Консультация для педагогов "Стресс и пути его преодоления"
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
данная консультация- письменный вариант работы, проводимой с педагогическим составом, в рамках профилактики стрессовых состояний и эмоционального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 124.55 КБ |
igroterapiya_uprazhneniya.docx | 56.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад № 175
ПИСЬМЕННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« СТРЕСС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Педагог-психолог
Газизова Е.В.
Иркутск,2022
«
Консультация для воспитателей "Стресс и пути его преодоления"
Каждый знает, что не легкая работа воспитателя влечет за собой переутомление, "эмоциональное выгорание" и стресс. Что такое же такое стресс? Существует следующее определение стресса:
"Стресс - (от англ. перегрузка) реакция организма на раздражающие факторы и проявляющееся в виде органических, физиологических нервно-психических расстройств."
Все мы разные и реакции на стресс у нас тоже разные. Самое главное приучить себя прислушиваться к стрессовым сигналам организма.
Признаки стресса можно разделить на три категории: физическую, эмоциональную и поведенческую.
Физические признаки | Эмоциональные признаки | Поведенческие признаки |
Бессонница | Импульсивное поведение | Кручение волос |
Конечно, стресс не является болезнью, которую нужно лечить, но само пребывание в стрессовом состоянии довольно дискомфортно и от него хочется избавиться.
Сам стресс изначально неправильно понимается людьми, считается, что это что-то вроде постоянного "нервяка", проблем, какое-то фоновое состояние раздражительности. А если нет понимания проблемы и ее причин, то, как тогда преодолеть стресс?
На самом же деле стресс – это состояние, которое возникает на сильный внешний раздражитель и отражается не только на эмоциональном, но и на физическом уровне в виде изменения состава крови и давления, гормонального фона и многого другого. Очень важно заметить, что тут ни слова не говорится о том, что раздражитель носит негативный характер. Мы привыкли понимать под стрессом только воздействие чего-то плохого, однако, это не так.
При снятии стресса необходимо решать не только проблемы, связанные с негативной стороной, но и с позитивной. Длительно воздействие на организм, как положительных эмоций, так и отрицательных – это одинаково большой стресс для него. Особенно если эмоции довольно сильные, и, если они существенно меняют ситуацию для человека. Нашему организму не важно, уходите ли вы в «плюс» или «минус», рыдаете ли вы от горя, или смеетесь так, что дыхание начинает перехватывать, на физиологическом уровне реакция на оба эти события будет одинаковой. Для нашего тела важно насколько изменились свойства крови, лимфы и других тканей, может ли он с этими изменениями жить и как вернуть их обратно. Организму важна только реальность, а не наши сказки вокруг переживаний.
Можно себе представить в каком сильном стрессе находятся люди, у которых постоянно скачет настроение. Сильно ошибаются те, кто считает, что своим смехом и безудержной радостью по поводу всего вокруг они компенсируют какой-либо негатив в их жизни, на физиологическом уровне они только усугубляют ситуацию.
В народе говорят «сейчас смеешься – значит, скоро плакать будешь» и это правда. Мы сами раскачиваем свое настроение, как качели, от плюса к минусу, от позитива к негативу. Нельзя находиться все время в позитивном и бодром настроении, рано или поздно «качели» полетят вниз. Так что каждый раз, когда мы веселимся или грустим, мы раскачиваем «качели» нашего настроения. Отсюда пошло выражение – «расшатанные нервы».
Уйдя своим сознанием в категории «хорошо - плохо», «весело - грустно», «добро - зло» и реагируя на все эмоционально с высоты этих категорий, мы уже не можем остановиться, мы оцениваем все вокруг. Эти категории, или полярности, присутствуют лишь у нас в голове, ведь у всех свои понятия «весело - грустно». Появление этих категорий во многом обусловлено воспитанием и нашим прошлым в целом. Многие из этих «полярностей» нам внушили, многие мы приняли на веру добровольно. Но природа их появления у нас в голове не так важна, важно то, что эти полярности управляют нашей жизнью и нашим поведением, обуславливая его.
ШАГИ:
1. Отказаться от нерациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и окружающим.
2. Обучение самовнушению (диалог с собой).
Развитие позитивных превозмогающих гнев и раздражение утверждений: например – «Я могу справиться, если составлю план», «Не раздувай из мухи слона», «Я сделаю это постепенно», «Это не трудно», «Я могу поздравить себя, если добьюсь этого», «Если это не удастся, я попытаюсь вновь».
Нежелательные мысли. Техники преодоления нежелательных мыслей требуют специальных навыков. Многие из них относятся к техникам самовнушения, освоенных до состояния совершенства с использованием методов визуализации (зрительного представления) наиболее трудно преодолимых стрессовых ситуаций.
