Использование арт-песочницы в работе с детьми дошкольного возраста с РАС
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Кречетова Елена Анатольевна

Доступная методика корреции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozova_yua_krechetova_ea_publikatsiya.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-песочница в работе с детьми дошкольного возраста с РАС

Среди главных способов взаимодействия с детьми с расстройством аутистического спектра принято считать такие методы, как ABA-терапия, арт-терапия, иппо-терапия. Мы хотим рассказать про одну из нами используемых интерактивных форм работы, позволяющей при этом решить целый комплекс задач - это песочная арт-терапия. Песочная арт-терапия объединила в себе песочную терапию с рисованием.

В нашей группе такая вполне доступная инновационная методика коррекции эмоциональной сферы детей с РАС, используется с 2020 года как развлечение, в конце тематической недели, для закрепления темы. Для рисования песком мы используем специальный световой стол (арт-песочницу) и особый очень мелкий цветной песок. Такое рисование на песке с использованием светового стола стало крайне популярным в последнее время.

В песочной арт-терапии основной упор делается на творческое самовыражение ребенка. Так как мы работаем с неговорящими детьми, язык песочной картины помогает нам глубже понять внутренние процессы наших детей. Песок помогает детям выразить свои эмоции, чувства, раскрыться и передать то, что словами ребенок с аутизмом объяснить не может. Рисование песком дает возможность плавно снять эмоциональное напряжение и снижать уровень тревожности. Кроме того, в процессе работы с песком негативные эмоции у ребенка ослабевают, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние маленького человечка.

Такие интерактивные развлечения с детьми с РАС у нас проводится как в индивидуальной форме, так и в малых подгруппах по два ребенка, что служит дополнительным фактором улучшения социального взаимодействия и развития коммуникативных функций. Песочная арт-терапия предполагает долгосрочное, систематическое психотерапевтическое воздействие, поэтому такие развлечения продолжительностью до 30 минут у нас проводятся еженедельно, по пятницам для закрепления темы недели.

Сопровождаются наши развлечения спокойными музыкальными произведениями классических композиторов или же звуками природы (ветер, вода, дождь, животные и т.п.), а сами световые столы излучают не только свет, но и мягкое тепло. Движения детей становятся более размеренными и плавными, синхронизируются с ритмом дыхания. Все это позволяет задействовать все сенсорные системы, быстро погружая ребенка в творческий процесс.

Все развлечения имеют общую структуру: вводная часть (настраиваем детей на работу), основная часть (упражнения и игры), завершающая часть (рефлексия).

Основные способы работы с песком – это разнообразные игры и игровые упражнения. В арт-песочнице можно:

- рисовать на песке пальцами, палочками, кисточками, ватными палочками и т.д. фигуры, предметы, узоры и многое другое (например: показать ребенку карточку с нарисованной на ней фигурой, предметом, узором, а затем попросить повторить это на песке);

- скользить пальцами по поверхности песка, выполняя прямые, зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейка, черепашка и т.д.);

- делать на песке отпечатки ладонями рук, а затем дорисовывают их, чтобы получились веселые мордочки, осьминожки и т.д.;

- нарисовать на песке круг и спросить ребенка, на что он похож, а затем вместе с ребенком дорисовать детали, чтобы получился другой предмет (солнышко, лицо, мяч, яблоко, часы и т.д.);
- рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля (ребенок вместе со взрослым при помощи различных трубочек выдувает различные фигуры или рисунки на песке);
- создавать на песке композиции, разыгрывать знакомые сказки, истории и игровые ситуации, используя различные миниатюрные игрушки.

Также мы стали использовать песок для изучения цифр и букв. Сначала мы учились рисовать буквы и цифры пальчиком, а теперь мы даем такие задания, где нужно повторить букву или цифру по образцу нарисовав их на песке.

Рисовать на песке можно также двумя руками, симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга и полноценному их взаимодействию, а также успокаивает и расслабляет.

Таким образом, использование песочной арт-терапии в тематических развлечениях позволяет не только лучше понять внутренний мир ребенка с РАС, но и снижает тревожные состояния у детей, гиперактивность, раздражительность и агрессивное поведение. Активирует мыслительные процессы, способствует развитию усидчивости и познавательного интереса, развивается эмоциональная стабильность.

Морозова Юлия Александровна,

Кречетова Елена Анатольевна,

воспитатели, МБДОУ «Детский сад 47»,

Томская область, город Северск



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного   возраста.                            ...

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Организация и использование педагогической песочницы в работе с детьми раннего возраста

Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми раннего возраста.  Игры с песком очень полезны для развития детей, они позволяют одновременно решать несколько задач....