Статья: "Условия овладения речью глухими детьми"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гурина Жанна Витальевна

В обучении языку детей с нарушениями слуха используется коммуникативно-деятельностная система.

Теоретические и методические основы коммуникативной системы были разработаны и экспериментально подтверждены в 50—60-е гг. С. А. Зыковым и его сотрудниками и привели к созданию целостной дидактической системы обучения языку глухих детей. Поиски и разработка новых подходов к развитию речи глухих дошкольников были осуществлены Б. Д. Корсунской (1964). Дальнейшее развитие коммуникативно-деятельностной системы обучения языку глухих дошкольников содержится в работах Л. П. Носковой (1982, 1992, 1993). Психологическая сущность овладения ребенком языка, взаимосвязь процессов мышления, деятельности и речи, роль общения в становлении личности представлена в трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.gurina_zhv.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

Тема: Условия овладения речью глухими детьми

Выполнил(а):

Гурина Жанна Витальевна

Санкт-Петербург

2020


Ведение

В обучении языку детей с нарушениями слуха используется коммуникативно-деятельностная система.

Теоретические и методические основы коммуникативной системы были разработаны и экспериментально подтверждены в 50—60-е гг. С. А. Зыковым и его сотрудниками и привели к созданию целостной дидактической системы обучения языку глухих детей. Поиски и разработка новых подходов к развитию речи глухих дошкольников были осуществлены Б. Д. Корсунской (1964). Дальнейшее развитие коммуникативно-деятельностной системы обучения языку глухих дошкольников содержится в работах Л. П. Носковой (1982, 1992, 1993). Психологическая сущность овладения ребенком языка, взаимосвязь процессов мышления, деятельности и речи, роль общения в становлении личности представлена в трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева.


Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха

Психологическая теория Л. С. Выготского о знаковом опосредовании сознания, развитии личности в процессе овладения исторически сложившейся системой знаков отражает роль речи в психическом развитии неслышащего ребенка.

Положение Л. С. Выготского о системном и структурном строении значения слова показывает роль слова как единицы языка в развитии мышления, взаимодействие внешнего и внутреннего планов речи, семантических и грамматических структур.

Принципы коммуникативной системы обучения языку:

1. выделение функции общения как важнейшей в процессе обучения языку; 2. организация практической деятельности как необходимое условие возникновения потребности в речевом общении;

3. создание преднамеренных и использование непреднамеренных ситуаций для систематического обучения применение речевых высказываний;

4. организация речевой среды, создание которой предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком.

Рассмотрение языка как деятельности (А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, И. А. Зимняя) позволяет рассмотреть структуру речевой деятельности, выделить уровни, учет которых важен для процесса целостного овладения речью, формирования разных видов речевой деятельности.

Современные теории порождения речевого высказывания, базирующиеся на структуре речевого процесса, предложенного Л. С. Выготским (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина), позволили выстроить модель, в которой выделяются основные операции порождения речевого высказывания: мотив - мысль (речевая интенция) — внутреннее программирование — лексическое развертывание и грамматическое конструирование — моторная реализация — внешняя речь.

Принципы системы обучения языку: генетический, деятельностный, структурно-семантический. Данные принципы формирования речи дошкольников с нарушенным слухом были разработаны Л. П. Носковой (1982, 1991, 1992 и др.).

Генетический принцип предполагает учет общих закономерностей речевого развития слышащих детей на различных возрастных этапах в определении содержания, форм и методов обучения языку в разные периоды дошкольного и школьного детства.

 В практической деятельности ребенка следует искать генетические истоки речи. В раннем и дошкольном возрасте, когда особенно важен учет предпосылок к овладению речью: развитие сенсорной основы речи, внимание к говорящему человеку, стремление подражать его предметным и речевым действиям, попытки артикулирования слов, произнесения лепетных, усеченных слов, звукоподражании, воспроизведение «контура» слов и многое другое.

Деятельностный принцип отражает сущность коммуникативной системы обучения детей с нарушениями слуха и предполагает прежде всего тесную связь развития речи с практической деятельностью.

Речь имеет трехуровневую структуру, в которой выделяется мотивационно-потребностный, ориентировочноисследовательский и исполнительный уровни.

Для дошкольников особое значение приобретает мотивационно-потребностный план, который связан не с собственно речевой деятельностью, а с каким-либо видом практической или игровой деятельностью, где концентрируются интересы ребенка этого возраста.

На ориентировочно-исследовательском уровне речевой деятельности осуществляются планирование, программирование, внутренняя языковая организация речевого материала, здесь реализуется отбор средств и способов формирования и формулирования собственной или чужой мысли.

Операционально-техническая сторона овладения речевым материалом важна на уровне исполнения, реализации. Речевая деятельность детей с нарушениями слуха реализуется в разных видах: слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, чтение (глобальное и аналитическое), письмо, дактилирование.

По характеру речевого общения речевая деятельность дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и письменную речь.

