Проект "Мир букв и звуков"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Тезнологическая карта занятия по автоматизации звука л
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_bukv_i_zvukov.docx | 226.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 7 «Улыбка»
муниципального образования город Новороссийск
Творческий проект
по обучению грамоте
«В мире звуков и букв »
Подготовительная к школе логопедическая группа
(Учитель-логопед Рытова И.В.)
Новороссийск-2021
В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед, и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
I. Информационная часть проекта.
- Информация об авторах проекта:
Рытова Ирина Валерьевна – учитель-логопед
Василенко Оксана Владисировна– воспитатель
2. Название проекта:«Мир звуков и букв»
3. Вид проекта: творческий
4. Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль 2021)
5. Участники проекта:
Воспитатель, учитель-логопед, дети подготовительной к школе логопедической группы и их родители.
II. Содержательная часть проекта.
Актуальность: Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.
Для дошкольников с нарушениями устной речи характерно плохое запоминание зрительного образа буквы, смешение похожих элементов букв. Они значительно дольше своих сверстников учатся читать и писать.
Проблема нарушений письменной речи у детей с нарушениями устной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения, т.к. стойкие специфические нарушения чтения и письма неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребенка. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Для успешного обучения детей с ТНР грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Знакомство детей с буквами - первая ступень к овладению чтением, важный момент в профилактике нарушений чтения и письма. В течение года дети подготовительной логопедической группы знакомились с буквами и их звуками . Для лучшего запоминания букв использовались разные методы и приемы. В результате учебной деятельности много времени изучению букв и их что название проекта долго искать не пришлось - «Мир букв и звуков». Подвести итог изучения букв хотелось изготовлением любимой буквы в необычном ярком образе. Решили привлечь к процессу совместной творческой деятельности родителей, без тесного сотрудничества с которыми не может быть полноценной логопедической работы.
Цель проекта: повышение уровня мотивации воспитанников подготовительной логопедической группы к знанию бук и их звуков, желанию читать, формирование положительных детско-родительских отношений через совместную творческую деятельность.
Задачи проекта:
1. Закрепить знания о буквах и их звуках. 2. Развивать творческие способности, эстетический вкус через разработку и изготовление оригинальной буквы из разного материала. 3. Активизировать совместное творчество родителей и детей. 4. Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
Гипотеза: творческое взаимодействие родителей и воспитанников при совместной работе поможет им создать букву и эффективнее находить слова на заданный звук , разовьет еще больший интерес детей к изучению алфавита, чтению.
Предполагаемый продукт проекта : поделка любимой буквы, выставка работ, конкурс лучших работ.
Ожидаемые результаты:
1. Разовьется познавательная активность детей, интерес к знаниям, любознательность.
2. Проявятся творческие способности, эстетический вкус детей и родителей.
3. Усилится интерес к чтению книг.
4. Укрепятся эмоционально-положительные взаимосвязи в семьях воспитанников. Родители станут более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысится их интерес к работе МДОУ, к успехам детей.
Этапы реализации проекта «Мир букв и звуков»
I этап: Организационно – подготовительный.
Цель: Определить задачи реализации проекта, сроки, конечный продукт.
Формы работы: Объявление детям и родителям о предстоящем конкурсе. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта.
II этап: Основной (практический) ; организация деятельности детей.
Цель: Мотивировать детей и родителей на изготовление букв.
Направления работы учителя-логопеда по проекту:
1. Проведение фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте (согласно календарного плана);
2. Речевые игры с буквами на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях: «Допиши букву», «Буквы потерялись», «Составь слово из букв», «Составь слово из слогов», «Ребусы», «Найди букву», «Раскрась букву», «На что похожа буква» , «Построй букву из счетных палочек», «Построй букву из камешков Марблс», «Выложи букву по контуру рисом, гречкой, фасолью» и др.