При овладении этим методом можно «заставить» себя мысленно остановиться в момент визуализации и сменить «декорацию». Вместе с тем даже простой метод самовнушения и самоубеждения может помочь в избавлении от нежелательных, навязчивых мыслей («Сейчас я изменить ничего не могу», «Подумаю об этом завтра», «Это не так страшно» и пр.). · Самооценка – осмысление проблемы – выработка навыков управления стрессом (инокуляция стресса).
Это наиболее эффективная методика управления стрессорами, так как она позволяет осознанно формировать и отношение, и выбирать стиль поведения. Самооценка – ключ к определению проблем, обусловленных стрессом.
Многие из нас испытывают стресс, а генетика определяет, насколько хорошо мы можем с ним справиться. Сам стресс и попытка его преодолеть приводит к химическим изменениям в организме, которые могут протекать быстро, а могут длиться годами, в зависимости от пути, который тело выбрало для борьбы со стрессом.
Исследования показывают, что употребления большого количества воды, является одним из способов борьбы со стрессом. Это связано с тем, что гормоны, вырабатываемые надпочечниками имеют непосредственное отношение к работе почек.
Управление стрессом
Некоторые из очевидных шагов к контролю стресса в вашей жизни связаны с её упрощением. Слишком плотный ежедневный график — это верный путь для усложнения жизни. Постоянный стресс вреден для иммунной системы и в конечном итоге приводит к ранней смертности клеток.
Если человек взял на себя чрезмерное количество повседневных проблем, то она работает за рамками нормальных пределов. Это человек должен иметь способы быстрого снижения стресса. Для вас — это занятие в тренажерном зале менее 60 минут. Тренировки продолжительностью более часа способствуют увеличению уровня кортизола. Если ваше тело не имеет достаточного количества кортизола, то также могут возникать проблемы. Вы можете подумать, что с ними всё отлично, но всё в человеческом теле должно быть гармонично. Сбалансированный уровень кортизола и серотонина делает человека наиболее здоровым и позволяет дольше жить.
Отдых, любая физическая нагрузка, занятие спортом, сон или другая деятельность, которая помогает расслабиться и чувствовать себя хорошо, приводит к уменьшению количества кортизола. Кроме перечисленного существует немало способов, с помощью которых можно уменьшить неблагоприятное влияние стресса на организм. Среди них: прогулки в парке, слушание музыки, занятие любимым делом, походы, бассейн, встречи с друзьями, поедание темного шоколада и тд. При любой физической нагрузке вырабатываются эндорфины – «гормоны счастья», которые положительно влияют на эмоциональный фон и помогают избавиться от подавленного настроения. Чем сильнее стресс, тем интенсивнее должна быть нагрузка. Подойдет любое упражнение, на крупные мышечные группы: отжимание, приседание, упражнения на пресс, быстрая ходьба, бег, велосипед, лыжи. А для снятия мышечного напряжения и усталости в определенных частях тела, зажимов, скованности, могу предложить вам несколько несложных, но эффективных упражнений.
Вот лучшие (наиболее простые) шаги для преодоления стресса:
- Запланируйте в течение дня время для отдыха, спорта и другой деятельности, которая помогает расслабиться.
- Сделайте свою жизнь проще.
- Будьте духовными. Вера помогает уменьшить стресс.
- Ешьте здоровую пищу, чтобы не подвергать стрессу свое тело. Рестораны со свежими продуктами, пища не обработанная химикатами, красочные овощи и фрукты, всё это уменьшает стресс.
- Старайтесь сбалансировать вашу жизнь и время. Много работы — верный путь к болезням.
- Работайте с перерывами.
Организуйте рабочее пространство. Бег по кругу приводит к низкой производительности труда. Для продуктивной работы нужно быть организованным.
Упражнения для снятия мышечного напряжения
- Ноги на ширине плеч, руки опущены. Глубоко вдохнуть через нос, задержать дыхание, медленно выдохнуть, постараться расслабить все тело. Соединить пятки, напрячь икры, бедра, ягодицы, живот, спину, плечи, руки, шею. Удержать напряжение, считая до 10, а затем расслабить все тело сверху вниз.
- Снимает напряжение с шеи. Поместить руки на затылок, сделать глубокий вдох. На выдохе подбородок и локти медленно опустить к груди, задержаться на 10 счетов.
- Ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох. На выдохе медленно опустить голову правым ухо на правое плечо, одновременно тянуть левое плечо и руку вниз. Почувствовав натяжение мышц шеи задержаться на 10 секунд. Голову через низ поставить прямо. То же в другую сторону.
- Поднять плечи максимально вверх и сосчитать до 10, расслабиться.
- Обнимаем дерево. Ствол очень толстый, стараемся соединить кончики пальцев. Сосчитать до 10, расслабиться.
- Соединить руки за спиной в замок и отвести максимально назад-вверх. Задержаться на 10 секунд.
Снимаем напряжение с рук. Поднять прямые руки вперед, собрать пальцы в кулаки и максимально напрячь руки. Сосчитать до 10 и расслабить. 7. Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога, так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени усталости, напряжения и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени. Можно использовать приятную, мягкую музыку.
