Сказкотерапия как средство формирования и развития речи дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
В стаье описывается сказкотерапия как незаменимый метод развития речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
казкотерапия как средство формирования и развития речи дошкольников
Сказкотерапия — метод, известный давно, во все времена дети, да и многие взрослые любили, да и любят слушать сказки. Используя данный метод в логопедической практике, можно достичь успеха в процессе обучения ребенка, особенно в развития у него связной речи.
Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии, как я считаю, должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой другой вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Для этого используются различные формы работы со сказкой:
- Анализ сказок.
- Рассказывание сказок
- Постановка сказок
- Сочинение сказок
- Куклотерапия.
Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы:
- вычленение слов из сказки с заданным звуком;
- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
- подбор эпитетов к сказочному герою; называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
- придумывание нового названия сказки;
Для формирования правильного грамматического строя речи ребенка я использую следующие формы работы:
- составление предложений по опорным картинкам из сказок;
- составление предложений с определенным словом или с несколькими словами;
- упражнение "Закончи предложение" и т.д.
При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.
В работе я так же использую методические пособия, в которых представлены логопедические дидактические сказки с элементами сказкотерапии. Например артикуляционные сказки для постановки звуков. Главный герои – Язычок и герои мультфильмов, например артикуляционная гимнастика со смешариками. В работе со сказкой использую приёмы мнемотехники, компьютерную технологии.
Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ
1. Любознательный, активный.
2. Эмоционально отзывчивый.
3. Коммуникативно развит.
4. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
5. Уверенный в своих силах, инициативный, самостоятельный.
Таким образом, использование в логопедической практике метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип педагогики – целостное развитие личности воспитанника.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша
«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.
Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике.
Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи.
Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
Сказкотерапия в системе занятий по развитию связной речи преследует такие цели:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- приобщение детей к истокам народной культуры.
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.
Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой– организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.
Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.
Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.
Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников.
Статтья посвящена проблемам психологической безопасности дошкольников в современном мире....
Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».
Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
План самообразования "Сказкотерапия как средство формирования и развития речи детей 3-4 лет"
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.Основной принцип сказ...
Проект «Сказкотерапия, как средство формирования речевой активности у дошкольников»
Для получения результата необходимо повысить квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС.Среди...
Сказкотерапия, как средство формирования безопасного поведения у дошкольников
Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техноге...
Занятие по развитию речи «Сказкотерапия – как средство формирования и развития речи дошкольников» в средней группе
конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....