Консультация для родителей "Неврологическое нарушение слуха"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Причины нарущения слуха. Методики обследования слуха. Рекомендации родителям детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Особо стоит рассказать о нарушениях фонематического слуха у детей с расстройствами речевого развития. Какой характер имеет это нарушение: педагогический или медицинский?
Многие родители дошкольников отмечают, что их дети плохо воспринимают речевую информацию в шумных помещениях, в толпе, при включенном телевизоре, не понимают быструю, косноязычную речь и речь с большим количеством длинных и новых слов. На занятиях по подготовке к школе педагоги отмечают, что у таких детей есть снижение фонематического слуха.
Специалисты выделяют четыре типа нарушения слуха:
• Проводниковое. Этот тип нарушения дают повреждения, заболевания или неправильное формирование наружного и среднего уха. Часто причиной этого нарушения становится отит. Этот вид потери слуха может быть как временным, так и постоянным.
• Нейросенсорное. Повреждение или неправильное развитие внутреннего уха или слухового нерва вызывают нейросенсорную потерю слуха. Нейросенсорная потеря слуха обычно является постоянной.
• Смешанное. Это комбинации проводниковой и нейросенсорной потери слуха.
• Центральное неврологическое. Возникает в результате повреждения слуховых центров мозга, которые искаженно и не в полном объеме воспринимают слуховые сигналы. Ребенок с таким типом повреждения слуха слышит, но не все понимает в услышанной речи. Это и есть нарушение, которое мы называем нарушением фонематического слуха.
Это нарушение выявляется при исследовании слуха методом слуховых вызванных потенциалов. Слуховые вызванные потенциалы называют еще стволовыми, потому что основная часть звукового пути проходит по стволу мозга. А ребенок рождается стволовым существом, потому что другие части мозга у него еще не развиты, и именно ствол мозга обеспечивает ребенку все необходимое для начального жизнеобеспечения.
Центральные нарушения слуха отоларингологи не лечат – это патология неврологическая. Но без специальных исследований невролог не может поставить верный диагноз, и ребенку могут быть поставлены такие диагнозы, как ЗРР, ММД, СДВГ. В результате чего ребенок остается без правильного лечения и коррекции.
Эта проблема находится на стыке интересов оториноларингологов, нейропсихологов и дефектологов, но ни один из этих специалистов не способен решить проблему, потому что для ее решения нужны неврологическая диагностика и лечение.
Родовые травмы, гипоксия во время беременности и родов, нарушения кровоснабжения мозга и другие патологические состояния в начале жизни ребенка часто и достаточно грубо нарушают работу слуховой нервной системы, и в дальнейшем у ребенка возникают неврологические нарушения слуха, которые отрицательно влияют на развитие и обучение ребенка.
Основные симптомы неврологического нарушения слуха:
• ребенок плохо воспринимает обращенную речь в шумном помещении;
• ребенок плохо воспринимает речь по телефону;
• ребенок не может поддерживать долгую беседу;
• у ребенка трудности при запоминании сложных слов;
• у ребенка дефицит слуховой памяти (трудности с запоминанием звуковой информации);
• ребенку трудно поддерживать беседу, если его отвлекают другие звуки;
• ребенку сложно выполнить речевую инструкцию, если она состоит из нескольких пунктов;
• у ребенка возникают трудности при обучении чтению;
• ребенок с трудом воспринимает невербальную информацию (например, музыку).
Для постановки диагноза «неврологическое нарушение слуха» необходимо исключить простое периферическое нарушение слуха. Если же оториноларинголог не находит патологии, а аудиометрическое исследование не выявляет снижение слуха, то проводится специальное исследование, в которое входят тщательное неврологическое исследование, электрофизиологические исследования, доплеровское исследование кровотока мозга, электроэнцефалография и др.
Неврологические нарушения слуха могут встречаться при неврологических заболеваниях, таких как судорожные состояния, эпилепсия, опухоли центральной слуховой системы. Однако наиболее распространенная причина таких нарушений – задержка созревания центральных слуховых путей.
Подходы к коррекции и лечению неврологического нарушения слуха можно разделить на три категории:
1. улучшение восприятия ребенком слуховой информации;
2. улучшение когнитивных и речевых навыков ребенка;
3. улучшение качества слухового сигнала.
Используются стимулирующая лекарственная терапия, массаж речевых точек и зон, занятия с логопедом. Детям с такой патологией полезны тренирующие слух процедуры и тренинги фонематического слуха.
Педагоги и родители помогут ребенку, если будут говорить медленно, четко произнося все звуки, упрощая сложные фразы, используя зрительную поддержку в дополнение к речевой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Создание слухоречевой среды для детей с нарушением слуха".
В данной консультации даны рекомендации родителям по созданию слухоречевой среды дома. Также эта информация будет полезна начинающим педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Знакомство младших дошкольников с нарушенным слухом с природой».
Данная консультация поможет родителям и воспитателям младших дошкольников с нарушенным слухом правильно знакомить детей с природой....
Музыкальные занятия - важное средство развития слуха и голоса у детей с нарушением слуха
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушений осущест...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха...
Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха.
Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха. Цель: совершенствовать произносительные навыки детей, речевое дыхание; развив...
Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.
В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....