ТИКО-конструирование как инструмент развития детей дошкольного возраста с ООП
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
ТИКО-конструирование как инструмент развития детей дошкольного возраста
с особыми образовательными потребностями
Современный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания специалистов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. Эффективность обучения этой категории детей связана с изучением особенностей их развития, специфики нарушений и поиском способов психолого-педагогической помощи в период дошкольного детства. Особенно это актуально в процессе интеллектуально-личностного развития и коррекции при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в том числе задержку психического развития и общее недоразвитие речи. Такие дети часто испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом, в силу нарушений гнозиса и праксиса. Восприятие у них замедлено, избирательно, часто фрагментарно и не обобщено, что приводит к задержке развития всей познавательной сферы ребенка [1, c.58].
Развитие речи происходит в течение всей жизни человека, однако именно в дошкольном детстве закладывается
активность ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в подгруппе и группе, происходит развитие творческих, конструктивных способностей. Педагогу представляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, предлагать разноуровневые задания с учетом возможностей и интересов детей. С психологической точки зрения, технология позволяет создавать ситуацию успеха и повышать мотивацию к познавательной деятельности. Логопедическая работа по лексическим ее фундамент. Установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, конструирование является одним из перспективных инструментов речевого и познавательного развития. В педагогике конструирование интересно тем, что оно позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Доказано, что занятия по конструированию, как и другие продуктивные виды деятельности, носят коррекционную направленность, способствуют развитию мелкой моторики, планирующей функции речи и развитию речевой активности у дошкольников.
В результате использования ТИКО-конструирования в образовательной деятельности, дети получают базовые знания по всем образовательным областям, у них формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля. В процессе игровой конструктивной деятельности педагог может, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизировать их познавательную активность, формировать и корригировать поведение, развивать коммуникативную функцию и интерес к образовательной деятельности. Манипулирование с ТИКО – элементами также способствует тому, что коррекционное воздействие на детей с речевой патологией становится более эффективным.
В процессе занятий и в свободной деятельности ведется работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, речи, расширением словарного запаса. Применяя ТИКО в коррекционно-развивающем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям [2, c.154].
ТИКО обладает рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего – большим диапазоном возможностей: вариативностью использования деталей в создании как плоскостных, так и объемных моделей. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ТИКО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. В этом ему может помочь ТИКО-конструирование.
Накопление словарного запаса у детей с особенностями в развитии эффективнее происходит через увиденное и осознанное. Например, при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Котёнок без чего? - Без хвоста. Сделаем хвост кому? – Котёнку).
Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даётся речевой образец. Проговариваются вслух игровые действия. В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Воспитатель придумывает сказки и загадки про животных, обыгрывает их совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки. Также в своей работе педагог предусматривает задания для совместной с родителями деятельности. Так, например, родителям и детям даётся задание: придумать мини-сказки про животных. Затем дети, используя свои ТИКО-модели, с большим желанием показывают свои сказки сверстникам и взрослым. Дошкольники, создавая модели, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для зайца, не вообще самолет, а самолет для гномика. Дети выполняют постройки по образцу, по схеме, а также по словесному описанию, что способствует развитию понимания речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей [4, с.18].
При проигрывании и обыгрывании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить – что за чем, как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ), совершенствуют навыки употребления предлогов.
Созданные модели из ТИКО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. Посредством объемных моделей, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности, а в процессе игры создаются условия для развития речетворчества.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень его эстетического и эмоционального развития. Современное общество предъявляет четкие требования к уровню развития речи, которая должна быть грамотной, уместной, выразительной, богатой.
Пересказ не по сюжетной картинке, а по ТИКО-модели (плоскостной или объемной), помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает его описание более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Применение ТИКО на занятиях по развитию речи особенных детей позитивно отражается на качестве обучения, так как способствует:
1.Развитию лексической стороны речи;
2.Формированию грамматической составляющей речи (совершенствованию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а также образованию сложных слов);
3.Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
4.Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
5.Овладению звукобуквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются детали с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
6. Стимулированию речевого развития и умственных способностей, посредством развития мелкой моторики пальцев рук. Тренировка тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук оказывает благотворное влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
7. Раскрытию индивидуальности каждого ребенка и поддержке детской инициативы [3].
В целом данная технология способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. В ходе игровых занятий с ТИКО – конструктором развивается коммуникативная темам с применением ТИКО – конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки.
Применение конструктора ТИКО в образовательной деятельности делает процесс обучения более результативным. Занятия для детей превращаются в игру, которая вызывает у них положительные эмоции, приучает быть более внимательными, усидчивыми, правильно понимать и точно выполнять инструкцию. В силу своей универсальности конструктор ТИКО является одним из предпочтительных развивающих педагогических инструментов, позволяющих разнообразить образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Нельзя не отметить благотворное влияние использования конструктивной деятельности на мотивационную составляющую коррекционно-развивающего процесса. Воспитанники охотно участвуют в проектах детского сада и объединения, а также пробуют свои силы и в конкурсах разного уровня. Так участие юных конструкторов с проектом «Виват, Тагильский цирк» во Всероссийском конкурсе "ТИКО-изобретатель - 2019" на тему "Цирк! Цирк! Цирк!" было отмечено дипломом III степени в категории «Дети с ОВЗ» и памятными призами.
Список используемых источников
- Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2002. №1 – 198 с.
- Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС./ М.С. Ишмакова - ИПЦ Маска, 2013 г. – 100 с.
- РАНТИС Интернет – магазин «Развивающие игры и конструкторы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/integrirovannye_zanyatiya_s_konstruktorom_tiko
- Твардовская А.А., Тропынина М.А. Технология диагностико – коррекционной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами LEGO – конструирования в условиях Лекотеки – Казань: Отечество, 2014. – 30 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры с блоками Дьенеша, как инструмент предматематического развития детей дошкольного возраста.
В статье представлен материал об использовании блоков Дьенеша в игровой деятельности детей раннего возраста. Игры позволяют формировать предматематические представления у детей-дошкольников....
Консультация для педагогов. Унифицированная “Карта развития” Н.А. Коротковой как доступный инструмент по проведению наблюдений за развитием детей дошкольного возраста.
Презентация опыта работы использования унифицированной «Карты развития» Н.А. Коротковой....
План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...
Выступление на педагогических чтениях на тему: «ТИКО – конструирование как инновационная образовательная технология в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: возможность использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста....
«Инженерно – техническое творчество, как инструмент развития детей дошкольного возраста»
laquo;Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни,он всегда будет только подражать и копировать».Л.Н.Толстой В современном мире активно развиты интеллектуал...
Коммуникативные игры: ключевой инструмент развития детей дошкольного возраста
Коммуникативные игры: ключевой инструмент развития детей дошкольного возраста...
Театральная деятельность как инструмент развития детей дошкольного возраста
Театр - самый доступный и простой вид искусства для детей, который помогает решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формирован...