Овладение коммуникативными умениями детьми с тяжелыми нарушениями речи в образовательном пространстве дошкольного учреждения
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Овладение коммуникативными умениями детьми с тяжелыми нарушениями речи в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Дошкольное образование (по ФГОС) направлено на создание ситуации социального успеха обучающихся, вследствие чего формирование навыков успешного взаимодействия у дошкольников приобретает особую ролью для их развития.
Проблема успешного взаимодействия особо остро ставится по отношению к детям с ТНР. Как мы уже отмечали выше процесс развития психических функций этих детей, их личности достаточно затруднен, в связи с ограниченным использованием речи. Л. С. Выготский рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и исправления дефекта аномально развивающихся детей. Опираясь на его труды, можно говорить о том, что формирование коммуникативных умений детей с ТНР – одна из главных и первостепенных задач в дошкольном образовательном учреждении, так как успешность и качество общения будет оказывать влияние на все сферы жизни ребенка. От успешности вхождения ребенка с ТНР в коллектив сверстников зависит сам процесс дальнейшей социализации и индивидуализации ребенка, гармоничность и равномерность его личностного и психического развития [6].
Скачать:
Предварительный просмотр:
Овладение коммуникативными умениями детьми с тяжелыми нарушениями речи в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Дошкольное образование (по ФГОС) направлено на создание ситуации социального успеха обучающихся, вследствие чего формирование навыков успешного взаимодействия у дошкольников приобретает особую ролью для их развития.
Проблема успешного взаимодействия особо остро ставится по отношению к детям с ТНР. Как мы уже отмечали выше процесс развития психических функций этих детей, их личности достаточно затруднен, в связи с ограниченным использованием речи. Л. С. Выготский рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и исправления дефекта аномально развивающихся детей. Опираясь на его труды, можно говорить о том, что формирование коммуникативных умений детей с ТНР – одна из главных и первостепенных задач в дошкольном образовательном учреждении, так как успешность и качество общения будет оказывать влияние на все сферы жизни ребенка. От успешности вхождения ребенка с ТНР в коллектив сверстников зависит сам процесс дальнейшей социализации и индивидуализации ребенка, гармоничность и равномерность его личностного и психического развития [6].
Коммуникативные умения следует формировать в дошкольном детстве, так как этот возраст является самым благоприятным для вхождения ребенка в речевую среду, знакомства с разнообразными речевыми ситуациями. Формирование коммуникативных умений идёт неотрывно от формирования у детей средств общения и речи. Несовершенство этих умений, речевой негативизм ограничивают процесс свободной коммуникации а, следовательно, отрицательно влияют на комплексное развитие детей [15].
Овладение детьми с ТНР коммуникативными умениями – сложный и длительный процесс совместной работы детей, воспитателя, психолога, логопеда и родителей, поэтому психолого-педагогическое сопровождение должно проводиться в организованной образовательной деятельности и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, соответствующих особенностям ребенка, создавая условия для активной речевой деятельности, способствуя, таким образом, развитию речи и коммуникативных умений [13].
Сравнение степени социально-коммуникативного развития нормально развивающихся детей и детей с ТНР отражено в Таблице 1.3.1. В ней собрана информация о нормах развития и отклонении в развитии упомянутые у таких авторов как Веракса Н.Е., Мухина В.С., Филичева Т.Б. Таблица наглядно демонстрирует необходимость специальной коррекционной работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.
Таблица 1.3.1. — Сравнение нормативов развития коммуникативных навыков нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с ТНР
Возраст | Возрастная норма развития коммуникативных функций общения | Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи |
К 4 годам |
|
|
К 5 годам |
|
|
К 6 годам |
|
|
К 7 годам |
|
|
В целом можно указать качественные особенности развития коммуникативных умений дошкольников с ТНР:
1. малая активность, отсутствие инициативы в общении;
2. крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности;
3. практическое отсутствие способности формулировать и передавать свои мысли с помощью вербальных средств общения;
4. наличие страхов перед вербальными контактами со сверстниками и взрослыми;
5. серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и прежде всего со сверстниками [35].
Таким образом, мы можем наблюдать искажение или отставание в формировании и овладении детьми с ТНР коммуникативных умений, что замедляет их включение в социальное взаимодействие.
В рамках дошкольного образования существует вопрос о формах организации образовательного процесса, которые наилучшим образом будут влиять на развитие детей с ТНР. Классические фронтальные занятия, как форма организации образовательной деятельности, не является подходящей для развития коммуникативных умений воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Заметное снижение потребности в общении, характерное для детей с нарушениями речи, ставит задачу подбора форм обучения, необходимости моделирования коммуникативных ситуаций, изучения фактором, которые способствовали бы возникновению и активизации коммуникации детей [30].
Эффективность овладения коммуникативными умениями детьми с ТНР в условиях дошкольной организации будет зависеть от особенностей образовательной среды, определенных педагогических условий [16].
Первое условие - комплексное воздействие на формирование коммуникативной компетентности, на все её компоненты.
Если говорить о группах коммуникативных умений (по Л.Р. Мунировой) здесь также важен комплексный подход.
Информационно-коммуникативные умения детей формируются в процессе приема информации и ее передачи. В процессе передачи или приема информации так же оказываются задействованы регуляционно-коммуникативных умений, которые выражаются в умении совместно действовать, выполнять различные роли, согласовывать свои взгляды, желания с потребностями партнера, а также других умениях. Это указывает нам на необходимость одновременного формирования информационно-коммуникативных и регуляционно-коммуникативных умений.
В процессе коммуникации ребенок может ориентироваться на свое состояние и состояние партнера, и помимо передачи информации происходит «подстройка» действий, слов под эти состояние. Таким образом параллельно задействованы информационно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные умения, что указывает нам на необходимость формирования аффективно-коммуникативных умений одновременно с вышеуказанными двумя другими группами умений.
Вторым педагогическим условием можно назвать системность и поэтапность формирования умений. Системность в этом направлении будет говорить о постоянном педагогическом, психологическом и логопедическом сопровождении ребенка с ТНР. Формирование коммуникативных умений требует поддержки во всех видах деятельности ребенка в дошкольной организации. Так же для успешного формирования умений требуется постоянство подгрупповых занятий у любого из специалистов в образовательном процессе, стимулирующих речевое взаимодействие для решения какой-либо проблемной ситуации [26].
Поэтапность формирования умений будет заключаться в последовательном развитии речевой деятельности. Для детей с ТНР первым этапом будет создание благоприятной эмоциональной атмосферы для появления у детей мотивации к общению, потребности во взаимодействии с ровесниками и взрослыми. Для этого необходимо выстроить образовательную деятельность так, чтоб она стимулировала общение детей, чтобы в ее процессе перед детьми возникали новые вопросы, проблемные ситуации, была возможность озвучивания своего выбора и мнения. Игровые ситуации должны быть направлены на коммуникацию. Подбор игр и материалов должен осуществляться на основе возможностей ребенка, его особенностей для дальнейшего обеспечения ситуации успеха в деятельности ребенка.
После появления у детей потребности, стремления к общения каждый следующий этап должен выстраиваться с опорой на предыдущий, и, безусловно, опираясь на зону ближайшего развития ребенка. Постепенное ознакомление со средствами и способами общения, формирование способности ориентироваться в ситуации общения будет формировать коммуникативные умения дошкольника.
Заключительным этапом в этой структуре будет уже самостоятельное применение всех сформированных умений в творческой и игровой деятельности. На этом этапе необходимо выстраивать организацию образовательной деятельности с упором на коллективное творчество, коллективные игры, игры парами.
Совместная образовательная деятельность в форме игровых занятий с большим количеством коммуникативных ситуаций будет еще одним условием формирования коммуникативных умений. Игровая форма образовательной деятельности будет обеспечивать благоприятную атмосферу для формирования коммуникативных умений и для овладения умений детьми с ТНР.
В заключении необходимо отметить, что одним из важнейших условий формирования у детей коммуникативных навыков является стиль общения взрослого и его отношение к ребенку [36].
В данном параграфе можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст – это период усвоения социального опыта, необходимого для вхождения ребенка в систему общественных отношений, формирования социальных качеств, способностей к общению и сотрудничеству. Коррекционная работа с детьми с ТНР, должна решать целый спектр задач
1. Осуществлять коммуникативный подхода в работе с дошкольниками, который позволит ввести ребенка в речевую ситуацию, сформирует умение ориентироваться в коммуникативных ситуациях, понимать собеседника, осознавать задачи общения.
2. Формировать речевую мотивацию, речевую активность дошкольников, направленные на развитие мотивации к обучению.
3. Воспитывать умение сотрудничать в процессе общей деятельности, процессе достижения общей цели
4. Обучать применять такие речевые действия и тактику поведения в ситуациях, которые будут подходить к контексту ситуации. Использовать адекватные языковые средства, обеспечивать обратную связь в ситуациях общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...
Анализ образовательных программ дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (навигатор образовательных программ дошкольного образования ФИРО)
В целях детального ознакомления с существующими альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) по образовательной области «Познавательное развитие» «День рождения бабочки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи)по образовательной области «Познавательное развитие»...
Статья: Актуальные вопросы организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Актуальные вопросы организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...
Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»
выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....
"Применение нейрогимнастики на музыкальных занятиях с детьми с тяжелым нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении"
Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием на музыкальных занятиях, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии пр...
Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»
Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...