Консультация для педагогов: «Взаимодействие педагога и учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями»
консультация по коррекционной педагогике
Данная консультация рассматривает вопросы взаимодействия педагога, учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори
Белгородского района Белгородской области»
Консультация для педагогов:
«Взаимодействие педагога и учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями»
Подготовила: Наумова Наталья Павловна,
учитель – дефектолог
Ясные Зори, 2021 год
В настоящее время число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не сокращается, а напротив, увеличивается, поэтому остается актуальным вопрос об усилении медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Не последнюю роль в этом процессе играет дошкольное образование.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребёнку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умственной недостаточностью.
Устранение недостатков в развитии, пробелов в знаниях, развитие психических процессов и когнитивных способностей ребёнка, воспитание гармоничной личности невозможно без совместной деятельности педагогов и родителей и требует единства, согласованности всей системы воспитательно - образовательных воздействий взрослых на ребёнка.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.
Важную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса играет преемственность учителя-дефектолога и воспитателей. Для достижения положительных результатов в коррекционно-воспитательной работе необходима чёткая организация жизни детей в детском саду.
При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями комбинированной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.
Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей
Ведущая роль в планировании коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений интеллектуальной деятельности, психических процессов, недоразвитию сенсомоторной сферы и речи, устранению дефектов и пробелов в познавательной деятельности принадлежит учителю-дефектологу, а воспитатели продолжают работу по развитию когнитивных способностей, речевой деятельности, закреплению умений и навыков, полученных детьми на занятиях с учителем-дефектологом.
Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности.
Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей:
- Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий.
- Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
- Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
- Учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.
- Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий (УУД). Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.
- Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
- Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и специалисты отделения социально-трудовой реабилитации.
4. Совместное взаимодействие с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью
В обучении присутствуют следующие элементы коррекционно-педагогической работы:
- Индивидуальный подход
- Предотвращение наступления утомляемости
- Активизация познавательной деятельности
- Проведение подготовительных занятий
- Обогащение знаниями об окружающем мире
- Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления
- Проявление педагогического такта.
Рекомендации:
Чтобы справиться с проблемами в раннем детском возрасте, с малышами нужно играть в игры для детей с интеллектуальной недостаточностью . У таких детишек игровая мотивация выражена слабо, малыши часто не хотят играть или не могут поддержать игру, предложенную взрослыми. Чаще у детей с задержкой психического развития ярко выражена деятельность с предметами, когда ребёнок открывает крышку и сразу закрывает, набирает лопаткой песок и высыпает, баз какого-либо игрового замысла. Малыш просто повторяет запомнившиеся действия старших, но при этом не выстраивает сюжет игры.
Нужно научить особенного ребёнка с играть в игры, нужно дать малышу представление об игре. Если это дидактические игры, при которых перечисляются действия в какой-либо профессии, то чтобы заинтересовать малыша, стоит провести его на экскурсию в кабинет врача, на кухню, в столовую и т.д. Совместно с ребенком нужно составлять план игры, распределять роли каждого в игре, выбирая кто будет поваром, а кто посетителем, кто врачом, а кто пациентом. Кроме того, нужно просить малыша помочь взрослому подобрать необходимые предметы для игры и выбрать действия. Также стоит показывать тематические картинки, по теме игры и лишь затем, беседуя с малышом, приглашать его в игру, показывая ребенку последовательность действий и прося его отгадать действие. Также можно попросить ребенка продолжить данное действие. Воспитатели должны показывать малышу игры с 3 и 4 предметами. Причём все действия нужно проговаривать. На речь нужно обращать особое внимание, прося малыша делать также.
Игры для детей с интеллектуальной недостаточностью очень хорошо помогают развитию речи ребёнка. Воспитатель должен рассказать сказку или историю, по какому-либо предмету ,показывая малышу картинки не более 3-4 штук, или по игрушке.
Отлично помогают бороться с задержкой психоречевого развития сценки-диалоги с помощью игрушек или кукол. Эти игры, в которых участвует как взрослый, так и ребёнок, очень помогают развивать воображение и абстрактное мышление. Помогают развитию малыша и обыкновенные кубики, из которых малыш может научиться строить как башни, так и любые другие здания. Играя с ребёнком, стоит постоянно общаться с ним, уточнять, какого цвета будут кубики у основания и какого сверху, делать акцент на размер и форму используемых предметов. Показывайте ребёнку картинку с различными зданиями и просите его построить подобие их из кубиков. После завершения игры стоит дать оценку вашей работе вместе с ребёнком. По аналогичному принципу строятся такие игры для детей с особыми образовательными потребностями как лепка или рисование.
Одним из основных направлений в коррекционно-развивающей работе с такими детьми является работа над развитием сенсомоторной сферы.
Работу над развитием сенсомоторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:
1. Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.
2. Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики и высших психических функций.
К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.
К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.
К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.
3. Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.
В коррекционную работу включается серия подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновременно у ребёнка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.
Таким образом, эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от чётко спланированной системы по реализации взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателей, а также других членов педагогического коллектива. Доверительность и целенаправленное сотрудничество всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников с интеллектуальной недостаточностью, оказывают положительное воздействие на всестороннее развитие детей с особыми образовательными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».
В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...
Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...
Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"
Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
Особенности корекционно-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
Особенности корекционно-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...
Официальный сайт как условие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей в условиях многофункционального центра
В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, инфор...