Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цели :
- Формирование фонематического слуха.
- Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.
- Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.
- Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Задачи:
- Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
- Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.
- Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
- Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.
В тетрадь включены задания по следующим направлениям:
- фонетические
- грамматические
- орфографические
- графические
Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:
- Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
- Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
- Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов).
- Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).
- Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
- Дописывание недостающих букв (парных согласных).
Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (сады – сад). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.
Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.
Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.
В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.
На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения. В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой.
Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.
Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.
Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.
Автор материала: Кондратьева Алла Алексеевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Различение Б и П | 98.74 КБ |
Различение В и Ф | 110.96 КБ |
Различение Г и К | 102.61 КБ |
Различение Д и Т | 91.2 КБ |
Различение Ж и Ш | 123.07 КБ |
Различение З и С | 101.97 КБ |
Обобщение. Парные глухие и звонкие согласные | 60.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая тетрадь. Различай согласные «Б-П»
Карандашный диктант.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ | ГЛУХИЕ |
В |
|
Д |
|
| К |
| Ш |
Б |
|
| С |
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика. |
Цепочка | Зайчик и ушки | Мышка |
Задание № 3. Назови картинки. Выдели звук «Б» или «П». Запиши букву. Определи место звуков «П» и «Б» в словах: | |
|
Задание № 4. Прочти слоговые цепочки: |
ПА-ПА-БА-ПА-БА-БА-ПА-БА-БА
ПО-БО-БО-ПО-ПО-БО-БО-БО-ПО
ПЫ-ПЫ-БЫ-БЫ-ПЫ-БЫ-ПЫ-БЫ
ПА-БО-ПЫ-ПУ-БО-ПЭ-БЫ-ПЭ-БУ
Задание № 5. Зачеркни букву «П», подчеркни букву «Б»:
В О А Р П Б Н З М Е Ч Б И В К С Т П Н А З О Б Л Д П Н Т Б Ы Е З СЛ Ц Н Я П Б С И К
А Е Ч З Б В С Ы Д О Щ П Ш З Д Б Т С Н П Ы Ф Д Н З А Л Б В С Ф Н П З К Г П С Б Д З Г
В П Ф Р Б С Н В Т К Д П Б З В Б Д И П Е З О Ф Ы З П Ы М Б О А
Задание № 6. Прочти слова:
ПОЛКА, БАНКА, БУФЕТ, СОБАКА, САПОГИ, ЗАБОР, САБЛЯ, ПУШИНКА,
БАШНЯ, СОПКА, КАПКАН, БАРАБАН, БОЛОТО, РАБОТА, ЛАПА, ШАПКА.
Задание № 7. Повтори скороговорку: | |
| БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ |
Задание № 8. Вставь в слова буквы «П» или «Б» | |
| Ре_а, жа_а, шля_а, _улка, _ ара_ан, _акет, са_ог, вер_а. |
В саду стояли с водой _очки.
На дереве распустились _очки.
В городе есть высокая _ашня.
Трактор возделывает _ашню.
В небе вижу звезды _леск.
Слышен волны _леск.
Задание № 9. Допиши предлоги: |
Мяч лежит_______ столе.
Мяч закатился ________ стол.
Маша сидит________ кровати.
Ежик залез ________шкаф.
Задание № 10. Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Задание № 11. Определи лишнее слово | |
| ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА. |
| ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА. |
Задание № 12. Подчеркни угощения, в названии которых есть согласный звук «П» - желтым карандашом, а угощения, в названии которых есть согласный звук «Б» - синим карандашом.
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, пай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Задание № 13. Распредели слова в таблице:
| |
Задание № 14. Определи правильно парную согласную в конце слова «П» или «Б», подбери и запиши проверочное слово. |
| ду. |
| стол. |
| зал. |
| гри. |
| хле. |
| кар. |
| сугро. |
| укро. |
| спосо. |
| хлеборо. |
Задание № 15. Вычеркни буквы П и Б |
Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибывала. Образовался настоящий потоп. Больше всех пострадали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл много десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на поверхности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю.
Задание № 16. Составь предложения из слов, данных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П и Б:
Голу_ому, не_у, _о, _лыли, о_лака.
______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Логопедическая тетрадь. Различай согласные «В-Ф»
Карандашный диктант.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ | ГЛУХИЕ |
Ф | |
З | |
Г | |
Ш | |
Б | |
Т |
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика. |
Флажок | Собака | ||
Кошка | Жук |
Задание № 3. Прочти слоги: |
ФА-ФО-ФЫ-ФУ-ФЭ | ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ |
Задание № 4. Прочти и запомни чистоговорки: |
Ва-ва-ва — на суку сидит сова.
Во-во-во — по реке плывет бревно.
Фа-фа-фа – нет шарфа.
Фы-фы-фы – играли арфы.
Задание № 5. Назовите картинки. Выдели звук «В» или «Ф». Запиши букву. Определите место звуков «В» и «Ф» в словах: |
Задание № 6. Прочти слова:
ФАРА, ФОРМА, ВАЗА, ФРАК, ВАТА, ФАЗАН, ВАННА, ВАГОН, ФЛАГИ,
САРАФАН, ФАНТИК, ФОКУС, ВОРОТА, ФАКТЫ, КРОВАТЬ, ПОВОРОТ.
Задание №7. Зачеркни букву «В», подчеркни букву «Ф»
В О А В Р Н Ф З М Е Ч Ф И В К С Н А З В О Л Д Ф Н Т Ы Е З Ф С Ц Н В Я С И К В А Е Ч З В Р С Ы Ф Д О Ф Щ Ш В Д Ф Т С Н Ы Ф Д Н З В А Л В С Ф Н З К Ф Г С Д З Г В Ф Р С В Н В Ф Т К Д В Б З Ф Д И В Е З О Ф В Ы З Ь В Ы Ф Т Р Н В Д
Задание № 8. «У кого чьё?» |
У медведя голова (ЧЬЯ?)________________________
У белки уши __________________________________
У волка хвост __________________________________
У лисы лапы ___________________________________
У оленя рога ___________________________________
Задание № 9. Вставь буквы В или Ф |
Музыкант настроил ар . у.
За рулем сидит шо . ёр.
Делают из хлопка . ату.
Молочный продукт – ке . ир.
На столе стоит красивая . аза.
В море высокие . олны.
В магазине продаётся со . а.
Ночная птица – это со . а.
Во ржи вырос . асилек.
Баскетболист получил штрафной . ол.
Весной на полях много . лаги.
На крышах домов развеваются . лаги.
Задание № 10. Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Задание № 11. Определи лишнее слово: |
МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.
МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.
Задание № 12.Отгадай ребус, запиши слово |
_____________________________________
Задание № 13. Определи правильно парную согласную в конце слова «Ф» или «В», подбери и запиши проверочное слово. |
рука. | |
штра. | |
клю. | |
морко. ь | |
жира. | |
шар. | |
обу . ь | |
шка. | |
ле. |
Задание № 14. Запиши слова по образцу |
Одна конфета – пять конфет
Одна фигура – пять __________________.
Один официант – пять ____________________.
Один фонарь – пять _____________________.
Одна ферма – пять _____________________.
Задание № 15. Прочти и запиши по памяти:
Наш Филат не бывает виноват. |
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Проверка знаний:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Логопедическая тетрадь. Различай согласные «Г-К»
Карандашный диктант.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ | ГЛУХИЕ |
| Ф |
| С |
Г |
|
Ж |
|
| П |
| Т |
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика. |
Грабли | Лодочка | Параход | Колоколчик |
Задание № 3. Прочитай и запомни чистоговорки: | |
| Ки-ки-ки – вот идут быки |
Задание № 4. Назови картинки. Выдели звук «Г» или «К». Запиши букву. Определи место звуков «К» и «Г» в словах: | |
|
Задание № 5. Прочти слоги: |
КА-КО-КУ-КЫ-КЭ
ГА-ГО-ГУ-ГЭ-ГЫ
КО-ГО-КЫ-ГЫ-КА
ГЭ-КО-ГУ-КА-ГО
Прочти слова:
ГОРА, НОГА, КУСТ, ДУГА, УКОЛ, ГОД, УРОК, УГОЛ, КРОТ, ГУСИ, ГРУЗ,
ГЛИНА, КОЗА, КОРЕНЬ, ВАГОН, ТАНК, МАСКА, ИГРА, ВЕТКА, ГРОЗА.
Задание № 6. Зачеркни букву «К», подчеркни букву «Г»:
В Г О А Р К Н З М Е Ч Г И В К С К Н А З Г О Л Д К Н Т Ы Е Г З С Ц Н Г Я С И К А Е Ч Г З В С Ы Д Г О Щ К Ш З Д Т Г С Н Ы Г П Ф Д К Н З А Л Т Г В С Ф Н К З К Г С Д З Г В Г Ф Р К С Н В Т К Д Б З В К Д И Е З О Г Ф Ы З Ь Ю К Е З О
Задание № 7. Запиши новые слова по образцу:
Нос - носИК стол - ______________ брат - ______________ дом - _______________ рот - _______________ | Голова - головКа трава - ________________ спина - _____________ нора - _________________ гора - _________________ |
Задание № 8. Прочти и запомни скороговорку: | |
| Краб крабу сделал грабли. |
Задание № 9. Прочти и запиши по памяти: | |
| Купили Егорке салазки для горки. |
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание № 10. Исправь ошибки: |
Лена пьет (клюква) кисель – Лена пьет клюквенный кисель.
Мама купила (яблока) ______________________сок.
Миша съел (клубника) ________________________мороженое.
Бабушка сварила (вишня) _________________________варенье.
Папа купил (липа) _________________________мед.
Задание № 11. Вставь буквы К или Г: |
Ели вкусную и . ру.
Подарили нам и . ру.
Зреет красная . алина,
Соберет ее . алина.
Затвердела снега . орка,
Будет скользкой наша . орка.
Жаворонка слышен . олос,
Зреет в поле спелый . олос.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама . осы.
Землю роет старый . рот.
Под землёю он живет.
Задание № 12. Найди и зачеркни лишнюю картинку: | |
|
Задание № 13. Определи лишнее слово: | |
| КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН. |
Задание № 14. Определи правильно парную согласную в конце слова «К» или «Г», подбери и запиши проверочное слово: |
| сло. |
| фла. |
| жу. |
| дол. |
| ла. |
| шлан. |
| кру. |
| лю. |
| рин. |
| поро. |
Задание № 15. Отгадай ребус, запиши слово: | ||
|
| |
_____________________________ |
Задание № 16. Игра «Наоборот», запиши слова противоположного значения:
Далеко – ______________
Небо – ______________
Начало – ______________
Чисто – ______________
Потолок – ______________
Проверка знаний:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Логопедическая тетрадь. Различай согласные «Д-Т»
Карандашный диктант.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ | ГЛУХИЕ |
| Ф |
Г |
|
| Т |
Б |
|
| С |
Ж |
|
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика. |
Крокодил. | Домик | Зайчик в норке |
Задание № 3. Назови картинки. Выдели звук «Д» или «Т». Запиши букву. Определи место звуков «Д» и «Т» в словах: | |
|
Задание № 4. Повтори слоговые цепочки: |
ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ
ДО-ДЭ-ДЫ-ДУ-ДА
ТА-ТО-ТЭ-ТУ-ТЫ
ТО-ТЭ-ТА-ТЫ-ТУ
ДА-ТУ-ДЫ-ТЭ-ДО
Задание № 5. Повтори чистоговорку: | |
| Да-да-да — в пруду чистая вода. |
Задание № 6. Повтори скороговорки:
От топота копыт пыль по полю летит.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Задание № 7. Зачеркни букву «Д», подчеркни букву «Т»:
В О Д А Р Н З М Т Е Ч И В К С Н Д А З О Л Д Н Т Г Ы Е З С Т Д Ц Н Я С Т У Д И К А Е Т
Ч З В С Ы Д И Т Г Р Д О Щ Д З С В Д П Т С Н Ы Ф Д Н З АТ Л В С Т Ф Н З Д К Г С Д З Г
В Ф Р Т С Н В Т К Д Б З В Д И М Ю Т Д Е З О Ф Ы З Ь Ю Е Т О
Задание № 8. Прочти слова:
ДУШ, ДОМ, ТАНК, КУСТ, СУДНО, ТОК, СОДА, ФАТА, ДОМБРА, ТРУБА, ЛАДОНЬ, ТРАМВАЙ, ПОТОК, ПОДАРОК, ДРАКОН, МЕТРО, СТУК, ЛЕТО, ДОРОГА, БИДОН.
Задание № 9. Вставь буквы Д или Т:
Награ_а, побе_а, _анк, ме_кий, наря_ы, у_очка, с_ук, пор_фель, дож_ик, _уча.
Вот тележка. Это _ачка.
Дом в саду зовётся _ачка.
Я в тетрадке ставлю _очку.
Мама любит свою _очку.
По реке плывут пло_ы.
Зреют на ветвях пло_ы.
Соловей выводит _рель.
Слесарь в сеть включает _рель.
Задание № 10. Найди и зачеркни лишнюю картинку: | |
|
|
Задание №11. Игра "Наоборот", запиши слова противоположного значения:
Сильный – _________________
Здоровый – __________________
Быстрый – __________________
Длинный – ___________________
Задание № 12. Отгадай ребус, запиши слово: | |
| _________________________________ |
Задание № 13. Допиши предлоги: |
Миша сел _________ скамейку.
Петух взлетел ___________забор.
Мячик закатился ____________шкаф.
Птичка сидит _______________ ветке.
Задание № 14. Вставь буквы «Т» или «Д».
У ко…а – ворко…а
Не закры…ы воро…а.
Не закры…ы воро…а
Для честного наро…а.
Прохо…и, наро… в огоро…,
И мы при…ём, лебе…ы нарвём!
Задание № 14. Определи правильно парную согласную в конце слова «Д» или «Т», подбери и запиши проверочное слово: |
| отря. |
| пара. |
| сле. |
| ко. |
| огоро. |
| горо. |
| медве.ь |
| кус. |
| лоша . ь |
| наро. |
Проверка знаний:
По небу летит самолё . . Наш пру . богат рыбой. У нас в городе работает заво . .
В берлоге спит медве . ь. Мальчик от дерева отломал пру . . Подпиши тетра . ь.
Предварительный просмотр:
Логопедическая тетрадь. Различай согласные «Ж–Ш»
Карандашный диктант.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ | ГЛУХИЕ |
| Ф |
З |
|
Г |
|
| Ш |
Б |
|
| Т |
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика. |
Шарик | Лошадка | Петушок |
Задание № 3. Назови картинки. Выдели звук «Ж» или «Ш». Запиши букву. Определи место звуков «Ж» и «Ш» в словах: | |
|
Задание № 4. Прочитай слоги: |
ша-шо-шу-ши-шэ | жа-жу-же-жо-жи |
Задание № 5. Прочитай и запомни чистоговорки: | |
| Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. жи-жи-жи – в лесу живут ежи, |
Задание № 6. Читай слова: |
ШАГ, ШАР, ШОК, ЖУК, ШУМ, ШИК, ШОВ, ШЁЛ, ЖИЗНЬ, ШАЛЬ, ШИРЬ, ЖАРА, ШИТЬ, НОЖ, МУЖ, ЖИРАФ, ШУМ, ЗАЖИМ, ДУШ, ТУШЬ, ПОЖАР, МЫШЬ
Задание № 7. Зачеркни букву «Ш», подчеркни букву «Ж»:
Ш В О А Ж Р Н М Е Ш Ч И В К Ж Н А О Л Д Ш Н Т Ы Ж Е Ц Н Ж Я С И К Ш А Е Ч Ж В Ы Д О Щ Ш Д Т С Н Ж Ы Ф Д В Ш В Ф Р С Ж Т К Д Ж Б З В Ш Д И Е О Ш Ф Ы Ж Ь К Ш Ю Е Ж О А В Ф Ш Ы ВА Ж П Р О Ш Л Д Ж Э Я М Ч Ж И Ц
Задание № 8. Прочти зашифрованные слова:
а | ж | п | р | О |
| а | ш | к | у | т |
| к | к | о | е | о | р | ш |
4 | 3 | 1 | 5 | 2 | 5 | 1 | 4 | 2 | 3 | 1 | 7 | 2 | 4 | 6 | 3 | 5 |
Задание № 9. Повтори скороговорку: | |
| Шапкой Сашка шишку сшиб. |
Задание № 10. Запиши прилагательные: |
Напиток из брусники – (какой?) ___________________
Пирог с яблоками – (какой?) ______________________
Кисель с клубникой – (какой?) ____________________
Сок из слив – (какой?) ___________________________
Задание № 11. Вместо точек поставь правильно буквы «Ш» или «Ж»:
. или-были старик со старухой.
Портные . или брюки.
Не нужно бояться у . ей.
У рыси кисточки на кончиках у. ей.
У насекомых по .есть пар ножек.
На крыше выложили .есть.
Лена надела на голову .аль.
Ваза разбилась – очень .аль.
Женя болеет, у него .ар.
Лера держит красный .ар.
Задание № 12. Назови новые слова по образцам:
Образец: Голова - головуШка
сторона, изба, борода.
Образец: Трус - трусиШка
заяц, волк, вор, плут.
Образец: Сапог - сапоЖок
пирог, друг, круг, долг, творог.
Задание № 13. Найди и зачеркни лишнюю картинку:
| |
Задание № 14. Определи лишнее слово. | |
| СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ. |
Задание № 15. Определи правильно парную согласную в конце слова «Ж» или «Ш», подбери и запиши проверочное слово. |
| камы. |
| стри. |
| каранда. |
| ду. |
| ё . |
| гара. |
| пля. |
| экипа. |
| бага. |
Задание № 16. Раздели предложения на слова вертикальными палочками, запиши цифрой сколько слов в предложении:
Прошёлдождь.
СерёжаиАлёшавышлинаулицу.
Последождябольшиелужи.
Мальчикишлёпалиполужам.
Дедушкагрозилшалунам.
Задание № 17. Помоги собачке и белочке добраться до своих домиков. | |
| |
Задание № 20. Прочти. Вычеркни предложения, которые не подходят к тексту по смыслу. |
Весна.
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. Птицы засобирались на юг – холодно и голодно им. С пригорка побежали ручейки. Пожелтела и засохла трава. На проталинах важно расхаживают грачи. Они ковыряют крепким клювом землю – ищут червячков. На деревьях набухают почки. Опадают желтые листья. На все лады поют птицы. Природа празднует приход весны!
Проверка знаний:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Логопедическая тетрадь. Различай согласные «З–С»
Карандашный диктант.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ | ГЛУХИЕ |
В | |
С | |
Г | |
Ш | |
Б | |
Т |
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика. |
Стул | Стол |
Скворечник | Курочка |
Задание № 3. Назови картинки. Выдели звук «З» или «С». Запиши букву. Определи место звуков «З» и «С» в словах: | |
Задание № 4. Прочитай слоги: |
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ | ЗО-ЗУ-ЗЭ-ЗА-ЗЫ |
Задание № 5. Прочитай и запомни чистоговорки: |
Са-са-са – бежит рыжая лиса,
Со-со-со – катит лиска колесо,
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы,
Су-су-су – нарисую я лису.
За-за-за – бежит серая коза,
Зу-зу-зу – догоняю я козу,
Зы-зы-зы – есть козлята у козы.
Задание № 6. Читай слова:
ЗУБ, СОК, ЗАЯЦ, РОЗЫ, ПАС, РОСТ, ЗОБ, НОС, ЗОЛА, ЗОНТ, СУК, ЗОЛОТО,
СОМ, ОСА, МЫС, ОСТРОВ, ВАЗА, ПАСТА, КОСЫ, ГЛАЗА, КЛАСС, ЛИСА, ЗАЛП.
Задание № 7. Зачеркни букву «С», подчеркни букву «З»: |
С В О А Р Н З М Е Ч И С В К С Н А З О Л Д Н С Т Ы Е З С Ц Н Я С И К А Е Ч З В
С Ы Д О Щ Ш З Д Т С Н Ы Ф Д Н З А Л В С Ф Н З К Г Ц С О Д З Г В Ф Р С Н В Т
К Д Б С З В Д И Е З О Ф С Ы З Ь Ю Е З О А С В Ф Ы З Ы В С А П Р З О
Задание № 8. Прочитай зашифрованные слова:
А | К | О | О | Р | С | А | О | З | Р | Б | Е | З | Р | О | С | К | Т | А | ||
6 | 5 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 1 | 5 | 3 | 4 | 7 | 3 | 6 | 1 | 5 | 2 | 8 |
Задание № 9. Повтори скороговорку: |
Коси коса пока роса, роса долой и мы домой.
Задание № 10: Запиши прилагательные:
Варенье из груш – (какое?) ______________________
Запеканка из творога – (какая?) __________________
Сок из яблок – (какой?) _________________________
Оладьи из тыквы – (какие?) ______________________
Задание № 11: Вставь правильно буквы С или З:
На столе лежала . айка,
А по лесу бегал . айка.
На цветах сверкают ро . ы,
Распустились утром ро . ы.
Пестрой лентой притворяясь,
Извиваясь, изгибаясь,
В зелени листвы скользя
По земле ползет . мея.
Щиплет травушку ко . а,
Косит травушку ко . а
Рыжая пушистая ли . а ловит .айку.
У девочки Ли . ы интересная книга.
Задание № 12. Найди и зачеркни лишнюю картинку: | |
Задание № 13: Определи лишнее слово: | |
ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ. | |
Задание № 14. Определи правильно парную согласную в конце слова «С» или «З», подбери и запиши проверочное слово: |
но. | |
во. | |
гла. | |
арбу. | |
поко. | |
та. | |
ча. | |
алма. | |
серви. | |
моро. |
Задание № 15: Переставь буквы, запиши слова:
БУЗ _______, ЗОКА ________, ТОНЗ ________, АЗАВ ________, ЗАРО ______.
Задание № 16: Отгадай ребус, запиши слово: | |
________________________________________ | |
Задание № 17. Прочти слова, отметь, чем они различаются |
Суп - зуб | Коса - коза |
Проверка знаний:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Логопедическая тетрадь. Обобщение по теме «парные согласные»
Карандашный диктант.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ | ГЛУХИЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 2. Разукрась желтым цветом шары, в которых написаны звонкие согласные.
Задание № 3. Подбери картинки к схемам, соедини их линиями:
Запиши эти слова, зачеркни парные согласные:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 4. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы, проверочные слова запиши ниже: | |
| Потемнел на речке ле__, |
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 5: Прочти. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы, объясни их написание.
Далеко мой сту .
Слышится вокру .
Червякам я вра .,
А деревьям дру . .
Через речку лё .,
Пробежать помо . .
Задание № 6. Замени множественное число существительного единственным. Правильно запиши парную согласную в конце слова: | |
| ДРОЗДЫ, СТОЛБЫ, МОСТЫ, ГЛАЗА, РЯДЫ, ГРИБЫ, СЛЕДЫ. |
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 7. Зачеркни в словах парные согласные: |
Лодочка, кружок, бабочка, санки, девочка, грузовик, картина, слон, речка.
Задание № 8. Отгадай загадку, нарисуй отгадку: |
Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий, |
Задание № 9. Вставь правильно буквы:
ДУ ., САПО ., ОТРЯ ., ФЛА ., ТЕТРА . Ь, ГОЛУ . Ь, ЭТА ., СА ., ПЛЯ ., СУГРО., МОРО ., ШКА ., РУКА . .
Задание № 10. Прочитай. Вставь правильно нужные буквы:
Летом мальчики ездили в деревню к бабушке. Любимым занятием у ребят было купание.
Утром они бежали через огоро . на пру . . Весело бросались они в воду, ныряли, плавали, плескались, громко кричали, смеялись. Потом они выходили на бере. и грелись на песке.
В августе вода стала холодной. Кончилось весёлое купание. Пожелтели листья бере . и ли . . Пора в горо ., в школу.
Подбери и запиши проверочные слова:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 11. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Вставь правильно буквы:
На что кла ., коли в семье ла . .
Кто любит тру ., того люди чту . .
Лучше хле . с водой, чем пиро . с бедой.
Добрая пословица не в бро . ь, а в гла . .
Задание № 12. Вставь правильно буквы:
ОГОРО ., ШАЛА ., ОВРА ., СТОЛ ., ЗАВО ., ЛОША . Ь, ЭТА ., СНО ., ГЛА ., УТЮ ., ПЛО ., ГРИ . .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация парных согласных с-з, ш-с
задания расчитаны на читающих детей подготовительной группы.Цель: развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии....
Презентация "Дифференциация парных согласных"
Данная презентация предназначена для детей дошкольного возраста, с целью развития фонематического слуха, умения дифференцировать парные согласные, а так же обогащения пассивного и активного словаря....
Задания для закрепления темы "Парные согласные З-С"
Задания для закрепления темы "Парные согласные З-С"...
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ "ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Д-Т"
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ "ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Д-Т"...
"Звонкие и глухие парные согласные, В-Ф"
ЗВОНКИЕ-ГЛУХИЕ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ. В-Ф...
написание парных согласных
Организационный момент. Начинается урок. Давайте настроимся на работу. Скажем себе слова:«Всё будет хорошо! Мы успеем сделать всё!» Разминка. ЗАДАНИЕ: назвать в слове корень...
"Дифференциация парных согласных Г - К"( подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса)
В последнее время увеличивается количество детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин этого являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затру...