Коррекционно- развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Наши эмоции"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Коррекционно-развивающее занятие «Наши эмоции» проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Занятия на развитие эмоций и эмоционального интеллекта всегда остаются актуальными в работе с детьми дошкольного возраста. Они заставляют детей задуматься о том, что окружающие их дети и взрослые, так же как и все, способны находится в разном эмоциональном состоянии. Способность понимать чужое настроение и правильно реагировать на него в различных ситуациях – важная составляющая в развитии эмоционального интеллекта, который является основой социального благополучия в будущем.
На основании вышеизложенного ставились цели и задачи занятия:
формировать осознанное восприятие эмоций; умение адекватно выражать эмоциональное состояние; умение понимать эмоциональное состояние других людей; (дети хорошо различали эмоциональные состояния: мальчик, гриб, рыба - и активно участвовали в оптимизации их настроения, были непосредственны, искренни и положительно настроены);
-развивать произвольную регуляцию своего эмоционального состояния; произвольную регуляцию поведения (дети старались выслушать друг друга, не перебивать, следовали правилам);
- учить улавливать основные телесные ощущения (танец «Морская сюита» был направлен на развитие подражательных способностей);
- повышать групповую сплоченность (дети чувствовали себя сплоченной группой и старались выполнить задания и преодолеть трудности – игра «Сердитый гриб»);
-развивать психические процессы: память, воображение, пространственные представления, общую моторику(прослеживалось в заданиях на протяжении всего занятия).
В процессе занятия применялись различные методы: наглядные (мультимедийная презентация), практические (изобрази эмоцию, игра «сердитый гриб»), словесные (расскажи когда бывает это настроение). И приемы - показ способа действия (танец «Морская сюита»).
Занятие вполне может использоваться другими педагогами в своей практике по темам: «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром», и любых интегрированных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 8
Усть-Кутского муниципального образования
Муниципальный конкурс
«Лучшая методическая разработка»
Номинация №1. Лучшая методическая разработка занятия, реализуемая
в рамках освоения основной образовательной программы.
Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Наши эмоции».
Автор: Суханова Татьяна Борисовна
Педагог-психолог.
Усть-Кут
2018г.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Информационная справка
Краткие сведения о группе воспитанников: дети старшего дошкольного возраста (старшей или подготовительной группы) в количестве 8-10 человек.
Цели и задачи занятия:
- формировать осознанное восприятие эмоций; умение адекватно выражать эмоциональное состояние; умение понимать эмоциональное состояние других людей;
-развивать произвольную регуляцию своего эмоционального состояния; произвольную регуляцию поведения;
- учить улавливать основные телесные ощущения;
- повышать групповую сплоченность
-развивать психические процессы: память, воображение, пространственные представления, общую моторику.
Форма организации занятия: работа в малых группах (с детьми, нуждающимися в коррекции эмоционально-волевой сферы) с элементами, музыкотерапии, танцевальной терапии и методами релаксации.
Используемые педагогические технологии: Игровые технологии. Строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Коррекционно-развивающие технологии: Технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения элементами сказкотерапии, музыкотерапии.
Планируемые результаты:
1. Развитие, осознание и понимание собственных эмоции и эмоций окружающих;
2. Развитие способности к сопереживанию, пониманию состояний и переживаний других людей;
3. Обучение способам поведения в отношении других людей, умению устанавливать и поддерживать контакты, уметь сотрудничать, избегать конфликтных ситуации.
4. Развитие навыков произвольного управления своим поведением, регулирования эмоционального состояния.
Практическая значимость: Исходя из поставленных целей и задач, планируемых результатов, занятие несет достаточно большую практическую значимость. Дети учатся распознавать эмоциональное состояние окружающих с помощью наглядного материала и на практике в игровой деятельности. Учатся не только сочувствовать друг- другу, но и стараться помочь в улучшении настроения, предложить свои варианты. Учатся сопереживать, с пользой обращаться к собственному жизненному опыту.
Материалы: дидактические карточки из серии «Развиваем эмоциональный интеллект», мультимедийная презентация, воздушные шарики, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть! Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) Что бы ваше настроение подольше оставалось хорошим, предлагаю вам поздороваться друг с другом и назвать своего соседа ласково по имени. (Здравствуй, Олечка!; Привет Анечка!) Дети выполняют задание.
Скажите ребята, настроение ваше улучшилось? Ответы детей.
Педагог-психолог: Ребята, настроение бывает не только хорошим, но и каким то другим. Ребята из других групп написали нам небольшие записки, где рассказывают о своем настроении и спрашивают у вас – бывает ли свами подобное. Давайте почитаем?
- На день рождения Маше подарили много подарков. Она очень рада! Расскажи, когда ты бываешь очень рад?
- Саша разозлился на собаку, которая прокусила его мяч. На кого ты иногда злишься?
- Когда дома никого нет, на улице идет дождь и нечего делать, Оле становится скучно. Когда тебе бывает скучно?
- В зоопарке обезьяны кувыркались и строили рожи, было смешно. А тебе бывает от чего то смешно?
(Дети приводят примеры из своего жизненного опыта)
Педагог-психолог: Но настроение бывает не только у людей, но и у других существ, сказочных персонажей, животных и даже морских обитателей! И сегодня я приглашаю вас познакомиться с некоторыми из них угадать их настроение. Обратите внимание на слайд
- Слайд.
В зоопарке бегемот
Широко открыл свой рот …
Удивился мальчик Саша :
« Сколько надо ему каши !».
Педагог-психолог: Какая это эмоция? Правильно, удивление! Давайте покажем как мы удивляемся. (Дети изображают эмоцию). Ребята, а чему вы можете удивиться?(ответы детей)
Педагог-психолог: Ребята обратите внимание на слайд
- Слайд
Педагог-психолог: Ребята, скажите, когда вы можете разозлиться? А злится полезно? Почему? И как лучше поступить? С гневом нужно осторожно обращаться, например, так: пусть ко мне подойдут….. мы покажем, как с помощью воздушных шариков это сделать. (Дети надуваю шарики и отпускают их.) Шарик гнев выражает, но никого не обижает.
Педагог-психолог: Здорово! А сейчас я приглашаю вас в сказочный лес. Там растут грибы. И вот у нас старый, недовольный гриб. Как вы думаете, почему он такой недобрый, что его расстроило?
- Слайд. На слайде сердитый гриб.
Педагог-психолог: предлагаю сыграть вам в игру «Сердитый гриб».
Игра «Сердитый гриб»
Хоровод. В центре ребенок, руки над головой изображают шляпку гриба
Педагог-психолог и дети: Шел по лесу гриб, гриб
Рассердился гриб, гриб
Разозлился гриб, гриб
Разошелся – прыг, прыг
Стал он топать топ, топ
По лужам шлепать шлеп, шлеп!
Гриб: Ох я злой! ох я злой!
Не играйте со мной!
Дети: Ты грибок, не злись! Не злись!
Лучше с нами подружись!
Глубоко подыши!
Не ругайся! Не спеши!
Гриб. Ладно! стану я спокойный
И хороший и довольный!
- Слайд. (Гриб довольный).
Педагог-психолог: Как хорошо, ребята, Сердитого гриба мы успокоили, научили его не злиться. А теперь пришла пора отгадать следующую эмоцию.
Педагог-психолог предлагает послушать музыку. Звучит грустная музыка.
Педагог-психолог: Ребята, какое настроение выражает эта музыка? (Ответы детей). Как верно вы ребята угадали, и музыка вам помогла. Ну что ж, а сейчас отправимся в подводный мир. Обратите внимание на слайд.
- Слайд. (Рыба-капля)
Педагог-психолог: Эта грустная рыба называется Рыба - Капля (изображение Рыбы-Капли). Рыба-Капля – самый грустный обитатель морских глубин. И один из самых загадочных. У нее совсем нет чешуи, и выглядит она так, как будто находится в состоянии глубокой печали. Давайте попробуем изобразить Рыбу – Каплю. Какая она грустная. (Дети изображают по очереди).
Педагог-психолог: Ребята! Наверное, не очень приятно жить с таким настроением. Что можно сделать, что бы оно улучшилось? Быть может Рыбе – Капле грустно, потому что ей не хватает друзей? Предлагаю вам стать для нее друзьями и исполнить танец «Морская сюита», где танцуют морские обитатели и повеселить Рыбу - Каплю. Но сначала давайте познакомим ее с ними. Это: камни, водоросли, золотая рыбка, краб, рыба - шар, мальки, акула. (Дети повторяют за педагогом-психологом характерные движения всех участников танца). Звучит музыкальное сопровождение. Педагог-психолог и дети исполняют танец «Морская сюита». Педагог-психолог: Ну что же, посмотрите, и наша грустная капля развеселилась. Какая же это эмоция? Радость!
Дети: Радость! Ура!! Как мы можем изобразить такое настроение?
Педагог-психолог: Здорово вы ребята умеете эмоции узнавать! Ребята, мне очень понравилось с вами сегодня играть, а вам? Дети прощаются и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»
Цель: формирование и коррекция эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей детей.Задачи:Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;Науч...
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Домашние животные и их детеныши»
Закрепление знаний о домашних животных, развитие мышления, памяти, внимания...
Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»
Актуальность: Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими деть...
«Я и мои эмоции» Программа коррекционно – развивающих занятия для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность: Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенн...
программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению
программа направлена на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Тема: «В мире эмоций»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Тема: «В мире эмоций»...
Конспект коррекционно – развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие в мир эмоций».
Дошкольный возраст – один из самых благодатных периодов для организации работы по эмоциональному развитию детей, развитию эмоционального интеллекта дошкольников. Ребенок-дошкольник впечатл...