Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп эмоций»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Молчанова Анна Александровна

Цель: эмоционально-волевое развитие детей

Задачи:

1. Закрепить знания об основных эмоциях;

2. Научить детей различать эмоции;

3. Развивать у детей чувство эмпатии;

4. Развивать у детей рефлексивные способности;

5. Дать возможность детям отреагировать негативные переживания;

6. Развивать произвольную саморегуляцию эмоциональных состояний;

7. Развивать навыки релаксации;

8. Развивать ассоциативно-образное мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaleydoskop_emotsiy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Молчанова Анна Александровна

МАДОУ 158 г. Тюмень

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп эмоций»

Цель: эмоционально-волевое развитие детей

Задачи:

1. Закрепить знания об основных эмоциях;

2. Научить детей различать эмоции;

3. Развивать у детей чувство эмпатии;

4. Развивать у детей рефлексивные способности;

5. Дать возможность детям отреагировать негативные переживания;

6. Развивать произвольную саморегуляцию эмоциональных состояний;

7. Развивать навыки релаксации;

8. Развивать ассоциативно-образное мышление.

Методы работы: арт-терапия (песочная терапия, музыкотерапия), релаксация.

Оборудование: световые столы(планшеты) для рисования песком; покрывало; колокольчики или музыкальные инструменты; презентация или карточки с эмоциями (животные).

Упражнение «Приветствие»

Давайте поздороваемся сначала только глазками, потом подарим каждому улыбку, передадим соседу справа тепло наших ладошек (дети здороваются, проводя ладонями по ладоням соседа). А теперь позвеним колокольчиком для своего соседа слева, поздороваемся «привет, я рад тебя видеть» и скажем ему что-нибудь приятное.

«Невербальное приветствие»

Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.

Педагог: Мы с вами поздоровались? А вот наши ручки и ножки не поздоровались! Сейчас мы это исправим.

Ход игры: участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т. д.

Упражнение «Как звучит моя эмоция»

Цель: научить детей выражать разные эмоциональные состояния и развивать навыки ассоциативно-образного восприятия;

В руках у детей колокольчики (либо детям предлагается выбрать один из музыкальных инструментов, который кажется им наиболее интересным).

1. Сыграйте как звучит ваше имя;

2. Сыграйте как звучит ваше настроение сегодня. Сыграйте, как будет звучать общее настроение всех нас вместе;

3. Сыграйте как звучит ваша радость, грусть, гнев.

- когда мы играли свое настроение, эмоции грусти, радости, гнева, одинаково ли они звучали? Почему звучания различались?

Вывод: мы все очень разные, и одни и те же эмоции мы испытываем и выражаем каждый по-своему. Кто-то, когда весел просто улыбается, а кто-то от радости может прыгать. Наши отличия делают нас особенными.

Вводная беседа:

Психолог: сегодня мы отправимся в путешествие на ковре самолете, но, чтобы наш ковер самолет полетел, мы должны зарядить его своим волшебством и выполнить 3 задания. Во-первых, мы должны с ним познакомиться и назвать свое имя, но он просто так не понимает. А чтобы он понял, мы сядем по удобнее и закроем глаза (психолог показывает детям покрывало - «ковер-самолет»).

1. Упражнение «Цветок-имя»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, осознания своего образа «Я» через представление имени.

«Дети давайте закроем глаза и представим себе летний день в саду или на лесной поляне.

Почувствуем запахи летнего дня. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, н-р, пение птиц или что-нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите его в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

После выполнения упражнения нужно предложить детям рассказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.

2. Упражнение «Угадай эмоцию»

Цель: развитие умения распознавать эмоции;

«Ковер самолет живой и все чувствует, у него тоже бывают разные настроения. А мы с вами знаем много эмоции, правда, ребята?»

Детям демонстрируются фотографии животных с разными эмоциями, дети должны назвать что чувствуют эти животные, какие эмоции испытывают.

3. Упражнение «Превращения»

Цель: развитие мимики и невербальных средств эмоциональной выразительности.

Психолог предлагает детям:

• нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

• позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;

• испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

• улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

3. Релаксация «Ковер-самолет»

И вот наступило наше путешествие. Дети располагаются на покрывале.

«Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера…Представьте, что ковер самолет перенес вас в волшебную страну, в которой живут только добрые волшебники, там очень спокойно и радостно. Мысленно погуляйте там, посмотрите какие цветы там растут, какие животные ходят, все в этой стране рады и счастливы… и вы тоже там рады, и счастливы, и спокойны.  Это хорошее место, и оно только ваше и никто не сможет нарушить его покой. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

«Мы прилетели с вами в песочную страну. Тихонько сходите с ковра самолета. В песочной стране очень хорошо и спокойно».

Дети подходят к световым столам для рисования песком.  

Упражнение «Знакомство с песком»

Мотивационные игры на песке могут быть различными, например:

- Пощекотать песок, послушать как он шуршит;

- Устроить песочный дождь;

- Насыпать песок себе на ладошку;

- Насыпать горку;

- Необыкновенные следы

- Подмести стол от песка

Вывод: «песок тоже живой и все чувствует, даже эмоции, которые мы с вами так хорошо знаем и тоже чувствуем».

Упражнение «Каледойскоп эмоций

Песок также, как и мы, умеет грустить/бояться/злиться/радоваться…

- покажите, как он грустит (можно нарисовать, например, дождь или грустную тучку, грустный смайлик и т.д.);

- покажите, как песочек боится (спрятать песок, сгрести в маленькую кучку и т.д.);

- покажите, как песок злится (можно нарисовать грозу, торнадо, вулкан, сердитый смайлик и т.д.), можно дать возможность песку позлиться как следует. А затем успокоить его, подмести, приговаривая «уходи злость, приходи радость».

«Приглашаем радость»

Дети переходят к эмоции радости и изображают ее на песке (солнышко, цветочек, сердечко, смайлик, какая-то ситуация или явление природы и т.д.), а затем украшают песочницу различными камешками, чтобы радость была с нами как можно дольше. 

А затем аккуратно, бережно раскладываем предметы по местам, прибираем песочницу.

Горка ладошек, психологический настрой:

Я весёлый, я счастливый,

Озорной, любимый, милый,

Быстро я всему учусь, в жизни я всего добьюсь.

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Коррекционно- развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Наши эмоции"

Коррекционно-развивающее занятие «Наши эмоции» проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Занятия на развитие эмоций и эмоционального интеллекта всегда остаются актуальн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В мире эмоций"

Эмоциональная стабильность играет большую роль в успешности школьного обучения. Развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе»...

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Мир эмоций»

Занятие на развитие эмоциональной сферы ребенка.Цель: сохранение  и укрепление психологического здоровья воспитанников ДОУ и педагогов.Задачи: - содействовать созданию благоприятного социально-пс...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «НАШИ ЭМОЦИИ»

Цель: формирование навыков снятия внутренней эмоциональной напряженности у воспитанников.Задачи:Познакомить дошкольников с понятием эмоциональная напряжённость.Познакомить дошкольников с способам...