Семинар-практикум для педагогов "Инклюзивное образование в ДОО в рамках ФГОС"
материал по коррекционной педагогике

Жабина Альбина Сергеевна

Семинар-практикум для педагогов "Инклюзивное образование в ДОО в рамках ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Инклюзивное образование в ДОО в рамках ФГОС»

Старший воспитатель А.С.Жабина,

Педагог-психолог И.В.Волкова

2018 год

Цель:

формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.  

Задачи:  

-повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;  

-проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;

-обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум на тему «Инклюзивное образование в ДОО в рамках ФГОС».

Сегодня в России активно формируются региональные модели инклюзивной практики обучения. Это значит, что дети с особыми образовательными потребностями (дети с инвалидностью, с особенностями развития) смогут включаться в общеобразовательный процесс.

Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью составляют документы нескольких уровней:

• международные;

• федеральные;

• правительственные;

• ведомственные;

• региональные.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» большое внимание уделяется вопросам организации обучения детей с ОВЗ и детьми-инвалидами.  Закон дает спектр базовых определений:

обучающийся (ребенок) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

 Исходя из положений Закона № 181-ФЗ и Семейного кодекса РФ,  под ребенком-инвалидом понимается лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты. Инвалидность устанавливается бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Рекомендации о возможности инклюзивного обучения ребёнка с ОВЗ даёт ПМПК на основе соотнесения выявленного уровня психофизического развития ребёнка на момент обследования и возможности усвоения программы обучения.

Термин «интеграция» означает «объединение». При Интеграционном подходе только незначительная группа детей с инвалидностью, и с ОВЗ может быть полностью включена в среду общего образования. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».

  Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность».  Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзия предполагает, адаптацию системы к потребностям ребёнка.

Сопоставив эти различные модели организации обучения, можно сделать вывод о том, что при интеграционном подходе ребенок с ОВЗ адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям детей.

Между интеграцией и инклюзией существуют различия, которые необходимо учитывать.

Интеграция

Инклюзия

Внимание направлено на проблемы детей с ограниченными возможностями

Внимание направлено на всех детей школы

 

Изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям

Изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей

Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями

Преимущества получают все дети

 

Организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги

Образовательный процесс построен с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей,

педагогов, специалистов

Образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и терапии для детей с ОВЗ

Качественное обучение и воспитание всех детей

 

Соответственно создание психолого-социальных условий сопровождения дошкольников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:

  1. Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
  2. Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники готовы и способны к продуктивному взаимодействию.

Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

В зависимости от возможностей ребенка определяется степень его инклюзии в группу общеразвивающей направленности.  Включение детей  с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников в условиях детского сада может быть точечной, частичной и полной.

Точечная инклюзия - когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

Частичная инклюзия предполагает взаимодействие детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в некоторых видах ОД (наиболее доступной для детей с ОВЗ). Основная задача этого этапа работы - формирование элементарных коммуникативных навыков и первичная социализация.

Полная инклюзия предполагает, что ребенок с ОВЗ посещает группу наравне с нормально развивающимися сверстниками. На этом этапе у родителей формируется реалистичный сценарий жизни ребенка с ОВЗ, определяется выбор образовательного маршрута.

Для обучения рассматриваемой нами категории детей должны быть  созданы следующие специальные условия:

- специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

-обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

 - наличие педагогов и специалистов: учитель-логопед, учитель-дефектолог, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор  ЛФК, тьютор, социальный педагог,

-и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Тьютор в переводе с англ. Означает «наставник». Тьюторство - особый тип педагогического сопровождения. Решение  о  необходимости  сопровождения  ребенка  в   ОУ  тьютором  принимает  психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Цель и задачи деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения, создание условий для успешного обучения ребенка, социализации и раскрытия потенциала его личности.

Согласно закону дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор/согласие родителей, могут обучаться в  условиях:

•          специального (коррекционного) образования;

•          инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормативно развивающимися детьми);

•          в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;

•          в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;

•          в условиях домашнего (семейного) образования.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Итоги теста 

На входе в зал вы взяли по одной геометрической фигуре.

Психогеометрия как система сложилась в США. Ее автором является Сьюзан Деллингер. Психогеометрия позволяет дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на понятном языке.

