Методика раннего выявления дислексии
презентация по коррекционной педагогике
В пезентации представлен материал по профилактики специфических нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР (с задержкой психического развития), где предложена методика раннего выявления дислексии по А.Н.Корневу, 1982г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_profilaktiki_detey_s_zpr.ppt | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профилактика дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи, связанным с замедленным темпом психического развития и нарушениями чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Дети с задержкой психического развития - это особая категория дошкольников недостаточными предпосылками для обучения чтению и письму. На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в школу с диагнозом задержка психического развития, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Поэтому задача профилактики дисграфии и дислексии чрезвычайна, важна и необходима в наши дни.
Предупреждение нарушений письма и чтения. Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении и в организации коррекционных мероприятий является изучение фонематического развития детей с речевой патологией . Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения.
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Дисграфия и дислексия возникают, как правило у детей с III уровнем речевого развития, так как при тяжелых формах общего речевого недоразвития (I и II уровни) они вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом и чтением. (Для подготовки таких детей к обучению письменной речи необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи.) Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме, того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др.
Методика раннего выявления дислексии (по А.Н.Корневу, 1982г.) Цель: выявить детей, предрасположенных к дислексии. Описание методики и правила оценки выполнения заданий. Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет Оборудование: не требуется. Время проведения: 5-8 мин.
Описание методики и правила оценки выполнения задания 1. «Рядоговорение» Инструкция : перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели. Оценка : (в штрафных баллах): Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов Правильно ответил на один вопрос – 2 балла Не ответил ни на один вопрос – 3 балла.
2. «Ритмы» Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами) Простые ритмы - !! ! ! !! !! ! ! !!! ! Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают Сложные ритмы - !!! ! ! ! !! !! ! !!! Критерии выполнения – те же. Оценка: Правильно выполнены оба задания – 0 баллов Выполнены только простые ритмы – 2 балл Не выполнено ни одного задания – 3 балла
3. Тест «Кулак-ребро-ладонь» Инструкция: посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций. Оценка: Правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов Правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с первой попытки – 2 балла Правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2 и более попытки – 3 балла
4. Субтест «Повторение цифр» Инструкция: сейчас я назову какие-нибудь несколько цифр, ты, как только я закончу, повтори их в том же порядке. Экспериментатор, ровным голосом не меняя интонации, называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходят к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за 1 часть задания Инструкция: я назову цифры, повтори их начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Пояснение на примере. Я говорю 1-2, ты – 2-1. Предлагается ряд из 2 цифр, затем из трех и т.д. Оценивается 2 часть задания. Итоговой является сумма предварительных оценок.
Цифровые ряды: Прямой счет: № 3 3-8-6 6-1-2 № 4 3-4-1-7 6-1-5-8 № 5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6 Оценка: Итоговый результат больше 6 – 0 баллов Итоговый результат равен 6 – 2 балла Итоговый результат меньше 6 – 3 балла Обратный счет: № 2 2-5 6-3 № 3 5-7-4 2-5-9 № 4 7-2-9-6 8-4-9-3
5. Ориентировка в «право-лево» Простая ориентировка – Инструкция: подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено – переходят к следующему, если нет – прекращают Речевая проба Хеда – Инструкция: возьмись левой рукой, за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи правой рукой левый глаз Оценка Выполнены оба задания – 0 баллов Выполнена только простая ориентировка – 2 балла Не выполнено ни одного задания – 3 балла
6. Составление рассказа по серии картинок. Предъявляется рассказ в 2 картинках (например рассказ о курице и цыплятах) Инструкция: расскажи, что здесь нарисовано (если ребенок не может начать или перечисляет предметы – наводящие вопросы. После составления задается вопрос: почему цыплята стали черными. Оценка: качество построения рассказа Рассказ составлен самостоятельно без существенных погрешностей – 0 баллов Рассказ составлен по наводящим вопросам без погрешностей или самостоятельно но с грубыми погрешностями (пропуски важных частей, нарушение последовательности событий) – 2 балла Вместо рассказа перечисляются предметы – 3 балла Не перечисляет даже предметы на картинках – 4 балла понимание причинно-следственных связей Дано правильное объяснение – 0 баллов Объяснение не полное – 1 балл Не объясняет – 3 балла. Итоговая оценка – по сумме 1 и 2.
Составление окончательного заключения: При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются задания: 1, 4 и на выбор по большему баллу – 2-3. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией суммируются оценки за 1, 4,5,6 задания. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии .
Вывод . Проблема профилактики дисграфии у дошкольников с ЗПР актуальна. Особенности психического развития детей данной категории создают предпосылки возникновения дисграфии. Нарушения чтения и письма нельзя рассматривать изолированно. Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Только грамотно организованная, целенаправленная и систематическая работа с использованием специальных методик в дошкольном возрасте позволит снизить риск возникновения дисграфии у школьников. Доказано, что чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа, тем эффективнее её результат.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА! Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. В современной логопедии существует множество методик, направленных на выявление, устранение и профилактику дисграфии (Л.Н. Ефименкова, Г.А Каше, Л.Ф. Спирова, Л.Е. Журова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики по выявлению профессиональных и личностных качеств педагогов
Методики направлены на выявление профессинальных и личностных качеств педагогов: отношение к своей профессии, мотивация деятельности, самооценка профессиональных качеств, стил...
Методика раннего выявления дислексии и дисграфии
Методика раннего выявления дисграфии и дислексии...
Раннее выявление речевых нарушений и методики их коррекции
В данной работе раскрыта значимость коррекции речи в раннем возрасте и описаны методики коррекции. Подробно описано обследование детей раннего возраста, коррекционно-воспитательная работа и приемы кор...
Методика по выявлению уровня развития творческих способностей у воспитанников ДОУ.
Методика по выявлению уровня развития творческих способностей у воспитанников ДОУ....
Методика по выявлению уровня общей физической подготовленности (УОФП)
Для комплексного исследования уровня физического развития детей нами применялась методика по выявлению уровня общей физической подготовленности (УОФП), предложенная Бойко В.В. ...
Диагностические методики для выявления нарушений у детей дошкольного возраста
Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста1Социометрическая методика "Два домика" Т.Д. МарцинковскаяДетская практическая психология: Учебник ...
Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценност...