Тема: «Путешествие в страну народного творчества» Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с нарушением зрения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Тема: "Путешествие в страну народного творчества"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 45
Тема: «Путешествие в страну народного творчества»
Занятие по познавательному развитию
в подготовительной группе для детей
с нарушением зрения
учителя–дефектолога Алексеевой Н.Е.
г. Ставрополь 2021 г.
Тема: Путешествие в страну народного творчества»
Учебно-коррекционные задачи:
1. Создавать в воображении детей зрительный образ Родины через формирование патриотических чувств и любви к России. 2. Уточнить и обобщить представление детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, пословицы, колыбельные, считалки). 3. Формировать у детей интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек, песенок-хороводов. 4. Продолжать развивать интерес детей к обычаям и традициям русского народа.
5. Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведений устного народного творчества, учить осмыслению пословиц, поговорок, потешек, умению различать их между собой.
6. Способствовать развитию зрительных функций и мелкой моторики рук через русское прикладное искусство: плетение, завязывание ленточек, зарисовка элементов узоров.
7. Развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, не перебивать товарища.
Познавательное развитие: расширять представления детей об обычаях и традициях русского народа.
Речевое развитие: развивать умение использовать в речи слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.
Художественно-эстетическое: формирование интереса к народному искусству через чтение художественной литература, рассматривания предметов народного творчества, слушания музыки и др.
Физическое развитие: выполнение упражнений, направленных на развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Предварительная работа:
- Сначала учебного года детей знакомили с предметами русского прикладного искусства;
- Читали произведения устного народного творчества (сказки, загадки, скороговорки потешки, считалки и т.д.);
- Посещали выставки, музеи;
- Слушали музыку русских композиторов.
Оборудование:
- Макет русской печи, деревянные изделия Городецкой, Хохломской росписи, дымковские игрушки, кухонная утварь из дерева. Домотканые половики, полотенца, салфетки, вышитые вручную и т.д.
- Модель ткацкого станка, цветная тесьма, рамка для плетения макраме, полоски ткани, рамка Монтессори.
- «Волшебные картинки» - альбомные листы с рисунком нанесённым воском, гуашь. Мольберт, вырезанные из цветного картона следы.
- Магнитофонные записи.
Ход занятия:
Педагог: - ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы с вами живём? /Россия/ - А как называется народ, который живёт в этой стране, т.е. мы с вами? /Россияне/
- А что вы знаете и можете рассказать о таланте русского народа? - В чём же он проявляется, этот талант? /ответы детей/
Русские мастера делали и продолжают делать очень красивые изделия. Это дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия городецкой росписи. Русские женщины очень красиво вышивали и ткали. А ещё русские люди придумывали разные игры, загадки, пословицы и поговорки, сочиняли потешки, песенки и интересные сказки.
Педагог: - Как вы, думаете, ребята, что можем отнести к русскому прикладному искусству? /ответы детей/
Изготовление игрушек (матрёшек, дудочек, молоточков), деревянных изделий (ложек, солонок). Вышивание, бисероплетение, вязание, вышивание, а также и ткачество. Педагог: Правильно. Всё что можно сделать руками называется русское прикладное искусство.
Педагог: А поговорки и пословицы, потешки и песенки, загадки и скороговорки, сказки - к чему можно отнести этот вид творчества народа? /ответы детей/
Педагог: Правильно. Устное народное творчество. Объясните каждое слово. /ответы детей/
- Устное, потому что раньше ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. Поэтому и получилось - устное .
- Народное, потому что придумывал всё это народ.
- Творчество, потому что сочиняли, творили сами.
Педагог: Вот сегодня мы получили письмо, как говорили на Руси - грамоту. (Читают грамоту, в которой детей приглашают в путешествие по стране народного творчества, подсказкой служат цветные следы).
1 задание
Педагог: Ребята, в путь! (дети идут по залу, на их пути встречается сундучок). На сундучке прикреплена записка: « Чтобы открыть замок, необходимо вспомнить русские пословицы и поговорки». Каждый ребёнок называет пословицу или поговорку, педагог открывает сундучок и находит там «волшебные картинки».
