» миниатюрных фигурок (человеческие персонажи животные, транспорт, сказочные герои).
Оценка успешности проведенной работы:
Отзывы родителей (анкетирование, беседы).
6. Ожидаемые результаты реализации программы
- У детей должно быть понимание того, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают схожими чертами;
- дети должны отличать эмоциональные состояния человека, знать способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
- знать, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, знать возможные решения конфликтов;
- проявлять эмпатию и толерантность;
-осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;
- выражать свои чувства и понимать чувства другого.
В течение учебного года осуществляется психологическое сопровождение родителей. Форма работы: беседы, участие в родительском клубе, стендовая информация, буклеты.
Ожидаемые риски по реализации программы:
Эффективность занятий может быть снижена в связи с частыми пропусками занятий детьми по причине простудных заболеваниями детей и др.
7. Содержание программы:
Программа социально-психологической развивающей работы
с детьми старшего дошкольного возраста состоит из четырёх разделов.
Блок 1. “Я СРЕДИ ДРУГИХ”
Задачи:
- снизить эмоциональное напряжение;
- создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
- развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое;
- воспитать уверенность в себе.
В этот блок включены игры и упражнения на развитие навыков самообладания и самоанализа; внимания к самому себе, своим желаниям и переживаниям; на формирование способности различать свои индивидуальные особенности, свои мышечные и эмоциональные ощущения, понимание индивидуальных особенностей других людей; на осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений, на развитие интереса к истории своей семьи – вот неполный перечень решаемых этим блоком задач.
Блок 2. “ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА”
Задачи:
- помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, уменьшить тревожность;
- снизить эмоциональное напряжение;
- учить распознавать эмоции по внешним сигналам;
- тренировать психомоторные функции;
- обучить приемам ауторелаксации.
В этот блок включены игры и упражнения на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. У ребенка формируется понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения. Дети знакомятся с эмоциями человека, учатся опознавать свои эмоции, эмоциональные реакции окружающих, у них развивается умение адекватно выражать свои эмоции.
Блок 3. “СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ”
Задачи:
- учить принимать верные решения самостоятельно;
- корректировать поведение с помощью ролевых игр, дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком;
- формировать адекватные формы поведения;
- регулировать поведение в коллективе;
- учить навыкам саморасслабления.
В этот блок включены игры и упражнения на развитие социальных эмоций и навыков совместной деятельности, чувства общности; на формирование внимательного отношения друг к другу, социального доверия; формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания.
Блок 4. “ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК”
Задачи:
- Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, наглядно-образного мышления, воображения, пространственных представлений.
- Снижение психофизического напряжения
- Актуализация эмоций
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
Список литературы:
Авторские программы:
- Куражева Н.Ю. Цветик семицветик. Программа психологических занятий для дошкольников 5-6 лет. – СПб.: Речь, 2014.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Программа занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Генезис, 2009.
Специализированная литература:
1. Пазухина И.А. Программа «Давай познакомимся» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – 2010.
2. Шарохина В. Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе»
3. Агафонова И.Н. Программа «Я и Мы» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.
- В.Мухина «Кто я?
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005 -340 с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006.
- Куражева Н.Ю. Цветик семицветик. Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет. СПб- Москва 2014г.
- М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова «Познаю себя», М. «Баласс», 2007г
- Саранская О.Н. Психологичееский тренинг для дошкольников. Москва — 2013г.
