Изучение языка и овладения речью детьми с нарушениями слуха
статья (старшая группа) на тему
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему.
Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Знакомить детей с окружающим начинают посредством несложных по организации, недлительных по времени, но частых и осуществляемых в быту и на прогулках наблюдений за общественно-полезной деятельностью взрослых. Впечатления, полученные детьми, создают основу для формирования обобщённых представлений в процессе занятий (бесед, экскурсий и т.д.). Важным фактором воспитания является привлечение ребёнка к участию в делах взрослых, в общественно значимых событиях (посильная помощь окружающим в их повседневном труде, в подготовке к праздникам; выполнение разного рода поручений, которые даются в привлекательной для ребёнка форме и прочее).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение языка и овладения речью детьми с нарушениями слуха.
«Язык всем знаниям
и всей природе ключ»
Г.Р.Державин
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему.
Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Знакомить детей с окружающим начинают посредством несложных по организации, недлительных по времени, но частых и осуществляемых в быту и на прогулках наблюдений за общественно-полезной деятельностью взрослых. Впечатления, полученные детьми, создают основу для формирования обобщённых представлений в процессе занятий (бесед, экскурсий и т.д.). Важным фактором воспитания является привлечение ребёнка к участию в делах взрослых, в общественно значимых событиях (посильная помощь окружающим в их повседневном труде, в подготовке к праздникам; выполнение разного рода поручений, которые даются в привлекательной для ребёнка форме и прочее).
Самой сложной проблемой сурдопедагогической теории и практики справедливо считается изучение языка и овладения речью детьми с нарушениями слуха в том, что оно затруднено нарушением функционирования важного сенсорного канала. Достаточно долго длится процесс усвоения детьми правильного произношения звуков родного языка. В течение первого второго года жизни в арсенале ребенка появляется их значительное количество. Ребенок с нормальным слухом овладевает в полном объеме звуковым комплексом фонетической системы, как правило, до пяти лет.
Актуальной задачей реабилитационной педагогики является разработка эффективных методов педагогической терапии и коррекции, компенсации, игротерапии, направленных на восстановление физического, психического, нравственного и духовного здоровья.
Стержневой идеей является сохранение личности, воспитания в сложных, а иногда и драматических обстоятельствах жизни. Это побуждает педагогов к преодолению установленных стереотипов, устаревших ценностей подходов, поиска новых идей, создание интеллектуальной основы жизнетворчества, в которой утверждается проективная личностно ориентированная педагогика.
Все это направлено на развитие слухового восприятия, формирования произношения и воспитания чувств у детей с недостатками слуха. Уровень языковой компетенции ребенка является важнейшим среди интеграционных показателей ее развития. В процессе обучения и воспитания детей большую роль играет язык, поскольку он является не только орудием мышления и средством общения, что очень важно, а и средством передачи накопленных человеческих знаний, поэтому в процессе познания ребенком мира, трудно переоценить роль владения речью.
Задачи работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха
Изучая и усваивая родной язык, дети могут полноценно общаться, воспринимать и познавать мир объективных реалий, привлекаться к сокровищнице национальной и мировой культуры. Вместе с тем речь способствует развитию их интеллектуальных способностей, а это, в свою очередь, дает возможность полнее реализовать себя как личность.
Дети с недостатками слуха лишены возможности, самостоятельно, без специально организованной работы воспринимать окружающие звуки, и таким образом, овладеть устной речью как полноценным средством общения. Вопросы формирования устной речи и коррекция произношения у глухих и слабослышащих детей не утрачивает актуальности и сегодня.
Сурдопедагогам хорошо известно, что уже в самом начале коррекционной работы у детей с недостатками слуха формируется неправильное произношение многих звуков, слогов, слов. Примером этого являются: спутывания звуков по способу и месту создания, оглушения звонких согласных, твердое произношение мягкой гнусавой речи, а также недостатки голоса, темпа, ритма и т.д. Все это затрудняет устное общение с окружающими. Отсюда и поиск новых подходов для совершенствования методики обучения языку и речи, ведь практическое решения определенных вопросов является одним из путей социализации глухого ребенка, его интеграции в общество. Полноценное включение детей с недостатками слуха в общественно полезную деятельность, в общество окружающих их слышащих людей в значительной степени зависит от владения ими, в частности, устной речью.
