Коррекционно - развивающая программа педагога – психолога по подготовке детей к школе
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Цель программы
Психологическая подготовка ребенка к началу школьного обучения;
Задачи:
- Повышение мотивации к школьному обучению;
- Повышение интереса к обучению в школе;
- Воспитание культуры поведения и общения в социуме.
- Формирование навыков произвольной регуляции эмоций и поведения;
- Развитие уверенности в себе и успешности общения со сверстниками и взрослыми;
- Развитие когнитивных процессов ребенка (мышление, внимание, память, речь).
- Развитие эмоционально-волевой сферы;
- Развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._podgotovka_detey_k_shkole.docx | 235.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1482
Рассмотрено и одобрено на Педагогическом совете ГБОУ Школа №1482 Дошкольное отделение Протокол № от ____ августа 201 г. | Утверждаю Директор ГБОУ Школа №1482 ______________ «_____»______________201г. |
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Составитель: педагог – психолог ГБОУ Школа № 1482
Козловская Екатерина Игоревна
Пояснительная записка
Программа «Психологическая готовность к школе» разработана и предназначена для психологических занятий с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
Актуальность программы
Актуальность программы психологической готовности детей к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые разнообразные программы обучения в школах, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.
Далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, отмечается неразвитость словесно- логического мышления, низкий уровень произвольности внимания и памяти, неправильное формирование способов учебной работы, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается
неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Практическая значимость программы
У ребенка, поступающего в школу, должны быть сформирован определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того должна быть сформирована адекватная позитивная самооценка.
Совокупность указанных психологических свойств и качеств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Одним из важных аспектов, связанных с созданием данной программы, является
продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем.
Данная комплексная модифицированная программа «Психологическая готовность к школе» является интегрированным продуктом, включающим в себя элементы программ «Азбука общения» (авторы Шипицына Л.М., Защиринская О.В.), «Цветик – семицветик» (Куражева Н. Ю. и др.) и «Психологическая готовность к школе» (авторы Яничева Т.Г. , Соломахо Н.В.).
Выбранные элементы программ взаимно дополняют друг друга и позволяют полно решать вышеуказанные задачи, направленные на формирование навыков, психологических качеств и умений, которые помогут ребенку влиться в новый коллектив и стать успешным учеником, легко справляющимся с новыми непростыми задачами его школьной жизни.
Цель программы
Психологическая подготовка ребенка к началу школьного обучения;
Задачи:
- Повышение мотивации к школьному обучению;
- Повышение интереса к обучению в школе;
- Воспитание культуры поведения и общения в социуме.
- Формирование навыков произвольной регуляции эмоций и поведения;
- Развитие уверенности в себе и успешности общения со сверстниками и взрослыми;
- Развитие когнитивных процессов ребенка (мышление, внимание, память, речь).
- Развитие эмоционально-волевой сферы;
- Развитие коммуникативных навыков;
Данная программа основана на теоретических идеях Л.С. Выготского и его концепции о зоне ближайшего развития ребенка. Раскрывая механизм, лежащий в основе обучения, Л. С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития» ребенка, которая определяется как «расстояние между уровнем его
актуального развития, определяемым с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами» (Л. С. Выготский, 1991, с. 399-400).
Принципы реализации программы
1.Принцип системности — программа представляет собой систематизированное,
структурированное изложение методического материала по работе с детьми.
2.Принцип личностного подхода — развитие личности рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка.
3.Принцип активности — активное участие каждого ребенка в занятии.
Этапы реализации программы, их описание и взаимосвязь
Программа включает в себя 7 блоков, выделенных в соответствии с теми трудностями и сложностями, с которыми на практике сталкивается ребенок, приходя учиться в первый класс и критериями психологической готовности ребенка к школе.
Элементы каждого блока включены в содержание занятий в разном объёме в зависимости от тематики и задач конкретного занятия.
Блок 1. Регуляция эмоций поведения.
Основная задача – развитие произвольной регуляции деятельности детей. С одной стороны это связанно с формированием произвольного внимания, памяти и мышления как важнейших компонентов учебной деятельности, с другой стороны, с умением регулировать своё поведение и эмоциональное состояние.
В этом блоке используются развивающие задания и игры направленные на умение подчинять свою деятельность и поведение заданным правилам, требованиям и инструкциям. Упражнения, направленные на развитие способности регулировать своё состояние, контролировать проявление эмоций и справляться с переживаниями. Используются упражнения на напряжение/расслабление,
саморегуляцию.
Блок 2. Развитие творческих способностей.
Основная задача – раскрытие творческого потенциала ребёнка, а также повышение его способности к нестандартному мышлению и поведению.
В программе используются элементы арт-терапии: рисование, аппликация, оригами, игра с песком — всё то, что способствует раскрытию и проявлению его внутреннего мира, чувств, переживаний, идей и мыслей.
Блок 3. Повышение самооценки и уверенности
Основная задача — повышение уверенности, адекватной самооценки ребенка в ситуациях взаимодействия и проявления своих способностей.
Используются соревновательные игры и творческие задания, где необходимо выступать перед другими детьми, делиться своими переживаниями, чувствами и рассказывать о себе.
Блок 4. Успешное общение со сверстниками и взрослыми
Основная задача — развитие коммуникативных навыков общения детей и расширение их опыта социального взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
В каждое занятие включаются упражнения и игры, направленные на умение устанавливать отношения, слушать другого человека, научиться объяснять и отстаивать свою позицию. Игры направлены на решение задачи командой: создание совместной постройки, рисунка, постановки.
Блок 5. Развитие интеллектуальной сферы
Основная задача — развитие памяти, мышления, внимания, восприятия ребенка. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым членом группы, поэтому при распределении заданий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Используются задания на развитие концентрации, переключения, распределения внимания.
Предлагаются игры, направленные на развитие произвольной памяти (слуховой, зрительной, тактильной, двигательной, словесно-логической, эмоциональной) и упражнения, связанные с развитием форм, операций и видов мышления.
Блок 6. Этикет и развитие речи
Основная задача — развитие способности четко и ясно формулировать свои мысли, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Используются игры и задания, где необходимо вместе договориться или обсудить что-то, упражнения на описание и пересказ.
Блок 7. Готовность к роли ученика
Основная задача — формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции (роли школьника), новым правам и обязанностям.
В этом блоке используются задания и упражнения, которые связаны с проигрыванием школьных ситуаций.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.
Целью подготовки к обучению в предлагаемой концепции является всестороннее развитие детей 6-7- летнего возраста, позволяющее им успешно овладеть школьной программой.
Подготовка к школе нацелена на охрану психического и соматического здоровья детей. Переход от дошкольного к школьному возрасту определяет смену ведущей деятельности.
Закономерности движения от игры к учебе определяются основными новообразованиями, которые возникают при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
В период дошкольного детства (4—6 лет) закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития, начинают складываться привычки и черты характера. Этот период особенно благоприятен для приобретения и закрепления необходимых двигательных навыков. Естественно, развитие ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей его жизни, воспитания, в частности физического.
Дошкольный возраст характеризуется ускоренными темпами роста и ограниченными двигательными возможностями. Заметно изменяются пропорции тела. Повышается выносливость организма.
Развитие нервной системы находится уже на более высоком уровне, чем у детей ясельного возраста.
Заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге. Характерно, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дошкольники быстро утомляются от однообразных движений, внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются. Поэтому в ходе занятий необходимо ограждать их от длительных, монотонных, непосильных нагрузок, так как
это приводит к чрезмерному утомлению. Очень важно предусматривать в режиме чередование разнообразных по характеру игр и занятий. Шумные подвижные игры должны сменяться более спокойными.
В связи с относительной слабостью костно-мышечного аппарата, быстрой утомляемостью мышц дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
Сердечно-сосудистая система детей хорошо приспособлена к требованиям растущего организма.
В возрасте 5—6 лет происходят очень глубокие перестроения, во многом меняющие физиологические возможности растущего организма.
В этом периоде ребенок активно взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Иногда этот период называют игровым, так как игра, причем преимущественно коллективная, занимает центральное место в развитии высших психических функций на данном этапе. Однако и общий план строения тела, и структурные особенности многих органов и тканей как бы подчинены этой задаче, приспособлены к интенсивной двигательной активности, с которой обычно связаны коллективные игры. Так, скелетные мышцы детей этого возраста состоят преимущественно из аэробных волокон, отличающихся высокой активностью окислительных систем, малоутомляемых и хорошо приспособленных к длительным, но не слишком интенсивным нагрузкам.
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога - психолога является: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая профилактика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование.
Структура занятий включает в себя следующие этапы:
1 Ритуал приветствия. Он позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия.
2 Разминка. Является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
3 Основное содержание занятия. Представляет совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы.
4 Рефлексия. Представляет эмоциональную и смысловую оценку занятия, подведение итогов.