- Усачёв А.А. Азбука хорошего поведения. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2013
Интернет-ресурсы:
http://viki.rdf.ruДетские электронные презентации и клипы
http://prezentacii.com/Готовые презентации для детей
Приложение 1
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
№ | Разделы программы | Темы | Кол-во часов |
1 | Блок «Я среди других» | Знакомство : «Страна Я» «Страна ПСИХОЛОГиЯ» «Мы - разные» «Моя семья и родственники» «Помощники в гостях у бабушки» | 5 |
2 | Блок «Эмоции и чувства» | «Что такое счастье?» Эмоция радости: Путешествие на «Чудо-остров» Чувство страха: «Путешествие в страну драконов» «Гнев» «Обида, печаль» «Стыд, вина» «Удивление» Итоговое: «Разноцветное настроение» | 8 |
3. | Блок «Социальные навыки» | «Что такое Этикет» часть 1 «Что такое Этикет» часть 2 «В мире доброты» «Лесовичок в гостях у ребят» (вежливость) «Взросление» «Трудные ситуации», «Смелость» Итоговое: «Вместе веселимся, играем, дружим» | 7 |
4. | Блок сенсомоторного развития» «Волшебный песок» | «Чувствительные ладошки» «Знакомство с Песочным человечком» «В гостях у Песочной Феи» «Путешествие золотой рыбки» «Солнечный мальчик» «Колобок» «Весна в Песочной стране» «Волшебный цветок» «Сказочная страна» «Городок игрушек» «Путешествие к орлу Зоркий глаз» «Путешествие на острова «Загадочные звуки» «Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» «Путешествие на озеро «Вкусная вода» «Путешествие на «Чувственные холмы» Итоговое занятие: «Что мы умеем» | 16 |
Итого: | 36 |
Приложение 2
Тематический план
Темы | Задачи | Оборудование | Средства реализации |
Занятие 1. Знакомство. Страна «Я» | Адаптация и сплочение детей, создание положительного эмоционального фона. | мяч | - Упр. «Люблю-не люблю» - Упр. «Мои сказочные сны» - Упр. «Разноцветная звезда» |
Занятие 2. «Страна психология» | Учить детей выражать чувство радости, любви, воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи, снять напряжение. | Карта страны «ПСИХОЛОГиЯ», 3 пары следов из картона, ватман, клей, ножницы, сердечки. | - Комм. Игра «Горячо-холодно» - Комм. Игра «Болото» - Комм. Игра «Ветер дует на…» - Игра «словарь чувств» |
Занятие 3. «Мы- разные» | Сплотить участников. умение различать индивидуальные особенности других детей, развивать самокритичность. | мяч | -Упр. «Шум растет» -Дидактическая игра «Мы разные» - Сказка о рыцарях - Упр. «Спиной друг к другу» -Чтение рассказа «Самый-самый» -Упр. «Комплимент» |
Занятие 4. «Моя семья и родственни-ки | Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», закрепить и расширить представления детей о своих родственниках. | Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеало-гического древа» | -Дид. игра «Сравни, кто старше/ младше» -Дид. игра «Скажи наоборот» -Дид. игра «Чей я ребенок, угадай?» |
Занятие 5. «Помощники в гостях у бабушки» | Воспитывать самостоятельность, Развитие мелкой моторики рук, | Очки, бусинки для нанизывания, пластилин, формочки, карандаши цветные, раскраски. | -В гости к бабушке. -игра «Найди очки» -Физкультминутка «Печет печка калачи» |
Занятие 6. «Что такое счастье» | Развития внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие умения принимать настроения других людей. | карточки с изображением эмоций; бумага; краски; карандаши; мелки | - Просмотр и обсуждение мультфильма «Как ослик счастье искал» - Психологическая игра на самооценку «Город счастья» |
Занятие 7. «Эмоция радости: Путешествие на Чудо остров» | Формировать позитивную установку на активную, созидательную жизненную позицию, развивать способность понимать свое эмоциональное состояние, умение его выразить. | мяч | -Дид. игра «Настроение и походка» - Этюд «Солнечный зайчик» -Работа со сказкой «Я хочу быть счастливым!» - Танец «Чунга-чанга». |
Занятие 8. Страх, злость: «Путешествие в страну драконов» | Развивать произвольный контроль над своими действиями, способствовать снятию двигательной расторможенности | Альбомные листы, карандаши | -Игра «Мальчик-девочка наоборот» -Упр. «Маленькие привидения» -Рисование «Драконы» |
Занятие 9. «Гнев» | Учить детей управлять своим гневом. | Альбомные листы, карандаши | - Комм.игра «Снежный ком» -Упражнение «зеркало» -Этюд «Гневная гиена» -Доверительная беседа на тему «Почему человек злится» |
Занятие 10. «Обида, печаль» | Расширение представления детей о страдании и печали | Альбомные листы, карандаши | -Просмотр мультфильма «Ослик и горе» -беседа на тему «Что такое обида» -Рисование «обиды» - советы Незнайки |
Занятие 11 «Стыд и вина». | Расширение представления детей о стыде и вине | Альбомные листы, карандаши | -Игра «Перекличка-путаница». - Этюды на выражение вины - Рисование на тему: «Мой стыд» -«Советы от Незнайки»: - Беседа « Когда нам бывает стыдно?» |