Если Вашей основной фигурой оказался квадрат, то Вы — неутомимый труженик. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Квадраты заслуженно слывут эрудитами  в своей области. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок.

Внешние признаки.

Одежда: скромная, консервативная, аккуратная. Квадрат – женщина предпочитает тёмный деловой костюм, минимум косметики и бижутерии. Никаких побрякушек! Маникюр – самый скромный, если вообще заметен. Квадраты не склонны выделяться.

Рабочее место: каждая вещь на своём месте; когда уходит, убирает бумаги в стол. Никаких украшений, кроме настенного календаря.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.

Внешние признаки.

Одежда: модно, с претензией. Женщина – Треугольник – только что от парикмахера (после бассейна, солярия и массажиста), маникюр, косметики и бижутерии – в ассортименте, в зависимости от вкуса. Аксессуары – по полной программе.

Рабочее место: чистота и порядок, вместе с тем – обилие признаков статуса и достижений. На стенах у Треугольника - Свидетельства, Дипломы и фотографии хозяина кабинета.

Прямоугольник. Это временная форма личности. Наиболее характерные черты — непоследовательность и непредсказуемость поступков.  Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Внешние признаки

Одежда: неопрятно, не по ситуации.

Рабочее место можно охарактеризовать одним словом: бардак.

Круг Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Они обладают высокой чувствительностью, способны сопереживать.

Круг обычно весел, остроумен, любит компании, имеет широкий круг знакомых. Круги достаточно ленивы и вовсе не склонны выкладываться на работе. 

Внешние признаки

Одежда: неофициальная (без галстука), слегка небрежная. Предпочитает молодёжный стиль. Нормальная униформа Круга – свитер и джинсы. Круг – женщина производит впечатление милой, «домашней», не увлекается украшательством, бывает склонна к полноте (зачастую они любят побаловать себя сладеньким).

Зигзаг Если вы выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

 Одежда: как правило демонстративна.

Зигзаг – женщина, активная в личной жизни – всегда на гребне.

 Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Основное назначение Зигзага — генерировать новые идеи.

Рабочее место: беспорядок, запущенность, театрально – демонстративное оформление. Вот типичный образец: клавиатура залита кофе, на открытой книжке бутерброд.

Вывод: Итак, как вы видите, все мы разные, но одновременно с этим каждый ценен по-своему, своим своеобразием, своей индивидуальностью. Давайте вернемся к слайду со схемой инклюзивного образования, которая нам ясно дает понять, как важно сохранить и принять индивидуальность каждого члена нашего общества, пусть даже самого маленького и «особенного».

 А для того, чтобы лучше понять и принять «особенных» детей, предлагаю узнать о них побольше.

Рассмотрим основные категории детей с ОВЗ

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: (спросить педагогов, с какими категориями сталкивались на практике)

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);

7) дети с расстройством аутистического спектра (РАС);

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)

Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этим можно выделить следующие группы:

ГЛУХИЕ (не слышащие) - дети, у которых нет возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

РАНО ОГЛОХШИЕ - дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его стадиях.

ПОЗДНООГЛОХШИЕ - дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух, когда она была уже сформирована. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки.

СЛАБОСЛЫШАЩИЕ - дети, с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.



Дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития. Особые образовательные потребности слабослышащих связаны с трудностями восприятия, понимания речи и использования вербальной информации
. Глухие дети поздно узнают о своем дефекте -
в возрасте 6—8 лет. По физическому развитию они отстают от своих слышащих сверстников:
у них можно наблюдать шаркающую походку, неловкость движений, нарушение координации.
Развитие эмоциональной сферы не слышащего ребёнка задерживается из-за малой доступности выразительной стороны речи и музыки, больших трудностей приобщения к литературе. 
 игры слабослышащих дошкольников дольше задерживаются на уровне предметно-процессуальных, сюжетные игры однообразнее и проще. Преобладают бытовые игры, не полностью отражающие взаимоотношения людей, в них часто проявляется подражание действиям окружающих без достаточного вычленения существенного. Задержка в развитии речи, приводит к отставанию в развитии воображения и мышления.

     

Дети с нарушением зрения

Нарушение зрения - психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем больше выражены вторичные отклонения. Отсутствие визуальной ориентировки наиболее заметно сказывается на двигательной сфере. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера.

