Сообщение из опыта работы
консультация по коррекционной педагогике
Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова.
«Способы организации и содержание работы
с родителями в условиях
детского сада
компенсирующего вида»
Материалы педагогического совета «Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида».
Сообщение учителя-логопеда Краминой О. И. от 27.01.11.
Место проведения: музыкальный зал.
Тема: «Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида»
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в казалось бы благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психолога направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в логопедических группах уделяется большое внимание работе с родителями. На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиями семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
В своей работе с родителями стараюсь использовать новые, более современные формы, для того, чтобы обеспечить творческий дифференцированный подход к семье и детям. Хотя традиционные формы работы по-прежнему остаются фундаментальными:
- проводятся родительские собрания с показом открытых занятий;
-консультации и беседы;
-занятия-практикумы;
-оформление папок-передвижек;
-консультации в уголке логопеда;
- домашние задания для совместной работы родителей с детьми и т.д.
- В начале учебного года я провожу углублённую диагностику речевого развития детей. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка.
Во вновь скомплектованных группах параллельно с обследованием детей на индивидуальных встречах я знакомлюсь с семьями воспитанников. Первая встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Я стараюсь очень тактично выяснить, насколько адекватно оценивают родители сложность речевых нарушений ребенка, каковы их воспитательные позиции, условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Так же я рассказываю о результатах логопедического обследования и настраиваю родителей на предстоящую совместную работу.
Каждому родителю стараюсь объяснить, что коррекционно-развивающая работа по речевому развитию многоплановая и проходит по следующим направлениям:
- развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие словаря и формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи и речевого общения;
- Обучение элементам грамоты.
Так же на этом этапе работы с родителями проводится первичное анкетирование «Давайте познакомимся», с целью расширения представлений педагогов об условиях развития и воспитания ребенка в семье.
2) В логопедической группе групповые родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Собрания проводятся с участием специалистов. В середине года с показом открытого логопедического занятия, в конце года – с показом открытого занятия воспитателей по развитию речи. На открытых занятиях родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком в ходе учебной деятельности и учатся практическим приемам коррекционно-развивающей работы. Специалисты, выступающие на собраниях, знакомят родителей с особенностями своей работы и дают практические рекомендации, советуют развивающую литературу. Родительским собраниям мы уделяем особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, анализируем проведение каждого собрания.
3) Еженедельное консультирование родителей по различным вопросам коррекционно-развивающей работы в форме индивидуальных и подгрупповых консультаций.
Консультации логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.
Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе:
- «Артикуляционная гимнастика»;
- «Развитие мелкой моторики»;
- «Выполнение домашнего задания»;
- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;
- «Как научить ребенка читать»;
- «Как учить звукобуквенному анализу».
4) Так же еженедельно по четвергам проводятся занятия-практикумы.
На таких занятиях показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, приемы по развитию мелкой моторики и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков я обучаю родителей наиболее эффективным приемам автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, текстах и т. д.
Занятия-практикумы могут проводиться или с участием только родителей или с участием родителей и ребенка. Логопеды практикуют и комбинированные консультации-практикумы, которые объединяют сообщения на определенную тему и затем практическое занятие. Например: «Артикуляционная гимнастика»: в 1 части занятия родителям дается информация о значении артикуляционной гимнастики, об организации проведения, рекомендации по проведению, а во 2 части – практикум, на котором родители перед зеркалом учатся правильно выполнять упражнения.
В прошлом году я проводила такое занятие-практикум, которое называлось «Мастерская». Сначала родители выслушали информацию о развитии мелкой моторики у детей, затем им продемонстрировалось, как из подручного материала можно изготовить пособия для развития мелкой моторики и развитие воздушной струи. Это:
- Игровая доска с разноцветными гвоздиками.
- Разноцветные бусы.
- «Салют».
- «Вертушка»
Следующая форма работы с родителями это:
5) Наглядно-информационный материал для работы с родителями:
- Домашняя тетрадь для совместной работы родителей с детьми.
Тетрадь заполняется логопедом один раз в неделю и дается на выходные дни для закрепления ребенком умений и навыков, полученных на занятиях.
Кроме этого я использую для домашнего задания наглядно-методическое пособие Н. В. Нищевой – домашняя тетрадь «Занимаемся вместе». В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.
- Оформление тематических папок-передвижек. Папки-передвижки меняются 1 раз в три месяца. Их содержание наглядно представляет информацию о каком-то направлении логопедической работы. У нас в группе имеются папки-передвижки по темам:
«Артикуляционная гимнастика в картинках»;
«С пальчиками играем – речь развиваем»;
«Развитие мелкой моторики рук» и др.
Нетрадиционные формы работы с родителями.
В своей практике мы стали использовать печатные консультации и памятки для родителей в виде буклетов. Каждый родитель получает буклет после проведенного собрания или консультации. Тема буклета соответствует теме проведенного мероприятия. Родителям очень понравилась такая форма преподнесения информации. Мы подготовили буклеты по темам:
-«Дыхательная гимнастика»;
- «Пальчиковая гимнастика»;
- «С пальчиками играем – речь развиваем»;
- «Играем со спичками и палочками»
- «Точечный массаж» и др.
Мы будем продолжать работу в этом направлении.
В каждой логопедической группе есть для родителей фотоальбом по темам: «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Точечный массаж». В фотоальбомах представлены фотографии детей, выполняющих упражнения и краткое описание этого упражнения.
К некоторым консультациям или собраниям мы организуем выставку пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» - шнуровки, мозаики, конструкторы, трафареты, пазлы, массажные мячики, колечки и др.
В том году в старшей группе после такой консультации многие родители приобрели массажные мячики и колечки для детей и для себя.
Кроме этого мы начали практиковать организацию библиотеки для родителей. После консультации или собрания родители могут взять домой на время предлагаемую литературу по теме или необходимое пособие, чтобы использовать их для занятий с детьми.
Пожелания родителей натолкнули нас на мысль, что нам надо в дальнейшем организовать видеотеку для родителей, чтобы у них была возможность взять диск с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и посмотреть его дома, чтобы правильно и точно выполнить с ребенком задания логопеда.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....
Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка. Важной задачей воспитания дошкольн...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....