5 Ритуал прощания. Способствует групповому сплочению детского коллектива.
Перечень диагностического инструментария для определения уровня готовности детей к обучению в школе
№ п/п | показатель | методики |
1 | Личностная готовность | - Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки; - Методика «Внутренняя позиция дошкольника» Н.И. Гуткина |
2 | Социальная готовность. Формирование внутренней позиции школьника: | -Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткина; - Методика лесенка «Лесенка»; - Социометрическая методика «Два дома» |
3 | Мотивационная готовность к обучению в школе | - «Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников» М.Р. Гинзбург; - «Мотивационная готовность» А. Венгер. |
4 | Волевая готовность к школьному обучению. | - Ориентационный текст - школьной зрелости Керна- Йерасека; - Методика «Да и нет»; - Методика «Продолжи узор». |
5 | Исследование особенностей внимания | - Методика «Вежливость»; - Методика «Бусы»; - Методика «Шифровка». |
6 | Исследование особенностей памяти | - Методика «Назови цифры»; - Методика «Запомни фразы»; - Методика «Заучивание слов» (А.Р.Лурия) |
7 | Исследование логического мышления | - Методика «Исключение лишнего»; - Методика «Аналогии»; - Методика «Последовательные картинки». |
8 | Сформированность мелкой моторики | - Методика «Продолжи узор»; - Методика «Домик»; - Тест Куглера. - Графический диктант (Д.Б. Эльконин); - Методика «Домик» Н.И. Гуткина |
9 | Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис) | - «Зашумленные картинки» - узнавание перечеркнутых изображений; - Фигуры Поппельрейтора -узнавание наложенных изображений; - Узнавание недорисованных изображений. |
Календарно - тематическое планирование занятий.
№ | Цель | Характеристика деятельности | Дата проведения |
1 | Знакомство и сплочение детского коллектива; развитие наблюдательности, пространственной ориентации. | - Игра – разминка «Именной круг», - Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека; - Упражнение «Бусы»; - Физкультминутка «Воздух-земля-огонь-вода» - Упражнение «Школа для животных» - Упражнение «Разноцветный лист» | ноябрь |
2 | Развитие мелкой моторики руки, развитие процессов мышления. | - Игра – разминка «Ласковое имя» - Упражнение «Продолжи узор» - Физкультминутка «Ветер дует» - Методика «Нелепицы». - Методика «Рисунок человека»; | декабрь |
3 | Развитие внимания, произвольной памяти, логического мышления, наблюдательности. | - Игра – разминка «Собираемся в школу» - Упражнение «Шифровка» - Физкультминутка «Собираем цветы» - Упражнение «Поиск закономерностей»; - Упражнение «Продолжи ряд»; - Определения мотивационной готовности к школе «Я в школе». | декабрь |
4 | Развитие внимания, произвольной памяти, речи наблюдательности. | - Игра – разминка «Доброе слово»; - Тест «Куглера»; - Тест Бернштейна «Узнавание фигур»; - Пальчиковая гимнастика - Тест «Рисунок семьи»; - Задания-загадки на сообразительность. | январь |
5 | Сплочение детского коллектива; развитие наблюдательности, пространственной ориентации. | - Игра – разминка «Здравствуйте»; - Упражнение «Что раньше-что позже» - Игра «Мамы и их детеныши» - Загадки - Пальчиковая гимнастика - «Дорисуй вторую половину» - Упражнение «Школа для животных» - Упражнение «Что получится?» | январь |
6 | Развитие произвольной памяти, внимания, логического мышления, речи. | Игра – разминка «Пожелания»; «Что лишнее в ряду» Физкультминутка «Тропический ливень» «Ищем нелепости» Игра «Будь внимательным» Упражнение обобщающие слова» Игра «Большой-маленький» | февраль |
7 | Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического мышления. | Игра – разминка «Доброе слово»; «Продолжи слово» Физкультминутка «У оленя дом большой» «Занимательные задания» «Найди лишнее животное» Методика «Рисунок человека»; | февраль |
8 | Развитие творческого воображения, зрительного восприятия, мелкой моторики руки. | Игра – разминка «Передай улыбку»; Упражнение «Кто где живет» Упражнение «На что похоже» Физкультминутка «Собираем цветы» «Дорисуй нужную фигуру» «Пропущенные цифры» Определения мотивационной готовности к школе «Я в школе». | февраль |
9 | Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического мышления, наблюдательности. | Игра – разминка «Ласковое имя»; Методика «Рисунок человека»; Упражнение «Найди одинаковых бабочек» Физкультминутка «Воздух-земля-огонь-вода» Упражнение «Третий лишний» Упражнение «Зашифрованные слова» Ориентационный тест школьной зрелости Я.Йирасека; | март |
10 | Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического мышления, наблюдательности. | Игра – разминка «Моя игрушка»; «Проведи насекомых по дорожкам» Упражнение «Ищем нелепости» Физкультминутка «Ветер дует» «Дорисуй до предмета» Упражнение «Найди пять отличий» Упражнение «Запомни» Упражнение «Дай ответ на вопрос» | март |
