Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи. «Город Троицк - малая Родина»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи.

«Город Троицк - малая Родина»

Разработала учитель-логопед: Рослова Наталья Сергеевна

2022 год

Цель: Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста.

Коррекционно – образовательная

- Совершенствовать фонематический слух, упражнять в определении первого звука в словах;

- Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные множественного числа  (д/и «Один – много»)

- Упражнять в подборе слов-антонимов, согласовании прилагательных с существительными (д/и «Скажи наоборот»);

Расширять и активизировать словарный запас прилагательных (д/и «Букет красивых слов»)

- Продолжать работу по обогащению словаря детей (горожане, достопримечательность, виртуальное путешествие)

Коррекционно – развивающая

- Развивать сообразительность, мышление, восприятие, внимание, логику, быстроту реакции, ( загадки);

- Закреплять умение собирать целую картинку из 6-ти частей, формировать у детей представление о целостном образе предмета, развивать логическое мышление, мелкую моторику рук (д/и «Собери и назови достопримечательность»);

- Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи,учить детей формулировать полный ответ на поставленный вопрос.

Коррекционно – воспитательная

- Уточнять и обогащать знания детей о малой Родине.

- Воспитывать любовь к Родине.

- Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи,учить детей формулировать полный ответ на поставленный вопрос.

- Продолжать формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о Троицке, разучивание стихотворений, составление рассказов по фотографиям.  Чтение рассказов о Троицке, рассматривание флага, герба Троицка, рисование  «Мой город». Экскурсия по улицам города Троицка.

Оборудование:

Картинки для игры «Расшифруй слово», фото «Достопримечательности города», видеоклип «Троицк – моя малая Родина», цветы для игры «Букет красивых слов». Буквы - РОДИНА

Ход НОД

Дети  входят в группу, здороваются с гостями.  Встают в круг.

Логопед : Ребята, давайте вспомним правила красивой речи.

Пальчиковая гимнастика «Правила красивой речи».

Каждый день, всегда, везде (дети сжимают и разжимают пальцы в кулаки)

На занятиях, в игре (пальцы левой руки соприкасаются с пальцами правой)

Ясно, четко говорю, потому что не спешу (дети сжимают и разжимают пальцы в кулаки).

Д/и «Расшифруй слово»

Логопед: Ребята я приготовила для вас интересное задание «Расшифруй слово». Определите первые звуки в словах-картинках, и составьте по первым звукам новое слово, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. На доске выставляются картинки: рыба, оса, дом, индюк, носорог, автобус. (Родина)

Логопед: Правильно, говорить сегодня мы будем о Родине. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово? (ответы детей).

Логопед: Родина это и страна, в которой мы живем, и город, и дом, и улица, и наши близкие и родные, и природа, которая нас окружает. Как называется наша большая Родина, страна, в которой мы живем? (Россия)

Воспитатель: Верно. А как называется  область в которой мы живём? (Челябинская область)

Как называется город в котором мы живём? (Троицк)

(ответы детей)

Давайте поиграем, я буду называть город в Челябинской области, а вы называете народ, который там живет.

Д/и «Кто в каком городе живёт?»

В Миасе – миасцы

В Чебаркуле – чебаркульцы

В Уфалее – уфалейцы

В Магнитогорске – магнитогорцы

В Пласте – пластовчане

В Карабаше – карабашцы

В Сатке - саткинцы

В Челябинске – челябинцы

Логопед : А как называется наша малая Родина, город, в котором мы живем? (Троицк)  А как называют горожан - людей, проживающих в Троицке? (троичане). А как называют девочку, проживающую в Троицке? (троичанка). А как называют мальчика, проживающего в Троицке? (троичанин).

Логопед : Много чудесных городов в России: больших и маленьких, красивых, современных, но самый милый и дорогой нашему сердцу это город – Троицк. Много написано красивых слов о нашем городе и сейчас ребята прочтут нам некоторые из них:

Фаина Азметова «Маленький город»

Мой маленький город,

Посланник Небес,

Как Божья награда –

Одно из Чудес.

 Мой маленький Троицк –

За миром теней,

Где тени святые

На фоне церквей.

 Мой маленький город – Крупинка страны

Не меркнет, не гаснет от чар старины.

Лидия Хрипко

Здравствуй, Троицк! 

