Изучение языка и овладения речью детьми с нарушениями слуха
статья (старшая группа) на тему

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему.

Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Знакомить детей с окружающим начинают посредством несложных по организации, недлительных по времени, но частых и осуществляемых в быту и на прогулках наблюдений за общественно-полезной деятельностью взрослых. Впечатления, полученные детьми, создают основу для формирования обобщённых представлений в процессе занятий (бесед, экскурсий и т.д.). Важным фактором воспитания является привлечение ребёнка к участию в делах взрослых, в общественно значимых событиях (посильная помощь окружающим в их повседневном труде, в подготовке к праздникам; выполнение разного рода поручений, которые даются в привлекательной для ребёнка форме и прочее).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение языка и овладения речью детьми с нарушениями слуха.

«Язык всем знаниям

и всей природе ключ»

Г.Р.Державин

       Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему.

Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Знакомить детей с окружающим начинают посредством несложных по организации, недлительных по времени, но частых и осуществляемых в быту и на прогулках наблюдений за общественно-полезной деятельностью взрослых. Впечатления, полученные детьми, создают основу для формирования обобщённых представлений в процессе занятий (бесед, экскурсий и т.д.). Важным фактором воспитания является привлечение ребёнка к участию в делах взрослых, в общественно значимых событиях (посильная помощь окружающим в их повседневном труде, в подготовке к праздникам; выполнение разного рода поручений, которые даются в привлекательной для ребёнка форме и прочее).

        Самой сложной проблемой сурдопедагогической теории и практики справедливо считается изучение языка и овладения речью детьми с нарушениями слуха в том, что оно затруднено нарушением функционирования важного сенсорного канала. Достаточно долго длится процесс усвоения детьми правильного произношения звуков родного языка. В течение первого второго года жизни в арсенале ребенка появляется их значительное количество. Ребенок с нормальным слухом овладевает в полном объеме звуковым комплексом фонетической системы, как правило, до пяти лет.

Актуальной задачей реабилитационной педагогики является разработка эффективных методов педагогической терапии и коррекции, компенсации, игротерапии, направленных на восстановление физического, психического, нравственного и духовного здоровья.

       Стержневой идеей является сохранение личности, воспитания в сложных, а иногда и драматических обстоятельствах жизни. Это побуждает педагогов к преодолению установленных стереотипов, устаревших ценностей подходов, поиска новых идей, создание интеллектуальной основы жизнетворчества, в которой утверждается проективная личностно ориентированная педагогика.

Все это направлено на развитие слухового восприятия, формирования произношения и воспитания чувств у детей с недостатками слуха. Уровень языковой компетенции ребенка является важнейшим среди интеграционных показателей ее развития. В процессе обучения и воспитания детей большую роль играет язык, поскольку он является не только орудием мышления и средством общения, что очень важно, а и средством передачи накопленных человеческих знаний, поэтому в процессе познания ребенком мира, трудно переоценить роль владения речью.

      Задачи работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха

Изучая и усваивая родной язык, дети могут полноценно общаться, воспринимать и познавать мир объективных реалий, привлекаться к сокровищнице национальной и мировой культуры. Вместе с тем речь способствует развитию их интеллектуальных способностей, а это, в свою очередь, дает возможность полнее реализовать себя как личность.

       Дети с недостатками слуха лишены возможности, самостоятельно, без специально организованной работы воспринимать окружающие звуки, и таким образом, овладеть устной речью как полноценным средством общения. Вопросы формирования устной речи и коррекция произношения у глухих и слабослышащих детей не утрачивает актуальности и сегодня.

       Сурдопедагогам хорошо известно, что уже в самом начале коррекционной работы у детей с недостатками слуха формируется неправильное произношение многих звуков, слогов, слов. Примером этого являются: спутывания звуков по способу и месту создания, оглушения звонких согласных, твердое произношение мягкой гнусавой речи, а также недостатки голоса, темпа, ритма и т.д. Все это затрудняет устное общение с окружающими. Отсюда и поиск новых подходов для совершенствования методики обучения языку и речи, ведь практическое решения определенных вопросов является одним из путей социализации глухого ребенка, его интеграции в общество. Полноценное включение детей с недостатками слуха в общественно полезную деятельность, в общество окружающих их слышащих людей в значительной степени зависит от владения ими, в частности, устной речью.