У детей с нарушением зрения страдают функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. Отмечаются недостатки в формировании двигательных функций: скорости, точности, координации движений и др.

Дети с нарушением речи

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.



Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрия.

Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети).

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.
Педагогическим критерием для диагностики детей с умственной отсталостью является их
низкая обучаемость

Классификация интеллектуальных нарушений 



Умственная отсталость подразделяется на формы:
легкую (IQ в пределах 50-69), 
умеренную (IQ в пределах 35-49), 
тяжелую (IQ в пределах 20-34), 
глубокую (IQ ниже 20).

При нарушениях интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость нового.

Дети медленно овладевают навыками самообслуживания, не проявляют живости, любознательности, которые свойственны здоровому ребенку. Интерес к окружающим предметам и явлениям остается весьма низким. Игры их характеризуются простым манипулированием, непониманием элементарных правил игры. 
Отсутствует желание заниматься интеллектуальными играми. Дети несамостоятельны, безинициативны, больше подражают, копируют. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой.
У этих детей страдают все стороны речи.
   
Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении (особенно словесного материала). И это является главным отличием их от детей с нормальным интеллектом. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. 
В работе они предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий.

Дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется: недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. Испытывают сложности в усвоении образовательных программ.

 Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Задержку психического развития принято делить на четыре группы.

Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм - это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация.

Ко второй группе - соматогенного происхождения - относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

Сюда же относят детей из семей с гиперопекой - чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию ребенка. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит - и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности.

Следующая группа - это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

Четвертый и последний тип ЗПР - церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило, наименее благоприятен.

Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно - недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности, недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Среди детей с ограниченными возможностями выделяют категорию детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата носят и врожденный, и приобретенный характер. Различаются следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

1) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит;

2) врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, деформации стоп (косолапость и др.), аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей;

3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета  (рахит).

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89%). Двигательные расстройства у этих детей сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности. Часто заметны речевые нарушения. Поэтому большинство из них нуждается не только в медицинской и социальной помощи, но также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другая часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требует специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни и обучении.

Дети с расстройством аутистического спектра

АУТИЗМ (от греч. аutos -сам) – особая аномалия психического развития, это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.

 Для постановки диагноза аутизма должны присутствовать 3 основных нарушения: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения.

Существуют диагностические критерии аутизма всемирной организации здравоохранения.

Ранний детский аутизм проявляется уже на третьем году жизни и характеризуется следующими особенностями: 

-Стереотипный тип поведения; 

-Выраженные поведенческие нарушения в форме фобий; 

-Немотивированные приступы ярости, агрессии; 

-Чрезвычайно большие отличия в уровне интеллектуального развития; 

-Специфические особенности в развитии сенсорной сферы; 

-Характерные нарушения речи (искаженное речевое развитие, эхолалии, аграмматизмы, речевой мутизм и др.) 

-Нарушения моторного развития (задержка психомоторного развития, двигательные стереотипии, ходьба на цыпочках); 

-Более или менее выраженные страхи, особенно в новой обстановке.


Дети с аутизмом делятся на 4 группы.

Первая группа. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.

Дети будто не видят и не слышат, могут не реагировать явно даже на физический дискомфорт. Ребенок не откликается, не тянется, а скользит мимо. Этих детей можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка, он может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, он успокаивается. Дети с огромным трудом овладевают навыками самообслуживания, также как и навыками коммуникации.

Вторая группа. Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении).

Эти дети значительно более активны в развитии взаимоотношений с окружением. У них складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Эти дети с подозрением относятся ко всему новому, могут проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей, они легко фиксируют испуг и, соответственно, могут накапливать стойкие страхи. Неожиданный сбой в порядке происходящего, может спровоцировать поведенческий срыв. Именно у этих детей в наибольшей степени обращают на себя внимание моторные и речевые стереотипные действия - разрывание бумаги, перелистывание книги. Эти стереотипные действия ребенка важны ему для стабилизации внутренних состояний и защиты от травмирующих впечатлений извне. У детей этой группы может наблюдаться уникальная память, музыкальный слух, одаренность в математических вычислениях, лингвистические способности. Часть таких детей может усвоить программу не только коррекционной (специальной), но и массовой школы.