3. Интерактивные игры из программно-дидактического комплекса от компании Мерсибо по обучению грамоте – «Меткий стрелок», «Собери бусы», «Угадай где волк»
4. Работа с лэпбуками «Звуки и буквы» и «Буквы» на занятиях и в свободной деятельности.
2. Проявятся творческие способности, эстетический вкус детей и родителей.
3. Усилится интерес к чтению книг.
4. Укрепятся эмоционально-положительные взаимосвязи в семьях воспитанников. Родители станут более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысится их интерес к работе МДОУ, к успехам детей.
Этапы реализации проекта «Мир букв и звуков»
I этап: Организационно – подготовительный.
Цель: Определить задачи реализации проекта, сроки, конечный продукт.
Формы работы: Объявление детям и родителям о предстоящем конкурсе. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта.
II этап: Основной (практический) ; организация деятельности детей.
Цель: Мотивировать детей и родителей на изготовление букв и подбор картинок на заданный звук.
Направления работы учителя-логопеда по проекту:
1. Проведение фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте (согласно календарного плана);
2. Речевые игры с буквами на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях: «Допиши букву», «Буквы потерялись», «Составь слово из букв», «Составь слово из слогов», «Ребусы», «Найди букву», «Раскрась букву», «На что похожа буква» , «Построй букву из счетных палочек», «Построй букву из камешков Марблс», «Выложи букву по контуру рисом, гречкой, фасолью» и др.
3. Интерактивные игры из программно-дидактического комплекса «Логомер» от компании Мерсибо по обучению грамоте – «Рейнджеры», …
4. Работа с лэпбуками «Звуки и буквы» и «Буквы» на занятиях и в свободной деятельности.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Придумай слово» , «Определи место звука» , «Подбери и назови», «Найди общий звук».
Словесные игры: «Исправь ошибку» , «Назови слово на букву …» , «Назови слово со звуком …»
Сюжетно-ролевые игры
«Школа», «Библиотека»
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации для родителей в чате Ватсап «Игры с буквами», «Звуковой анализ и синтез», «Как привить ребенку любовь к чтению».
2. Участие в конкурсе поделок «Мир букв и звуков».
III этап: Заключительный этап.
- Итоговое мероприятие по проекту – Игра-викторина по обучению грамоте «В гости к звукам и буквам»
- Организация выставки БУКВ и картинок на заданный звук в группе детского сада с открытым голосованием за лучшую работу.
- Награждение детей грамотами и сладкими призами.
Подведение итогов проекта и его оформление.
Выводы по проекту:
В результате реализации проекта у детей повысились: познавательная активность, интерес к знаниям, любознательность, коммуникативные и творческие способности; отмечается обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование навыков звукового анализа слов и фонематических процессов. Дети выучили все буквы русского алфавита, запомнили их написание, некоторые дети группы начали читать по слогам или целыми словами. Мотивация к обучению грамоте повысилась.
Включение родителей в совместный с учителем - логопедом и воспитателем процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. Родители стали более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысился их интерес к работе ДОУ, к успехам своих детей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
Используемая литература:
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998
4. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.
5. Смоляная В.С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010
Игра - викторина по обучению грамоте.
Итоговое мероприятие по проекту «В мире букв и звуков» в подготовительных к школе логопедических группах МКДОУ КВ №7«Улыбка» г.Новороссийска
«В гости к буквам и звукам»
Учитель – логопед: Рытова И.В
Цель: обобщение и закрепление знаний по обучению грамоте с элементами праздника.
Задачи:
1. Развитие фонематического слуха, творческой активности, воображения, быстроты реакции.
2. Закрепление умения детей в составлении и чтении слов по буквам, по слогам.
3. Развитие звуко – буквенного анализа и синтеза, логического мышления.
4. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований.
Оборудование: презентация, задания на листах, ручки, грамоты, сладкие призы.
Ход образовательной деятельности:
Логопед: - Дорогие ребята! Сегодня у нас интересная и необычная игра – викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения. Сейчас мы поиграем в интересную игру КВН. Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая и сообразительная.