       Контакт с слышащими предполагает умение детей с недостатками слуха понимать обращенную к ним речь собеседника путем чтения с губ для слухо - зрительного восприятия и умение внятно, понятно для окружающих.

      Основными задачами работы по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха являются: максимальное развитие их остатков слуха, создание на базе развитого слуха качественно новой слухо зрительной основы для восприятия ими устной речи, а также использование слухового восприятия для приближения произношения глухого к естественному звучанию живой выразительной речи нормально слышащих людей.

       Несовершенная в фонетическом отношении речь учащихся, требующая многократных исправлений, медленный ее темп не могут не влиять на ход урока, на объем предлагаемого на уроке материала. Поэтому забота о качестве произношения у детей с недостатками слуха является задачей всего педагогического коллектива.

       Одной из задач работы по развитию слухового восприятия является обогащение воображения у детей с недостатками слуха о мире неречевых звуков, помощь им в ориентации в окружающей мире звуков.

       Развитие слухового восприятия речи на слух учительница проводит путем развития и реализации неиспользованных резервов тонального и речевого слуха детей с недостатками слуха.

       Специальные тренировочные упражнения способствуют накоплению слуховых образов слов, словосочетаний, фраз и, конечно, укреплению слухо - эстетических связей, в результате чего даже неполное восприятие звуковой структуры речевой единицы является достаточным, чтобы принять всю речевую единицу (например, слово).

        В процессе развития речевого слуха у детей с нарушениями слуха, в ходе тренировочных упражнений оказывается набор известных образов (фонем или вариантов), которые способствуют восприятию информации учащимися недостатками слуха.

         В условиях создания слухо-речевой среды большое значение приобретает отбор разговорного материала для слуховых тренировок. Обучение восприятию речи на слух ведется в русле обучения детей с глухих языке в его коммуникативной функции. Поэтому в систему слуховых тренировок включается такой речевой материал и такие виды работы, какие соответствуют этому принципу.

  1. Заключение

        Мировая педагогическая гуманистическая мысль ставит в центре внимания педагогов личность ребёнка с его способностью к развитию и саморазвитию. Чтобы ребенок вырос полноценным гражданином с первых дней жизни необходимо учить его говорить.

        Исходя из проведенной работы есть основания утверждать, что учитель индивидуальной работы, используя интерактивное обучения детей с особыми потребностями, решает проблему развития слухового восприятия и формирования произношения у детей с нарушениями слуха, используя современные технологии на индивидуальных занятиях.

       Важным звеном такого обучения и создания соответствующих условий при которых для достижения цели, ребенок свою деятельность направляет на поиск. Это поиск новых знаний.

       В каждом отдельном случае учитель выбирает тот способ общения с ребенком, который обеспечит взаимопонимание и возможность управлять действиями ребенка. Использует графические изображения профилей произношения, которые помогают детям более точно и осознанно воспроизводить основные дифференциальные признаки каждой фонемы. Ребёнок смотрит на графическое изображение профиля произношения звука, слушает как правильно произносить этот звук и старается сам произнести этот звук правильно, составить и прочитать слова по профилям произношения звуков. Эти упражнения позволяют научить учащихся правильного произношения звуков, корректировать силу голоса и вообще произношение.

Литература

  • Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. Пос. для учителя. 1 часть. Под ред. Королевская Т.К., Пфафендрат А.Н.М. «Владос», 2004
  • Богрова И.Г. Система работы по развитию восприятия речи на слух в школе для слабослышащих детей. Дефектология, 1984, №1 с.21-23.
  • Богрова И.Г. К вопросу об обучении слабослышащих школьников восприятию речи на слух. Дефектология, 1981, №4-5
  • Киреева Г.А. Белущенко В.А. Система работи по развитию слухового восприятия слабослышащих детей. Дефектология, 1989, №3 с. 40-44.
  • Леонгард Э.И. Значение контроля над произношением глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. М., 1963, с.63.
  • Нейман Л.В., Правдина О.В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С.С. М., 1969.
  • Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М.: Педагогика, 198, с.243.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"

"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...

Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха

Материал предназначен для педагогов, работающих  с детьми с нарушением слуха...

Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.

В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....

Методика использования развивающих пособий из фетра в коррекционной работе по развитию речи с детьми с нарушениями слуха.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка....

Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата

нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...