"Дифференциация парных согласных Г - К"( подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса)
план-конспект по логопедии

Климова Елена Александровна

В последнее время увеличивается количество детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин этого являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Неточность слуховой дифференциации звуков при их правильном произношении может проявляться на письме в заменах букв, обозначающие фонетически близкие звуки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_g_-_k_2_klass.docx181.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Дифференциация парных согласных Г – К

Возраст детей: 8 – 9 лет (2 класс)

Цель: дифференциация звуков Г- К, Гь -Кь в слогах и словах на слух и букв Гг и Кк на письме.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

учить выделять и различать звуки Г – К в слогах и словах, обозначать их на письме соответствующими буквами;

упражнять в правописании парных согласных в конце слова;

Коррекционно-развивающие:

совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза,

закреплять знания норм орфографии,

расширять словарный запас,

развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно - воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям,

формировать положительную учебную мотивацию,

 развивать навык самоконтроля и умение слушать друг друга.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, слоговая таблица, мяч, цветные карандаши (желтый и коричневый).

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед: Отгадайте загадки:

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый … (гусь).

Мягкие лапки,

А в лапках – царапки.  (кошка)

Идёт, бредёт,

Бородой трясёт:

- Ме! Ме!

Дайте травки мне!   (коза)

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.    (гриб)

Гусь, кошка, коза, гриб – обратите внимание на первые звуки в этих словах. Вы догадались, о каких звуках и буквах мы будем говорить сегодня на занятии?

(Сформулировать тему занятия и записать на доске)

  1. Основная часть

Сравнительная характеристика звуков.

Логопед предлагает произнести звуки Г и К перед зеркалом дать им характеристику.

- Какие это звуки – гласные или согласные? Почему?

- Какие органы артикуляции принимают участие в их образовании?

- Чем отличаются эти звуки?

Г – согласный, твёрдый, звонкий.

Гь - согласный, мягкий, звонкий.

К - согласный, твёрдый, глухой.

Кь - согласный, мягкий, глухой.

Дифференциация звуков Г –К, Гь - Кь в слогах.

Упражнение «Рисуем звуки»

Логопед произносит слоги, дети в тетради рисуют кружочки желтым карандашом, если слышат звонкий звук Г или Гь, коричневым – глухой звук К или Кь.

Ка, гу, гы, кя, ги, кры, кли, гё, кё, гнё.

По окончании работы дети меняются тетрадями, логопед ещё раз читает слоги. Обсуждение результата.

Упражнение «Добавь слоги: с парной глухой согласной, с парной звонкой согласной». Логопед называет слог, ребёнок отвечает.

Образец: га – ка; ка – га.

Га - …

Го - …

Гу - …

Гы - …

Гя - …

Гё - …

Гю - …

Ги - …

Ка - …

Ко - …

Ку - …

Кы - …

Кя - …

Кё - …

Кю - …

Ки - …

Упражнение «Прочитай, не ошибись»

Дети по очереди читают слоги в таблице.

Логопед: Сначала читаем все слоги с буквой Г, затем – все слоги с буквой К.

ГА

КА

КУ

ГУ

КЕ

ГЕ

ГИ

КИ

КО

ГО

КЁ

ГЁ

КЮ

ГЮ

ГРУ

КРЫ

ГРЫ

ГРИ

КРИ

ГЛЕ

А теперь читаем вслух все слоги подряд по строчкам, при этом будем хлопать в ладоши, если в слоге есть звонкий звук Г; сжимать кулаки, если в слоге глухой звук К.

Так же прочитаем слоги по столбцам.

Дифференциация звуков на уровне слова.

Динамическая пауза: игра с мячом «Замени звук».

Логопед называет слово и кидает мяч ученику. Ученик заменяет в слове звук К на Г и наоборот.

кора – гора

голос – колос

кол – гол

кости - гости

горка – корка

укол – угол

игра – икра

калька – галька

Логопед объясняет значение незнакомых для детей слов.

Работа по совершенствованию слогового анализа и синтеза.

Логопед: Рассмотрите и назовите картинки.

Начертите слоговые схемы слов, впишите в схемы слоги с буквами Г и К.

Образец: гиря -  ги_    __, будка - ___  ка_ .

Какое слово вы написали целиком? Почему?

                  C:\Users\Александра\Desktop\груша1.jpg

                 C:\Users\Александра\Desktop\гусь.jpg

                          C:\Users\Александра\Desktop\кукла.jpg

                                C:\Users\Александра\Desktop\попугай.jpg

              C:\Users\Александра\Desktop\дорога.jpg

                             C:\Users\Александра\Desktop\морковь.png

          C:\Users\Александра\Desktop\капуста.jpg

             C:\Users\Александра\Desktop\утёнок.gif

Дети по очереди выполняют задание на доске, остальные - в тетради. Обсуждение результата.

Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

Логопед: Послушайте историю, которая произошла в одном сказочном королевстве.

Кто важнее?

В королевстве Грамматика жили-были две принцессы. Одну звали Г, а вторую – К. Они всегда спорили между собой о том, кто из них важнее. Принцесса Г говорила: «Меня всегда пишут в конце слова». А принцесса К говорила: «А меня всегда произносят в конце слова». И никак они не могли договориться между собой. И, наверное, долго бы они спорили, если бы к ним на помощь не пришли гласные. Они сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова.  Обе вы важны: К важна для нашей покровительницы Орфоэпии (Произношения), а принцесса Г – для Орфографии (Правописания)». Вот так гласные и помирили принцесс, и до сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании. Часто заменяют и подменяют друг друга. Но если решается вопрос, кому выходить на службу, то обращаются к гласным.

Какое правило мы с вами знаем, чтобы правильно написать парную согласную в конце слова?  (Для проверки слово надо изменить так, чтобы после неясного звука стоял гласный).

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

 Работа у доски. Вставьте нужную букву в конец слова. Запишите полученные пары слов. (На доске записаны слова, ученики по очереди выполняют работу).

Образец: кру (г/к) – круги, круг.

носоро(г/к)

бере(г/к)

ро(г/к)

ра(г/к)

вну(г/к)

овра(г/к)

сапо(г/к)

носо(г/к)

пиро(г/к)

вра(г/к)

варени(г/к)

вени(г/к)

  1. Итог занятия

Логопед:         Какие звуки мы сегодня учились различать?

Что общего и чем различаются эти звуки?

Для чего мы учились различать эти звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация парных согласных с-з, ш-с

задания расчитаны на читающих детей подготовительной группы.Цель: развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии....

Презентация "Дифференциация парных согласных"

Данная презентация предназначена для детей дошкольного возраста, с целью развития фонематического слуха, умения дифференцировать парные согласные, а так же обогащения пассивного и активного словаря....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Дифференциация парных согласных

В своей практической работе каждый учитель-логопед сталкивается с тем, что учащиеся при чтении в произношении путают парные звонкие и глухие согласные. Подобные ошибки отражаются в дальнейшем и на пис...

Упражнения для занятий по дифференциации парных согласных Ш-Ж

Здесь вы найдёте несколько упражнений для дифференциации звуков Ш-Ж....

Упражнения для занятий по дифференциации парных согласных К-Г

Здесь вы найдёте несколько упражнения для дифференциации звуков К-Г....

Упражнения для занятий по дифференциации парных согласных С-З

Здесь вы найдёте несколько упражнений для дифференциации звуков С-З....