11 | Развитие логического мышления, произвольной памяти и внимания, воли, Развитие мелкой моторики руки. | Игра – разминка «Передай настроение»; «Дорисуй вторую половину» Задачи-загадки на сообразительность Физкультминутка «Зайцы бегали в лесу» Упражнение «Перепутанные линии» Упражнение «Найди лишнюю картинку»» Упражнение «Обобщающие слова» Упражнение «Называйте подходящие слова» | март |
12 | Диагностика готовности ребенка к школьному обучению. | Игра – разминка «Передай настроение»; Упражнение «Дай ответ на вопрос» Физкультминутка «Зайцы бегали в лесу» Психолого-педагогический скриннинг готовности к обучению в школе (Н.Семаго, М.Семаго) | апрель |
Ожидаемые результаты
• принятие детьми основных правил поведения в школе и новой социальной позиции ученика;
• формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, быть терпимыми друг к другу;
• снижение уровня личностной тревожности;
• формирование умения контролировать себя на учебном занятии, внимательно слушать, принимать задачу, адекватно реагировать и давать оценку своим действиям;
• развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций;
• развитие мелкой моторики.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
1. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий.
2. Панфилова М.А. Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации.
3. «Руководство по использованию психодиагностических методик психологами дошкольных образовательных учреждений» подготовлено под редакцией А.Н. Гусева.
4. Узорова О.В Нефедова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель Райгородский Д. Я.
6. Зинкевис-Евстегнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
7. Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы
8. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
9. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника.
10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тесты и упражнения для будущего первоклассника
- Осведомленность
- Беседа с ребенком
1. Назови свою фамилию, имя (1 балл), отчество (2 балла)
2. Когда ты родился? (число или месяц – 1 балл) (чч.мм.год – 2 балла)
Сколько тебе лет?
Сколько тебе будет через год?
3. Как зовут твоих родителей? (ФИ – 1 балл, ФИО – 2 б.)
4. В каком городе ты живешь?
5. Сейчас утро или вечер?
6. Какое сейчас время года?
7. Назови четыре времени года (в любом порядке)
8. Назови дни недели, начиная с понедельника?
9. Каких ты знаешь домашних животных? Назови 5 шт
10. Каких ты знаешь диких животных? Назови 5 шт
Экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника"
1.Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? 4. Почему? 5. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 6. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку? 7. Какие у тебя любимые книжки? 8. Почему ты хочешь идти в школу? 9. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее? 10. Тебе нравятся школьные принадлежности? 11. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему? 12. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему? 13. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?
Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления
(по К. Йерасеку)
Вопросы | Правильный ответ | Не правильный ответ | Другие ответы | ||
1. Какое животное больше: лошадь или собака? | 0 | - 5 | 0 | ||
2. Утром мы завтракаем, а днем? | 0 | - 3 | 0 | ||
3. Днем светло, а ночью? | 0 | - 4 | 0 | ||
4. Небо голубое, а трава? | 0 | - 4 | 0 | ||
5. Яблоки, груши, сливы, персики – это что? | Фрукты + 1 | - 1 | 0 | ||
6. Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь? | Города + 1 | - 1 | Станции 0 | ||
7. Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это… | Спорт + 3 | 0 | Игры, упраж. +2 | ||
8. Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь? | Щенок, жеребенок + 4 | - 1 | Кто-то один щенок или жеребенок 0 | ||
9. Почему у всех автомобилей тормо-за? | 2 причины из следующих: тор-мозить с горы, на повороте, оста-новка в случае опасности столк-новения, после окончания езды +1 | - 1 | Названа одна причина 0 | ||
10. Чем похожи друг на друга молоток и топор? | 2 общих признака +3 | 0 | Назван один признак +2 | ||
11. Чем различаются гвоздь и винт? | У винта нарезка +3 | 0 | Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2 | ||
12. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? | На кошку (с выделением при-знаков подобия) + 3 | На курицу - 3 | На кошку (без выделения признаков подобия) – 1 | ||
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? | 3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 | 0 | 1 признак +2 | ||
14. Какие ты знаешь транспортные средства? | 3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 | Ничего не названо или не-правильно 0 | 3 наземных средства +2 | ||
15. Чем отличается молодой человек от старого? | 3 признака +4 | 0 |
Цель: определить уровень вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.