Контакт с слышащими предполагает умение детей с недостатками слуха понимать обращенную к ним речь собеседника путем чтения с губ для слухо - зрительного восприятия и умение внятно, понятно для окружающих.
Основными задачами работы по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха являются: максимальное развитие их остатков слуха, создание на базе развитого слуха качественно новой слухо зрительной основы для восприятия ими устной речи, а также использование слухового восприятия для приближения произношения глухого к естественному звучанию живой выразительной речи нормально слышащих людей.
Несовершенная в фонетическом отношении речь учащихся, требующая многократных исправлений, медленный ее темп не могут не влиять на ход урока, на объем предлагаемого на уроке материала. Поэтому забота о качестве произношения у детей с недостатками слуха является задачей всего педагогического коллектива.
Одной из задач работы по развитию слухового восприятия является обогащение воображения у детей с недостатками слуха о мире неречевых звуков, помощь им в ориентации в окружающей мире звуков.
Развитие слухового восприятия речи на слух учительница проводит путем развития и реализации неиспользованных резервов тонального и речевого слуха детей с недостатками слуха.
Специальные тренировочные упражнения способствуют накоплению слуховых образов слов, словосочетаний, фраз и, конечно, укреплению слухо - эстетических связей, в результате чего даже неполное восприятие звуковой структуры речевой единицы является достаточным, чтобы принять всю речевую единицу (например, слово).
В процессе развития речевого слуха у детей с нарушениями слуха, в ходе тренировочных упражнений оказывается набор известных образов (фонем или вариантов), которые способствуют восприятию информации учащимися недостатками слуха.
В условиях создания слухо-речевой среды большое значение приобретает отбор разговорного материала для слуховых тренировок. Обучение восприятию речи на слух ведется в русле обучения детей с глухих языке в его коммуникативной функции. Поэтому в систему слуховых тренировок включается такой речевой материал и такие виды работы, какие соответствуют этому принципу.
Заключение
Мировая педагогическая гуманистическая мысль ставит в центре внимания педагогов личность ребёнка с его способностью к развитию и саморазвитию. Чтобы ребенок вырос полноценным гражданином с первых дней жизни необходимо учить его говорить.
Исходя из проведенной работы есть основания утверждать, что учитель индивидуальной работы, используя интерактивное обучения детей с особыми потребностями, решает проблему развития слухового восприятия и формирования произношения у детей с нарушениями слуха, используя современные технологии на индивидуальных занятиях.
Важным звеном такого обучения и создания соответствующих условий при которых для достижения цели, ребенок свою деятельность направляет на поиск. Это поиск новых знаний.
В каждом отдельном случае учитель выбирает тот способ общения с ребенком, который обеспечит взаимопонимание и возможность управлять действиями ребенка. Использует графические изображения профилей произношения, которые помогают детям более точно и осознанно воспроизводить основные дифференциальные признаки каждой фонемы. Ребёнок смотрит на графическое изображение профиля произношения звука, слушает как правильно произносить этот звук и старается сам произнести этот звук правильно, составить и прочитать слова по профилям произношения звуков. Эти упражнения позволяют научить учащихся правильного произношения звуков, корректировать силу голоса и вообще произношение.
Литература
- Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. Пос. для учителя. 1 часть. Под ред. Королевская Т.К., Пфафендрат А.Н.М. «Владос», 2004
- Богрова И.Г. Система работы по развитию восприятия речи на слух в школе для слабослышащих детей. Дефектология, 1984, №1 с.21-23.
- Богрова И.Г. К вопросу об обучении слабослышащих школьников восприятию речи на слух. Дефектология, 1981, №4-5
- Киреева Г.А. Белущенко В.А. Система работи по развитию слухового восприятия слабослышащих детей. Дефектология, 1989, №3 с. 40-44.
- Леонгард Э.И. Значение контроля над произношением глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. М., 1963, с.63.
- Нейман Л.В., Правдина О.В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С.С. М., 1969.
- Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М.: Педагогика, 198, с.243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"
"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...
Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха...
Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.
В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....
Методика использования развивающих пособий из фетра в коррекционной работе по развитию речи с детьми с нарушениями слуха.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка....
Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата
нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...