«Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего возраста с использованием игр В.Воскобовича «Фиолетовый лес»
классный час по окружающему миру (старшая группа)

Чугунова Виктория Сергеевна

   Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи.Фиолетовый цвет – в интерпретации психологов это цвет творчества; он подчеркивает идею сказочности, возможность неограниченно фантазировать и нестандартно мыслить.Сказки – это фантастические и реальные, забавные и приключенческие игровые ситуации, в которых действуют сказочные существа — жители Фиолетового леса. Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, сделать аппликации из ткани, подобрать обои.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chugunova_v.s._fioletovyy_les_voskobovicha.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 21 комбинированного вида»

Отчёт по самообразованию на тему

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего возраста с использованием игр В.Воскобовича «Фиолетовый лес»

                                                                               Подготовила Чугунова В.С.

Воспитатель разновозрастной

                                                                           группы компенсирующей

                                                                                  направленности (4-6 лет)

2023 год

        Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Вячеслав Воскобович, по образованию инженер-физик, хобби – авторская песня, сам писал стихи, музыку, выступал с концертами. 90-е годы, походы по магазинам игрушек вгоняют в тоску. Заботясь об интеллектуальном и творческом развитии своих детей начал интересоваться альтернативной педагогикой. Первые игры появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли внимание. С играми и опытом стали приглашать на семинары, сначала в родном Ленинграде, потом - в другие города.

         Игр становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки»…Появились первые методические сказки. Так, постепенно это становится делом всей жизни.

        По данным опроса Комитета по образованию С-Петербурга, уже в 1997 году 90% дошкольных учреждений города использовали в своей работе развивающие игры Воскобовича.

         В основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком. Ребенок погружается в непринужденную, творческую атмосферу, которая дает ему чувство внешней безопасности, ведь он получает возможность творить согласно своим задумкам, не подчиняясь образцу.

        Для решения поставленных задач используются все виды мышления: образное, наглядно-действенное и логическое.

        Чудeсным обрaзом сенсорикa, интeллект, творчeство перeплетаются с мaтематикой и чтeнием.

Игры В. Воскобовичa можно рaзделить нa:

1. игры нaправленныe нa творческоe конструированиe;

2. игры нa рaзвитие логики и вообрaжения;

3. игры, обучaющиe чтeнию;

4. игры нa рaзвитие мaтeматических способностeй.

Особенности игр В.Воскобовича

  • Конструктивные элементы
  • Широкий возрастной диапазон участников( одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.)
  • Многофункциональность( с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
  • Творческий потенциал ( все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны. Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
  • Образность и универсальность (это самое главное, что отличает игры  Воскобовича от других. Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами.)
  • Сказочная огранка.(методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты игры». Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес.)

   Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи.

Фиолетовый цвет – в интерпретации психологов это цвет творчества; он подчеркивает идею сказочности, возможность неограниченно фантазировать и нестандартно мыслить.

Сказки – это фантастические и реальные, забавные и приключенческие игровые ситуации, в которых действуют сказочные существа — жители Фиолетового леса.

Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, сделать аппликации из ткани, подобрать обои.

В данную развивающую среду входят все элементы игр, созданные В. Воскобовичем. «Фиолетовый лес» - это развивающая сенсорная среда, в которой сам лес делится на несколько сказочных краев, описанных в одноименных сказках. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания.

Четкое деление на области, представленные сказки и довольно подробные инструкции помогут понять, что и зачем нужно, как лучше крепить детали и где необходимо разместить ключевые пособия.

Развивающая среда Воскобовича многофункциональна, ее можно легко и быстро переделать под конкретные задачи.

     Сказочный мир «Фиолетового леса»

«Фиолетовый лес» –  это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов.

Для того, чтобы организовывать в комнате какую-то игровую среду, нужно всегда понимать, зачем и как мы это будем делать. Тем более, если дело касается развивающих игр и ситуаций.

Почему лес должен быть фиолетовым? Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы.

С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и всяческие персонажи, о которых складывают легенды. Вот такая загадочная суть простой сенсорной, развивающей среды для наших детей.

Технология развивающих игр В,В, Воскобовича разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество. Во — первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активностью детей, а так же возможность уединения и проектирования собственного пространства. Во — вторых, данная предметно — пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДО.В — третьих, развивающая среда "Фиолетовый лес" содержательно — насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная и доступная. Развивающая предметно — пространственная среда "Фиолетовый лес" находится в постоянном и открытом доступе для всех детей. Его можно использовать в разных образовательных областях.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии очень важно оснастить группу детей хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Состав комплекта зависит от возраста детей и этапа работы, и подходит как для индивидуальных, так для подгрупповых занятий. В условиях ДОО все игры и пособия концентрируются в одном месте – «интеллектуально-игровом центре». Один из вариантов оформления «центра» — объемный или плоскостной Фиолетовый лес, «населенный» персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича. В нашей группе он установлен в спальном помещении.

Фиолетовый лес — это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творчества взрослого. По сути, Фиолетовый лес — это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Сказочность развивающей среды способствует релаксации детей, создает дополнительную игровую мотивацию.

Развивающая среда — это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуально-творческому развитию детей способствует и атмосфера в коллективе. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Задания для мастер класса.

  1. Название игры: «Подбери словечко». 

Задачи игры: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными, развивать умение подбирать больше прилагательных к существительным, отвечать полным ответом на вопрос педагога.

Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес»,  малыш Гео.

 Ход игры: Малыш Гео пошел  на прогулку в «Фиолетовый лес». Он любуется лесом и  учится называть ласково все, что видит на прогулке. Давай отправимся на прогулку в «Фиолетовый лес» вместе с ним.

Задание педагога: Посмотри на предметы, которые встретит Гео в лесу, назови их ласково, постарайся подобрать как можно больше слов о том, какой предмет перед тобой. Например, улитка - серая, маленькая, бесшумная, гладкая… 

  1. Название игры: «Насекомые и птицы». 

Задачи игры: развивать умения: дифференцировать понятия «насекомые, птицы», отвечать полным ответом на вопрос педагога.

Материалы и оборудование: изображение Гео, в произвольном порядке расставляем предметы : ласточка, бабочка, воробей, стрекоза из «Фиолетового леса», а так же дополнительные картинки с изображением птиц и насекомых.

Ход игры:

В фиолетовом лесу живут птицы и насекомые, они отличаются друг от друга особыми признаками. Гео учится различать птиц и насекомых в «Фиолетовом лесу». Давайте ему поможем.

Задание педагога: Вы видите изображение птиц и насекомых, птицы хотят улететь на деревья в «Фиолетовый лес», а насекомые на зеленую полянку. Назовите представленных птиц, расскажите об их отличие от насекомых, посадите на дерево в «Фиолетовый лес». Назовите

 представленных насекомых, расскажите об их отличие от птиц, посадите на зеленую полянку в «Фиолетовый лес».

  1. Название игры: «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?» 

Задачи игры: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Материалы и оборудование: малыш Гео,  «Фиолетовый лес» с обитателями:  змейкой, воробьем, мышкой.

Ход игры:  Малыш Гео встретил в «Фиолетовом лесу» любопытного Галчонка Карчика , он задает вопросы, на которые хочет получить ответ. Гео приглашает тебя в игру.

Задание педагога: Ответь на вопросы Галчонка Карчика: Посмотри на воробья и назови его части тела правильно, например : голова воробья - (воробьиная голова);

хвост воробья – (воробьиный хвост);

крыло воробья – (воробьиные крылья);

лапки воробья – (воробьиные лапка).

Голова змеи – (змеиная голова);

туловище змеи – (змеиное туловище);

хвост змеи – (змеиный хвост).

Голова мышки – мышиная голова;

туловище мышки – мышиное туловище;

лапки мышки – мышиные лапки;

хвост мышки – мышиный хвост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»

В данной презентации описывается   обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;Пространственной ориентировки на листе бума...

Использование игровых технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых пособий: "Палочки Кюизинера"; "Логические блоки Дьеныша"; "методика раннего развития Никитина" ;" Разв...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе конструирования

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»А.С. М...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через ЛЕГО игры

Лего – игры являются новым и актуальным направлением в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ОВЗ. Использование Лего конструктора является хорошим средством для познавательного р...

«Формирование математических способностей у детей старшего возраста через использование развивающих игр Воскобович В.В

Прозрачный квадрат, логическая игра-головоломка. Геометрические фигуры на прозрачных пластинках. Игра предназначена для изучения понятий «форма», «фигура», «размер»...