Упражнение «Приятный сон»
Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация.
Продолжительность: 10 минут
Примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь. Медленно мысленно произнесите словесные формулы:
Я спокойна. Мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю…
Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается… Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокойна.
Моя правая рука расслаблена… Моя левая рука расслаблена… Руки расслаблены… Плечи расслаблены и опущены…
Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках…
Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…
Расслаблены мышцы правой ноги… Расслаблены мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны…
Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…
Мое тело расслаблено… Расслаблены мышцы спины… Расслаблены мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… Мне легко и приятно… Я отдыхаю…
Веки опущены… Расслаблены мышцы рта… Мой лоб прохладен…Я отдыхаю… Я спокоен…
Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза. Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодра и свежа…
4 пути преодоления психологического стресса
- Путь «Пофигиста»
Здесь рекомендуется просто «забить». "Положить" на неприятную ситуацию и не делать с ней ничего. Это, пожалуй, самый частый совет, который Вы, возможно, не раз слышали от своих друзей и знакомых.
Плюсы: в некоторых случаях, это, действительно, весьма рациональный способ борьбы, который осуществить достаточно просто;
Минусы: главный недостаток способа в том, что далеко не всегда понятно на что "забивать" без последствий можно, а на что нет. Если же "забивать" на все подряд - это неизбежно вызовет проблемы, если не сразу, то спустя какое-то время. А если не "забивать" ни на что - метод просто не работает. Вторым минусом является то, что далеко не всем ясно КАК именно «забивать».
- Путь «Броненосца»
Здесь рекомендуется повысить собственную стрессоустойчивость до максимума, развить выносливость (или «толстокожесть»). Это позволит Вам выдержать больший стресс в течении большего времени.
Плюсы: это хороший совет, Жизнь постоянно ставит нас перед разными испытаниями, и иметь высокую стрессоустойчивость полезно.
Минусы: это общий совет. Он малоприменим к конкретному стрессу, или, когда ты "уже дошел до крайности". В любом случае, это, к сожалению, лишь временная полумера, которая дает отсрочку до неизбежного срыва. Еще одним существенным минусом является то, что сдерживаемый в себе стресс расшатывает нервную систему. При таком раскладе человек спокоен лишь внешне, а внутри очень напряжен - взвинчен или, напротив, глубоко несчастен.
- Путь «Весов»
Здесь рекомендуется уничтожать негативные эмоции приятными в соотношении 1:2. То есть, на единицу негатива тратится две единица позитива. Например, облили грязью из-под колес твой новый плащ - два раза сходи в кино на любимый фильм и побалуй себя вкусным мороженым.
Плюсы: это сравнительно быстро и действует успокаивающе.
Минусы: этот способ доступен не всегда. На практике же, чаще всего, им вовсе никто не пользуется . Так как в состоянии стресса человек настроен думать о плохом, нежели вспоминать или придумывать хорошее. Кроме того, во время стресса обычно вообще продуктивно не думается. Другим минусом здесь будет то, что, когда мы избавляемся от негативных эмоций через уничтожение их позитивом, мы уничтожаем также и позитив (в соотношении 1:1). Таким образом, мы просто их «сравниваем», то есть выходим в «НОЛЬ».
- Путь «Идеальный»
Этот путь принципиально отличен от первых трех. Здесь мы сосредотачиваемся не на том, чтобы рассеять свое внимание и игнорировать стресс-фактор (как в первом случае). И не на том, чтобы усилить свое сопротивление (второй путь) или уравновесить "зло добром" (третий). А на том, чтобы избавиться от самого стресс-фактора.
Метод состоит в том, чтобы быстро опознать, правильно идентифицировать и особым образом обработать стресс-факторы (источники стресса).
НЕТ стресс-фактора - НЕТ и стресса. Пожалуй, лучшее решение - если нет источника напряжения, ничего не надо в себе сдерживать, и ни от чего не надо избавляться .
Плюсы: 90% стресса можно устранить этим способом раз и навсегда, т.к. психологический стресс, как правило поступает в нашу жизнь из одних и тех же повторяющихся источников. Метод позволяет осознанно избегать всего того, что расстраивает, раздражает, напрягает и, так или иначе, мешает жить счастливо и радостно.
Минусы: пожалуй только один - Вы больше не сможете ссылаться на то, что все вокруг против Вас, и Вы ничего не можете с этим поделать. Впрочем, это тоже плюс. Ведь так Вы страхуете себя от депрессии в позиции жертвы.
Стресс - тоже часть жизни. И страх перед ним не имеет смысла, потому что стресс - одна из составных частей жизни, а иногда - ее движущая сила.
Поэтому, отбросив ненужные сомнения и тревоги, вооружившись знаниями и определенной долей юмора, вы мужественно пойдете со стрессом бороться.
И, как бы не сложилась ситуация, - это всегда ваша победа и ваш шанс.
Стресс- это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете!
Предварительный просмотр:
накомство Детям предлагается познакомиться друг с другом по кругу. Нужно представляться и сопровождать это определенным движением. Когда все участники представятся, на втором круге, начиная с педагога, все повторяют свое имя, но прежде называют имя предыдущего участника. | Цель: развивать навыки самопредставления, знакомить детей друг с другом и педагогом |
Принятие правил группы Принятие ритуалов приветствия и прощания. | Цель: обучать ребенка правилам поведения на занятиях, сплотить детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия |
Рисуночный тест кактус | Цель: выявить состояние эмоциональной сферы ребенка, выявить наличие агрессии, ее направленность и интенсивность. |
«Веселая почта» Родители пишут детям письмо, передавая всю любовь на листке бумаги. | Цель: создавать эмоционально –положительный настрой, воспитывать гордость за семью. |
Игра «Комплимент» Детям объясняется значение слова «комплимент». Проводятся совместные примеры комплиментов, и предлагается кидать друг другу мяч, сопровождая его приятным комплиментом. | Цель: формировать позитивно эмоциональное состояние детей, а также активизировать деятельность |
«На что похоже мое настроение» Детям предлагается подумать о том, на какое природное явление похоже сейчас его настроение. Затем детям предлагается зарисовать это явление на листочке. После того, как все дети будут готовы, проходит обсуждение рисунков. | Цель: развивать умение описания и отображения актуального состояния |
Игра «Передача эмоций по кругу» | Цель: отработать мимику и жесты определенных эмоций |
Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание» «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол | Цель: снять проявление агрессивного поведения через вербальные формы |
Игра «Волшебный мешочек» Детям предлагается сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. | Цель: научить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций |
«Ласковые ладошки» Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь. | Цель:снять психоэмоциональное напряжение |
Игровое упражнение «Воздушный шарик» «Представьте, что в вашей груди находится шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуйте, как он выходит из легких». Повтор. Медленно вдохнуть ртом, сделать паузу и сосчитать до 5, выдохнуть. Снова вдохнуть задержать, сосчитав до 3, представляя, что каждое легкое это воздушный шарик. Выдохнуть. Почувствовать, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот. Повторить еще 3 раза. | Цель: научить детей расслаблять мышцы живота. снять эмоциональное и телесное напряжение. |
Ритуал приветствия Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Цель: создать атмосферу группового доверия |
Игра «Шумный оркестр» Каждый ребенок, участвующий в игре, получает какой-либо детский музыкальный инструмент. Взрослый играет роль дирижера. Он включает энергичную музыку и размахивает руками в любых направлениях, а дети «играют» на своих инструментах, при этом разрешается издавать звуки любой громкости. Как только дирижер перестанет дирижировать (опустить руки вниз, а затем сразу же выключит музыку), оркестр должен замолчать. Затем дирижер снова включает музыку, начинает дирижировать, и оркестранты продолжают играть. На роль дирижера можно пригласить ребенка. Как только ребенок-дирижер опустит руки, взрослый выключает музыку, и оркестр замолкает. |
Цель: помочь детям отреагировать состояние гнева |
«Обзывалки» «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться). Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, .... солнышко!» | Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
|
«Маленькое приведение» «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!» | Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у ребенка гнев |
«Уходи, злость, уходи!» Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!» Время выполнения упражнения 3 минуты. Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку. | Цель: снять эмоциональное напряжение |
«Ласковый мелок» «Мы с вами будем рисовать и не просто рисовать, а на спине друг другу. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым мелком?» И педагог рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры педагог нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела. | Цель: снятие мышечных зажимов, развивать тактильные ощущения
|
«Рисование собственного гнева» (лепка гнева из пластилина). Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования и пластилин. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.
Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.
| Цель: отреагировать негативную ситуацию в целом
|
«Котик» Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который: ♦ нежится на солнышке (лежит на коврике); ♦ потягивается; ♦ умывается; ♦ царапает лапками с коготками коврик и т. д. | Цель: снять эмоциональное, мышечное напряжение, установить положительный эмоциональный настрой в группе |
«Групповое рисование» Каждый ребенок берет лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить дорисованное другими. Наконец дети обсуждают свои впечатления. | Цель: сплотить детский коллектив, научить умению осознавать свои эмоции
|
Игра «Клоуны ругаются» Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей. Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами. | Цель: снять вербальную агрессию |
«Золотая рыбка» Все встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка стоит к кругу. Его задача - выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке. | Цель: снять агрессивность, развивать навыки общения |
«Сказка наоборот» Давайте, мы попробуем переделать сказочного героя, превратим его из злого в доброго! Змей Горыныч бывает добрый, когда: -может лечить, т.к. знает целебные травы (змеиный корень, змеиные головки), а также владеет живой водой. -может учить, т.к. ведает все тайное (из сказок помогает героям). -может помогать, т.е. обладает богатырской силой и несметными богатствами. После того, как дети обсудили положительные черты, им предлагается превратиться в «доброго Змея Горыныча» | Цель: развивать способность видеть положительные черты характера |
«Снежки из бумаги» Дети делают комки из бумаги и кидают ими друг в друга. Игра считается законченной, когда дети убрали за собой в мусорное ведро все бумаги. | Цель: учить «выбрасывать» отрицательных эмоций в косвенной форме |
«Добрый бегемотик» Дети встают в шеренгу. Педагог говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего. Педагог просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке. Затем просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников. | Цель: снять эмоциональное напряжение, агрессию |
«Будущие чемпионы» Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпионами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Например, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: подушка, диванный пуфик, мат небольшой и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее. | Цель: позволить ребенку выместить в игровой форме на неодушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кулака» |
«Разговор с руками» Нужно обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ребенку оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. | Цель: научить детей контролировать свои действия |
«Облака» Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. | Цель: научить детей данному способу расслабления
|
«Бабочка»
| Цель: расслабить мышцы губ и носа |
«Апельсин» Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.) «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза. | Цель: снять мышечное напряжение рук |
«Попроси игрушку» вербальный вариант Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями. невербальный вариант Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. | Цель: обучить детей эффективным способам общения |
Игра «Ссора» -Я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? (Выслушать ответы детей) -Вы правы они поссорились. Послушайте, как это произошло. Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала - Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» Вопросы для обсуждения: -Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? -А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего? -А что чувствуют те, кто ссорится? -А можно обойтись без ссор? -Подумайте, как девочки могут помириться? ( Выслушать ответы. -Послушайте как автор этого стихотворения описала примирение девочек: Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играй давай!» - Запомните, ребята, тот, кто виноват, должен уметь признавать свою вину извиниться первым. Как в стихотворении. | Цель: снять конфликтность |
«Ладошки» Дети стоят парами. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. Например: осень, дождь, снегопад, фонари, двое на лавочке и т. п. Потом пары меняются. В обсуждении рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему. | Цель: развивать невербальное общение, кинестетические ощущения, чувство доверия |
Игровое упражнение «Кто пришел к нам в гости?» Педагог отводит 1 ребенка в сторону и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать. «Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица. | Цель: способствовать развитию самоуважения детей, доброжелательному отношению детей к сверстникам
|
«Передай улыбку по кругу» Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу. | Цель: развивать умения оценивать ситуацию и поведение окружающих |
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Педагог дает задания (каждое задание выполняется 2—3 минуты): ♦ Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки. ♦ Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. ♦ Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше? | Цель: снять телесные барьеры; развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение
|
«Передача чувств» Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, педагог может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение. | Цель: учить детей выражать свои эмоции с помощью невербальных средств |
«Тихий разговор» Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую педагог предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу. | Цель: формировать умение передавать определенное смысловое содержание невербальным способом |
Игра «Знатоки чувств» Спросите детей, много ли они знают чувств. Если им кажется, что много, предложите им сыграть в такую игру. Это будет конкурс знатоков чувств. Возьмите мяч и начните передавать его по кругу. Тот, у кого в руках мяч, должен назвать одну эмоцию (положительную или отрицательную) и передать мяч следующему. Повторять сказанное раньше нельзя. Тот, кто не может дать ответ, покидает игру. Оставшийся - самый большой знаток чувств. | Цель: обогащать эмоциональную сферу ребенка, развивать интерес и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей |
Игра «Каракули» Детям предлагается под музыку (без текста), закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем – найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов. | Цель: формировать эмоциональное равновесие |
Игра «Меняются местами те, кто…» Ведущий предлагает встать тем, кто… - любит бегать - радуется хорошей погоде - имеет младшую сестру и т.д. После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д. | Цель: снять напряжение, сплотить группу |
«Брыкание» Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара. | Цель: способствовать эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения |
«Похвалинки» Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый по кругу озвучивает одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» и т.д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок. После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если уже дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям. | Цель: способствовать повышению самооценки |
«Зайки и слоники» Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?..." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. | Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. |
«Рисунок страха» Детям предлагается нарисовать, то, чего он боится. После того как все рисунки нарисованы, на каждом рисуется большая прочная клетка с большим замком. | Цель: научить преодолевать чувства страха |
«Попросись на ночлег» Стало смеркаться. Очень захотелось спать. Добряне хоть народ очень добрый, но очень осторожный. Что ж выбора нет. Либо ночуешь на улице, либо просишься на ночлег. Остальные участники представят себя жителями деревни, живущими в домах. Дальше ребенок по очереди будет стучаться в дверь к каждому из них пытаться сказать что-то такое, что заставит хозяина пустить его в дом. Каждый ребенок должен любым способом попасть в дом на ночлег. После упражнения делается вывод, какая стратегия более эффективна и почему. | Цель: развивать способности озвучивать свои чувства и потребности словами |
«Критикуй, не обижая» Заранее заготовьте набор фраз, которыми дети склонны пользоваться, чтобы оценить проявления другого человека. Ознакомить с законами критики: - критикуй не человека в целом, а его конкретные действия; - говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится; - предлагай пути решения проблемы, если возможно, то и свою помощь; - покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться; - избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека; - не приказывай, а предлагай человеку выбор. Теперь, пусть каждый ребенок попробует сказать о своих чувствах и мыслях, но при этом, не обидев человека. | Цель: развивать у детей умение высказать свое отношение к человеку, не обижая его |
«Кулачок» Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке останется красивый отпечаток игрушки. | Цель: способствовать осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации |
Осознавание гнева через сенсорные каналы Педагог просит детей высказаться по вопросам: - что такое ссора? - как она возникает, с чего начинается? - был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали? - а что вам нравится в ссоре? (если вы часто ссоритесь, значит в ссоре есть что-то привлекательное для вас) - а что не нравится в ссорах? - если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была? - а какая ссора на вкус? - а если ссору потрогать, то какая она? - а какая ссора на слух? Затем педагог предлагает нарисовать детям ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то). Дети комментируют рисунки, и устраивается проигрывание ситуаций и способов выхода из них | Цель: помочь ребенку осознать причины агрессивного поведения, помочь найти пути выхода из конфликтных ситуаций |
«Серебряное копытце» Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке – серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься. | Цель: снять излишнее мышечное напряжение, формировать у ребенка доверие к окружающим, сплотить детей |
«Магнит» Я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть такой хорошей волшебницей? Иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? А кто мне скажет, когда ребенок притягивает к себе?.. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что, она в этот момент – магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Тогда все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!». Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя. | Цель: развивать чувство принадлежности ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей |
«Раскрасьте правильно» Дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами. | Цель: развивать умение договариваться друг с другом, слышать друг друга |
«Возьмёмся за руки, друзья» Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается. | Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека |
Релаксация «Сон бабочки» Сейчас мы превратимся в красивых разноцветных бабочек. Они легкие, воздушные. Закрываем глазки. Тело стало легким и воздушным. Бабочка вспорхнула и полетела. Движения ее крыльев плавные и красивые. Она летит на красивую полянку. Всюду цветы: белые, желтые, розовые, с голубыми стебельками. Вдох-выдох. Бабочка садится на самый красивый цветок. Она чувствует аромат цветка. Он напоминает запах меда. Вдохните глубже. Насладитесь этим запахом. Вдох-выдох (3 раза). Рядом много красивых цветов. А на них много разноцветных бабочек - это ваши друзья. Они приветливо машут вам своими крылышками. И вот вы все вместе взлетаете. Вы кружитесь в плавном танце. Вдох-выдох.(3 раза) А теперь мы снова превращаемся в ребят. Возьмем с собой радость, чистоту и доброту, которые окружали нас. | Цель: снять мышечное и эмоциональное напряженияе |
«Слепой танец» Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. | Цель: развивать доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение |
«Невесомость» Играет спокойная музыка, глаза закрыты. Представьте себе, что вы в открытом космосе. Вы расслабляете руки, плечи, затем расслабляются колени. Все тело расслаблено, вы летите и не падаете. Вдруг, вы вдалеке вы видите невероятно красивую планету. Это Планета Добра. Вы улыбаетесь. (Звенит звонок, дети открывают глаза). | Цель: снять мышечные зажимы |
«Глаза в глаза» Детям предлагается взяться за руки со своим соседом, смотреть друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробовать молча передавать разные состояния: “я грущу”, “мне весело, давай играть”, “я рассержен”, “не хочу ни с кем разговаривать” и т.д. | Цель: формировать у детей умение распознавать разные эмоциональные состояния другого человека |
«Послание тебе» Сначала педагог просит детей вспомнить о том, что происходило на занятиях за весь период встреч, вспомнить приятные моменты общения и впечатления. Затем детям предлагается нарисовать доброе послание каждому участнику группы. Это послание может содержать комплимент, пожелание или благодарность. Важно, чтобы дети своим посланием подарили другим частичку добра, любви и уважения. | Цель: развивать эмпатийное отношение к окружающим |
«Мое настроение» Детям предлагается рассказать или нарисовать свое настроение: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д. | Цель: научиться понимать свое состояние. |
«Волшебные средства понимания» - Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели? - Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека). - Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"? - Когда ли мы с вами можем применять эти "волшебные" средства? | Цель: учить ребенка оказывать помощь человеку, которому грустно, плохо, показать каким образом ее можно оказывать |
«Этюды на выражение и узнавание различных эмоций» 1.Новая кукла (этюд на выражение радости). Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. 2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева). 3.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса). | Цель: формировать способность понимания собственного эмоционального состояния |
«Опиши свою маму» Поочередно каждый ребенок рассказывает о своей маме, для того, чтобы по описанию можно было догадаться, кто его мама. При этом ребенку задаются вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит?», «Что она не любит?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?». | Цель: формировать установление взаимопонимания между ребенком и взрослым |
«Танцующие руки» Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. | Цель: дать детям возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться
|
«Ласковое имя» Дети встают в круг и, передавая мяч, называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша и т. п. | Цель: повысить самооценку и предать уверенность |
«Закончи предложение» Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я хочу…Я умею…Я смогу…Я добьюсь… Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. | Цель: способствовать повышению у детей уверенности в себе, в своих силах |
«Цветочек» этюд – релаксация Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам. Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно! | Цель: развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела
|
«Позови ласково» Дети стоят по кругу. Педагог предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями. | Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу
|
«Тёплый дождик» Педагог рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями. Вначале дети прячут руки за спину, затем вытягивают вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз. | Цель: развивать эмоциональную сферу ребёнка, снять психоэмоциональное напряжение
|
«Мыльные пузыри» Педагог имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол. | Цель: развивать воображение, выразительность движений, снять эмоциональное напряжение |
«Котята» Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Педагог произносит слова: На ковре котята спят. Мур - мур. Просыпаться не хотят. Мур – мур. Тихо спят спина к спине И мурлыкают во сне. Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют) Лапки вытянули. Мур – мур. Потянулись и проснулись. | Цель: корректировать психо-эмоциональную сферу ребёнка, расслабить мышцы, осваивать позы покоя
|
«Качели» Ребенок, стоя качается на качелях. Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую. | Цель: расслабить мышцы
|
Аутотренинг «Волшебный сон» Дети ложатся на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. Педагог обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не скажу просыпаться. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!» Внимание... Наступает «Волшебный сон»... Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... (2 раза) Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают... Отдыхают... засыпают... (2 раза) Шея не напряжена И рас-сла-а-аб-ле-на... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... (2 раза) Дышится легко... ровно... глубоко... Напряженье улетело... И расслаблено все тело... (2 раза) Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Жарче солнышко сейчас... Ноги теплые у нас... Дышится легко... ровно... глубоко... Губы, теплые и вялые, Но нисколько не усталые... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... (2 раза) Нам понятно, что такое... Состояние покоя... (2 раза)» Долгая пауза (до конца медленной музыки). Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами. Педагог обращается к детям: «Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали... Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепко кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!» «Сон на берегу моря» Педагог говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. Педагог сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет погремушка). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают. Цель: снять психомоторное напряжение
«Передай мяч» Сидя на стульях или стоя в кругу, дети стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. Цель: снять излишнюю двигательную активность
«Рисуем движения» Ребенок воспроизводит действия с воображаемыми объектами. «Красим забор»: движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево. «Погладим котенка»: плавные поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой. «Курочка пьет водичку»: локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед. «Музыканты»: движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах. «Солим суп»: локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения. Цель: расслабиться и развивать координацию
«Почесать спинку» Детей просят встать друг за другом, затем сесть друг за другом. Теперь каждый видит перед собой спину своего соседа. Все начинают делать друг другу приятный и бодрящий массаж. Дети должны растирать ладонями плечи стоящих перед ними друзей. И так далее по кругу, пока массаж; не «вернется» к тому, кто его начал. Цель: снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания «Путешествие на облаке» Детям предлагается сесть поудобнее и закрыть глаза, 2-3 раза глубоко вдохнуть и выдохнуть. «Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.) Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный». Цель: дать детям возможность успокоиться и настроиться на работу
«Смотри на руки» Дети стоят друг за другом, первый — командир. Во время спокойного марша по кругу командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения. Цель: успокоить и организовать возбужденных детей
«Воздушные шарики» Все играющие стоят или сидят в кругу. Педагог дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Цель: снять напряжение, успокоить детей
«Дудочка» «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!» Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ
Этюды на расслабление мышц «Штанга 1» Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз». Цель: расслабить мышцы спины
Этюды на расслабление мышц «Штанга 2» «А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы» Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным
– звери добрые, пальцы – звери злые» Дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д. Ведущий предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра даёт возможность выявить особенности общения детей. Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта. Цель: развивать эмоциональную сферу, коммуникативные навыки
«Разноцветное настроение» Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение: красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры; желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему; зеленый – общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними; синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно; малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое; серый – скучное настроение – не знаю чем заняться; коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен; черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен. - Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите. Дети обозначают цветом свое настроение. -Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем. Цель: научить детей понимать свое эмоциональное состояние, настроение
«Упражнение на релаксацию» Радостному настроению помогает расслабление. Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня. Цель: обучать методам саморегуляции, снять психоэмоциональное напряжение
Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край» - А сейчас давайте вместе. Нарисуем край чудесный. Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы. Цель: научить детей выражать чувства и эмоции через совместную изобразительную деятельность, сплотить детский коллектив
Упражнение «Сухой душ» нам не унывать, надо душ сухой принять. Детям предлагается пройти через «сухой душ». - Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго. Цель: создать и сохранить позитивную установку "Наша парикмахерская" Некоторые дети комплексуют из-за своей прически - им могут не нравиться длина волос или цвет волос, то, что у них волосы кудрявые или прямые, а у кого-то - наоборот. Игра "Наша парикмахерская" поможет им избавиться от этого комплекса. Дети разбиваются на пары, в каждой паре есть "клиент" и "парикмахер". "Парикмахер" должен сделать клиенту оригинальную прическу. Когда все прически готовы, проводится конкурс парикмахеров и моделей на самую необычную прическу. Потом игроки в парах меняются ролями. Цель: помочь ребенку избавиться от комплексов
«Если нравится тебе, то делай так!» Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг Цель: способствовать повышению уверенности в себе, снять психоэмоциональное напряжение «Я бросаю тебе мяч» В кругу все дети перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и, произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить. Цель: способствовать улучшению настроения детей
«Назови эмоцию» Передавая мяч по кругу, дети называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию. Цель: научить детей выражать эмоции «Мусорное ведро» Дети рисуют на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда). Цель: помочь детям справиться с негативными эмоциями «Вежливые слова» Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Цель: развивать уважение в общении, формировать привычку пользоваться вежливыми словами «Игры-ситуации» Детям предлагается разыграть ряд ситуаций: 1.Два мальчика поссорились. Задача - помирить их. 2.Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы. Задача - попросить ее. 3.Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка. Задача - пожалеть его. 4.Ты очень обидел своего друга. Задача - попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу, задача - познакомиться с детьми и рассказать о себе. 6. Ты потерял свою машинку. Задача - подойти к детям и спросить, не видели ли они ее. 7.Ты пришёл в библиотеку. Задача - попросить интересующую тебя книгу у библиотекаря. 8.Ребята играют в интересную игру. Задача - попросить, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9.Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки. Задача - поделиться с ним. 10.Ребёнок плачет. Задача - успокоить его. 11.К тебе пришли гости. Задача - познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 12.Ты пришёл с прогулки проголодавшийся. Что ты скажешь маме или бабушке. 13.Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. Что вы скажете о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил? Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику «Поссорились два петушка» Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются толкнуть друг друга резкими движениями плеч вперед. Цель: помочь детям обыграть гнев
«Рисование» Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством. Рисование проводится под тихую спокойную музыку. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота. Цель: развивать эмпатию, творческое воображение «Совместное рисование» Детям совместно с педагогом предлагается нарисовать рисунок: одну часть рисует ребенок, другую – педагог. Цель: формировать у детей доверительные отношения | Цель: снять |
Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
«Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»
«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол
«Я бросаю тебе мяч»
В кругу все дети перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и, произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.
«Если нравится тебе, то делай так!»
Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг
Упражнение «Сухой душ»
Чтобы нам не унывать, надо душ сухой принять. Детям предлагается пройти через «сухой душ». - Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.
Цель: создать и сохранить позитивную установку
Ловля парами
Водящий находится в стороне, остальные размещаются произвольно на ограниченной площадке (15x20 м). По сигналу водящий начинает ловить ребят, а те стараются убежать от него. Поймав кого - нибудь, он берет его за руку, и они вдвоем начинают ловить других, окружая свободными руками. Пойманный отходит в сторону. Когда пойман второй, они образуют новую пару и начинают ловить самостоятельно. Таким образом, количество пар все время увеличивается. Игра заканчивается, когда все будут переловлены.
Этюды на расслабление мышц «Штанга 1»
Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».
Цель: расслабить мышцы спины
Этюды на расслабление мышц «Штанга 2» «А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы»
«Рисуем движения»
Ребенок воспроизводит действия с воображаемыми объектами. «Красим забор»: движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево. «Погладим котенка»: плавные поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой. «Курочка пьет водичку»: локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед. «Музыканты»: движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах. «Солим суп»: локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Стресс и пути его преодоления"
Каждый знает, что работа воспитателя не легкая и влечет за собой переутомление и стресс. Что же такое стресс? Сегодня мы в этом разберемся. Признаки стресса можно разделить на 3 категории.Управление с...
Консультация - "Причины детской жестокости и пути ее преодоления"
Это надо знать и вовремя исправить...
Консультация "Детские страхи и пути их преодоления"
О детских страхах и путях их преодоления......
Консультация для родителей"Что такое ОНР. Пути его преодоления"
Данная консультация дат характеристику такому речевому нарушению как ОНР.И предлагает пути его преодоления....
Консультация для педагогов ДОУ "Классификации речевых нарушений и пути их преодоления"
Клиническая классификация речевых нарушений.Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений....
Консультация для воспитателей "Детские конфликты и пути их преодоления"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Детские конфликты и пути их преодоления"Педагог-психолог Бельская И.П. МБДОУ" Детский сад №8"Ежедневно наши дети лицом к лицу сталкиваются с различными проблемами:...
Консультация "ОНР и пути его преодоления"
Материал для родителей. Здесь вы узнаете, что делать, если ребёнок не говорит, и к каким специалистам следует обратиться....