В небе клик журавлиный

Клином гаснет вдали…

Троицк – город старинный,

Грань российской земли.

Был казачьим ты станом,

Русской крепкой рукой…

Ширь степей Казахстана

Там, за Уем-рекой…

Пугачевские рати

Помнит Троицкий бор:

Знать, у пушек со знатью

Был суров разговор.

Новых былей картины –

Замираю без слов…

Троицк – город старинный

Ты и молод и нов!

 Логопед : Ребята, а как называется главная улица города Троицка? (улица Ю.А. Гагарина, и улица В. И. Ленина).

Какие памятники и достопримечательности есть на улице Ю.А. Гагарина (Мемориальный комплекс с вечным огнём, памятник основателю города И.И Неплюеву, памятник воинам интернационалистам. На улице В.И. Ленина расположена центральная площадь города Троицка.)

Логопед: А как называются улицы, на которых вы живете? (ответы детей)

Д/и  «Назови улицу, на которой ты живешь» (по цепочке передаем  массажный мяч)

Молодцы, название улиц знаете хорошо. А давайте поиграем,  встаньте  в круг, я буду говорить о том какая улица у меня и бросать мяч одному из вас, а вы бросаете мяч обратно мне, отвечая: «А, моя улица…»  и называете слово наоборот.

Д/и «Скажи наоборот»(в кругу)

Моя улица старая, а моя улица новая;

Моя улица узкая, а моя улица широкая;

Моя улица ближняя, а моя улица дальняя;

Моя улица длинная, а моя улица короткая;

Моя улица светлая, а моя улица темная;

Моя улица грязная, а моя улица чистая;

Моя улица веселая, а моя улица грустная;

Моя улица шумная, а моя улица тихая;

Моя улица большая, а моя улица маленькая;

Физкультминутка

Это город. Как высок он (взявшись за руки, поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показываем крыши, распахиваем окна)

Город наш такой большой,(руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимают себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем фонарики)

Город улыбается (улыбаются)

Он нам очень нравится (показываем «класс»)  

Логопед : Ребята, в нашем городе есть много разных зданий. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадывая, будете называть эти здания.

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…. (Магазин)

Если мы посетим заведение это,

Два часа посидим в темном зале без света.

(Кинотеатр)

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

Логопед : Прежде чем мы отправимся в виртуальное путешествие, давайте подготовим наши глазки, чтоб не упустить ничего интересного.

Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Логопед :А сейчас внимание на экран.

Просмотр видеоклипа «Троицк – моя малая Родина»

Логопед : Наш город очень красивый, исторический, активно развивающийся, вы со мной согласны?

А вот насколько хорошо вы знаете достопримечательности города, мы сейчас проверим. Соберите картинки из частей и назовите достопримечательность.

Д/и «Собери и назови достопримечательность»

(Водонапорная башня- памятник архитектуры, здание пассажа Яушевых, Памятник троичанам — участникам Великой Отечественной Войны, здание гостиницы Башкирова)

Итог.

О чем мы сегодня говорили?

Что запомнилось больше всего?

Ребята, вы любите наш город?

Давайте подарим нашему городу «Букет красивых слов».

Дети называют прилагательные и прикрепляют цветок.

Наш город: многонациональный, гостеприимный, исторический, красивый, чудесный, солнечный, духовный, неповторимый, великолепный, родной, уральский, праздничный, цветущий, приветливый, многолюдный, заснеженный.

Город Троицк – лучший город Земли!

Литература и источники.

  1. Памятники Троицка (Челябинская область) — Википедия (wikipedia.org)
  2. Достопримечательности города Троицка. | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по городу Свободному (НОД в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи)

В настоящее время происходят глубочайшие изменения в мировом сообществе, и в этот период нестабильности одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание; возникает...

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

Интегрированное занятие в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Путешествие по малой Родине»

Цель: формировать понятие «Малая родина» через познавательные игры-викторины и музыкально - творческое развитие.Задачи:1. Закрепить и расширить представление о родном городе.2.Развивать зр...

НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) для детей с нарушениями речи: «Буква Р, Звуки [р], [р’]. Вода, пресноводные обитатели»

НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи: «Буква Р, Звуки [р], [р’]. Вода, пресноводные обитатели»Цель: дифференциация звуков...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи

Помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...