Занятие 12 «Удивление» | Закрепление мимических навыков. Развитие памяти, внимания, воображения. | Альбомные листы, карандаши | -Знакомство с новым чувством -Рисование «Удивления» -Этюды на выражение удивления -Чтение истории «Живая шляпа» |
Занятие 13. Итоговое:«Разноцветное настроение» | Развитие умения правильно понимать чувства и настроения;выражать свои чувства при помощи слов, музыки, цвета, мимики и жестов;развитие мелкой моторики; | Картинки с изображ. эмоций, цветные карандаши; листы бумаги; цветные лепестки, музыка (подборка). | - Сказка «Как появился разноцветный мир» - Дид. Игра «Оживи кружочки» -Работа с карточками «Азбука настроения». |
Занятие 14 «Что такое Этикет» Часть 1 | Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать навыки культурного поведения. | Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом,правил гостевого этикета | - Беседа о слове «Этикет» - Стихи - Разыгрывание этюдов |
Занятие 15 «Что такое Этикет» Часть 2 | Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Развивать навыки культурного поведения. | Сюжетные картинки с изображением правил подарочного этикета | - Беседа о слове «Этикет» - Стихи - Разыгрывание этюдов |
Занятие 16. «В мире доброты» | учить осознавать характерные особенности других людей, давать оценку действиям и поступкам, с уважением относиться к другим людям. | Цветок, сломанная игрушка, чистый листок и карандаш, мяч, песня гр. Барбарики «Что такое доброта» | - Что такое доброта? - Вежливые слова - Физминутка Что такое доброта? |
Занятие 17. «Лесовичок в гостях у ребят» | Развивать умение использования речевых форм вежливости. Воспитывать у детей доброжелательное, уважительное отношение к окружающим | Письмо от Лесной Феи; открытки, ножницы, цветная бумага и картон, клей, кисточки, | -Игра в гостей -Упр. «Правила» |
Занятие 18. «Взросление» | Развивать представления детей о себе, как о взрослеющих и меняющихся людях. закрепить знания о взрослении, об ответственности, самостоятельности | мяч | -Создание проблемной ситуации - Рисование «Я взрослый» -Игра «Взрослый человек – это…» |
Занятие 19 «Трудные ситуации» | развить в детях чувство собственного достоинства, самосто ятельности независимости в интеллектуальных и физических действиях, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого. | мяч | -Игра на решение проблемных ситуаций “Заколдованные картинки”. Педагог показывает “заколдованную” картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей -Беседа о честных людях. -Составление правил честности. -Обсуждение рассказа «Мой секрет» |
Занятие 20. Итоговое: «Вместе веселимся, играем, дружим» | Развитие коммуникативных способностей | мяч | -Дид. упр. »Дружба начинается с улыбки» -Эстафета дружбы. -Игра «Позови ласково». -Подвиж. Игра «Найди друга». -Подвиж. Игра «Кенгуру». |
Занятие 21 «Чувстви- тельные ладошки» | Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики | Песочница - деревянный ящик, в нем песок | - Знакомство с Песочной страной - игра «Отпечатки рук» |
Занятие 22 «Знакомство с Песочным человечком» | Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики | Песочница - деревянный ящик,в нем песок | - Знакомство с песочным человечком - Ритуал входа в Песочную страну |
Занятие 23 «В гостях у Песочной Феи» | Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики | Песочница, в ней песок (сухой и влажный), кукла – Песочная фея, кисточки, пульверизатор, магнитофон | - Упр. «Здравствуй, песок!» Игра «Песочные прятки» Упр. «Песочный дождик».Упр. «Победитель злости». Упражнение «Узоры на песке» |
Занятие 24 «Путешествие золотой рыбки» | Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики | Кинетический песок, сухой цветной песок, поднос с камешками, формочки для песка в виде рыбок, музыкальное сопровождение | - Ритуал «входа» в Песочную страну - Игра: «Рыбки» |
Занятие 25 «Солнечный мальчик» | Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики | Кинетический песок, сухой цветной песок | -Знакомство с солнечным принцем - Упр. «Вверх по радуге» |
Занятие 26 «Колобок» | Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики | Песочница, сухой и влажный цветной песок, Колобок | -Рассказ Колобка -Лепка колобков -Упр. «Воздушный шарик» |
Занятие 27 «Весна в Песочной стране» | Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики | Кинетический песок, сухой песок | - Рассказ Песочного принца -Лепка из песка |
Занятие 28 «Волшебный цветок» | Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики | Песочница, кинетический песок, цветной песок, формочки для песка (в виде цветов), камешки, кукла | -Рассказ Аленушки -Поиск лечебного цветка |
Занятие 29 «Сказочная страна» | Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики | Песочница, влажный песок, игрушки, разноцветные камешки, кукла | - Рассказ Песочного принца -Создание сказочной страны |
Занятие 30 «Городок игрушек» | Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики | Кинетический песок, сухой песок | - Ритуал входа в песочную страну -Строим из песка домики для игрушек |
Занятие 31 «Путешествие к орлу Зоркий глаз» | Развитие зрительных ощущений и представлений | Кинетический песок, сухой песок | -Этюд «Зоркий орёл» -Мир сквозь цветные очки -Сколько вокруг круглого -Цвет смеха, цвет боли |
Занятие 32 «Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши» | Игры на развитие слуховых ощущений | Кинетический песок, сухой песок | -Этюд «Слон» -Отгадай звуки -Прислушайся к миру -Музыка пальцев -Как звучит снежинка |
Занятие 33 «Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх» | развитие обонятельных ощущений | Кинетический песок, сухой песок | -Этюд «Собака» -Сам себе парфюмер -Угадай, что это? - чувствую запахи -Заколдованные картинки -Запах лунного света |
Занятие 34 «Путешеств. на озеро «Вкусная вода» к лягушке Умный язык» | Развитие вкусовых ощущений | Влажный песок, сухой песок | -Любимые блюда -Умный поваренок -Угадай, что это? -Кулинарные фантазии -Вкус солнечного света |
Занятие 35 «Путешествие на «Чувственные холмы» к Обезьяне Любопытные Руки». | Развивать тактильные ощущения | Влажный песок, сухой песок, шарики Су-джок | -Д/и «Кто живет на склонах холмов» -Д/и «Что какое?» -Пальчиковая игра «Мяч» -Д/игра «Что тяжелее?» |
Занятие 36 Итоговое: «Что мы умеем» | Влажный песок, сухой песок | Подведение итогов, награждение детей |
Приложение 3
Перспективный план взаимодействия работы педагога – психолога с родителями детей 5-7 лет в рамках реализации родительского клуба
Сроки проведения | Тема | Цель |
сентябрь | 1.Психолог в ДОУ. | Беседа о задачах групповой работы психолога с детьми |
октябрь | 2. «Счастливая семья – счастливые дети». Диагностика родителей: тест «Какая вы мама», «Какой вы папа», «Что я знаю о своем ребенке» | Способствовать осознанию родителями значимости воспитания детей, развитие интереса к познанию своих детей. |
ноябрь | 3.«Гипердинамичные дети» | Объяснить разницу между активным и гиперактивным ребенком, дать общие рекомендации по сглаживанию симптомов СДВГ |
декабрь | 4. «Типы нарушений семейных взаимодействий и их влияние на детей». | Помочь осознать влияние семейных проблем на детей. |
январь | 5. «Растим любознательных» | Раскрыть значение познавательного интереса ребенка, научить развивать познавательную активность. |
февраль | 6. Практикум для родителей «Детские капризы и истерики». | Обучение родителей способам преодоления детских капризов, правилам поведения при детской истерике. |
март | 7. Кувшин эмоций. «Как правильно наказывать ребенка» | Обучить родителей приемам конструктивного реагирования при различных нарушениях поведения детей. |
апрель | 8. Неуверенный в себе ребенок, тревожность и страхи у детей. | Анализ причин повышенной тревожности детей, анкетирование родителей |
май | 9. Что такое готовность к школьному обучению. Какие знания должны быть сформированы у первоклассника. «Практические рекомендации родителям первоклассников» (буклеты) | Дать основные рекомендации как помочь ребёнку учиться. Советы родителям на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе.
Перспективное планирование развивающей деятельности педагога-психолога с детьми 6-7 лет по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обу...
Коррекционно - развивающая программа педагога – психолога по подготовке детей к школе
Цель программы Психологическая подготовка ребенка к началу школьного обучения; Задачи: - Повышение мотивации к школьному обучению;- Повышение интереса к обучению в школе;- Воспитание ку...
Коррекционно - развивающая программа педагога – психолога «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Цель программы - развитие воображения, наблюдательности и логического мышления, восприятия; развитие тактильной чувствительности (пальчиковая гимнастика, подвижные коллективные игры); развитие творчес...
Рабочая программа педагога-психолога для групп детей дошкольного возраста с ОВЗ
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога ГБДОУ №41 по направлениям: психологическая диагностика, психологическая профилактика и просвещение, психологическое ...
Рабочая программа педагога–психолога «Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год.
Что мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости...
Программа педагога-психолога по сопровождению детей в период адаптации к ДОУ
СодержаниеI Целевой раздел…&hell...
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ для детей со сложным дефектом на 2020-2021 учебный год
Дети со сложным дефектом - особенные дети, которым требуется психологическая помощь в усвоении дошкольного образования.Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда...