"Дифференциация парных согласных Г - К"( подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса)
план-конспект по логопедии
В последнее время увеличивается количество детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин этого являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Неточность слуховой дифференциации звуков при их правильном произношении может проявляться на письме в заменах букв, обозначающие фонетически близкие звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_g_-_k_2_klass.docx | 181.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Дифференциация парных согласных Г – К
Возраст детей: 8 – 9 лет (2 класс)
Цель: дифференциация звуков Г- К, Гь -Кь в слогах и словах на слух и букв Гг и Кк на письме.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
учить выделять и различать звуки Г – К в слогах и словах, обозначать их на письме соответствующими буквами;
упражнять в правописании парных согласных в конце слова;
Коррекционно-развивающие:
совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
закреплять знания норм орфографии,
расширять словарный запас,
развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно - воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям,
формировать положительную учебную мотивацию,
развивать навык самоконтроля и умение слушать друг друга.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, слоговая таблица, мяч, цветные карандаши (желтый и коричневый).
Ход занятия:
- Организационный момент
Логопед: Отгадайте загадки:
Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь – Чистоплотный серый … (гусь). | Мягкие лапки, А в лапках – царапки. (кошка) |
Идёт, бредёт, Бородой трясёт: - Ме! Ме! Дайте травки мне! (коза) | Землю пробуравил, Корешок оставил. Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. (гриб) |
Гусь, кошка, коза, гриб – обратите внимание на первые звуки в этих словах. Вы догадались, о каких звуках и буквах мы будем говорить сегодня на занятии?
(Сформулировать тему занятия и записать на доске)
- Основная часть
Сравнительная характеристика звуков.
Логопед предлагает произнести звуки Г и К перед зеркалом дать им характеристику.
- Какие это звуки – гласные или согласные? Почему?
- Какие органы артикуляции принимают участие в их образовании?
- Чем отличаются эти звуки?
Г – согласный, твёрдый, звонкий.
Гь - согласный, мягкий, звонкий.
К - согласный, твёрдый, глухой.
Кь - согласный, мягкий, глухой.
Дифференциация звуков Г –К, Гь - Кь в слогах.
Упражнение «Рисуем звуки»
Логопед произносит слоги, дети в тетради рисуют кружочки желтым карандашом, если слышат звонкий звук Г или Гь, коричневым – глухой звук К или Кь.
Ка, гу, гы, кя, ги, кры, кли, гё, кё, гнё.
По окончании работы дети меняются тетрадями, логопед ещё раз читает слоги. Обсуждение результата.
Упражнение «Добавь слоги: с парной глухой согласной, с парной звонкой согласной». Логопед называет слог, ребёнок отвечает.
Образец: га – ка; ка – га.
Га - … Го - … Гу - … Гы - … | Гя - … Гё - … Гю - … Ги - … | Ка - … Ко - … Ку - … Кы - … | Кя - … Кё - … Кю - … Ки - … |
Упражнение «Прочитай, не ошибись»
Дети по очереди читают слоги в таблице.
Логопед: Сначала читаем все слоги с буквой Г, затем – все слоги с буквой К.
ГА | КА | КУ | ГУ | КЕ |
ГЕ | ГИ | КИ | КО | ГО |
КЁ | ГЁ | КЮ | ГЮ | ГРУ |
КРЫ | ГРЫ | ГРИ | КРИ | ГЛЕ |
А теперь читаем вслух все слоги подряд по строчкам, при этом будем хлопать в ладоши, если в слоге есть звонкий звук Г; сжимать кулаки, если в слоге глухой звук К.
Так же прочитаем слоги по столбцам.
Дифференциация звуков на уровне слова.
Динамическая пауза: игра с мячом «Замени звук».
Логопед называет слово и кидает мяч ученику. Ученик заменяет в слове звук К на Г и наоборот.
кора – гора голос – колос кол – гол кости - гости | горка – корка укол – угол игра – икра калька – галька |
Логопед объясняет значение незнакомых для детей слов.
Работа по совершенствованию слогового анализа и синтеза.
Логопед: Рассмотрите и назовите картинки.
Начертите слоговые схемы слов, впишите в схемы слоги с буквами Г и К.
Образец: гиря - ги_ __, будка - ___ ка_ .
Какое слово вы написали целиком? Почему?
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети по очереди выполняют задание на доске, остальные - в тетради. Обсуждение результата.
Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.
Логопед: Послушайте историю, которая произошла в одном сказочном королевстве.
Кто важнее?
В королевстве Грамматика жили-были две принцессы. Одну звали Г, а вторую – К. Они всегда спорили между собой о том, кто из них важнее. Принцесса Г говорила: «Меня всегда пишут в конце слова». А принцесса К говорила: «А меня всегда произносят в конце слова». И никак они не могли договориться между собой. И, наверное, долго бы они спорили, если бы к ним на помощь не пришли гласные. Они сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Обе вы важны: К важна для нашей покровительницы Орфоэпии (Произношения), а принцесса Г – для Орфографии (Правописания)». Вот так гласные и помирили принцесс, и до сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании. Часто заменяют и подменяют друг друга. Но если решается вопрос, кому выходить на службу, то обращаются к гласным.
Какое правило мы с вами знаем, чтобы правильно написать парную согласную в конце слова? (Для проверки слово надо изменить так, чтобы после неясного звука стоял гласный).
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Работа у доски. Вставьте нужную букву в конец слова. Запишите полученные пары слов. (На доске записаны слова, ученики по очереди выполняют работу).
Образец: кру (г/к) – круги, круг.
носоро(г/к) бере(г/к) ро(г/к) ра(г/к) вну(г/к) овра(г/к) | сапо(г/к) носо(г/к) пиро(г/к) вра(г/к) варени(г/к) вени(г/к) |
- Итог занятия
Логопед: Какие звуки мы сегодня учились различать?
Что общего и чем различаются эти звуки?
Для чего мы учились различать эти звуки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация парных согласных с-з, ш-с
задания расчитаны на читающих детей подготовительной группы.Цель: развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии....
Презентация "Дифференциация парных согласных"
Данная презентация предназначена для детей дошкольного возраста, с целью развития фонематического слуха, умения дифференцировать парные согласные, а так же обогащения пассивного и активного словаря....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"
Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...
Дифференциация парных согласных
В своей практической работе каждый учитель-логопед сталкивается с тем, что учащиеся при чтении в произношении путают парные звонкие и глухие согласные. Подобные ошибки отражаются в дальнейшем и на пис...
Упражнения для занятий по дифференциации парных согласных Ш-Ж
Здесь вы найдёте несколько упражнений для дифференциации звуков Ш-Ж....
Упражнения для занятий по дифференциации парных согласных К-Г
Здесь вы найдёте несколько упражнения для дифференциации звуков К-Г....
Упражнения для занятий по дифференциации парных согласных С-З
Здесь вы найдёте несколько упражнений для дифференциации звуков С-З....