Структурно-семантический принцип отражает системную организацию языка и имеет особо важное значение для отбора речевого материала и путей его усвоения детьми. Единицы языка соединяются между собой тремя основными типами отношений: синтагматическими, парадигматическими и иерархическими.

Синтагматические отношения в языке предполагают связи между единицами одного уровня: между звуками в слове, словами в предложении, предложениями в тексте и т. д. Парадигматические связи предполагают преднамеренное рассмотрение единиц одного уровня.

Иерархические отношения отражают соподчиненность единиц языка с точки зрения различных его уровней.

Условия развития речи

Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях общения, является организация слухо-речевой среды в группе детского сада и в семье.

Основными условиями создания слухо-речевой среды являются следующие:

мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;

  • формирование у детей потребности в речевом общении; поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;
  • побуждение детей к активному применению речи;
  • использование остаточного слуха как необходимого условия
  • формирования устной речи и общения;
  • контроль за речью детей со стороны взрослых;
  • соблюдение единых требований к речи взрослых.

На занятиях по видам детской деятельности дети овладевают различным речевым материалом: Во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами.

Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшие уточнение и конретизацию.

В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности.

Занятия по развитию речи являются основной формой развития речи у глухих и слабослышащих дошкольников, так как в задачи этих занятий входят координация всей работы по развитию речи, приведение в систему речевого материала, усваиваемого в  разных условиях.

На занятиях решаются специальные задачи:

  • усвоение значений слов и фраз;
  • формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной),
  • форм речи (устной, развитие разных видов речевой деятельности (слухозрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма, дактилирования); развитие связной речи.

В основу занятий положен тематический принцип: в программе названы основные темы занятий, содержание которых включает различные направления этой работы.

В качестве методов формирования речи дошкольников с нарушениями слуха используются:

  • подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности;
  • дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд);
  • работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д.
  • Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье — важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им.

Основные направления работы по развитию речи

Основной целью работы по развитию речи в детских садах для глухих или слабослышащих детей является формирование речи как средства общения.

Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях:

  • усвоения значения и накопления слов;
  • обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз,
  • необходимых для общения;
  • овладения разными формами речи; развития связной речи.

Содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы

  • Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.
  • Формирование различных форм речи на каждом этапе обучения. Специальная отработка разных видов речевой деятельности.
  • Работа над значением слов и накопление речевого материала в связи с тематической организацией занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности.
  • Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов, овладения звуко-буквенной структурой, грамматической формой слов в составе целых предложений.

Этапы формирования речи

В соответствии с возрастными особенностями и генетическими закономерностями усвоения языка выделяются этапы речевого развития детей в процессе целенаправленного обучения (Л. П. Носкова, 1993).

Первый этап — от начала обучения до четырех лет. Он характеризуется глобальным (целостным) восприятием различных явлений, в том числе и речи.

Второй этап — от четырех до шести лет. Он предполагает постепенный переход от целостного восприятия к анализу речевого материала.

Третий период — от шести до семи лет, предполагающий углубление анализа речевого материала как при восприятии, так и при его воспроизведении. Повышается уровень анализа устной речи, что связано с вызыванием и постановкой звуков, автоматизацией их на уровне слогов, слов, предложений.


Список использованной литературы

  1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.
  2. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста/ Под ред. Л. П. Носковой. — М., 2017.
  3. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (1—4-й классы 2-11 отделения). — М., 1976.
  4. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.
  5. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Под ред. Л. М. Быковой. — М., 2019.
  6. Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М.. 1987.
  7. Носкова Л. П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред Л. П. Носковой. — М., 2015.
  8. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с глухими детьми. Старшая группа. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя.

Комплексное заняти в старшей группе глухих и слабослышащих дошкольников по развитию речи (проводит учитель-дефектолог) и изобразительной деятельности (проводит воспитатель). Интеграция развития речи и...

конспект занятия по развитию речи с глухими детьми старшей группы на тему "Домашние и дикие животные"

В конспекте указаны образовательные, обучающие, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Комбинированный тип занятия предполагает ознакомление с новым материалом, его первичное закрепление и ...

Изучение языка и овладения речью детьми с нарушениями слуха

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Знакомить детей с окружающим начинают посредством неслож...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему: «Предпосылки к овладению словесной речью глухих дошкольников»

Весь первоначальный этап бучения словесной речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста до 3 - 4 лет примерно совпадает с периодом речевого развития слышащего ребёнка до 1 - 1,5 лет, когда мышле...

Овладение коммуникативными умениями детьми с тяжелыми нарушениями речи в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Овладение коммуникативными умениями детьми с тяжелыми нарушениями речи в образовательном пространстве дошкольного учрежденияДошкольное образование (по ФГОС) направлено на создание ситуации социального...

Конспект занятия по развитию речи с глухими детьми в старшей группе

В конспекте указаны образовательные, обучающие, коррекционные, развивающие задачи. Перечилены виды предварительной работы и связь с дрегими образовательными областями. Материал речевой новый для детей...