Детский аутизм
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Что такое аутизм?
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС),— это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. Ранний детский аутизм (РДА) - форма дисгармоничного, нарушенного формирования психики, при котором наиболее страдает развитие социального аспекта интеллекта. У таких детей нарушена направленность и регуляция поведения, но при этом часто сохраняются формальные интеллектуальные возможности. У них вырабатывается стойкий дефицит общения со слабой выраженностью эмоций. Дети-аутисты погружены в свой внутренний мир и плохо идут на контакт с окружающими. Аутизм – серьезное расстройство, оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей. К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:
1. В том, как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)
2. В том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)
3. В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности). У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не 6 могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать. Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.
Симптомы аутизма
Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.
Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. Но если некоторые из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка, пройдите опросник для оценки риска наличия аутизма.
Опросник M-CHAT-R
Обведите «да» или «нет» после каждого вопроса.
1. Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? (пример: Если вы показываете на игрушку или животное, ребенок посмотрит на игрушку или животное)
А)Да Б)Нет
2. Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим?
А)Да Б)Нет
3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (пример: Ребенок притворяется, что пьет из пустой чашки, делает вид, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку)
А)Да Б)Нет
4. Ребенку нравится забираться на различные предметы? (пример: Ребенок любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки)
А)Да Б)Нет
5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? (пример: Ребенок перебирает пальцами около глаз)
А)Да Б)Нет
6. Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? (пример: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться)
А)Да Б)Нет
7. Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное? (пример: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге)
А)Да Б)Нет
8. Ребенок интересуется другими детьми? (пример: Ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним)
А)Да Б)Нет
9. Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам? (пример: Ребенок показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку)
А)Да Б)Нет
10. Ребенок отзывается на свое имя? (пример: Ребенок смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его (или ее) по имени)
А)Да Б)Нет
11. Когда вы улыбаетесь ребенку, он улыбается в ответ?
А)Да Б)Нет
12. Ребенка расстраивают обычные звуки? (пример: Ребенок начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка)
А)Да Б)Нет
13. Ребенок умеет ходить?
А)Да Б)Нет
14. Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете?
А)Да Б)Нет
15. Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? (пример: Машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки)
А)Да Б)Нет
16. Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите?
А)Да Б)Нет
17. Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него? (пример: Ребенок смотрит на вас, ожидая похвалу, или говорит «гляди» или «посмотри на меня»)
А)Да Б)Нет
18. Ребенок понимает то, что вы ему говорите? (пример: Если вы не будете ничего показывать руками, ребенок поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло»)
А)Да Б)Нет
19. Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? (пример: Если ребенок слышит странный или непривычный звук или видит новую игрушку, он смотрит на ваше лицо)
А)Да Б)Нет
20. Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? (пример: Когда его качают на качелях или раскачивают на коленях)
А)Да Б)Нет
Алгоритм для подсчета результатов
Если вы ответили «Нет» на любой вопрос, кроме 2, 5 и 12 – это прямое указание на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра.
Если вы ответили «Да» на любой из вопросов 2, 5 и 12- это указывает на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра.
За каждое совпадение начисляется 1 балл.
Низкий риск: Общий результат – 0–2 балла. Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока что не требуется.
Средний риск: Общий результат 3–7 баллов. Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение – идти ли на дальней шее, более детальное, обследование.
Высокий риск: общий результат 7–20 баллов. Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Особенности коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом в дошкольном образовательном учреждении."
Семинар по аутизму...
Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.
Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....
Презентация "Ранний детский аутизм"
В презентации обобщен и представлен опыт работы по теме "ранний детский аутизм"...
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.
Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.
Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...
Ранний детский аутизм
Содержание1. Психофизическое развитие детей в младенческом возрасте2. Психофизическое развитие детей в раннем возрасте3. Особенн...
Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду
Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...