Логопед: - ВСЕМ! Всем! Всем! Начинаем наш КВН. Сегодня в нем участвуют 2 команды. Приветствуем участников игры.
Команда «Звуковички» Капитан команды…
Команда «Буковки» капитан команды……
- Работу наших команд будет оценивать компетентное жюри – наши воспитатели Василенко О.В и Кобец Н.Д
Логопед: - За каждый правильный ответ вы будете получать фишку, которые будете собирать в специальный сундучок. Итоги будем подводить в конце игры. Всех участников игры в конце ждут грамоты и сладкие призы. Итак, начинаем нашу игру.
Приветствие участников викторины
I КОНКУРС «Разминка»
Логопед: - Наш второй конкурс – разминка. Я буду загадывать вам загадки, отвечайте попеременно.
1) Буквы значки, как бойцы на парад в четком равнении построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит и называется всё (алфавит)
2) Айболиту все сперва говорили букву? (А)
3) В старом дереве дупло, но совсем как буква? (О)
4) Давно известно детям всем корова знает букву? (М)
5) Для шипенья хороша в алфавите буква? (Ш)
6) Узнаешь сразу ты её: с двумя глазами буква? (Ё)
7) Ходит с палочкой, увы, по страницам буква? (Ы)
8) Мы запомнили легко, номер первый буква? (А)
9) Круглой формы голова, той же формы буква? (О)
10) Алфавитную семью возглавляет буква? (А)
11) Дальше всех, совсем в конце в алфавите буква? (Я)
II КОНКУРС «Звуковой калейдоскоп»
Логопед: - Следующее задание – «Звукоград»
«Что лишнее?»
Д Л А 3 (А - гласная среди согласных)
А О У Н (Н - согласная среди гласных)
Ч Ш Ц Ж (Ц - свистящая среди шипящих)
С 3 Ц Ч (Ч - шипящая среди свистящих)
-Игра «Король и королева»
(Образование слов с мягкими и твердыми согласными звуками в первом слоге)
Например: Король – королева, замок, робот, роза, бокс, рыцарь.
Королева – лев. Лилия, Лиза, пирог, небо, лебедь.
III КОНКУРС «Допиши буквы»
Логопед: - Ребята, посмотрите на ваши столы. У вас лежат листы, на которых написаны буквы. Но буквы эти не дописаны.
- Исправьте ошибки. Напишите буквы правильно – добавьте недостающие элементы.
Динамическая пауза
«Алфавит»
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы, На одной живут странице, а повсюду славятся. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки) З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания) П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки) Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)
VI КОНКУРС игра-«Король и королева»
Логопед: - Ребята, посмотрите на доску. Королю нужно отдать карточки название которых начитается на твердый звук ,а королеве на мягкий.
-Игра «Король и королева»
(Образование слов с мягкими и твердыми согласными звуками в первом слоге)
Например: Король – королева, замок, робот, роза, бокс, рыцарь.
Королева – лев. Лилия, Лиза, пирог, небо, лебедь.
V КОНКУРС «Буквы потерялись»
Логопед: - Ребята, посмотрите, перед вами карточки с картинками и подписями к ним. Но в каждом слове потерялась одна или две буквы. Вам нужно подписать картинки правильно, вписать потерянные буквы.
VI КОНКУРС «Составь слова из букв»
Логопед: - Каждой команде раздадим набор букв, а вы должны из всех этих букв составить слова (дети построится с буквами по порядку, так чтобы получилось слово)
Слова: КНИГА, ШКОЛА
VII КОНКУРС «Ребусы»
Логопед: - И последний наш конкурс – это ребусы. Кто первый разгадает ребус – тому фишка.
.
Подведение итогов викторины .Награждение участников
Логопед: - Ребята, на этом викторина подошла к концу.
Логопед: - Все вы, ребята, показали сегодня свои знания. Мы награждаем каждую команду грамотами, желаем вам любить свой родной язык, читать много интересных книг, учиться в школе на 4 и 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...