2 задание
Педагог: На альбомных листах написаны загадки, я зачитаю их, а вы слушайте внимательно и отгадывайте. Чтобы проверить правильность ответов, необходимо обратную сторону листа покрыть краской (проявится картинка - ответ), 3-4 загадки. Краской покрывает тот ребёнок, который правильно назвал ответ на загадку.
Педагог: Ребята, вспомните, а чем отличается загадка от потешки, скороговорки, пословицы? /ответы детей/. В загадке всегда содержится вопрос, требующий найти ответ. Педагог помогает при затруднении.
3 задание
Педагог: - Посмотрите ребята, куда нас привели следы. Это колыбель (люлька), в старину в ней качали маленьких детей. У нас в России мамы всегда пели для своих маленьких деток весёлые песенки (потешки), когда умывали, причёсывали их.
- Давайте и мы с вами вспомним некоторые из них, например, при умывании: Водичка, водичка, умой своё личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Один из детей показывает действия потешки с куклой. Затем дети, перебирая по очереди пальчики, и приговаривая, выполняют действия: Большаку – дрова рубить, (большой палец) А тебе воды носить, (указательный) А тебе печь топить. (средний) Тебе кашку варить, (безымянный) А малышке песни петь (мизинец) Песни петь, плясать, Родных братьев забавлять.
Педагог: - А когда ребёнок плачет, хочет спать, что мамы делают? /ответы детей/
Педагог: Правильно, поют колыбельную. Один из детей укачивает куклу и поёт для неё колыбельную. – Ну, вот, заснул маленький и нам пора дальше идти.
4 задание
Педагог: - Посмотрите, куда следы нас привели (на столе лежат шапочки комара, мухи, стрекозы и муравья). – Дети, мы с вами говорили, что русский народ сочинял красивые песни, но также они любили водить и хороводы. Мы с вами сейчас тоже встанем в круг и поводим хоровод. С помощью считалки выбираем действующих лиц хоровода «Как у наших у ворот».
5 задание
Дети отправляются дальше по следам и приходят в мастерскую. Педагог: - Посмотрите, ребята, мы с вами попали в мастерскую.
Что вы здесь видите? /ответы детей/.
На столах: модель ткацкого станка, цветная тесьма для плетения, цветные лоскутки ткани, рамка для плетения макраме, д\игра «Собери бусы», рамка Монтессори (рамка с набитыми обойными гвоздями).
Педагог: - Сегодня мы с вами народные умельцы. Выбирайте, каждый для себя занятие, /звучит тихая музыка, и дети выполняют задание/. Педагог помогает при затруднении. Педагог: - Ребята, вы отлично справились с заданием. Но здесь ещё есть следы. Куда же они нас ведут? Следы привели к русской печи.
Педагог: - Дети, мы с вами читали русские народные сказки, и знаем, что русская печь, это волшебная печь, и она исполняет желания. Давайте попросим её угостить нас.
Дети: Печка, печенька, ты печь.
Угости нас пирожком и
румяным калачом. Печка: Угощу, обязательно угощу. Скажите, как вы ко мне попали? /ответы дети/. Вспоминают и кратко рассказывают, что делали, где путешествовали.
Печка: Молодцы! А теперь закройте глаза и посчитайте до 10. Педагог: открывает заслонку и вынимает поднос с пряниками. Дети благодарят печку за угощение. Конец занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия по грамоте с детьми подготовительной группы с нарушением зрения Тема « Одежда»
Закрепление цепочки звук - слово - предложение на теме "Одежда"...

Конспект НОД по художественному рисованию. Занятие в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну народных умельцев»
Воспитывать у детей любовь к народному искусству, вызвать у них желание создавать красоту...
Методическая разработка Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Путешествие в страну правил дорожного движения" для детей подготовительной группы
Данный материал рассчитан для детей подготовительной группы. Ориентирован на формирование у детей необходимых представлений, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....

Конспект интегрированной ООД по ФЭМП на тему: «Путешествие в страну Знаний» образовательной области «Познавательное развитие» возрастная группа: старшая
Интеграция образовательных областей:...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»
Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира...

Физкультурный досуг на тему: «Путешествие в страну Здоровейка» для детей старшей и подготовительной групп
Физкультурный досуг на тему: «Путешествие в страну Здоровейка» для детей старшей и подготовительной групп.Цель: Формирование навыков здорового образа жизни.Задачи:1. Закреплять знания о не...