I уровень – 24 и более – очень высокий
II уровень – от 14-23 – высокий
II уровень – от 0-13 – средний
IV уровень – (- 1) – (-10) – низкий
V уровень – (-11) и менее – очень низкий
Методика «Запомни фразы»
1.Осенью идут дожди.
2. Дети любят играть.
3. В небе летит самолёт.
4. Мальчик помогает соей бабушке.
5. В саду растут яблони и груши.
Обработка результатов:
5 баллов – высокий уровень памяти
4 балла – выше среднего
3 балла – средний уровень
0 -2 баллов – ниже среднего.
Методика Аналогии.
ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …
МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ - …
ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК - …
ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …
ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ - …
УТЮГ – ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН - …
Оценка результатов: За каждый правильный ответ 1 балл
Методика «Назови цифры»
Прочитай шесть цифр: 7, 3, 6, 1, 9, 4 .
При оценивании результата, если ребёнок воспроизводит цифры в первоначальной последовательности, добавьте к результату ещё 1 балл.
7 – баллов - высокий уровень развития памяти;
6 – баллов - выше среднего;
3-5 - баллов - средний уровень;
0-2 – баллов – ниже среднего.
Методика "Домик".
Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл. Ошибками являются: а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно; б) замена одного элемента другим; в) отсутствие элемента; г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; д) сильный перекос рисунка.
Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 11. Шифровка
Для детей младше 8 лет независимо от уровня развития: дается вариант «A» (фигуры).
Инструкция испытуемому: «Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур (ключ), - видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две таких черточки (и т.д. по каждой фигуре). А теперь посмотри сюда, - показать первый ряд, - видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй». К 33-й фигуры сказать «Побыстрее». После заполнения 5 фигур включить секундомер, не останавливая испытуемого, сказав: «Продолжать быстрее сам». По окончании 1-го ряда испытуемому быстро сказать: «Продолжай здесь», указав на начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: «Делай все подряд».
Время – 2 мин.
Оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 120 секунд. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.
Методика "Бусы".
Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку: Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.
Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать".
Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно". (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)
Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):
1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.
2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия.
3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия.
4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия.
4. Поиск закономерностей
Выбери нужного кота из четырех пронумерованных. Обратите внимание на форму туловища, на форму головы, на количество усов и на форму хвоста. Впишите его номер в пустой прямоугольник.
Развитие логического мышления.
Рассмотрите каждую строчку. Найдите и раскрасьте каждый предмет. Объясните, почему он лишний. (Первая строчка дом, он не мебель, или кресло – оно не из дерева; вторая строчка – птица, не насекомое, или жук, нет крыльев; третья строчка – Чебурашка, он не игрушка, или Карлсон, он летает.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования педагога-психолога по подготовке детей к школе.
Переход ребёнка из детского сада в школу является переломным моментом в его жизни. Это естественно. И нужно сделать многое, чтобы этот переход был для детей безболезненным. А это задача воспитателей д...
Программа дополнительного образования педагога-психолога по подготовке детей к школе.
Переход ребёнка из детского сада в школу является переломным моментом в его жизни. Это естественно. И нужно сделать многое, чтобы этот переход был для детей безболезненным. А это задача в...
Перспективный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога МДОУ № 133 подготовительные к школе группы № 07 и № 12
Цель: подготовка детей к обучению в школе.Задачи:развитие психических процессов,профилактика школьной дезадаптации,развитие коммуникации.Структура занятий: Приветствие. Основная часть. Релаксация. Про...
Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе.
Перспективное планирование развивающей деятельности педагога-психолога с детьми 6-7 лет по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обу...
Коррекционно - развивающая программа педагога – психолога «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Цель программы - развитие воображения, наблюдательности и логического мышления, восприятия; развитие тактильной чувствительности (пальчиковая гимнастика, подвижные коллективные игры); развитие творчес...
Рабочая программа педагога-психолога "Психологическая подготовка детей к школе"
рабочая программа педагога-психолога в подготовительной группе...
Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей 6 - 7 лет к обучению в школе
В целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой разработан ряд методических вопросов создания благоприятных условий для под-готовки детей к школе...
- Мне нравится (1)