Третья группа. Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми. Их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.

Эти дети стремятся к достижению, успеху, и их поведение можно назвать целенаправленным. Стереотипность этих детей в большей степени выражается в стремлении сохранить неизменность собственной программы действий. Их речь грамматически правильная, развернутая, может оцениваться как слишком правильная и взрослая. При возможности сложных монологов на отвлеченные интеллектуальные темы этим детям трудно поддержать простой разговор. Умственное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление. Они могут рано проявить интерес к отвлеченным знаниям и накопить информацию по астрономии, ботанике, и производят впечатление «ходячих энциклопедий». При блестящих знаниях в отдельных областях, связанных с их стереотипными интересами, дети имеют ограниченное и фрагментарное представление о реальном окружающем мире. Эти дети, как правило, обучаются по программе массовой школы в условиях класса или индивидуально, но и они крайне нуждаются в постоянном специальном сопровождении.

Четвертая группа. Их аутизм наименее глубок, он выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения - ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога. Ограниченность такого ребенка проявляется в том, что он стремится строить свои отношения с миром только опосредованно, через взрослого человека. С его помощью он контролирует контакты со средой, и старается обрести устойчивость в нестабильной ситуации.

Дети четвертой группы в меньшей степени используют готовые стереотипы - пытаются говорить и действовать спонтанно, вступать в речевой и действенный диалог со средой. Именно в этих прогрессивных для их развития попытках общаться, они и проявляют свою неловкость. Однако при адекватном коррекционном подходе именно они дают наибольшую динамику развития и имеют наилучший прогноз социальной адаптации.

Практическое задание №2  для участников семинара-практикума

1.Определить категорию детей с ОВЗ по описанию

2.Какие специальные условия должны быть созданы в ДОО для обучения рассматриваемой категории детей?

Инклюзивная практика в МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

и

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

В детском саду «Дюймовочка» и детском саду «Солнышко» с 2016 года создан и действует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). В состав консилиума входят: старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, медицинская сестра.        

При поступлении ребенка-инвалида /ребенка с ОВЗ в ДОО на основании ИПРА (индивидуальной программы реабилитации или абилитации), ПМПк ДОО разрабатывается индивидуальный маршрут развития и психолого-педагогического сопровождения.

Консилиум наблюдает психофизическое развитие детей, разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), ведет консультативную работу с педагогами и родителями, отслеживает и корректирует развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В течение года проводится коррекционная работа, по итогам которой отмечается положительная динамика.

Важным моментом для получения положительного результата является правильное выстраивание работы с родителями детей с ОВЗ, ведь детство – это уникальный период жизни человека и совершенно не важно, о каком ребенке идет речь: о ребенке с «особенностями», либо о нормативно развивающемся ребенке.

Работа с родителями протекает по трем направлениям (они представлены на слайде).

Образовательное направление.

Психологическое направление.

Посредническое направление.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, но в первую очередь это дети.

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей. Для того чтобы нам с вами научиться оптимальному построению отношений с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, предлагаю вам ознакомиться с их типологиями. Данную типологию разработала Ткачева Виктория Валентиновна (доктор психологических наук). В своих научных трудах автор выделила три типа родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обращаю ваше внимание на то, что  рождение ребенка с ОВЗ меняет всю жизнь семьи, изменяет представление родителей о своей роил и месте в жизни. Родители, узнавшие о том, что их ребенок «особенный», как правило,  испытывают стресс, их эмоциональное состояние оставляет желать лучшего.

1 группа - родители авторитарного типа

Данный тип родителей имеет активную жизненную позицию, среди личностных особенностей следует отметить импульсивность и высокий уровень притязаний. Они принимают дефект ребенка, стремятся преодолеть проблемы любыми способами. Верят, что произойдет чудо, не видят перед собой преград. Склонны к участию в ссорах, скандалах. По отношению к детям может проявляться необоснованная жестокость.

2 группа – родители невротичного типа

Им свойственная пассивная личностная позиция. У них не формируется способность к принятию проблемы ребенка. Данный тип родителей воспитательно несостоятелен. В их личности доминируют истерические, тревожно-мнительные, депрессивные черты. Прожитая жизнь ими воспринимается как несчастливая загубленная. Будущее ребенка им кажется бесперспективным и малоинтересным.

3 группа – родители психосоматического типа

Самая многочисленная категория. Им свойственны частые смены настроения (то радость, то депрессия). Проблема ребенка переживается изнутри. Не устраивают ссор и скандалов, ведут себя корректно, сдержано, поведение, как правило, нормативное. Все усилия направляются на оказание помощи ребенку. Данный тип родителей активно включается в жизнь своего ребенка: участвуют в деятельности ДОУ, повышают свой образовательный уровень.

Практическое задание №2

Перечислите формы и направления работы педагога с разными типологиями родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, исходя из их личностных особенностей.

Вывод: Сегодня в России только начинается путь по внедрению инклюзивного образования, и, конечно, препятствий будет много. Ожидается и негативная реакция родителей, и неумение обычных детей принимать особых детей, и ошибки педагогов, недостаточно обученных.

Однако, нам в первую очередь нужно задаться вопросом, каким образом в педагогике добиться от инклюзии оптимизма. Причем этот оптимизм должен иметь под собой научную основу, так как пока инклюзия несет в себе только моральную основу.

Рефлексия

Уважаемые коллеги! Всем вам известна любимая многими детьми игра «Горячо-холодно». Предлагаем вам сегодня провести с помощью этой игры рефлексию. Вашему вниманию предлагается термометр. Если на ваш взгляд, вы обрели, благодаря сегодняшнему семинару-практикуму, новые знания, информация для вас понятна и удобна при использовании в работе, то поставьте стикер в плюсовой температурной области термометра, а если информация оказалась не полезной для вас – области ниже нуля.

Всем спасибо за внимание и активное участие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзивное образование в ДОО в рамках ФГОС

Слайд 2

Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех… Кофи Аннан

Слайд 3

Законодательные основы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271), Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175, Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012, Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Слайд 4

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст. 2 п.16: « О бучающийся с ограниченными возможностями здоровья» — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий ».

Слайд 5

« Дети-инвалиды» - имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Слайд 6

Дети – инвалиды: СТАТИСТИКА

Слайд 10

Интеграция Инклюзия Внимание направлено на проблемы детей с ограниченными возможностями Внимание направлено на всех детей школы Изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям Изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями Преимущества получают все дети Организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги Образовательный процесс построен с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов , специалистов Образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и терапии для детей с ОВЗ Качественное обучение и воспитание всех детей

Слайд 12

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. Инклюзивное образование предполагает: изучение потребностей ребенка; определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов; - создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.

Слайд 14

Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ограниченными возможностями это ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», согласно которой для обучения рассматриваемой нами категории детей должны быть созданы следующие специальные условия: - специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы; - специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, - обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

Слайд 15

-наличие педагогов и специалистов: учитель-логопед, учитель-дефектолог, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог , педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор ЛФК, социальный педагог, тьютор , -и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 16

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) Тьюторство - особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Слайд 17

Согласно закону дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор/согласие родителей, могут обучаться в условиях : • специального (коррекционного) образования; • инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормативно развивающимися детьми); • в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах; • в системе надомного обучения при массовых и специальных школах; • в условиях домашнего (семейного) образования.

Слайд 18

Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Слайд 19

Психогеометрия как система сложилась в США. Ее автором является Сьюзан Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Считается, что точность диагностики достигает 85 %. Психогеометрия позволяет дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на понятном языке.

Слайд 20

неутомимый труженик; трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы; коллекционеры всевозможных данных; постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя. форма символизирует лидерство; самая характерная особенность - способность концентрироваться на главной цели; энергичные, сильные личности; доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех.

Слайд 21

фигура символизирует состояние перехода и изменения; это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения; состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность. -круг - мифологический символ гармонии; самая доброжелательная из пяти форм; лучшие коммуникаторы; великолепно «читают» людей; «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. фигура символизирует креативность , творчество; самая уникальная из пяти фигур; свойственны образность, интуитивность, интегративность , мозаичность; истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

Слайд 23

Классификация детей с ОВЗ Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) . Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) . Дети с нарушениями речи (логопаты). Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с задержкой психического развития ( ЗПР ). Дети с нарушениями поведения и общения. Дети с умственной отсталостью. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) .

Слайд 26

Дети с нарушением слуха

Слайд 27

Дети с нарушением зрения

Слайд 28

Дети с нарушением зрения

Слайд 29

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

Слайд 30

Дети с нарушениями речи Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Слайд 32

Дети с умственной отсталостью Нарушение интеллекта (умственная отсталость ) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга . Педагогическим критерием для диагностики детей с умственной отсталостью является их низкая обучаемость

Слайд 33

Классификация интеллектуальных нарушений. В настоящее время в практической работе психиатры используют международную классификацию (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального дефекта. Умственная отсталость подразделяется на формы: легкую (IQ в пределах 50-69), умеренную (IQ в пределах 35-49), тяжелую (IQ в пределах 20-34), глубокую (IQ ниже 20).

Слайд 35

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе ­ гуляции поведения, примитив ­ ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.

Слайд 36

4 основных типа ЗПР : 1. 3 . 4 . 2 .

Слайд 37

Характеристика ребенка с ЗПР конституционного генеза ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенок часто бывает несамостоятелен; тяжело приспосабливается к новым для него условиям; характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций; к школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы;

Слайд 38

Характеристика ребенка с ЗПР соматогенного генеза

Слайд 39

Характеристика ребенка с ЗПР психогенного генеза

Слайд 40

Характеристика ребенка с ЗПР церебрально-органического генеза Причины: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Данный тип ЗПР встречается чаще остальных. Прогноз развития наименее благоприятный.

Слайд 41

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основной контингент данной категории представляют дети с ДЦП (89%). Остальные - дети, больные полиомиелитом, с врожденным вывихом бедра, кривошеей, деформациями стоп, аномалиями развития пальцев кисти, с травмами мозга, полиартритом, рахитом, туберкулезом костей и т.п. ДЦП (детский церебральный паралич) - поражение двигательных систем головного мозга. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, и они нуждаются в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Слайд 42

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) АУТИЗМ (от греч. аutos -сам) – особая аномалия психического развития, при котором имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром, представляет собой отрыв от реальности, отгороженность о реального мира. Д ля постановки диагноза аутизма должны присутствовать 3 основных нарушения : недостаток социального взаимодействия , недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной ), недоразвитие воображения , которое проявляется в ограниченном спектре поведения.

Слайд 44

Первая группа. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.

Слайд 45

Вторая группа. Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении ).

Слайд 46

Третья группа. Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром. Их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие .

Слайд 47

Четвертая группа. Для этих детей произвольная организация очень сложна, но доступна. Осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения.

Слайд 50

В соответствии с новым законом «Об образовании» РФ одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»: – необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; – обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; – наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи .

Слайд 51

Работа с родителями Образовательное направление: Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Психологическое направление: Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Посредническое направление: Помощь в установлении и актуализации связей семьи с различными социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки.

Слайд 52

Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка I группа – родители авторитарного типа «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним»

Слайд 53

Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка II группа – родители невротичного типа «Уж что есть, то есть. Ничего не переделаешь. Каким ребёнок родился, таким и будет!»

Слайд 54

Типология родителей, воспитывающих «особого» ребёнка III группа – родители психосоматического типа «…положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребёнка»

Слайд 58

Что дает инклюзивное образование? Новый социальный подход к инвалидности Приветствует разнообразие Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему Л ичностное развитие и социальные навыки Развитие самостоятельности и самоопределения Развивает равные права и возможности вместо дискриминации

Слайд 59

Важно , чтобы люди не чувствовали себя инвалидами... Это люди, которым судьба послала сложные испытания... Только сочувствия мало, надо развивать возможности... ( Л. И. Швецова )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум для педагогов «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»

Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ» Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения.Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ. ...

РМО. Март 2021г. Семинар - практикум «Поликультурное воспитание и образование дошкольников с нарушениями речи в рамках реализации АООП в части формируемой участниками образовательных отношений»

Вашему вниманию представлены следующие материалы, представляющие опыт воспитания уважения к прошлому своего народа, понимания самобытности, бережного отношения к национальным ценностям:1. Презентация ...

Семинар-практикум для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО".

Семнар-практикум подготовлен с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей....